Скрыть
и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 1, 4-5 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим

Иоанн говорит об этом воскресении: и видел Агнца стоящего и с ним сто сорок четыре тысячи, то есть стоящих со Христом, а именно тех, которые собираются в последние времена уверовать через пророчество Илии, о коих Дух свидетельствует, что они не только телом девственны, но и языком. Поэтому выше и сказано, что двадцать четыре старца говорили: благодарим Тебя, Господи Боже, что Ты воцарился и рассвирепели язычники (Откр. 11:17-18).

Толкование на Апокалипсис

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим

И действительно, возлюбленные братья, какая польза деве или жене, клирику или монаху, или святой, если в теле охраняется девственность, в то время как дурными вожделениями оскверняется непорочность сердца? В чем польза в одном члене сохранять чистоту, а в остальных иметь изъян? Ведь и те девственники, которые следуют за Агнцем, если посмотрите внимательно, следуют за Агнцем не потому, что сохранили одну девствен­ность тела.

Наконец, когда он сказал: это те, которые не осквернились с женами, то вслед добавил: и в устах их нет лукав­ства; они непорочны пред престолом Божиим. Следовательно, обратите пристальное внимание на того, кто кичится одной телесной девственнос­тью, потому что если он любит лукавство, то не сможет следовать с теми святыми девственниками за Христом. Таким образом, ни одна девственница не гордится одной лишь девственностью тела, потому что, если она была непослушна или болт­лива, знает, что ей надлежит быть изгнанной с того брачного ложа Небесного Жениха. Следовательно, хотя девственница достигает сотой ступени [целомудрия], а жена, соеди­ненная браком, - тридцатой, однако лучше чистая и смиренная жена, чем гордая девственница.

Он не сказал: не было, но: не найдено. Каким нашел Господь [того, кого] призывает отсюда, таким и судит. Ведь или через крещение, или через наказание мы можем во внутреннем человеке стать девственниками и лишенными лукавства.

Изложение Откровения

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим

Девственники привязаны ко следова­нию за Богом не только заслугой целомудрия, но и тем, что проводили жизнь, не запятнанную общением с любого рода грехом. Тиконий считает, что это видение относится не только к девственникам, но ко всей Церкви, которую апостол обручил единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2Кор 11:2), заключая так: он не сказал: «в устах их нет лукавства», но: не найдено. Как и сказал апостол: Такими были некоторые из вас, но омылись (1Кор 6:11). И беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего (Иез 33:12), и сможет стать девственником, и лукавства не найдут в его устах. Ведь девственниками Иоанн зовет целомудренных и чистых.

Изложение Откровения

Экумений (†VIв.)

и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим

Язык видения свидетельствует, что пребывающие во Христе превосходят природу и находятся по ту сторону человеческого.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим

В похвалу и особенное достоинство совершенных ставится то, что они были строгими девственниками. В последние времена эти избранные и совершенные для того, чтобы оставаться верными христианству, при страшных гонениях антихриста среди невозможных условий должны были совершенно отказаться от брачной жизни, которая могла бы связать их нежелательными узами с антихристианским миром. Их девственность - девственность в широком смысле этого слова, как высшая христианская добродетель или как совокупность всех христианских добродетелей при полнейшем целомудрии. Они суть избранные, ибо, презрев брачную жизнь, все блага семейной жизни, предали себя на всецелое служение Богу и в этом смысле всюду ходят за Агнцем. Они первенцы в смысле лучших и избраннейших, они совершенно свободны от лжи и вполне непорочны. Итак, эти 144 тысячи, стоящие вместе с Агнцем на горе Сионе, - суть избраннейшие и совершеннейшие христиане и преимущественно христиане последнего антихристианского времени. Их 144 тысячи, ибо взято число, выражавшее полноту всех избранных и совершенных христиан, которые достигали и будут достигать совершенства.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-5: И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих: они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сеи песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в их устах нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.

Итак, в то время как на земле шел полный разгул тайны беззакония, когда антихрист с лжепророком неистовствовали насилием и обольщением, насаждая богопротивное царство свое, – в эту самую пору на небе, в недоступных бренным очам не только нечестивцев, но и вообще всех людей, обложенных плотью (ибо, по слову Павла апостола, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – и ходим верою, а не видением. – 2Кор.5:6–7, – там, в горнем Сионе, совсем иною, диаметрально противоположною, жизнью живет другое, тоже человеческое общество – это Церковь избранных, отмеченных именем Отца Небесного на челах своих. До очевидности ясно противопоставление их тем, запечатленным от лжепророка, отступникам от веры, о коих только что говорилось в конце 13-й главы. Кто же эти 144 тыс., отмеченные именем Божиим? Говорят: «Они не те, которые упомянуты в 7:9–17» (Орлов); то «особые от показанных ранее и поименно совокупленных из всех колен Израильских, но о девстве которых не засвидетельствовано». Однако едва ли это расчленение тех и других запечатленных можно признать правильным. По смыслу Нового Завета, мы уже признали, что там – в 7-й главе – сыны Израиля разумелись новозаветные, а не ветхозаветные избранники, т.е. имелись в виду те же подлинно верующие христиане, что и здесь. Далее, там же мы отмечали, что самое запечатление их в той главе вовсе не было указано, как указано оно в этой, 14-й. Далее, запечатление тех сынов верных Богу родоначальников Израиля определенно предшествовало в 7-й главе наступлению тех самых последних искушений Церкви, которое только что изображалось и в главе 13-й о двух зверях, гнавших эту Церковь. И в то же время и здесь изображение 144 тыс. запечатленных первенцев тоже, как мы видели, предстает пред глазами Иоанна сейчас же за тем видением об антихристовых гонениях, прямо параллельно ему. А между тем число их – все то же самое. Речь о них представляет собою так соответствующее их подвигу, их нравственному состоянию пополнение того, что было не договорено тогда – до явления антихриста, когда в 7-й главе отмечалось только еще подготовление их к тому подвигу, какой наступал за их запечатлением для земной Христовой Церкви.

Однако многие не соглашаются с этим и ссылаются главным образом на то, что эти новые 144 тысячи – девственники, чего о тех вовсе не указывалось. Однако бесспорно, что это там и не утверждалось, но и не отрицалось, а умолчание – отнюдь еще не есть противоречие, и это тем более, что, как мы и сказали, речь о запечатленных в 7-й главе была слишком не полна, явно не закончена. Да и как еще понимать нам это указание на девственность этих первенцев, не осквернившихся с женами? Какой смысл должны мы усвоять ей? Конечно, ближайшим образом относится сюда весь многочисленный состав подобных св. Серафиму, буквальных девственников, безусловно целомудренных от самых дней детства своего, никогда не женившихся и не посягавших (Лк.20:35). Но ведь образцами целомудрия и чистоты становилось и великое множество святых, оставлявших жен или лишавшихся их после их смерти. И не были ли светильниками чистоты и целомудрия и Мария Египетская, и Пелагия, и им подобные, изгладившие и паче снега убелившие прежнюю нечистоту исключительно высокими и ангелоподобными подвигами покаяния и воздержания?

А между тем мы знаем, что ап. Павел, говоря о последних временах гонений, предсказал, что тогда имущии жены, якоже не имущии будут (1Кор.7:29). Спрашивается, эти отрекшиеся от брачной жизни к кому должны быть отнесены: к брачным или к безбрачным? Ведь и у них, по крайней мере у многих из них, вызвано это будет не только житейскими неблагоприятными условиями, но и подвигом целомудрия.

Нам кажется, что эти 144 тыс. первенцев, ознаменованных именем Божиим, и есть тот сонм духовного цвета человечества, именно совершеннейших избранников Всевышнего, о которых говорилось не только в 7-й главе, под именем запечатленных, но они же разумелись и раньше – в том числе, определенном и предустановленном у Бога, которое должны были восполнить мученики последних времен, как указал Господь душам убиенных за слово Божие (Откр.7:9–11). Все они, начиная с апостолов, последовали за Христом-Агнцем, куда бы Он ни пошел (Лк.22:28), – одинаково, как девственник ап. Иоанн Богослов, так и оставивший жену ап. Петр. И все они выделены в этом символическом священном числе (12 в квадрате, умноженное на тысячу), именно как первенцы Богу и Агнцу. Только раньше, по связи речи и применительно к тогдашней эпохе гонений, при обозначении их нарочито отмечались из всего сонма их святые тех исторических дней – свидетели (μάρτυς), исповедники и мученики. Теперь же, при видении полного числа их, отмечены таким же образом и их преемники и продолжатели в дальнейшей истории истинного христианства – девственники и подвижники. Но тип их один. Все они – избранные из избранных. Все они – истинные первенцы спасенного – искупленного во Христе, усвоившего себе омытие Крови Его верующего человечества. И в устах всех их одинаково нет лукавства, как одинаково же непорочны все они и пред Престолом Божиим.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.
 

  В этом видении изображается Церковь, чистая невеста Христова, во время процветания империи зверя. Число 144 000 здесь имеет, по–видимому, то же значение, что и в 7-й гл. ст. 2–8. Это – избранники Божии от всех народов земли, представленных образно в виде 12 колен Израилевых. То, что имя Отца Агнца написано на челах их, означает отличительные качества их внутренней настроенности – нравственный характер и образ жизни их, всецелое посвящение их служению Богу. К ним присоединяется сонм играющих на гуслях «как бы новую песнь». Это – песнь о новом творении Божием, песнь об искуплении и обновлении человечества кровию Агнца Божия. Поет эту песнь только искупленная часть человечества, а потому–то «никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли».

  Некоторые толкователи под «девственниками» понимают здесь не девственников в буквальном смысле слова, а тех, которые были спасены от тины язычества и идолослужения, поскольку в Священном Писании Ветхого Завета идолослужение нередко называется любодейством.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible