Скрыть
И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий

Итак, вне города праведных попрано будет точило, ибо, по слову Пророка, не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных (Пс. 124, 3) и обитание их, как и образ жизни, не будет смешано. - Кровью, проливаемою от попрания осужденных, называется праведный, неизменный и нелицеприятный суд Божий; кровь же грозда есть вино. Наполненное нерастворенным вином точило означает, что, по причине гнева Божия, наказание, воздаваемое его достойным, достигает даже до узд их, как неистовых коней, ибо в удовольствиях и законопреступлениях они не знали границ. - По причине полного их нечестия оно проходит чрез тысячу шестьсот шесть стадий. Ибо тысяча есть число совершеннейшее; в шестисотом же году жизни Ноя, знаем мы, грех потоплен водами, а шесть потому, что нечестивыми начинаниями оскорбили тварь, созданную в шесть дней; шесть есть знамение числа дней творения, в которые устроен мир. Поистине вне небесного града Иерусалима место мучения, а также и тех, которые его заслужили. А что их кровь достигает даже до конских узд на тысячу шестьсот стадий, так сие образно означает, быть может, наказующих Ангелов, которые не редко в Священном Писании называются конями. Стоны ими мучимых достигают до узд, коими у Святых сил считается Божественное определение, управляющее ими при выполнении повеленнаго. У Аввакума., напр., говорится: всядеши на кони твоя (Аввак. 3, 8) и в Песни Песней: конем Моим в колесницах Фараоновых уподобих тя (1, 8). - Сие можно разуметь и иначе. Поелику вдавшиеся в наслаждения сделались неистовыми конями, то за узду они взяты будут мучениями, т. е. муками будут удержаны, ибо не знали обуздания в удовольствиях. - Чрез тысячу же шестьсот шесть стадий уразумеваем, что, по причине преисполненного зла и мерзости в делах, величайшая пропасть отделяет праведников от грешников. Десяток сотен означает множество зла; шестерица их - усердное делание греха чрез злоупотребление тварью, в шесть дней созданною, и в шестисотое лето Ноево потоплена была вся земля.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий

Если только злым принадлежат эта жатва и урожай винограда, тогда точило символизирует наказание. Если же и добрым, то топтание винограда в точиле и молотьба на току уничтожают бесполезное и испытывают полезное. Как говорил апостол, драгоценные металлы испытываются огнем, дерево же, сено и солома огнем поглощаются. И то и другое совершается вне Небесного Иерусалима. Так образно именуется точило гнева, поскольку сказано: В день бедствия избавит его Господь (Пс 40:2). И потекла кровь из точила, и т.д. <…>

Тиконий понимает жатву и виног­рад как Церковь, которая, выйдя из пламени преследований, сияет и обладает правом вязать и решить. Сияющий ангел из храма или жерт­венника возвещает Царство Господне не ясным и громким голосом, но внушением Святого Духа, действую­щего в теле Своем; учит, что пришла пора предать анафеме злочестивых, и имеет власть над огнем, то есть тем, что выходит из уст свидетелей и пожирает их врагов.

Изложение Откровения

Примасий, еп. (†560)

И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий

Очевидно, когда совершится будущее разделение, за городом, то есть вне Церкви, вовне окажется всякий человек греха. Это давление в точиле и топтание в поле уничтожит негодное и подвергнет испытанию нетленное. Как сосуд испытывается огнем, так искушением в скорби - верные. То, что потекла кровь даже до узд конских, обозначает месть, которая постигает даже вождей народов. Ибо, когда дьявол со своими приспешниками начал получать воздаяние за начатые гонения, некогда пролитая кровь святых законно достигает его и его князей, то есть тех лошадей, которые в лице еретиков начали войну, а также всех тех, кто последовал их ошибкам. Как прежде было сказано, в крови греха кровь и будет преследовать тебя (Иез 35:6) тысячу шестьсот стадий, то есть во всех четырех сторонах света. Ибо четыре раза по четыреста дают тысячу шестьсот.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий

Иоанн назвал наказание точилом, уместно воспользовавшись образом виноградных гроздьев и сбора уро­жая. И истоптаны ягоды в точиле за городом. Ибо наказуемые не имели права получить воздаяние за злые дела в Небесном Иерусалиме, угото­ванном святым, и нарушить радость святых, которые будут сострадать тем, кто переносит справедливое наказа­ние. Не говоря уж о том, что, по словам патриарха Авраама, с которы­ми он обращался к богачу, великая пропасть разделяет праведников и нечестивцев.

И потекла кровь из точила. Хорошо он сказал: кровь, показывая, что слово гроздья он употребил метафорически, поскольку растоптанные и растерзан­ные так, что кровь их потекла даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий, были все же людьми. Об этих конях Божьих Священное Писание сообща­ет нам, намекая на ангельскую силу, которая имеет Бога наездником. Ибо говорит Небесный Жених невесте в Песни Песней: Кобылице моей в колесни­це фараоновой я уподобил тебя, возлюблен­ная, возлюбленная моя (Песн 1:8). И пророк Аввакум поет Богу: Ты вошел на коней Твоих, и колесница Твоя - избавление (Авв 3:8).

Апокалипсис говорит, что узды этих лошадей увлажнились кровью грешников - не только ближайших, но и стоявших в отдалении. Речение в целом имеет значение образа: иноска­зание показывает, как много было крови. Ибо тех, кто идет широким путем, во много раз больше, чем тех, кто идет путем узким и стесненным. Потому они и увлажняют узды лоша­дей, или же ангелов, поставленных вершить возмездие.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-20 Несомненно, под обрезанием винограда серпом Ангела нужно разуметь суд Божий над грешниками. Они, отделенные от праведников, подвергаются возмездию гнева Божия. И виноград брошенный в точило, был истоптан, т.е. грешный мир был подвергнут казни. Степень наказания и множество наказанных поясняется сравнением с обилием виноградного сока (названного здесь прямо кровью), который, не вмещаясь в приготовленном точиле, течет чрез его края. Это и означают слова текста: «потекла кровь из точила даже до узд конских на тысячу шестьсот стадий». Точило, места наказания, представляется находящимся вне города и служит указанием на место суда над грешниками. Суд этот будет происходить вне города. Под городом здесь разумеются те, кто живет в городе, т.е. святые Божии, которые, будучи собраны Господом от четырех ветров земли (Мф. 24:31), составят город живого Бога. Это их собрание в единое целое после их окончательного отделения от нечестивых, обреченных на наказание и осуждение. Степень наказания этого поясняется обилием потока крови наказанных, который будет достигать по своей глубине до узд коней и будет течь на 1600 стадий. Сравнение, очевидно, взято из обыкновенных войн, когда кони сражающихся ходят по окровавленной земле. Число 1600 (40х40) говорит и о высшей степени наказания, и о всеобщности (4 страны света х 4 и х 100) этого наказания (cp. XIV:10).

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

 Ст. 17-20: И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозды винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград, на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.

Как дело первого ангела было пожать с земли пшеницу праведных, так дело этого второго – обрезать гроздья нечестивых. Этот ангел выходит из храма, о котором теперь точно обозначается, что он находился на небе; а за ним еще ангел, также из великих, ибо ему дана власть над огнем, т.е., очевидно, ангел карающий. Не только громким голосом, но криком великим, в знак решительности и строгости приказа, велит он второму ангелу пустить серп свой на землю к гроздьям винограда, потому что ягоды на нем уже созрели, или, как ясно, нечестия оставшихся нераскаянными грешников достигли полной, сколько-нибудь допустимой и терпимой меры. И вот обрезан был этот виноград нечестия на земле и брошен в великое точило гнева Божия. По указанию еп. Петра, образ в этом случае взят от горы Елеонской – под Иерусалимом – за городом, где много было точил для маслин и винограда. Под этим великим точилом, в которое должны были войти все эти грешники, в необозримом числе их, правильно разумеют те бедствия, которые, по Апокалипсису, теперь надвинулись на царство антихриста в такой великой степени и грозных видах и о которых далее и пойдет речь. Эти бедствия явятся вместе с тем и полным крахом, таким же грандиозным крушением всех высокомерных человеческих расчетов в их дерзком вызове против неба, как и древний вызов строителей башни Вавилонской, в столь знакомых нам заносчивых заявлениях об устройстве жизни на земле без Бога и Его закона и о создании рая на земле. В точилах Палестины выжимался сок из ягод винограда посредством нажатия, выдавливания его из них. Так, по правосудию разгневанной Правды Божией, будет жать и давить та самая жизнь последних времен, предавшихся сатанинским началам жизни нечестивцев. И как из переполненного свыше краев точила выливается сок виноградный, красный, как кровь, так польется тогда кровь по лицу земли, и всего вероятнее – от множества войн у мечтавших создать мир без любви христианской, кричавших, по слову пророка, мир, мир, когда мира нет (Иер. 6:14). И потекла кровь из точила (уже прямо кровь, а не сок) на тысячу шестьсот стадий (стадия еврейская равнялась приблизительно 90 саженям, значит, все это пространство – на 144 тыс. саженей – 288 верст – самая длинная линия для измерения Палестины). И при этом в вышину кровь шла до узд конских, т.е. так высоко, как только могли двигаться эти кони истребления. Конечно, «определенное взято здесь вместо неопределенного и вообще означает обширное поле сражения» (еп. Петр). Так страшно будет пролитие крови, как и вообще разлитие бедствий и зол у этих, перезревших в нечестии, гроздьев винограда. И так приготовилось все, созрело и достигло своей возможной полноты – и светлое, и мрачное, и пшеница, и плевелы в состоянии человечества, по 14-й главе, в эпоху антихристову. Все выявилось, все достигло своей определенности, все точно обозначилось для своего заслуженного, соответствующего нравственному состоянию той и другой стороны, будущего, для награды праведных и для наказания грешных.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.

  Здесь намекается на город Иерусалим, вне которого – на Масличной горе много было точил, в которых выжимали маслины и виноград (ср.: Иоиль 3:13). Обилие виноградной жатвы определялось тем, что вино вытекало на землю в таком обилии, что достигало до узд конских. Употребленное здесь св. Тайновидцем гиперболическое выражение показывает, что поражение врагов Божиих будет самым ужасным, так что кровь их будет течь как бы реками. 1600 стадий – число определенное, взятое вместо неопределенного, и означает вообще обширное поле сражения. «Наказание, воздаваемое его достойным, достигает даже до узд их, как неистовых коней, ибо в удовольствиях и законопреступлениях они не знали границ. По причине полного их нечестия оно проходит чрез тысячу шестьсот шесть стадий. Ибо тысяча есть число совершеннейшее; в шестисотом же году жизни Ноя, знаем мы, грех потоплен водами, а шесть потому, что нечестивыми начинаниями оскорбили тварь, созданную в шесть дней; шесть есть знамение числа дней творения, в которые устроен мир» (св. Андрей, гл.44).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible