Скрыть
И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

Святые отцы

Прочие

Ипполит Римский, сщмч. (†235)

Ст. 14-17 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его

Действительно, будучи коварным и надменным по отношению к рабам Божиим, из желания истребить и изгнать их из мира за то, что они не воздают ему славы, он приказывает всем всюду возлагать курильницы, чтобы таким образом никто из святых не мог ни купить, ни продать, если только предварительно не принесет жертвы. Это и есть начертание, положенное на правой руке. А начертание на челе указывает на то, что все будут увенчаны и будут носить на себе огненный венец, но (венец) не жизни, а смерти. Так именно ухитрился поступить с иудеями и Антиох Епифан, этот сирийский царь, происходивший из рода Александра Македонского. И он также, возгордившись в те времена в сердце своем, издал предписание, чтобы все поставили жертвенники пред дверями (домов), принесли жертвы и, увенчавшись плющами, устроили торжество в честь Диониса. Тех же, которые не пожелали повиноваться, он повелел умерщвлять после предварительных мучений, пыток и допросов. Впрочем, сам он получил вполне достойное возмездие от Господа, праведного Судии и всевидящего Бога: он скончался, будучи съеден червями. Если кто желает обо всем этом знать в подробности, то пусть обратится к Маккавейским Книгам: в них все это показано.

Об антихристе

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 14-17 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его

И [второй зверь] сделает так же, чтобы золотой образ антихриста разместился в Иерусалимском храме и вошел туда ангел-отступник; а затем он произведет заклинания и оракулы. Он сделает также, чтобы рабы и свобод­ные получили начертание на чело или на правую руку их - число его имени, - чтобы никто не купил и не продал, за исключением того, кто имеет начертание. О таком ниспровер­жении людей, пренебрежении Божием и проклятии прежде сказал Дани­ил: и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему. И поставит, - говорит, - в храме своем между горою моря и двумя морями, то есть в Иерусалиме (Дан. 11:45); и тогда установит там золотой образ, как сделал царь Навуходоносор (См. Дан. 3:1). Это речет Господь, напоминая всем церквам о последних временах: когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, где запрещено, - читающий да разумеет (Мф. 24:15). Говорится: мерзость, когда [люди] раздражают Бога, почитая идолов, запустение же - потому что неверные люди опустоша­ют [душу] ложными знаками и чудеса­ми, будучи исключенными из числа тех, кто спасется.

Толкование на Апокалипсис

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ст. 14-16 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их

Святые, которые находятся в Церкви, получают Христа на руку и на чело, лицемеры же - зверя под именем Христа. Если они не поклоняются зверю, ни образу его, то и не получают начертание на чело или на руку свою.

Не расходится с верой, чтобы под самим зверем понимался нечестивый град, то есть общество, или согласие всех нечестивых или надменных, именуемых Вавилоном и понимаемых как смешение. К нему принадлежат те, которые хотели все достойное привести в смешение. Это - народ неверных, противостоящий народу верных и граду Божьему. Образ же его - его лицемерие, а именно в тех людях, которые будто придерживаются кафолической веры, а живут нечестно. Ведь они притворяются, что суть те, кем они не являются, и называются христианами не по истинному подобию, но по ложному образу. О них апостол говорит: имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2Тим 3:5), коих немалое число содержится в кафолической Церкви. Праведные же не поклоняются зверю, то есть не соглашаются, не покоряются; и не получают начертание, а именно преступный знак: на чело - за то, что исповедуют, и на руку - за то, что творят.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле

Прельщает, говорит, тех, которые имеют постоянное пребывание сердца на земле; приобретших же жительство на небе не обольстит чувство, они совершенно утверждены предсказанием о его пришествии.

Ст. 14-17 Говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их: и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет начертание, или имя зверя, или число имени его

Есть повествования, что волшебством бесы нередко говорили посредством изображений, статуй, деревьев, вод и проч., даже, быть может, и чрез мертвые тела, как Римлянам показал Симон волхв в присутствии великого Петра, который обличил обман, показав, как восстают мертвые, чрез тех, коих воскресил он сам. Посему нет ничего несообразного, что и оруженосец или предтеча антихриста, действующий при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, повелит избивать ему непоклоняющихся и постарается наложить у всех начертание пагубного имени отступника и обольстителя на правых руках для пресечения делания правых и добрых дел, а также и на челе, чтобы научить прельщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме. Но его не примут запечатленные на лицах Божественным светом. - И будет распространять печать зверя везде - и в купле и в продаже, чтобы не принявшим ее последовала насильственная смерть от недостатка необходимого.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

Ст. 14-16 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их

Это как если бы он сказал: этот обман настолько усилился, что жители земли, соблазненные знамением зверя, безвольно согласившись и приняв его, воодушевляли друг друга взаимным почитанием сделать образ зверя в мечтаниях сердца. Таким образом, они уже и не думали сомне­ваться и были, наверное, окончатель­но убеждены этим явным огненным лжесвидетельством в том, что он действительно есть Христос, в то время как он есть дьявол в антихристе и тот же лукавый, принявший образ духа, который по божественному попущению расставляет такие искусительные силки. Потому что сказано: И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя говорил.

Это место можно понимать двояко. Возможно, вся масса нечестивых поддалась внушению из-за явления чудесного свидетельства, действия дьявола и притеснения народа вождя­ми: были введены единое для всех исповедание и единая форма восхва­ления, так что если кто этого перед образом зверя не произносил, тот был убиваем <…> С другой стороны, может быть, подобно тому как он устами змея беседовал с женой ради совращения первого человека, так и ныне он с помощью схожего обмана насмехается над многими, когда заставляет своих последователей получать ответ, советуясь с изображением, то есть с антихристом, которо­му они считают нужным воздавать честь, словно Богу, хотя он - человек греха, сын погибели (2Фес 2:3) <…>

И он сделает всем <…> начертание на правую руку или на чело. Здесь он предпо­читает различать отдельных членов, которых он чаще воспринимает вместе в единой массе или в лице зверя. Рука обозначает дела, а десница - притвор­ное благочестие. Чело обозначает исповедание веры. Поскольку и то и другое благо пострадало от обмана, постольку и то и другое принимает начертание.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Ст. 14-15 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя

И чудесами он обольщает живущих на земле. Он творит чудеса, обманывая глаза смотрящих, словно маги перед фараоном. Ибо и антихрист, и маги были направляемы одним и тем же лживым демоном. Хорошо сказано, что он творит знамения перед зверем. Ибо после того, как он воздвигнет ему образ, которому заставит всех поклоняться, он действительно перед ним сотворит чудеса, словно обожествляя образ, потому что от последнего исходит сила совершать это. И дано ему было вложить дух в образ. Ибо многие, говорят, изображения силой дьявольской покрываются испариной и кажутся говорящими.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя

В последнее время мира для испытания христианской веры будет нечто особенное. Заговорит статуя зверя-антихриста и отдаст приказание убивать всякого, кто не будет поклоняться пред нею и пред другими изображениями зверя. Значит, тогда будет объявлено полное и повсеместное гонение против всякой другой религии, кроме религии антихристианства. Тогда возможно будет по действу сатанину и чудо со статуей, как будет возможно для лжепророка и низведение огня с неба.

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 11-15: И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует пред ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил, и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

В приготовлении рода человеческого к принятию Христа Спасителя, как ангел пред лицем Его (см.: Мф.11:10; Лк.7:27), явился Иоанн Предтеча, который и возвестил людям об Его явлении – особенно нарочитому посольству Синедриона, а равно и всем стоявшим у Иордана, когда засвидетельствовал дважды о Нем: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин.1:26–27; 29–34; 36). Так и у подобящегося Ему во всем антихриста будет свой спутник и приводящий к нему предтеча, которого и изображает Иоанн под образом второго зверя. «Зверь этот выходит из земли, тогда как первый вышел из моря». Следовательно, он, как выходящий из земли, будет представителем всего того, что признает только землю, возводя к апофеозу одну лишь земную культуру и провозглашая истинными и для всех обязательными начала того материализма, который все сводит к действию естественных природных сил, абсолютно не оставляя места для духа и Бога. «Согласно с указанием самого Апокалипсиса (см.: Откр.16:13; 19:20), толкователи смотрят на этого зверя как на лжепророка, действующего одновременно с первым зверем – антихристом (ср.: Мф.24:23–26). Как первый зверь из моря есть личность именно антихриста – человека греха (2Фес.2:3), царя последнего времени, так точно и второй зверь из земли есть также личность, хотя отличная от антихриста, но тесно связанная с ним как по времени, так и по цели своей деятельности» (Орлов). Во втором звере, по нашему мнению, естественнее всего видеть воплощение той псевдонауки, о которой говорили мы раньше и которая, действительно, по всем своим типичным сторонам есть подлинное «детище земли» – и исходящее исключительно отданных земли, и знающее, и признающее только землю. Этот второй зверь будет занимать положение, служебное по отношению к первому зверю – антихристу. На это указывает и выражение действует перед ним, а также и сущность всей его, описываемой далее, деятельности. Его личная характеристика определяется главным образом данными 11-го стиха – тем, что он имел два рога, как бы агнчих, но говорил, как дракон. В этих символах пред нами вырисовывается определенно тип лицемера, по внешности мягкого, кроткого и, как говорят, симпатичного (как агнец – ягненок), в душе же, а равно и в учении своем по существу – лютого, деспотичного и злобного, как дракон... Конечно, тут полное соответствие тем лжеучителям, о которых предупреждал Господь в Нагорной проповеди верующих Своих: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их (Мф.7:15–16). Так как два его рога агнчих явно напоминают Агнца Христа, то нужно думать, что он придет под личиной проповедника христианского и учение свое облечет как будто в соответствующие формы гуманности, благожелательности, терпимости ко всему (в том числе особенно к заблуждению, т.е. лжи, и ко всем видам греха). Но, встречая на пути своем твердость убеждений, устойчивость и религиозных, и нравственных принципов, в особенности же крепкую и непоколебимую веру в Бога и во Христа как воплотившегося Божия Сына, он этот индифферентизм свой заменит потом свирепою, прямо сатанинскою враждебностью и злобой и обрушится на таких исповедников с теми же мерами террора и насилия, как и сам антихрист, всемерно содействуя ему и помогая в стремлении изничтожить всех этих «врагов», нарочито хитроумно изыскивая для того подходящие средства.

И тогда первый зверь передаст ему всю власть свою, и он станет заставлять, т.е. именно мерами притеснений, лишений и бесчеловечных гонений насильственно принуждать всех поклоняться первому зверю, так как-де он уже победил христианство, доказал-де его несостоятельность, и все поражения свои будто бы покрыл победой. Он один-де может дать рай на земле, и, кроме него, никому нельзя поклоняться – ни на земле, ни на небе.

Так как в этой пропаганде своей лжепророк – второй зверь поставит себе всемирные цели, так, чтобы добиться полного отказа всех от прежних религиозных верований у последователей всех церквей и исповеданий, то свою проповедь он будет сопровождать великими знамениями, включая сюда, в подражание недавно действовавшим Еноху и Илии, и низведение огня с неба. Спрашивается: какие же это будут знамения и чудеса – подлинные или ложные? Апостол Павел, описывая беззаконника антихриста, действующего непосредственно перед Вторым пришествием Христовым, говорит в параллельном месте, что это пришествие антихриста, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2Фес.2:8–9). Это выражение – чудеса ложные – понимались издревле двояко: и как собственно ложные, т.е. лишь кажущиеся, фальшивые, и как действительные чудеса, но «на лжу наводящия». И чаще признают эти великие знамения «естественными и действительными фактами, действительными, а не кажущимися, чудесами, хотя и совершающимися по диавольской силе» (Орлов, который ссылается здесь на св. Иустина Философа, Клифота, Шуллера, Лютарда). Подобно сему и Андрей Кесарийский о низведении огня пишет: «Нисколько не удивительно, что для обольщенных очей видим будет огонь, сходящий с неба, так как еще из истории Иова мы знаем, что, по Божию попущению, действием сатаны снизошел огонь с неба и сжег его стада» (см.: Иов.1:16).

Однако нам кажется, что знамения эти лишь будут действительно представляться великими и прямо поражающими, но именно, как и сказал св. Андрей, – для очей обольщенных. Дело в том, что одним из характерных и прямо отличительных признаков людей последнего времени будет то, что у них, так сказать, сотрется различие между истиною и ложью. Прельщающе и прельщаеми (2Тим.3:13), как коротко аттестовал ап. Павел эту их податливость на всякое обольщение. Они утратят самый вкус к истине, а с ним и чутье истины, как и интерес к ней. По своим прихотям будут они избирать себе учителей, которые льстили бы слуху их; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим.4:3–4). А с другой стороны, и об антихристе Павел, сказавши о силе, и знамениях, и о чудесах ложных, совершаемых им – по действию сатаны, добавляет, что будет это со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (2Фес.2:10–11); так что опять: сначала обольщение, а потом – вера в ложь (значит, ложь и в чудесах той эпохи).

Из истории Церкви мы знаем великое множество всякого рода «страхований» и всякого рода удивительных знамений и видений, порой физического типа, с коими диавол представал в особенности подвижникам, например Антонию, Сергию, Серафиму и неисчислимому сонму подобных им великих борцов. Имея некоторую подкладку в пользовании таинственными и человеку неизвестными силами природы, в подавляющем большинстве явления эти, несомненно, были, по существу, привидениями. То же будет, по нашему убеждению, и в те последние времена – в знамениях и чудесах антихриста и его лжепророка. Преп. Ефрем Сирин в своем, прямо художественном по яркости и отчетливости изображения, «Слове на Пришествие Господне» рисует нам живую картину такой деятельности антихриста, производящего на соблазн обольщенных «великие знамения, многочисленные страхования, показывая лживо, а не действительно. Подобным образом мучитель этот будет переставлять горы в одном лживом призраке, а не в действительности. В присутствии многолюдной толпы из многих народов и сословий, восхваляющих его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и с дерзостью скажет: «Познайте, все народы, великую силу моей власти. Вот пред всеми вами я повелеваю этой великой горе, стоящей напротив, чтобы она, по слову моему, из-за моря перешла теперь сюда к вам». И скажет скверный: «Повелеваю тебе, переходи сейчас сюда чрез море». И в глазах зрителей гора пойдет, нимало не подвигшись со своих оснований. Ибо, что в начале творения водрузил и поставил Всевышний Бог, над тем не будет иметь власть этот прескверный, но станет обольщать мир чародейственными мечтами. Также другой горе, лежащей в глубине великого моря в виде весьма великого острова, повелит сойти с своего места и, к удовольствию зрителей, стать на суше, на приятных берегах. И хотя остров вовсе не двинется из моря, однако же будет казаться горою, стоящею на суше. Еще змий сей прострет руки и соберет множество пресмыкающихся и птиц. Подобным образом ступит на бездну и пойдет по ней, как по суше, представляя все это мечтательно. И многие поверят и прославят его как крепкого Бога. Но кто имеет в себе Бога, у тех светлы будут сердечные очи, и искреннею верою в точности увидят они и узнают его. Всякий, кто имеет в себе страх Божий и у кого светлы сердечные очи, в точности будет знать, что ни гора не двигалась с места своего, ни остров не переходил из моря на сушу».

Таковы и все чудеса и знамения антихриста и его, по выражению Эттингера, «придворного философа», причем у последнего (лжепророка) как представителя псевдонауки будущего наиболее ощутителен будет элемент искусного и как бы технически умелого действия природных сил и средств, так что чудеса его будут представлять собой во многом тип научных фокусов. Так и огнь с небесе «он будет низводить или в естественных причинах его появления, лишь хитро применяя это к своей цели, или тоже в порядке каких-либо массовых внушений». На это, можно думать, и указывает добавление в месте, где говорится о таком низведении его, слов: пред людьми. Нельзя при этом опустить без внимания еще одну подробность о совершении чудес лжепророком: чудеса, сказано, дано было ему творить перед зверем. Это указывает не только на служебное положение его по отношению к антихристу, но и на какую-то ограниченность в этой магической силе его, на известную зависимость его от лжехриста, напоминающую связь между медиумом и гипнотизером.

Новою подробностью в деятельности лжепророка является то, что говорится в 14-м и 15-м стихах об образе зверя. Как противоположностью истинному Предтече Иисуса Христа был сам лжепророк, так противоположностью истинного иконопочитания явится этот образ, или икона (славянский текст) зверя. Совершенно ясно и понятно, что самым удобным и легким способом и моментом заметного и внешне подчеркнутого отвержения христианской веры будет и тогда отказ от почитания явно почитаемых святынь ее. Потому, несомненно, одним из первых распоряжений этого сатанинского врага Церкви и истинного христианства явится в его гонении на них самый строгий запрет иконопочитания и всего, что связано с ним (почитания мощей, священных сосудов, памятников и т.п.). Но известно, что почитание икон в истории не раз из явного и открытого переходило в домашнее и тайное. И вот хитроумный и угодливый лжепророк придумает особую форму борьбы против и такого иконопочитания: отвратительное искажение его в почитании образа самого антихриста, что так приятно будет самолюбию этого наиэгоиста. Не удавшееся Навуходоносору (см.: Дан. 3-я гл.) удастся на «свое» короткое время лжепророку. Ибо он сумеет не только выработать соответствующий образ зверя, но и проявить в нем чародейственную силу свою. И это в такой степени, что образ зверя получит способность не только говорить и действовать, но и поражать: чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. Необходимо припомнить в этом случае, что убивать вообще легче, чем исцелять, тем паче – чем воскрешать, диаволу же и его подобного рода детищам в особенности, ибо он человекоубийца бе искони (Ин.8:44), и даже одно из имен его по Апокалипсису, как мы видели, есть Аполлион или Аваддон, что и значит губитель (Откр.9:11). Ведь и теперь только стена «Божиего заступления», о которой постоянно молим мы Господа в наших ектениях, заслоняет, именно «заступает», нас и вообще от этой, всегубительной по самой природе своей, диавольской силы. Но теперь он скован и обезврежен для своей смертоносной деятельности против нас. Тогда же он будет «освобожден» и, как кровожадный зверь, «в ярости своей» – что уже читали мы – выпущен на волю... И губить ему тогда будет легко, ибо дано будет это ему на свое время.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
 

  «Прельщает, говорит, тех, которые имеют постоянное пребывание сердца на земле; приобревших же жительство на небе не обольстит чувство, они совершенно утверждены предсказанием о его пришествии» (св. Андрей, гл. 37).

  «Есть повествования, что волшебством бесы нередко говорили посредством изображений, статуй, деревьев, вод и прочего, быть может, и чрез мертвые тела (…). Посему нет ничего несообразного, что и оруженосец или предтеча антихриста, действующий при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, повелит избивать ему не поклоняющихся» (св. Андрей, гл. 37).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible