Скрыть
И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.

Святые отцы

Прочие

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И в руке Его острый серп - ведь этот серп отсекает кафоликов от еретиков, святых от грешников, как говорит Господь о жнецах.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому. На голове его золотой венец, и в руке его острый серп

Под облаком разумеем или облако чувственное, подобное сокрывшему от очей Апостолов Господа нашего Иисуса Христа, или некоторую Ангельскую силу, называемую так по причине ее чистоты и легкости, как говорит Псалмопевец: и взыде на Херувимы и лете (Пс. 17, 11). - Сидящiй на облаце и подобный Сыну человеческому есть Христос. - Венец на главе означает царскую власть Его над видимым и невидимым, золотой он, по причине высокой цены сего вещества у нас. - Серп остр означает кончину мира, которую Сам Господь назвал жатвою.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп

До сих пор звучал голос глашатаев, теперь же остается показать личность Самого Судии, Который, грядя на суд, покрывает славу Божества облаком телесности, чтобы нечестивые могли увидеть Того, Которого пронзили. <…>

Что это за венец, описано выше, среди одеяний жены: и на главе ее венец из двенадцати звезд (Откр 12:1). С другой стороны, венец может символизировать и победу Царя. … [Острый серп в Его руке] отсылает нас к словам Судии о разделении, которого никто не избегнет.

Изложение Откровения

Примасий, еп. (†560)

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп

Под небом Иоанн подразумевает воплощение нашей Главы, Иисуса Христа, или тело Церкви, которую Христос после принесшего холода гонения облек в пламя. На голове Его золотой венец - это старцы в золотых коронах или двенадцать апостолов, которые первыми взялись начать проповедь веры. Поэтому мы читаем: положил на главу его венец из камня драгоценного (Пс 20:4). Серпом острым называется судебный вердикт, обязы­вающий нечестивых отделиться от Церкви, которых Христос по Божьему велению осуждает ради Церкви, о защите которой Он всегда печется как ее пастырь. Поэтому Захария говорит: Это проклятие, исходящее на лице всей земли (Зах 5:3).

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп

Он видит Господа, Который счел достойным стать Сыном Человеческим и Который грядет на облаке. В действительности облако, поскольку об этом говорит и Евангелие, каковое свидетельство мы предложили в предыдущих рассуждениях, было некой ангельской силой. Ведь написано: И взошел на херувимов и полетел, и полетел на крыльях ветров (Пс 17:11). Он называет ангелов облаком из-за высоты и величия их природы и чести. Возможно также, что Иоанн называет облаком Богородицу, воздавая честь и Ей как Матери [Христа] по плоти. Ибо в таком образе и Исайя предвидел ее, говоря: Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские (Ис 19:1).

Толкуя это изречение, Акила полагает, что облако - это легкая материальность. Материальность, я думаю, из-за того, что она была человеком и плотью, а легкая - по причине того, что она была чиста и безупречна и не обременила себя ни единым грехом; а еще из-за того, что ее душа высока и превосходит небо.

В подобном духе ты будешь рассуждать и об облаке. Ведь оно имеет белый цвет из-за чистоты и блеска созерцаемых вещей. Венец же намекает на царство Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Христос есть царь умных и чувственных тварей. То, что венец сделан из золота, то есть самого ценного у нас материала, подтверждает величие царства. А серп в руке Его указывает на то, что исполнение времен - в Его власти.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп

Мера долготерпения Божия истощилась, настал час воздаяния и праведникам, и грешникам. Иоанн в новом видении видит среди светлых облаков подобного Сыну Человеческому, имеющему на голове золотой венец, а в руке - острый серп. Светлое или белое облако составляет, так сказать, существенную черту будущего второго пришествия Господа (Мф. 24:30; Лк. 21:27). Поэтому явившийся, очевидно, Сам Иисус Христос, Мессия в Своем образе Сына Человеческого, имеющего прийти для суда над миром. - Серп в Его руках есть орудие жатвы и говорит о суде над миром.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 14-16: И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.

С 14-го стиха и до конца главы пред очами Иоанна предстало третье видение, но опять на фоне первого (4-й главы), открывшего ему небесный свод, ибо и здесь есть храм, из которого и выходит ангел. В этом, третьем, видении Иоанн видел по очереди двух ангелов, по терминологии еп. Петра – «жателя» и «выжимателя». Три приведенных стиха говорят о первом из них. Спрашивается: кто этот Ангел, по виду подобный Сыну Человеческому? И Андрей Кесарийский, и прот. Орлов признают, что это Сам Христос, Который, как мы уже говорили, любил так Сам называть Себя в евангельские дни. Однако недаром в тексте Откровения об этом ангеле, когда говорится он, ему, печатается с малой буквы, чем, очевидно, дается знать, что это не Господь, а только ангел Его. И мы совершенно согласны здесь с еп. Петром, который признает явившегося именно ангелом, а не Самим Спасителем. Правда, вид Его и по приводимым детальным признакам напоминает Самого Спасителя: а) облако под Ним (символ царственного Его шествия, как мы говорили уже в 1-й главе); б) золотой венец, а главное – в) самое выражение подобный Сыну Человеческому.

Однако справедливо указывает еп. Петр, что когда Сыном Человеческим именуется Сам Иисус Христос, то в греческом языке слово это стоит с членом, чего в этом месте нет (а это, наоборот, всегда обозначает, что предмет берется вообще, а не в личном, данном смысле). Но главное, ведь тут являются не один, а два действующих ангела, совершенно в одинаковом положении и с одинаковою же деятельностью: как для пожатия, так и для срезания того, что созрело, и притом и в том и другом случае – одинаково с серпом. Итак, если первый ангел – Христос, Судия мира, то второй ангел кто? Ведь он, несомненно, только ангел. И потому лучше и в обоих случаях разуметь одинаково же ангелов, тем более что к обоим же им обращаются со стороны иные ангелы – с приказанием: пожни и обрежь, в каковом тоне тварь обращаться к своему Создателю, конечно, не может. Пусть, как говорят, передается это повеление от Бога (что, однако, на строке не написано). Но говорить в форме такого приказа ангелу ко Христу – безусловно не соответствует Богосыновнему и царственному достоинству Его.

Первый образ этого третьего видения имеет, несомненно, определенное отношение к евангельской притче Господа о пшенице и плевелах. Как известно, притча эта является как бы философским ответом на всегда стоявший пред человеческим сознанием вопрос о происхождении зла на земле и о времени, когда же положен будет предел его развитию в земном мире. Посеянное диаволом, оно как бы заглушало в очах ангелов рост доброго семени – пшеницы, почему они и просят у Владыки мира разрешения пойти и повыдергать плевелы из среды пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы, – ответил им Домовладыка, запретив им выпалывать их, чтобы не повыдергать вместе с плевелами и пшеницы (настолько, значит, срослось в данном человеческом состоянии то и другое). А во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою. И мы знаем, что Сам Господь объяснил, что жатва есть кончина века и что праведники тогда воссияют, как солнце, в Царстве Отца их, все же соблазны и делающих беззакония соберут ангелы из Царства Сына Человеческого, и ввергнут в печь огненную, где будет плач и скрежет зубов (Мф.13:24–30; 37–43).

И вот теперь тайнозритель и слышит, и видит, что жатва уже созрела, что не только настало время ее, но жатва в видении уже совершилась. Сидящий на облаке поверг серп свой на землю, и земля была пожата (при этом, по сопоставлению cо следующим дальше, а также и применительно к тому, что жатвой называют всегда собирание, при посредстве серпа, пшеницы и других полезных злаков, нужно думать, что пожата была и здесь, по приведенной притче Спасителя, именно пшеница – доброе семя, или, по объяснению Его, сыны Царствия Его (Мф.13:38). Они пожаты были, очевидно для того, чтобы быть им взятым, по притче, в житницу Божию, или, как и видели мы перед этим, развитие добрых завершилось – настало время упокоиться им от трудов своих.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.

  «Под облаком разумеем или облако чувственное, подобное сокрывшему от очей Апостолов Господа нашего Иисуса Христа, или некоторую Ангельскую силу, называемую так по причине ее чистоты и легкости, как говорит Псалмопевец: „и воссел на Херувимов и полетел“ (Пс. 17:11). Сидящий на облаце и подобный Сыну Человеческому есть Христос. Венец на главе означает царскую власть Его над видимым и невидимым; золотой он по причине высокой цены сего вещества у нас. Серп остр означает кончину мира, которую Сам Господь назвал жатвою» (св. Андрей, гл.43).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible