Скрыть
И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 1-2 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище

Иоанн говорит о власти, которую он, освобожденный от суда, позже осуществлял в церквях. Ведь он и Евангелие позже записал. Ибо когда существовали Валентин, Керинф и Эбион, а также другие учения сатаны, рассеянные по миру, то пришли к нему из соседних городов епископы и обратились к нему [с просьбой], чтобы он записал свидетельство о Господе.

Мера же веры - это повеление Господа нашего признавать Отца Всемогущего - как мы и учились, - а также Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, до начала мира рожденного Отцом в Духе, ставшего человеком и после победы над смертью восхищенного Отцом во плоти на небеса. Он – Святый Господь и залог бессмертия, проповеданный пророками и описанный в Законе, рукою Божией и словом всемогущего Отца Создатель всего мира (Ср. Ис. 66:2; Деян. 7:50). Это [исповедание есть измерительная] трость и мера веры, чтобы у святаго жертвенника не поклонялся никто, кто не исповедует сих: Господа и Христа Его (Пс. 2:2; Деян. 4:26).

А внешний двор <… > исключи. Внешний двор храма – это атриум, не занятое ничем пространство между стенами. Его Он приказал исключить из Церкви, как ненужный, потому что он дан язычникам на попрание. Это означает, что такие люди будут попираться язычниками или с язычниками. Затем он повторяет о падении и разорении последних времен. они будут попирать святый город сорок два месяца. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище, то есть три года и шесть месяцев. Тысяча двести шестьдесят дней – это сорок два месяца. Итак их проповедь будет длится три года и шесть месяцев, и царство антихриста будет длиться столько же.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 1-2 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца

Тростью показывается, что все являющееся на небе, хотя у нас и неодушевленно, есть однако разумно, как-то: жертвенник, престол и нечто другое, ибо слово: «востани и измерь церковь Божью» сказала данная ему трость, чем указывается на то, что храм Божий измеряется Ангельским разумением. Если же кто заметит, что сии слова он услышал от давшего же ему Ангела трость, тому ответим, что трость показывает соответствующую приемлющему меру разумения и знания, коего удостоятся все отличенные у Бога и Божиих Ангелов за добрые дела: ибо позна Господь сущия своя (2Тим. 2, 19), говорит Божие Слово. - Следует знать и то, что некоторые под храмом Божиим разумели Ветхий Завет, а под внешним двором - Новый, неизмеримый по обилию в нем спасаемых; под сорока двумя месяцами - краткость времени до второго пришествия, в которое будут содержать тайны Нового Завета. - Мы же думаем, что храмом Бога Живаго называется церковь, в которой приносим мы Богу словесные жертвы. Внешний двор - это общество неверующих и Иудеев, не удостоенных за нечестие Ангелъскаго измерения: позна Господь сущия своя, беззаконных же Всеведущий не знает. - А что Святый град, - новый ли Иерусалим или вселенская Церковь, будет язычниками попираем сорок два месяца, сие, думаю, означает, что в пришествие антихриста верные и твердые будут попираемы и гонимы три с половиною года.

Толкование на Апокалипсис

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем

Сказано встань не потому, что Иоанн слушал его сидя, но потому, что этим словом сердца всех людей побуждают­ся измерить свои дела, отталкиваясь от Писания. И тогда становится понятно, насколько далеко каждый прошел по пути совершенства и насколько согласуется его жизнь с Божественными установлениями.

Изложение Откровения

Экумений (†VIв.)

Ст. 1-2 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца

Прежнее видение показало боже­ственному Иоанну множество святых, пребывающих со Христом и созерца­ющих Божий престол, среди которых было намного больше язычников, чем израильтян. А это видение показыва­ет ему, сколько во времена Ветхого Завета прославилось святых, а сколько во времена Нового. И смотри, как тонко оно очерчивает это. Иоанну дается измерительная трость, чтобы он измерил храм Божий и жертвенник в храме (очевидно Иерусалимском), и поклоняющихся. И он измерил. Угодив­шие Богу во времена Ветхого Завета были доступны измерению по причи­не небольшого числа. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам. Измеряя храм и жертвенник и тех, кто приносил в нем жертвы, он услышал, что необходимо исключить двор и расширить его, и не измерять - как то, что превышает измерение. Двор, сказано, отдается язычникам, то есть и принадлежит храму, и остается вне него.

Так и Новый Завет примыкает к Ветхому. Ибо то, что в Ветхом было сокрыто тенью, духовно и истинно исполняется в Новом, который есть другой завет, по слову Иеремии: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской (Иер 31:31-32). Итак, говорит он, Новый Завет - это двор Храма. Потом видение таинственно указывает, что Тот, Кто в Новом Завете принял имена Христос и Начало, Господом был в Ветхом <…> Он назвал Новый Завет двором Ветхо­го. Ибо двор есть начало и вход в Бога, но не храм. Итак, он не измерил двор, через который и сам двор, и те, кто в нем, обозначаются. Ибо и Новый Завет, и в нем исправляемые - за пределами восприятия. Одни ­потому что их невыразимо много, а другой - из-за тонкости и высоты догматов.

Ибо он дан язычникам. Блага Нового Завета были даны также и Израилю, но поскольку те, кто во дворе из язычников, превосходят по числу прославленных из Израиля, а по большинству определяется целое, то и говорится, что двор отдан язычникам.

Они будут попирать святый город сорок два месяца. Он говорит город, а не храм, называя городом Церковь, о которой его слова: Славное возвещается о тебе, град Божий, Небесный Иерусалим, мать первенцев, написанных на небесах. Что же означает срок в сорок два месяца? Он намекает, что немного времени отпущено на земле государству Нового Завета и вслед за этим наступит конец. Ибо число сорок, составленное из четырех десяток, не является совер­шенным, равно как и число два. Текст указывает с помощью них, что пребы­вание Нового Завета в нынешней жизни не продлится долго. Поэтому Писание называет последним или одиннадцатым часом время Нового Завета, когда вочеловечился Единород­ный. Он же будет пребывать вечно.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца

Первое, в чем выразилось пророческое служение Иоанна, было данное ему поручение измерить храм. Ему была дана трость, но кем, Иоанн и сам в своем возвышенно-напряженном состоянии не приметил: она как бы сама собой оказалась в руке тайнозрителя. Голос, очевидно, принадлежащий Самому Господу, повелевает Иоанну встать, что равнялось призыву начать неотложное действие начни, начинай. Сообразно с этим призывом Иоанн сейчас же должен начать измерение храма Божия. Это измерение имеет смысл описания, определения границ с целью сохранения и сообщения неприкосновенности измеренному и описанному предмету. Измерению подлежит первее всего самый храм, т.е. святое святых и святилище, а также жертвенник всесожжения, который взят вместо того пространства, где он помещался, т.е. двора для народа. Наконец, предметом измерения должны быть также и поклоняющиеся в храме. Под поклоняющимися (во святом святых и святилище) разумеются только лица священнического достоинства. Поэтому измерение храма нужно лишь постольку, поскольку через это выясняется мысль измерения поклоняющихся. А мысль или цель этого измерения та (ср. 2 ст.), чтобы отделить и отличить их от других людей, - отделить Церковь Христову от антихристианского мира [Раре]. Эти другие люди имеются ввиду во 2 ст. под внешним двором, который был предназначен для простых молящихся и для прозелитов. Внешний двор не повелевается измерять потому, что он отдан по попущению Божию на попирание язычниками. Язычники - это все люди, не принадлежащие к числу истинных почитателей Господа Бога. Попирание язычниками, т.е. неверующими и безбожниками, Бож. храма следует относить ко времени антихриста, и оно означает вместе и разрушение, и опустошение, и осквернение святых мест, действия, тесно связанные с боговраждебностью, чем и будет отличаться время антихриста [Андрей Кесар., Kliefoth, Krementz]. Время господства боговраждебных людей будет продолжаться 42 месяца. Это число несколько раз повторяется в Апокалипсисе (XI:3; XII:6, 14; XIII:5; ср. Дан 7:25; 12:7), указывает на период времени деятельности антихриста и согласно с мнением Православной Церкви является периодом определенным не только для Бож. промысла, но и для людей, т.е. именно так, как и сказано: 42 месяца или 3 1/2 года. Видение измерения храма и поклонящихся в нем говорит о выделении Христианской Церкви, общества истинных христиан из остального общества. Таким образом, святой город Иерусалим в видении представляет собою весь мир; храм же Божий - общество верующих в Иисуса Христа. Этот внутренний храм, внутренняя церковь, т.е. общество истинно верующих, будет окончательно выделено; истинные христиане будут поклоняться Богу духом и истиною. Истинные христиане, будучи истинными священниками (1Пет. 2:9), будут иметь доступ к Богу, как истинные дети в доме Божием, как истинные священники в святилище [Андрей Кесар.]. А внешний двор храма, т.е. неверующий и нечестивый мир, вместо церковного и христианского руководства, отдает себя под руководство своих безбожных представителей. Они-то и будут попирать внешний двор храма, т.е. будут уничтожать все святое и христианское в душе и жизни подчинившегося им грешного человечества. И это будет продолжаться все 42 месяца господства антихриста до самого второго пришествия.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-2: И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем; а внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.

Первое, в чем выразилось вновь данное пророческое служение Иоанна, было приведенное поручение ему измерить храм тростью. Поручение это, как и снедение книги (о чем мы уже говорили) напоминает нам подобное же измерение храма у того же пророка Иезекииля (см.: 40–48-я гл.), предуказывавшее не только воссозидание разрушенного Навуходоносором Иерусалимского храма, но и основание Церкви новозаветной. Но в отличие от этого видения, Иоанн повеление измерить храм передает, но самого измерения не приводит, так что мы не можем даже утверждать, было ли тут произведено им самое измерение или не было. И это, видимо, потому что все внимание здесь направлено на конец 2-го стиха – о попирании двора и града язычниками.

Едва ли у кого могут быть сомнения, что храм этого видения – 11-й главы – Церковь Христова, причем взятая во всем ее составе, а не в одних только «лицах священнического достоинства», как вытолковывает здесь прот. Орлов, или обратившегося ко Христу «останка» Израиля, как понимает ее В.В. Четыркин. Ибо в тексте нарочито и особенно говорится об измерении жертвенника (очевидно – метонимия: часть вместо целого, вместо всего двора – главная святыня его, стоявшая в этом дворе). Но прот. Орлов прав в том, что «это измерение имеет смысл описания, определения границ с целью сохранения и сообщения неприкосновенности измеренному и описанному предмету» и что «цель измерения та (ср. 2-й стих), чтоб отделить и отличить поклоняющихся от других людей, т. е. отделить Церковь Христову» (и именно истинную Христову Церковь) – «от антихристианского мира» (Pape). Как известно, Иерусалимский храм имел два двора: один, внутренний, – для народа еврейского и другой – внешний – для язычников (тот, из которого изгонял Господь торгующих и скот в земные дни Свои). И вот и Христова новозаветная Церковь, в ее небесном образе и организующей идее, имеет в себе и двор для верных (Нового Израиля), и двор, который дан язычникам, и так жила она до сего момента завершающих видений с этими двумя дворами, куда и входили все желавшие. В этом можно видеть символ той доступности принятия в Церковь всех, кто только открывал дверь ее, т. е. крестился, почему и оказалось в составе ее столь великое историческое множество званых, часто лишь внешне причислившихся к ней, но при совсем ином числе подлинно спасающихся в ней, т. е. избранных.

Но позна Господь сущия Своя (2Тим.2:19), как совершенно справедливо выявляет св. Андрей внутреннюю сущность измерения, говоря, что в нем «трость показывает соответствующую приемлющему меру разумения и знания, коего удостоятся все отличенные у Бога и Божиих ангелов за добрые дела». Отсюда в этом измерении и, так сказать, отмежевании истинных членов Церкви от не принадлежащих к Ней можно видеть и дальнейшее завершение того «запечатления их», о котором говорилось в 7-й главе: там речь велась о знаменовании их богоизбранничества так сказать индивидуальном, применительно к самим им, каждому в отдельности; здесь же проводится демаркационная, разграничивающая черта для обособленного выявления тех ведомых в познании Богу как сущие Его и тех, кто считался дотоле в одном ряду с недостойными, имевшими лишь имя христианское и бывшими только зваными, но не избранными.

Итак, внешний двор храма не измеряется и исключается, ибо он дан язычникам. Однако время пришло к тому, что язычники не только займут этот внешний двор, так что наложат на него печать нечестия своего, отчуждившись совершенно от сонма избранных Божиих. Нет, гораздо хуже того: самый святый город будут они попирать сорок два месяца. Вполне допустимо, что в формулировке данных слов в Апокалипсисе сознательно воспроизводится то, что сказано было в Евангелии Луки – в эсхатологической беседе Спасителя: Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (Лк.21:24). Но только здесь уже указывается будущее историческое осуществление того, прообразом чего было то попирание язычниками палестинского Иерусалима, т. е. насилие язычества по отношению к Церкви Божией, имеющее быть в последние времена. «Попирание язычниками, т. е. неверующими и безбожниками, Божия храма следует относить ко времени антихриста, и оно означает вместе и разрушение, и опустошение, и осквернение святых мест – действия, тесно связанные с боговраждебностью, чем – в наивысшей мере – и будет отличаться время антихриста (Андрей Кесарийский, Клифот, Кременц)» (Орлов).

Время насильственного попирания града Божия указывается Иоанну точно: оно будет продолжаться 42 месяца, или, в переводе на года, три с половиной года. Срок этот указывается в Апокалипсисе (как ранее у Даниила) несколько раз (см.: Откр.11:3; 12:6,14; 13:5; Дан.7:25; 12:7) и, как учит Православная Церковь, относится к периоду действования антихриста, царство которого продлится именно в течение этого времени (1260 дней = 42 месяцам = трем с половиной годам) и закончится наступлением Второго пришествия Господа Иисуса Христа.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.
 

  По толкованию св. Андрея, «храм Бога Живаго есть Церковь, в которой приносятся нами словесные жертвы. Внешний двор – общество неверующих и иудеев, недостойных ангельского измерения (то есть определения степени их нравственного совершенства и соответственного блаженства) за свое нечестие» (гл. 30).

  Попрание же святого города Иерусалима или Вселенской Церкви в течение сорока двух месяцев означает то, что в пришествие антихриста верные будут гонимы в течение трех с половиною лет.

  Некоторые толкователи предполагают, что это измерение храма означает предстоящее вскоре разрушение Иерусалимского ветхозаветного храма, на место которого будет воздвигнута новозаветная христианская Церковь, подобно тому, как подобное же измерение храма тростью в видении пророка Иезекииля (главы 40–45) знаменовало собою восстановление разрушенного храма. Иные считают, что внутренний двор, который был измерен Апостолом, обозначает собою «Церковь первородных на небесах» (Евр. 12:23), святилище небесное, а внешний двор, оставленный без измерения, это – Церковь Христова на земле, которая должна претерпеть гонение сначала от язычников, а затем в последние времена – от антихриста. Бедственное состояние земной Церкви ограничено, однако, сроком в сорок два месяца. Исполнение пред сказания о сорока двух месяцах некоторые толкователи видели в гонении Диоклетиана, которое отличалось наибольшей жестокостью и продолжалось с 23 февраля 305 года до 25 июля 308 года, то есть как раз около трех е половиною лет. Гонение коснется только внешнего двора, то есть внешней стороны жизни христиан, у которых будут отнимать имущество, будут подвергать их мучениям; внутреннее же святилище душ их останется неприкосновенным.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible