Скрыть

Толкования:

Беда Достопочтенный

И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их

Иоанн окрыто показывает, что все это случится перед последними гонениями, говоря: когда кончат они свидетельство свое. По крайней мере, то, о чем они свидетельствуют, произойдет до явления зверя, который выйдет из сердец нечестивых. Они, опираясь на это свидетельство, будут яростно сражаться с противниками, однако, согласно преданию, в это время у Церкви отнимется дар совершенства, тогда как противник открыто просияет лживыми чудесами. Как говорит Господь, перед ним бежит ужас (Иов 41:14).

И победит их, и убьет их. Победит тех, кто уступит; убьет же тех, кто славно пострадает за имя Христово и погибнет. Если же победит и убьет в духовном смысле, то мы должны понимать это как указание на то, что часть останется свидетелями. В Евангелии говорит Господь: Будут предавать вас на мучения и убивать вас (Мф 24:9). О части говорит и евангелист Лука: Некоторых из вас умертвят (Лк 21:16).

Изложение Откровения.

Лопухин А.П.

Ст. 7-10 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле

Выразителем силы зла (в борьбе с добром - свидетелями) и ее представителем, по изображению Апокалипсиса, явится зверь, выходящий из бездны. Название зверя выходящим из бездны дает возможность приблизиться к пониманию этого апокалиптического образа. Еще ранее, IX:1-11, Иоанн говорил о бездне и об ангеле из бездны. Этот зверь из бездны - тот же ангел бездны, тот же Аполлион - губитель, разница только лишь во времени их появления, их деятельности на земле. Под ним нужно видеть диавола; и если название зверя может быть относимо и к антихристу, то только лишь в том смысле и значении, что этот последний свою силу, власть на земле и, в частности, свою победу над свидетелями получит от диавола, (XIII:2 - дракона-зверя). В рассматриваемом видении изображается не самое лицо антихриста (о нем будет речь после, в XIII гл.), но лишь его дело, которое в действительности будет делом диавола. И поэтому значение антихриста среди общества того времени будет так велико, что умерщвление им святых свидетелей не только не будет осуждено, но вполне одобрено, и их трупы повергнутся осмеянию на улицах города. Этот город есть будущее антихристианского царства, древний исторический Иерусалим, потому что антихрист, имея намерение ниспровергнуть христианство, будет, естественно, стараться действовать в тех местах, которые особенно священны для христиан. Такому пониманию соответствует и наименование города Содомом и Египтом, и слово «духовно» указывает на то, что этот город по своему религиозно-нравственному, «духовному» состоянию подобен Содому и Египту. Точно так же и последняя характеристика города: «где и Господь их распят» есть указание на действительный исторический Иерусалим, который будет также и местом смерти двух свидетелей последнего времени. Их смерти будет радоваться в продолжение 3 1/2 дней (далее обыкновенного времени для погребения) не только жители города как приверженцы антихриста, но и живущие вне города Иерусалима. Причина радости нечестивых будет заключаться, несомненно, в том, что проповедь свидетелей нарушала полный покой их греховного самодовольства и тревожила теми казнями, которые поражали всех, осмелившихся оскорбить праведников.

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 7-8 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их. И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят

По возвещении об удалении от прельщения, зверь, т. е. антихрист, выйдя из темных и преисподних мест земных, в которые изгнан диавол, по Божiю попущению, убьет их и оставит тела непогребенными в том самом Иерусалиме древнем и разоренном, в котором пострадал Господь. В сем городе утвердит он царство свое и престол царский на подобие Давида, сыном которого по плоти был Христос, наш истинный Бог, чтобы и сим доказать, что он есть Христос, исполняющий пророческое слово: восстановлю скинию Давидову падшую и возгражду падшая ея (Амос. 9, 11), которое заблуждающиеся Иудеи принимают и относят к его пришествию.

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Викторин Петавийский

И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их

Итак после многих бедствий нашедших на мир, они должны быть убиты антихристом, которого он называет зверем, выходящим из бездны. В подтверждение же того, что он собирается выйти из бездны, нам следует в этой главе привлечь множество свидетельств. Действительно, Исаия говорит: Вот, Ассур был кедр на Ливане (Иез. 31:3. Викторин ошибочно ссылается на Исаию). Ассур значит подавляющий [остальных]; кипарис высокий и ветвистый - это множество людей; на горе Ливан - в царстве царств; красив плодами - то есть силен войсками. Воды, - говорит, - растили его (Иез 31:4), то есть много тысяч людей, которые будут подчинены ему. Бездна поддерживала его (Иез 31:4), то есть изрыгнула его. И Иезекииль говорит почти такими же словами.

И Павел засвидетельствовал, что антихрист был в царстве царств и среди цезарей. Ибо он пишет в послании к фессалоникийцам: только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется тот, пришествие которого, согласно действию сатаны, будет со знамениями и чудесами ложными (2Фес 2:7-9). И чтобы они узнали, что тот собирается прийти, кто тогда собирался и кто тогда был князем, Павел присовокупляет: тайна беззакония уже в действии (2Фес 2:7), то есть беззакония, которое совершится в будущем. Она совершается втайне, но действует не своей силой и не силой отца своего, но повелением Божиим. Именно поэтому Павел сказал: поскольку они не приняли любовь Бога, послал им Бог духа заблуждения, чтобы все те поверили лжи, кто не поверил истине (2Фес. 2:10-12). Исайя говорит: для тех, кто ждет свет, родилась тьма (Ис. 59:9).

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Ипполит Римский

И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их

И когда возвестят все это, они падут от меча, будучи убиты дьяволом. И исполнят свидетельство свое, как говорит об этом и Даниил, наперед увидевший, что зверь, восходящий из бездны совершит битву с ними, то есть с Енохом, Илией, Иоанном, и победит их, и убьет их за то, что они не жела­ют воздать славу дьяволу, то есть восходящему малому рогу, который, надмившись сердцем, начнет, нако­нец, возвещать и прославлять себя, как Бога, и в то же время преследо­вать святых и злословить Христа.

О кончине мира.

Тиконий

И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их

Здесь Иоанн отчетливо проясняет, что это будет иметь место прежде последнего гонения, говоря: и когда кончат они свидетельство свое. По крайней мере, [в пользу этого] то, что они свидетельствуют вплоть до явления зверя, который должен выйти из бездны, то есть из глубин сердечной низости иудеев. Ибо, как передают, родится антихрист в колене Дановом. Он сказал: победит их, указывая на тех, кто подчинится; и убьет - имеются в виду те, кого лишат жизни из-за достохвального смирения во имя Христа.

Фрагменты.

Экумений

Ст. 7-8 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их. И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят

Они свидетельствуют, что сей не есть Христос, но лжец, обманщик и губи­тель. Вскоре же придет Сын Божий, Которому и надлежит верить как Спасителю и Богу и Который придет ради благодеяния людям - и прежде появившимся и появляющимся ныне.

Сказано: зверь, выходящий из бездны. Он называет антихриста зверем из-за жестокости, бесчеловечности и крово­жадности. А жизнь людей, горькую и соленую от грехов и неспокойную от нападок духов злобы, он называет бездной. Ибо грешник рождается не из какой-то другой сущности, но из нашей человеческой природы. Ибо антихрист будет человеком, того, которого прише­ствие, по действию сатаны (2Фес 2:9), как только что сказано.

Сказано, что зверь убьет двух свидетелей и трупы их непогребенны­ми бросит на улицах Иерусалима. Ибо там он будет царствовать как царь иудеев, которых он обманет, чтобы люди служили и повиновались ему во всем. Как и Господь говорит у Иоанна: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимае­те Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин 5:43). Он называет Иеруса­лим Содомом духовно, а не чувственно, из-за тогдашнего беспутства и бессла­вия, а Египтом - поскольку он порабо­тил и надругался над рабами Христа, как тот Египет над Израилем. Где, говорится, и Господь наш - то есть двух свидетелей - был распят.

Комментарий на Откровение.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible