Скрыть
Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу,

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу

И не напрасно то опасение, не пустая та боязнь, которая подает советы к пути спасения и руководствует к сохранению заповедей Бога и правил житейских с тем, чтобы обручившие себя Христу, отрешившиеся от похотей телесных и всецело и телом и душою посвятившие себя Богу совер­шали дело свое достойно великому предназначению, преукрашаясь для одного Господа своего и угождая Ему одному, от Которого и воздаяния девству своему ожидают они, по Его же слову: не все вмещают слово сие, но кому дано, суть во скопцы, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Мф 19:11-12).

Тот же дар целомудрия означается, то же девство возвещается следующи­ми словами ангела: Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девствен­ники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел. И не одному только мужескому полу усвояет Господь благодать целомудрия: Он не обходит жен, потому что жена есть часть мужа, из него взята и создана. Бог во всем почти Писании обращает­ся к первозданному, так как двое составляют одну плоть, и в муже обозначается вместе и жена. Если же целомудрие идет вслед за Христом и девство предназначается для Царства Божьего, то что в земном убранстве и украшениях, коими желающие уго­дить человекам оскорбляют Бога?

Об одежде девственниц

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 1, 4-5 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим

Иоанн говорит об этом воскресении: и видел Агнца стоящего и с ним сто сорок четыре тысячи, то есть стоящих со Христом, а именно тех, которые собираются в последние времена уверовать через пророчество Илии, о коих Дух свидетельствует, что они не только телом девственны, но и языком. Поэтому выше и сказано, что двадцать четыре старца говорили: благодарим Тебя, Господи Боже, что Ты воцарился и рассвирепели язычники (Откр. 11:17-18).

Толкование на Апокалипсис

Мефодий Олимпийский, Патарский, сщмч. (†311)

Что же Господь - истина и свет - сделал, придя (в мир)? Он, приняв плоть, сохранил ее нерастленною - в девстве. Так и мы, если хотим быть подобными Богу и Христу, должны стараться соблюдать девство. Ибо подобие Божие состоит в воздержа­нии от растления. А что вочеловечившееся Слово стало перводевственником, и первопастырем, и первопророком Церкви, это объяснил нам вдохновенный Христом Иоанн в книге Откровения, сказав: и взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи <…> Это суть те, которые не осквернились с женами: ибо они девственники; это суть те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел.

Притом заметь, как велико досто­инство девства пред Богом: они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны, и следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел. Этим он хочет ясно внушить нам, что таким числом, то есть ста сорока четырьмя тысячами, издревле определено количество девственников, между тем как других святых неопределенное множество. Ибо замечательно, что он прибавляет, говоря о прочих: и взглянул я, и вот из всех языков и племен и всех народов великое множество, которого никто не мог перечислить (Откр 7:9).

Итак, он представляет, как я сказал, бесчисленное множество других святых, а девственников весьма небольшое число сравнитель­но с составляющими бесчисленное множество.

Пир десяти дев

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу

Иоанн утверждает, что от каждого колена, исключая колено Даново, чье место было занято коленом Левия, были запечатаны для веры двенадцать тысяч девственников, что не осквер­нились с женщинами. И чтобы мы не решили, что здесь просто говорится о том, что они не знали разврата, тут же прибавляется: ибо они девственники. Из чего следует, что девственность не сохранившие по сравнению с чистей­шим ангельским целомудрием Самого Господа нашего Иисуса Христа запят­наны грязью.

Они поют новую песнь, которую никто не может петь, только девствен­ник. Они первенцы Богу и Ангцу и непорочны. Если девственники - первенцы Богу, то вдовы и состоящие в браке идут за первенцами, то есть на втором и третьем местах: погибший народ мог быть спасен не раньше, чем принес бы Богу подобные чистые жертвы и примирился с чистейшим Агнцем.

Против Иовиниана

Августин Аврелий, блж. (†430)

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу

Следовательно, и мы, братья, если истинно любим, давайте уподобимся [Ему]. Ибо мы не сможем принести лучший плод любви, чем пример уподобления. Христос ведь пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Пет 2:21). Кажется, что в этом предложении апостол Петр показал, что Христос пострадал только за тех, которые идут по следам Его, и страдание Христа приносит пользу лишь тому, кто идет по следам Его. По ним шли святые мученики вплоть до пролития крови, вплоть до уподобления страданиям. Шли мученики, но не только они одни. Ведь после того, как они прошли, мост не разрушился; или после того, как они пили, сам источник не иссяк.

В чем надежда благих верующих, которые или в брачном союзе целомудренно и согласно несут узы брака, или в воздержании вдовства укрощают соблазны плоти, или даже, поднимая выше вершину святости и процветая в новой девственности, следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел? Что для них, говорю, и что для всех нас есть надежда, если следуют за Христом лишь те, кто пролили кровь за Него? Следовательно, собирается погубить своих сынов матерь Церковь, которых настолько обильнее она родила, насколько спокойнее во времени мира? Чтобы она не уничтожила их, ей нужно молить о гонении, нужно молить об испытании? Вовсе нет, братья! Как же может молить о преследовании тот, кто ежедневно восклицает, чтобы нас не ввели во искушение? Есть, есть, братья, есть сад у этого Хозяина, и не только из роз мучеников, но и лилий девственниц, и плюща связанных браком, и фиалок вдов. Одним словом, возлюбленнейшие, ни один род человеческий не отчаялся в своем призвании: за всех пострадал Христос. Истинно о нем написано: Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим 2:4).

Проповеди на Книгу Бытия


Супруги имеют свою добродетель не потому, что рожают детей, но потому что честно, потому что целомудренно, потому что законно рожают, и рож денных совместно, ради их блага, непрестанно воспитывают; потому что сохраняют верность ложа друг другу, потому что не оскверняют таинство брака. Однако все это суть человеческие обязанности. Девственная же чистота и свобода от всякого внебрачного сожительства через благочестивое воздержание есть ангельская доля и предуготовление в тленной плоти вечной нетленности. Пусть уступит этому всякая плодовитость, всякое супружеское целомудрие: первое - не во власти [человека], второе - не находится в вечности: плотская плодовитость не подчиняется свободной воле, супружеское целомудрие не имеет неба. Действительно, будут обладать чем-то великим в сравнении с другими людьми в том общем бессмертии те, которые, будучи телесными, уже обладают нетелесным <…> Потому нет никакого предписания Господа о девственницах. Но, избегая распущенности, а также греха, должна быть достигнута жизнь вечная, в которой некая высшая слава [предназначена] не всем в вечности собирающимся победить, но она дарована там некоторым, наследовать которую - мало быть освобожденными от греха. Если [кто-то] ничего не обещал самому Освободителю, то это не заслуживает осуждения, что [он] не обещал, но то, что обещал и исполнил, заслуживает одобрения <…> Потому что, действительно, в самой вечной жизни раздельно сияют света заслуг, у Отца обителей много. Согласно этому, при неодинаковом денарии один не живет дольше другого, но во многих обителях один больше другого прославляется.

Итак, продвигайтесь к Богу Святому, мальчики и девочки, мужчины и женщины, незамужние и неженатые, продвигайтесь настойчиво к цели! Прославляйте слаще Господа, на которого часто направляетесь мыслью; надейтесь с большим упованием на Того, Кому непрестанно служите. Любите пламеннее Того, Кому стараетесь угодить все тщательнее; с препоясанными чреслами и зажженными светильниками ожидайте Господа, когда Он придет со свадьбы! Вы принесете на свадьбу Агнца новую песнь, которую будете петь на кифарах ваших. Но, однако, не такую, какую поет вся земля, когда говорится: воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля (Пс 95:1), но такую, какую никто не сможет пропеть, кроме вас. Ведь так видел вас в Апокалипсисе некто, прежде остальных возлюбленный Агнцем, который обычно возлежал на груди Его, выпил и изрыгнул пренебесные чудеса [знания], слово Божие.

Он видит вас двенадцать раз по двенадцать тысяч святых кифаредов безупречной девственности в теле, безупречной истины в сердце; и поскольку вы следуете за Агнцем, куда бы Он ни пошел, Иоанн написал это о вас. Куда, думаем мы, идет этот Агнец, куда никто не отваживался или не хотел следовать, кроме вас? Куда, думаем мы, Он идет? На какие пастбища и луга, где, я верю, растут травы, приносящие радости? Но не пустые радости этого века, обманчивого безумия; и не радости, каковые в самом царстве Бога предназначены для остальных недевственников, но отличные видом от всех других радостей - радости девственников Христа, [которые] из Христа, в Христе, со Христом, после Христа, через Христа, ради Христа. Радости, свойственные девственникам Христа, не те же, что и недевственникам, хотя они и Христовы.

Ведь существуют различные радости для разных людей, но такие [лишь] для некоторых. Идите к ним, следуйте Агнцу, потому что и плоть Агнца в первую очередь девственна. Ибо то сохранил в себе выросший, что у матери не отнял замысленный и рожденный. Следуйте заслуженно за Ним по девственности сердца и плоти, куда бы Он ни шел. Ведь что значит следовать Ему, как не подражать?

Потому что Христос за нас пострадал, оставив нам пример, как говорит апостол Петр, чтобы мы следовали по следам Его. Каждый следует Ему в том, в чем подражает Ему не как Сыну Божьему, через Которого создано все, но как Сыну Человеческому, Который в Себе совершил [то], чему следует уподобляться.

Многое в Нем предлагается для подражания всем, девственность же плоти - не всем. Ибо не имеют возможности стать девственниками те, которые уже сделали все, чтобы девственниками не быть. Итак, остальные верующие, отказавшиеся от девственности тела, следуют за Агнцем не куда бы Он ни пошел, но куда они сами смогут пойти. Могут же везде, за исключением того, когда Он вступает в красоту девственности. Блаженны нищие духом (Мф 5:3), подражайте Тому, Кто ради вас стал нищим, будучи богатым. Блаженны плачущие (Мф 5:4). <…> Но также верно, что женатые могут идти по тем следам, даже если не полностью попадают ногой в тот же отпечаток, однако продвигаясь по тем же тропам. Но посмотри! - это Агнец, идущий путем девственности! Как после Него будут идти те, кто этот путь упустили, и который они никаким образом не обретут?

Таким образом, вы, вы идите за Ним, девственники Его! Вы идите туда за Ним, потому что ради этого одного, куда бы Он ни шел, вы за ним следуете. Ибо мы можем призывать состоящих в браке к любому иному дару святости, к которому они следуют за Ним, кроме безвозвратно ими утерянного. Итак, следуете за Ним, твердо придерживаясь того, что пламенно обещали. Сделайте, насколько можете, чтобы благо девственности не ушло от вас, потому что вы можете ничего не делать, чтобы вернуть его. Вас увидит множество других верующих, которые не могут следовать за Агнцем в этом - увидят и не станут завидовать. И радуясь вместе с вами тем, чем они не обладают в себе, станут обладать в вас. Ведь и эту новую особенную вашу песнь нельзя будет исполнить; но можно услышать и найти удовольствие в ней, словно в высшем благе. Но вы - это те, которые и исполняете, и слушаете, потому что и то, что вы исполняете, вы же и слушаете; будете ликовать радостнее и веселее господствовать. Однако из большей вашей радости не будет никакой печали тем, кому этого не хватает. Ибо Агнец, за которым вы следуете, куда бы Он ни пошел, не оставляет тех, которые не могут следовать за Ним, но куда [следуете] вы. Мы говорим о всемогущем Агнце. Он и нам подаст, и от тех не отвернется. Поскольку будет Бог все во всем (1Кор 15:28).

О святом девстве

Максим Туринский, свт. (†Vв.)

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу

Таким образом, человек Иисус Хрис­тос, покорив дьявола Своим страдани­ем, отперев Своим воскресением ад, словно победитель, пришедший на небо после исполненного дела, слышит от Бога Отца: седи одесную меня (Пс 109:1). И неудивительно, когда только в одном месте Отец предлагает воссесть Сыну, Который по природе одной субстанции с Отцом.

Когда же говорят, что Сын по правую руку от [Отца] - это, пожалуй, в ком-то и вызывает душевное смяте­ние. Ведь хотя отсутствует [какая-либо] степень достоинства там, где имеется преизбыток Божественности, однако Сын сидит одесную не по той причине, что Он предпочитался Отцу, но чтобы не поверили, что Он ниже. Таким образом, Сын находится одесную, потому что, согласно Еванге­лию, овцы - по правую руку, по левую же располагаются козлята. Следова­тельно, необходимо, чтобы первый Агнец управлял частью овец и чтобы непорочный вождь непорочному стаду, собирающемуся следовать за ним, предвосхитил бы место, как речет Иоанн в Апокалипсисе, говоря: это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел; которые не осквернились с женами. Следовательно, произносит пророк Давид: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс 109:1). Это Господь Отец Господу Богу Христу Сыну предлагает наверху сесть рядом и ради славы располагает Его одесную Себя на вечном месте.

Проповеди

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу

Без сомнения, избранные, даже если и различаются степенью заслуг, но напитанные истиной одной веры, они стремятся к одному свету небесной истины; и сколь выше в этой жизни кто старался прилепиться ко Христу, столь ближе будет в жизни той на­слаждаться Его видением. Так и сказано о великой заслуге добродете­ли некоторых: Вот те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел; а немно­гим прежде сказано о некоторых, словно о ближайших к светильнику ветвях: Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя живот­ными и старцами. Здесь показано, как все святые поют на улицах этого горнего града новую радостную песнь Богу. Однако те из них выделяются среди других особой радостью песни, кто здесь превзошел обычную жизнь верных особой привилегией святого целомудрия.

Изложение Откровения

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу

Церковь, поскольку обладает различными дарами в разных своих членах, по данной ей благодати получила, однако, большую благодать дара в тех членах, в которых таким образом называется девой духовно, чтобы также владеть и непорочностью телесной девственности. Ведь в других преданных членах, правильно верующих в Бога по правилу кафолической веры и соблюдающих брачную и вдовью целомудренность - а именно непокрытых нечистотами совершённого блудодеяния и остающихся свободными от любого позора неверности, - Церковь владеет только духовной девственностью. В тех же членах, в которых она так охраняет правильную веру, что даже сохраняет плоть неоскверненную каким-либо сожительством, насколько обладает большей полнотой девственности, настолько полнее и совершеннее владеет именем этой девственности. Ведь в первых [членах] ее жизнь ничем не умаляется, в последних же она приобретает нечто большее для [своей] славы, потому что, как говорит Павел: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (I Кор 15:41-43). Наконец, под именем скопцов (о которых также в Евангелии Спаситель утверждает, что они оскопили себя ради Царствия Небесного) Господь через Исайю обещает девственникам лучшее место в доме Своем и в стенах Своих. Написано ведь следующим образом: Ибо Господь так говорит об евнухах: «которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, - тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» (Ис 56:4-5). Так же и в Апокалипсисе блаженного Иоанна: это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел, которые остались девственниками.

Послания

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим

В похвалу и особенное достоинство совершенных ставится то, что они были строгими девственниками. В последние времена эти избранные и совершенные для того, чтобы оставаться верными христианству, при страшных гонениях антихриста среди невозможных условий должны были совершенно отказаться от брачной жизни, которая могла бы связать их нежелательными узами с антихристианским миром. Их девственность - девственность в широком смысле этого слова, как высшая христианская добродетель или как совокупность всех христианских добродетелей при полнейшем целомудрии. Они суть избранные, ибо, презрев брачную жизнь, все блага семейной жизни, предали себя на всецелое служение Богу и в этом смысле всюду ходят за Агнцем. Они первенцы в смысле лучших и избраннейших, они совершенно свободны от лжи и вполне непорочны. Итак, эти 144 тысячи, стоящие вместе с Агнцем на горе Сионе, - суть избраннейшие и совершеннейшие христиане и преимущественно христиане последнего антихристианского времени. Их 144 тысячи, ибо взято число, выражавшее полноту всех избранных и совершенных христиан, которые достигали и будут достигать совершенства.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-5: И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих: они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сеи песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в их устах нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.

Итак, в то время как на земле шел полный разгул тайны беззакония, когда антихрист с лжепророком неистовствовали насилием и обольщением, насаждая богопротивное царство свое, – в эту самую пору на небе, в недоступных бренным очам не только нечестивцев, но и вообще всех людей, обложенных плотью (ибо, по слову Павла апостола, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – и ходим верою, а не видением. – 2Кор.5:6–7, – там, в горнем Сионе, совсем иною, диаметрально противоположною, жизнью живет другое, тоже человеческое общество – это Церковь избранных, отмеченных именем Отца Небесного на челах своих. До очевидности ясно противопоставление их тем, запечатленным от лжепророка, отступникам от веры, о коих только что говорилось в конце 13-й главы. Кто же эти 144 тыс., отмеченные именем Божиим? Говорят: «Они не те, которые упомянуты в 7:9–17» (Орлов); то «особые от показанных ранее и поименно совокупленных из всех колен Израильских, но о девстве которых не засвидетельствовано». Однако едва ли это расчленение тех и других запечатленных можно признать правильным. По смыслу Нового Завета, мы уже признали, что там – в 7-й главе – сыны Израиля разумелись новозаветные, а не ветхозаветные избранники, т.е. имелись в виду те же подлинно верующие христиане, что и здесь. Далее, там же мы отмечали, что самое запечатление их в той главе вовсе не было указано, как указано оно в этой, 14-й. Далее, запечатление тех сынов верных Богу родоначальников Израиля определенно предшествовало в 7-й главе наступлению тех самых последних искушений Церкви, которое только что изображалось и в главе 13-й о двух зверях, гнавших эту Церковь. И в то же время и здесь изображение 144 тыс. запечатленных первенцев тоже, как мы видели, предстает пред глазами Иоанна сейчас же за тем видением об антихристовых гонениях, прямо параллельно ему. А между тем число их – все то же самое. Речь о них представляет собою так соответствующее их подвигу, их нравственному состоянию пополнение того, что было не договорено тогда – до явления антихриста, когда в 7-й главе отмечалось только еще подготовление их к тому подвигу, какой наступал за их запечатлением для земной Христовой Церкви.

Однако многие не соглашаются с этим и ссылаются главным образом на то, что эти новые 144 тысячи – девственники, чего о тех вовсе не указывалось. Однако бесспорно, что это там и не утверждалось, но и не отрицалось, а умолчание – отнюдь еще не есть противоречие, и это тем более, что, как мы и сказали, речь о запечатленных в 7-й главе была слишком не полна, явно не закончена. Да и как еще понимать нам это указание на девственность этих первенцев, не осквернившихся с женами? Какой смысл должны мы усвоять ей? Конечно, ближайшим образом относится сюда весь многочисленный состав подобных св. Серафиму, буквальных девственников, безусловно целомудренных от самых дней детства своего, никогда не женившихся и не посягавших (Лк.20:35). Но ведь образцами целомудрия и чистоты становилось и великое множество святых, оставлявших жен или лишавшихся их после их смерти. И не были ли светильниками чистоты и целомудрия и Мария Египетская, и Пелагия, и им подобные, изгладившие и паче снега убелившие прежнюю нечистоту исключительно высокими и ангелоподобными подвигами покаяния и воздержания?

А между тем мы знаем, что ап. Павел, говоря о последних временах гонений, предсказал, что тогда имущии жены, якоже не имущии будут (1Кор.7:29). Спрашивается, эти отрекшиеся от брачной жизни к кому должны быть отнесены: к брачным или к безбрачным? Ведь и у них, по крайней мере у многих из них, вызвано это будет не только житейскими неблагоприятными условиями, но и подвигом целомудрия.

Нам кажется, что эти 144 тыс. первенцев, ознаменованных именем Божиим, и есть тот сонм духовного цвета человечества, именно совершеннейших избранников Всевышнего, о которых говорилось не только в 7-й главе, под именем запечатленных, но они же разумелись и раньше – в том числе, определенном и предустановленном у Бога, которое должны были восполнить мученики последних времен, как указал Господь душам убиенных за слово Божие (Откр.7:9–11). Все они, начиная с апостолов, последовали за Христом-Агнцем, куда бы Он ни пошел (Лк.22:28), – одинаково, как девственник ап. Иоанн Богослов, так и оставивший жену ап. Петр. И все они выделены в этом символическом священном числе (12 в квадрате, умноженное на тысячу), именно как первенцы Богу и Агнцу. Только раньше, по связи речи и применительно к тогдашней эпохе гонений, при обозначении их нарочито отмечались из всего сонма их святые тех исторических дней – свидетели (μάρτυς), исповедники и мученики. Теперь же, при видении полного числа их, отмечены таким же образом и их преемники и продолжатели в дальнейшей истории истинного христианства – девственники и подвижники. Но тип их один. Все они – избранные из избранных. Все они – истинные первенцы спасенного – искупленного во Христе, усвоившего себе омытие Крови Его верующего человечества. И в устах всех их одинаково нет лукавства, как одинаково же непорочны все они и пред Престолом Божиим.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.
 

  В этом видении изображается Церковь, чистая невеста Христова, во время процветания империи зверя. Число 144 000 здесь имеет, по–видимому, то же значение, что и в 7-й гл. ст. 2–8. Это – избранники Божии от всех народов земли, представленных образно в виде 12 колен Израилевых. То, что имя Отца Агнца написано на челах их, означает отличительные качества их внутренней настроенности – нравственный характер и образ жизни их, всецелое посвящение их служению Богу. К ним присоединяется сонм играющих на гуслях «как бы новую песнь». Это – песнь о новом творении Божием, песнь об искуплении и обновлении человечества кровию Агнца Божия. Поет эту песнь только искупленная часть человечества, а потому–то «никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли».

  Некоторые толкователи под «девственниками» понимают здесь не девственников в буквальном смысле слова, а тех, которые были спасены от тины язычества и идолослужения, поскольку в Священном Писании Ветхого Завета идолослужение нередко называется любодейством.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible