Скрыть
Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 11-12 Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени

И тии победиша его кровью Агнца. - Обвиняемые, говорит, Святые и им оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа. - А что горнии силы радуются о падении его и скорбят о замыслах на возлюбивших земное, так сие очень правдоподобно, или богоподражательно. - Горе живущим на земли и на мори, т. е. живущим не на небе, но на земле. Так как из сущих на земле многие побеждают и победят врага, по близости наказания весьма ныне ярящагося на подвизающихся, то и необходимо сострадать и оплакивать мудрствующих земное и обуреваемых в море житейском.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

Ст. 10-11 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти

Довольно ясно показывается автором, на каких небесах следует представ­лять происходящее. Ибо мы знаем, что в Церкви явлено спасение побе­дой Христа, благодаря которой Церковь приобрела известную власть связывать свободное и освобождать связанное, когда в лице одного Петра, как всеобщее знамение, вся она услышала: что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф 16:19). Об этом же говорит Господь: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф 28:18). Не та власть, которую Он всегда имел, но та, которую Он обрел в Церкви как глава над членами с того времени, как Сам этого захотел <…>

Используя литературный слог, Иоанн от лица ангелов говорит: клеветник братии наших, - то есть в будущем наших сограждан, а ныне странников. К этому граду, Небесно­му Иерусалиму, в котором счастливо обитают ангелы, ныне стремятся верные. Ангелам предоставляется говорить, что низвержен с неба дьявол и брошен на землю, и они радуются спасению тех, которых Господь удостоил чести соделаться храмом для обитания Своего. Ибо душа праведного - седалище истины. За земных, в которых, как сказано, сошел дьявол, ангелы, познавая глубины Божественного правосудия, совместно воздают хвалу, а блажен­ные воспевают милосердие и спра­ведливость Его, поскольку в искуп­ленных обнаружилась Божественная благость, а в отверженных - справед­ливость. Ибо поскольку они победи­ли благодаря крови Агнца, о них говорится, что они смогли одолеть дьявола.

И далее следует: и не возлюбили души своей даже до смерти. Нам следует принять на веру, что они приняли то, что любовь излилась в сердца наши, не от нас, но Духом Святым, данным нам (Рим 5:5).

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Ст. 10-11 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти

Святые ангелы, показывая свою радость, которую им принесло уничтожение сатаны, поют победную песню Богу: Ныне настало спасение и царство, и просияла сила Божия, и власть Христа Его, чтобы быть Ему всемогущим. Ибо при помощи нее мы победили врага.

И удалился от нас клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Каково же смирение святых ангелов! Как они подражают своему Господину! Людей называют братьями своими. И что в том удивительного, если и общий Господин не погнушался назвать людей этим именем, говоря: Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя (Евр 2:12).

А что Иоанн говорит о сатане? Что он удалился. Что был исторгнут из славы. Нет ему уже места стоять перед Богом и осуждать людей. А люди в той же мере отомстили ему, победив того, кто казался непобедимым, кто и против Бога отважился восстать. Они победили, прибегнув к помощи и заступничеству честной крови Христа и к слову свидетельства за Него, которое мученики предпочли собственным жизням.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти

Теперь все люди, правильнее сказать, все христиане могут побеждать диавола. Орудием победы служит для них кровь Агнца. Но христиане побеждают диавола и словом свидетельства, т.е. последованием учению Иисуса Христа, жизнью, в которой ясно выражается их вера в Него [Ewald]; они пренебрегают даже самою своею земною жизнью (душою), предпочитая лучше умереть, чем отказаться от веры.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст.10-12: И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и Царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь; они победили Его кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

На эту победу над диаволом земной Церкви небесный мир, как всегда, отзывается песнью радостного сочувствия, песнью славословия Богу и Агнцу – Христу Его. Воспевая силу и Царство Божии и власть Христа, очевидно – как Совершителя этой победы, они, т. е. и ангелы, и усопшие праведники, возвещают прежде всего, что уже настало спасение, и этим указывают на всю эпоху Нового Завета, когда так близко к людям стали небеса, а диавол находится в таком униженном, поверженном на землю, состоянии. А затем они, переходя к открывшемуся завершению этого периода, радуются за выявленную уже полноту этой земной Церкви, чада которой победили, т. е. победили диавола, прежде всего кровью Искупителя – Агнца, ибо это – единственный источник победы и преодоления врага, но вместе и неразрывно с этим – и подвигом всей жизни своей, которая характеризуется здесь признаком исповедничества и самоотвержения даже до смерти. Итак, веселись, вся Небесная, торжествующая и прославленная, закончившая подвиг свой, Христова Церковь – и ангелы, и угодники Божии из рода человеческого. Иное дело – живущим на земле (как и на море: не умножится ли с грядущим размножением рода человеческого и обитание людей на водах?). Горе всем им, и вопреки Оберлену, за коим идет и прот. Орлов, не только нечестивцам, но и самим верующим, и даже больше по отношению именно к ним, – горе, потому что к вам сошел диавол (очевидно, получивший свободу на то; ср.: Откр.20:7) в сильной ярости (и конечно, ярости главным образом против тех, кто не захотел быть ему рабом в земной жизни своей), зная, что немного ему остается времени...

Остается теперь неясным и нерешенным еще один вопрос: был ли сатана на небе после своего падения? Как мы знаем, на этом сильно настаивают многие, создавая ту теорию о неузнавании его ангелами, против которой мы так категорически перед этим протестовали.

Со своей стороны, мы должны сказать, что, не допуская никоим образом, будто бы подлинный облик диавола мог быть неведомым ангелам и будто бы они могли его считать, так сказать, в лике своем, по данному вопросу мы уже отрицать столь категорично не беремся, не считаем себя вправе. Но только думаем, что и здесь, и в данный вопрос опять-таки вплетается все та же сбивчивость, все та же неправильность наших слишком земных, в данном случае – грубо пространственных, представлений. И более правильным, и надлежаще осторожным мы бы считали здесь такую формулировку этого вопроса: представал ли диавол пред Лицо Божие? Дерзал ли выступать пред Ним именно диаволом, т. е. клеветником и обвинителем людей в их грехах, его же соблазном и порождаемых, а равно и в виновности их пред бесконечной правдой Его?

И вот на этот вопрос мы, безусловно, должны дать ответ положительный: да, все это было. И об этом-то так ясно и отчетливо говорится уже и в данном отрывке Апокалипсиса, ибо сказано в нем: Низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.

И в этой-то своей роли, убеждены мы, диавол представал пред Богом упорно и дерзко – якобы во имя справедливости – и после своего свержения с неба. И это-то право свое утратил он, когда был побежден, побежден искупительною жертвой Христа Спасителя, побежден всеми жизненными исповедниками веры Христовой, начиная с апостолов и мучеников, не возлюбивших души своей даже до смерти.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

  В этой победе над диаволом деятельное участие принимали сами христиане, которые «победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти», каковы были св. мученики. Побежденный на двух бранях – с Михаилом Архангелом и небесными воинствами его на небе и с мучениками Христовыми на земле, – сатана сохранил еще некую видимость власти на земле, ползая по ней подобно змию. Доживая последние дни свои на земле, сатана замышляет последнюю и решительную брань с Богом и верующими христианами при помощи антихриста и пособника его лжепророка.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible