Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.
Святые отцы
Прочие
- Примасий, еп. (†560)
- Экумений (†VIв.)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Ипполит Римский, сщмч. (†235)
И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище
Из Писаний мы научены, что есть два пришествия Христа и Спасителя. При этом первое по плоти было бесславным ради того, чтобы Он показал Себя уничиженным. Тогда как второе Его пришествие возвещено во славе, так как явится Он с небес с могуществом и ангелами и славою Отца. Первое Его пришествие имело предтечею Иоанна Крестителя; второе, когда он придет во славе, покажет Еноха, Илию и Иоанна Богослова.
Обрати же внимание на человеколюбие Господа, как Он и в последние времена будет заботиться и сжалится над родом смертных, как Он даже и тогда не оставит нас без пророков, но пошлет их для нашего научения и уверенности, а также и для того, чтобы мы обратили внимание на пришествие противника, - как в этом случае еще и Даниил предуказал. Ведь он говорит: положу завет в продолжении одной седмицы, и в половине седмицы отнимется Моя жертва и возлияние, а под одной седмицей, которая будет в позднейшие времена, он показывает обозначение семи годов. И вот половину седмицы займут два пророка вместе с Иоанном для того, чтобы проповедовать во всем мире о пришествии антихриста, а именно: займут дней тысячу двести шестьдесят, облекшись во вретище.
О кончине мира
Викторин Петавийский, сщмч. (†304)
И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище
Многие считают, что [два свидетеля] - это, вместе с Илией, Елисей или Моисей - но каждый из них мертв. О смерти же Иеремии ничего не известно. Поэтому все наши древние [писатели] передают, что [второй свидетель] – это Иеремия. Ведь и само Слово, полученное им, свидетельствует, говоря: прежде нежели Я образовал тебя во чреве матери твоей, Я познал тебя <…> и пророком для народов поставил тебя (Иер. 1:5). У язычников же он не был пророком, и потому, по каждому из двух пророчеств, что Бог обещал, с необходимостью этим обладает и исполняет - то есть чтобы Иеремия был пророком у язычников.
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
Ст. 3-4 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли
Многие из учителей думали, что сии два свидетеля, Енох и Илия, при кончине получат от Бога время пророчествования в продолжение трех с половиною лет, означенных тысяча двумя стами шестьюдесятью днями. - Облечетем во вретище они показывают, что сетования и плача достойны будут все тогда существующие и отвлекаемые от обольщения антихристова. Пророк Захария указал на них под видом двух маслин и двух светильников (Зах. гл. 4-я), ибо пища для умного совета приносится елеем богоугодных дел.
Примасий, еп. (†560)
И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище
Прежде сказано: тебе надлежит опять пророчествовать (Откр. 10:11). А здесь: И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать. Ибо там Он говорит об Иоанне, а здесь о двух свидетелях -то есть Церковь двумя Заветами проповедует и пророчествует. С другой стороны, истина объявляет, что есть два рода свидетельств: душевным расположением и действием. Свидетельство душевным расположением, известное одному Богу, происходит в сердце, и оно не заслуживает никакого одобрения во время испытания. Свидетельство же делом осуществляется публично на глазах у людей, когда гонения представляют удобный случай для этого. Ибо иногда кажется, что душа нуждается в свидетельстве, а иногда, в иных ситуациях, что свидетельство - в душе. Поэтому говорит блаженный Киприан: «Попасть в руки язычников и там исповедать Господа - это первое победное отличие; осторожно скрыться, чтобы чрез это сохранить себя для Господа -это вторая ступень к славе. Там исповедание всенародное; здесь -тайное. Тот побеждает судью мирского; а этот, довольствуясь своим судьей Богом, сохраняет совесть свою чистой в непорочности сердца». Это яснейшим образом удостоверяется примером двух сынов Зеведеевых. Иаков, убитый Иродом, почитается мучеником из-за публичного исповедания, в то время как его брат, евангелист Иоанн, был увенчан тайным мученичеством, пребывая подле Иисуса. Ведь, очевидно, что ранее Господь обоим сказал: чашу Мою будете пить (Мф. 20:23). Один, разумеется, на деле, а другой - душевным расположением.
Облечены во вретище, то есть утверждены в исповедании. Ибо смирение исповедания объединяет оба вида свидетельства.
Комментарий на Откровение
Экумений (†VIв.)
И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище
После того как в видении соткалось перед евангелистом все то, что относится к домостроительному воплощению Господа: рождение, искушение, учение, вызванное им бешенство, а также крест и воскресение, и второе пришествие, и воздаяние как святым, так и грешникам, - открывается то, что относится к предвестникам Его второго пришествия.
Теперь, словно обращаясь назад, Иоанн получает поучение об этих людях. Ибо то, что Священное Писание возвещает нам о пришествии Илии Фесвитянина, совершенно ясно. Когда Малахия говорит: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4:4-5). Или как Господь говорил у Матфея о Крестителе: И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти (Мф. 11:14). Ни о каком другом предвестнике мы с очевидностью ничего не услышали, кроме того, что Бытие сказало о Енохе: Угодив Богу, был взят Им (Быт. 5:24). И мудрый апостол говорит о нем: Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его (Евр. 11:5).
В предании Церкви господствует древнее учение, что после Илии Фесвитянина придет Енох, предваряя второе пришествие Христа, которое должно случиться после пришествия антихриста. Ибо говорят, что они придут прежде и будут свидетелями того, что творимые антихристом знамения являются ложными и что нет необходимости верить грешнику. О них теперь рассказывает видение, что они пророчествовали столько дней, используя или некое таинственное число, или то, которое действительно будет. Они будут делать это, будучи облечены во вретище. Ибо будут оплакивать непослушание тех людей.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Енох, Энох (посвященный)
Сын Иареда и отец Мафусала, один из благочестивейших патриархов допотопного мира, седьмой по Адаме. Сведения, сообщаемые о нем в Священном Писании, хотя очень кратки, но весьма важны. Дважды в нем говорится, что Энох ходил пред Богом. То же самое выражение употреблено и о Ное (Быт. 6:9). Ап. Павел перефразировал это выражение словами: угодил Богу (Евр. 11:5). На его пророчества против современных ему и будущих нечестивцев указывает ап. Иуда в своем послании, где Энох называется седьмым по Адаме. Всех же дней Эноха, повествует кн. Быт. (Быт. 5:23), было триста шестьдесят пять лет.
Далее говорится о нем, что Бог взял его (Быт. 5:24), т. е. переселил его в жилище блаженства, так что он не видел смерти (Евр. 11:5). Относительно сего последнего должно заметить, что в первенствующей Христианской Церкви сохранялось и доселе сохраняется общее верование, что Энох снова приидет на землю, дабы уплатить долг природе, т. е. умереть; и он, вместе с пр. Илией, всегда и всюду признавался одним из двух свидетелей (Апок. 11:3), которые по окончании своего свидетельства будут убиты зверем, выходящим из бездны (ст. 7).
Древние иудеи и арабские писатели считали Еноха, к которому прилагали эпитет ученого, изобретателем письменности, арифметики и астрономии.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 3-4 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли
Название свидетелей употреблено в общем смысле проповедников Бож. истины, христианского учения. Они были пророками и проповедниками в самом широком смысле этого слова, и цель их проповеди не столько вразумление нечестивых, сколько и общее назидание и утешение праведников через предвозвещение грядущего Божия суда [Андрей Кесар., Primasius, Calmet, Lutardt]. Так что и облачение их во вретища (ср. Иер. 4:8; Мф. 11:21) может быть понимаемо в общем значении одежды проповедников. Срок их проповеди - 1260 дней (42 мес., 3 1/2 года) должно рассматривать как указание определенного времени. Этого требует самая точность выражения, доходящая до такой малой единицы, как день, и в таком большом количестве, как 1260. Два свидетеля - несомненно две отдельных действительных личности. Такого понимания требует не только описание их личных особенностей, но и их сопоставление с антихристом и с его лжепророком. Есть два события в Библии, которые остались неразъясненными: это - именно отрицание факта смерти Еноха и взятие живым на небо прор. Илии. Как могли эти два человека избежать смерти, когда она есть oбщий удел всего человечества (Евр. 9:27)? Не они ли поэтому суть те два апокалиптических свидетеля, которые должны будут придти в конце времени? [Comel a Lapid, Krementz] Говорит в пользу этого и то обстоятельство, что некоторые черты изображения свидетелей (заключение ими неба, изведения огня из уст) как бы взяты с исторической личностью прор. Илии. В пользу этого толкования говорит, наконец, и авторитет древних святоотеческих толкований (св. Ипполит, св. Ефрем Cирин, св. Иоанн Дамаскин, св. Андрей Кеcap.). В дальнейших стихах раскрываются более подробно некоторые черты жизни и деятельности свидетелей. Они - две маслины и два светильника (Зах. 4:2-3, 14). Это говорит об особенном наделении их Бож. дарами, благодаря которым они являются могущественными и авторитетными проповедниками Божественной истины и просвещения. Они, таким образом, стоят пред Богом, т.е. посланы, назначены Богом быть Его свидетелями пред людьми («земля»), живущими во всей вселенной, пред всем человечеством.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 3-6: И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами – превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.
Снова резкий переход Апокалипсиса, где пред нами новое видение, которое по началу речи представляется по внешней стороне повествованием и продолжением предшествующей речи. Собственно, в раскрытие и пополнение сказанного там о попирании Церкви язычниками естественно было перейти далее к изображению самого этого периода как эпохи царствования антихриста, как мы уже это время и обозначали, в соответствие учению Церкви. Но ведь эпоха антихриста наступит не сразу, не без подготовки. Такою подготовкой явится деятельность так называемых предтеч-обличителей его, и вот о них-тο и возвещает теперь небесный голос Иоанну вслед за повелением измерить храм, кроме внешнего двора.
По единодушному учению святых отцов и учителей Церкви, под двумя свидетелями, о коих шла речь в приведенных стихах, разумеются великие праведники Ветхого Завета – Енох и Илия Фесвитянин. Основание для этого – то, что оба они представляют собой исключение из всего рода человеческого по отношению к смерти. Земля еси, и в землю отидеши – это определение Божие стало законом для всех потомков Адамовых, ибо лежит (положено) человеком единою умрети, говорит ап. Павел (Евр.9:27). И, только Енох и Илия не вкусили смерти, ушедши с юдоли земной на небо (причем об Илии сказано точнее: не то, что он был взят на небо, а – яко на небо). Конечно, произошло с ними это чудо не без нарочитой о них воли Божией; и раз в Откровении говорится о двух таких свидетелях, которые, творя чудеса, будут мучить людей, предавшихся нечестию, учением своим, то естественнее всего подразумевать тут именно этих двух названных великих угодников Божиих, которые действительно уже явились в жизни своей двумя маслинами и двумя светильниками, стоящими пред Богом земли (как можно думать – и после отшествия своего с земли). И в чертах оттеняемой у них в Апокалипсисе ревности, грозной силы, одеяния во вретище, а равно и тех чудес, какие они будут совершать в этом последнем пророческом служении своем (низводить огонь, затворять небо, чтобы оно не давало дождя), мы узнаем святого ревнителя Божия Илию Фесвитянина, грозного и мужественного обличителя нечестивых израильских царей. Да и пророк Малахия, предрекая Пришествие Господа для суда и кары над людьми (очевидно, второе, а не первое), прямо сказал: Се, Аз послю вам Илию Фесвитянина (Мал.4:5), в духе которого явился и первый Предтеча – Иоанн.
К этому общеотеческому пониманию пророчества Апокалипсиса о двух свидетелях 11-й главы мы считаем должным присоединить и мнение отдельных отцов о третьем свидетеле, имеющем быть посланным во обличение антихриста, – о самом тайнозрителе, Иоанне Богослове. Мы уже читали это мнение, выраженное в форме предположения, у св. Андрея Кесарийского (при объяснении 11-го стиха предшествующей главы, см. с. 165). Более решительно говорится об этом в славянском слове св. Ипполита. Оттенив, что по первому Своему пришествию Господь имел Предтечею Иоанна Крестителя, писатель его далее говорит: «Второму же Его, в немже хощет приити со славою, Еноха и Илию и Иоанна Богослова явити хощет». И несколько ниже, применительно к объяснению седьмины Даниила (см.: Дан.7:25), которая будет «напоследок», он раскрывает, что «убо пол седмины возмут оба пророка (двойственное число) со Иоанном, еже проповедати во всем мире о антихристове пришествии... облечена во вретище, иже и сотворят знамения и чудеса». Когда же «проповедят сия вся, оружием от диавола падут и исполнят мучение свое, яко зверь восходяй от бездны сотворит с ними брань, сиречь с Енохом и Илиею и Иоанном (см.: Откр.13:7), и победит их, и убиет их». В разъяснение этого тройственного обличения указывают, что каждый из этих трех обличителей будет призывать людей к покаянию и обличать антихриста применительно к закону того времени, в котором он жил: Енох – от закона естественного, Илия – от закона Моисеева и Иоанн Богослов – от закона новозаветной благодати. И тогда к этому-то последнему их явлению и проповеди и должно отнести то обращение Израиля, о котором так ясно и категорически предсказывал ап. Павел. Наконец, подтверждением такого мнения является и древнее предание о кончине св. ап. Иоанна Богослова, что он при ней как бы уснул и самая могила его по смерти у Ефеса дышала. Обращаясь теперь к толкованию отдельных мест Апокалипсиса в приведенном нами отрывке об этих двух свидетелях, мы в выражении две маслины и два светильника видим прежде всего соответствие пророчеству Захарии (см.: Зах.4:2, Зах.4:3, Зах.4:14), а в самом этом символе усматриваем указание на особенно усердное горение духа у этих двух, действительно всецело и до конца предавших себя служению Богу, ревнителей славы Его, к коим так подходит еще и тот, кого Сам Господь наименовал сыном громовым (см.: Мк.3:17).
Что же касается, далее, выражений об огне, выходящем из их уст, о заключении неба и превращении воды в кровь, как и о поражении земли всякою язвою, мы думаем, что указания эти правильнее понимать опять-таки в буквальном смысле, понимая эту власть как необходимые атрибуты исключительного по своим задачам служения этих обличителей – пророков, и в то же время они, эти чудеса, нужны будут как противовес тем ложным знамениям и чудесам, какие в изобилии будут даваться лжехристами и лжепророками в тот последний мировой период, по предреченному об этом Самим Спасителем в эсхатологической беседе Его.
Спрашивается: но почему же будет проявляться такая строгость в деятельности этих чудотворцев – во времена все же новозаветные? Объясняется это психологическими особенностями тогдашнего поколения людей и великой задачей служения этих обличителей. Несомненно, эпоха предантихристова периода (время проповеди свидетелей – до воцарения антихриста) будет временем окончательного созревания на ниве Божией обеих «полярных» противоположностей: и пшеницы, и плевел... Та пестрота нравственная, которая представляет собой едва ли не наиболее характерное отличие всех предшествовавших этой эпох, к тому, конечному, периоду отойдет. Жатва созреет (см.: Мф.13:30). А потому, как праведники станут тогда непоколебимо твердыми, усовершившимися в добре, так и грешники тогда не меньше будут грешниками закоснелыми (см.: Дан.12:10; 2Тим.3:2-5). Созревшие и укоренившиеся в своих настроениях эгоизма и гордости, с одной стороны, бессердечной жестокости и злобы и в то же время – с сознательной и неукротимой лживостью; упорным противлением и отвержением всякой истины и чистого блага – с другой, люди той эпохи сделаются уже совершенно недоступными никакому раскаянию, никакому нравственному возрождению и исправлению. И как некогда благостнейшие апостолы: Павел ослепил противившегося истине проповеди Вариисуса Елиму на о. Крите, чтобы он не мешал обращению консула Сергия (см.: Деян.13:8-11), а Петр предал смерти дошедшего во лжи своей до отвержения действия Духа Святаго Ананию с женой его Сапфирою, – так будут карать противящихся и мешающих проповеди истины беззаконников и безбожников последнего времени и те последние предтечи, и не по своему желанию, а согласно воле Божией.
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
В течение этого же самого времени, или 1260 дней, будут проповедовать людям покаяние и отвращать их от обольщения антихриста «два свидетеля Божии», под которыми все св. Отцы и учители Церкви, почти единодушно, понимали взятых на небо живыми ветхозаветных праведников Еноха и Илию. Во время своей проповеднической деятельности, обладая могуществом и властью над стихиями для наказания и вразумления нечестивых, сами они будут неуязвимы.
«О, дивная Божественная благодать! Ибо равносильное ране предлагает врачевание. Как лжехристос, обладающий всяким диавольским действом, во всех ложных знамениях и чудесах будет славнейшим из всех волхователей и прелестников, так силою истинных знамений и чудес вооружит Бог сих Святых, чтобы предложением истины и света они отвергли ложь и тьму и обратили обольщенных или словом учительным, или ударами наказующими бездождием, огнем, изменением стихий и подобным, а самого обольстителя изобличили, ни мало не претерпев сами от него, ни от других даже до окончания своей проповеди» (св. Андрей, гл.30).