Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования:
- Блж. Августин Аврелий
- Примасий
- Проф. А. П. Лопухин
- Свт. Андрей Кесарийский
- Свт. Кесарий Арелатский
- Сщмч. Викторин Петавийский
Блж. Августин Аврелий
Ст. 9-10 И я пошел к ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем
Утроба наша прильнула к земле (Пс 43:26), то есть наша утроба была согласна с нечестивостью этого праха. Ведь это и сказано: прильнула. Для меня же благо - быть близким к Богу. Ведь ты тогда близок Богу, когда согласен с Богом. Сказано не без причины о нашей утробе, что она прильнула к земле, поскольку указываются те, кто, не претерпев гонения, были согласны с врагами. Вот почему они прильнули к земле. Но почему они названы утробой, если не потому, что плотские: как уста Церкви - у святых, у духовных, так чрево Церкви - у плотских? Итак, уста Церкви явлены, чрево скрыто как более изнеженное и более слабое.
На это Писание указывает в определенном месте, где некто говорит, что он получил книгу, и книга эта была сладка, говорит, в устах его и горька в его чреве. Что это, если не высшие предписания, которые получают духовные и не получают телесные и которым радуются духовные и печалятся телесные? Что содержит, братья, эта книга? Продай все, что имеешь, и раздай нищим (Мф 19:21). Как сладко [это звучит] в устах Церкви! Все духовные так и поступили. Но если ты скажешь какому-нибудь плотскому: сделай так, то скорее он уйдет от тебя недовольный, как тот богатый от Господа, чем сделает то, что сказано. Почему он ушел недовольный, если не потому, что та книга сладка в устах и горька во чреве?
Изъяснения Псалмов.
Примасий
И я пошел к ангелу и сказал ему: дай мне книжку. Церковь была подвигнута Божественным вдохновением к тому, чтобы всецело научиться этому Таинству. Он сказал мне: возьми и съешь ее, то есть она должна быть спрятана в тайных внутренних органах. Она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед, то есть с восприятием ты насладишься сладостью Божественной речи и упованием на обещанное спасение и милостью Божественного правосудия, но, конечно, ощутишь и горечь, когда начнешь проповедовать это благочестивому и нечестивцу. Ибо, услышав проповедь о Божественном правосудии, некоторые, испугавшись горечи наказания, изменяются к лучшему, а другие - раздражаясь, ожесточаются пуще прежнего и разжигают в себе лютую ненависть на проповедников. Обличай мудрого, и он возлюбит тебя; обличай глупого, и он возненавидет тебя (Притч 9:8). Но проповедник получает горечь от обоих, или вместе с кающимися, из сострадания проливая слезы, или подвергаясь мучению, которое доставляет горечь их порока. Поэтому Апостол говорит: великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Рим 9:2-3). Я прихожу к выводу, что, поскольку сладость следует приписывать благочестивым, а горечь - только нечестивцам, то в данном случае было более уместно для него упомянуть горечь. Ибо духоносный муж сказал: Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим (Пс 118:103).
Комментарий на Откровение.
Проф. А. П. Лопухин
И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед
См. Толкование на Откр. 10:8
Свт. Андрей Кесарийский
И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее, она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед
Сладко для тебя, говорит, познание, будущего, но вместе и горько для чрева, т. е. сердца, - вместилища словесной пищи, из-за сострадания к тем, которые должны претерпеть ниспосланные по Божественному определению наказания. Это же толкуется и в другом смысле: поелику Святый Евангелист не испытал худых дел, поглощением книги, содержащей деяния нечестивых, ему и показывается, что при начале греха бывает сладость, а по совершении - горечь по причине отмщения и воздаяния.
Свт. Кесарий Арелатский
И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед
И иначе говорит Иоанн: будет сладка в устах твоих, как мед, но горька во чреве твоем. Под устами понимаются благие и духовные христиане, под чревом - плотские и жадные до наслаждений. Поэтому когда проповедуется слово Божие, то оно сладко в духовных, плотским же - согласно апостолу, их бог - чрево (Фил 3:19) - кажется горьким и едким.
Изложение Откровения.
Сщмч. Викторин Петавийский
И я пошел к ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед
Получить книжку и съесть ее - значит поверить памяти то, что было показано. Сладка в устах означает, что плод пророчества - наисладчайший для изрекающего и слушающих его, но и для проповедника, и для держащихся заповедей, он является вместе с тем и очень горьким по причине страданий.
Толкование на Апокалипсис.