Скрыть
И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 5-6 И после сего я взглянул, и вот отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами

Здесь говорит о скинии небесной, по подобию которой Бог повелел Моисею устроить скинию земную. - Из сего, продолжает, храма вышли Ангелы, которые, по чистоте их существа, близости к краеугольному камню - Христу и светлости добродетелей, одеты в льняную одежду или, как говорится в некоторых списках, в чистый камень. - По персям опоясаны золотым поясом по причине могущества, чистоты их существа, честности и неограниченности в служении.

Толкование на Апокалипсис

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 5-6 И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами

Это видение соответствует песне. Ибо, чтобы Богу могли поклониться все народы, храм тайн Божиих, однажды заключенный в стенах одного города, теперь начал духовным образом открываться всему миру. И вышли из храма семь ангелов, имеющие семь язв. Именно об этом говорил Марк: они пошли и проповедывали везде (Мк 16:20). Они облечены в чистый белый камень, по словам апостола: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал 3:27), Который есть высочайший, избранный краеугольный камень. Если же поймешь стоящее здесь единственное число как множественное, то это можно интерпретировать как украшения разнообразных добродетелей. В другом переводе здесь стоит: чистый светлый лен, понимаемый как умерщвление плоти наших учителей. Как здесь: Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор 9:27).

Опоясанные по персям золотыми поясами. Стремящемуся проповедовать о могущественных вещах необходимо не только умерщвлять тело, но и препоясать грудь золотым поясом мудрости. Или так: препоясать грудь золотым поясом, - значит заключить каждое движение переменчивых мыслей в узы одной любви Божией.

Изложение Откровения

Примасий, еп. (†560)

Ст. 5-6 И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами

Ныне открываются сокрытые тайны, провозвещенные относительно Христа и Церкви. <…> В случае семи ангелов и семи язв речь идет о Церкви, против которой непрерывными кознями восстала враждебная часть, почему он и говорит, что вышли язвы, то есть вышли для защиты святых, в которых прежде Господь Христос принял страдание, почему и сказал Павлу: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? (Деян 9:4). Или как Иаков заметил, начало времени суда - с дома Божия.

Действительно, человек может испытывать страдания по двум причинам: или Божественная спра­ведливость наказывает за грехи, как в случае фараона, или великим искуше­нием испытывает добродетели, как в случае Иова. И именно поэтому мы читаем, сказанное о нем: Испытал меня Господь как золото, что прошло через огонь, пути его я хранил и от заповедей уст Его не отступал (Иов 23:10-12). Я считаю, что числом ангелов и казней предобозначено всеобщее уничтожение, как часто говорит Бог в Книге Левит: и поражу вас семью казнями (Лев 26:24).

Облеченные в чистую и светлую льняную одежду. Умерщвление обыкновенно показуется в образе льняной одежды. Поэтому, если безукоризнен­ные суды Божий изображаются с помощью символики белого цвета, то образ чистой льняной одежды идеаль­но подходит, чтобы убиенных также показать белыми, как снег, когда они открытым лицем, как в зеркале, взирают на славу судов Божиих.

Опоясанные золотыми поясами. Мы научаемся, что золото означает мудрость по свидетельству Писания, которое говорит: прими мудрость как золото. И разумно устроено насчет груди, на которой по закону священ­ник часто должен был носить logium, то есть наперсник, так что ум, и сам по себе будучи хорошо осведомлен в божественном, побуждается не презирать, но прославлять суды Божий, яркостью золота привлекая и других также к непрерывному про­славлению их.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Ст. 5-6 И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами

Обычное дело для божественного Писания называть скинию, сколоченную в пустыне Веселеилом, устроителем вещей, созданных в то время, скинией свидетельства, потому что она была скинией свидетельств и повелений Божьих. Ибо там был ковчег завета. Крышка, стол, жертвенники для курений и приношений, светильник и все, что повелел Бог приготовить святому Моисею, говоря: И сделаешь мне все так, как я показал тебе на горе (Исх 25:9). По образцу древней скинии и наднебесный храм, который пребывает всегда, он назвал скинией свидетельства. Оттуда, он говорит, вышли семь ангелов. Откуда выходящим необходимо было увидеть небесных служителей Божьих, если не из небесного храма? По словам Иоанна, они имели семь язв, которые они собирались навести на землю. Ибо во время кончины мира будет множество знамений, о которых и Христос в Евангелиях упомянул, когда учил о последних временах. А то, что ангелы были облечены в чистый и светлый камень, есть знак их чести и чистоты, и блеска, и того, что они обладают природой, решительно обращенной к добру, поскольку они облечены во Христа. Ибо Господь в божественном Писании именуется камнем. Как, например, у Исайи: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень многоценный, избранный (Ис 28:16). Другой пророк сказал: Камень, который отвергли строители, соделался главою угла (Пс 117:22). И премудрый Павел убеждает нас облечься в этот камень: Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим 13:14). Ибо облекшийся в Него пребывает вне всякой душевредной похоти.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе

В 5 ст. говорится об открытии скинии свидетельства, т.е. важнейшей части ее, которой и принадлежало значение свидетельства - откровения. И если в видении Апокалипсиса представляется открытым для всех доступ в Святое Святых, к ковчегу откровения, то это должно, очевидно, означать последние моменты Бож. откровения, последние явления Бож. суда над человеческим родом. Из Святое Святых, т.е. от самого престола Божия, как вестники, вышли семь Ангелов (1 ст.). Им были даны чаши, наполненные гневом Божиим. А так как гнев Божий, которым были наполнены чаши, в Свящ. Писании почти всегда изображается под видом огня (Пс LXXVIII:6; Иер Х:25), то нужно полагать, что и чаши Ангелов были также наполнены огнем. Лишь только были переданы чаши, как весь храм наполнился дымом славы Божией, так что доступ в него стал невозможен. Это нужно понимать как указание на возгоревшийся гнев Божий [Hengstenberg, Ebrard, Андрей Кесар.], на предстоящие страшные казни над антихристианским миром.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 5-8: И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе, и вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов.

Как в священной церемонии, так в служении небесном, столь напоминающем богослужение земное, когда настало время, выходят из храма семь тех великих ангелов. Они уже имеют у себя семь язв, которыми оканчивалась ярость Божия. Но им дается, чрез одного из четырех животных Престола Божия, еще семь чаш, также наполненных гневом Бога, живущего во веки веков, а значит – Единого Виновника вечных определений. В этом сочетании язв, уже бывших у ангелов, и чаш, подаваемых им от Престола Божия, кроме указания на безусловную заслуженность грядущих наказаний теми, кого они постигнут, можно еще усматривать и, так сказать, двусторонность этих кар. С одной стороны, они будут и естественными результатами того беззаконного поведения, коим будут отличаться все эти нечестивцы, ибо эти кары – язвы – уже имеются у ангелов. И мы знаем, что действительно, одним из высших наказаний, какие попускает Господь постигать грешников, является то, что предает их Господь – самим себе, не задерживая, в неискусен ум, творити неподобная (Рим.1:28). В подобных случаях ангелы являются и в Апокалипсисе как бы олицетворением, точней – руководителями тех стихийных сил, которые готовы разразиться и лишь задерживаются ими (см.: Откр.7:1). С другой – в том же грядущем процессе возмездия будут сказываться и изливающиеся фиалы (чаши) Божия гнева, насылаемые на виновных Правосудием Божиим.

Ангелы-каратели выходят из храма, который здесь точно именуется скинией свидения и который открыт весь, т.е. включая и всегда закрытое в Ветхом Завете его Святая святых. Открытый, а значит, как бы явно приглашающий всех к себе, храм этот, однако, сразу же, как только приняли семь ангелов фиалы гнева Божия для излияния на землю, стал ни для кого недоступным. Ибо наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его – в знак того, что начинающиеся за сим события есть особенное проявление этой силы Божественной в жизни земли и что нужно сначала покончить с охватившим всю землю нечестием, а потом уже осуществится и то единение верных с Богом, которое знаменовалось чрез открытие этого храма. «Посему, – говорит применительно к этому видению св. Андрей, – мы предполагаем, что, пока Божественный гнев на нечестивых не разлучит праведников от неправедных, до тех пор святые никоим образом не получат жребия в Небесном Иерусалиме, священнодействия и успокоения в храме Божием. Ибо сперва надлежит окончиться язвам, которыми воздается за грех сие заслужившим, а потом уже и святым предоставлено будет обитание в вышнем граде». Возможно при этом, что такой, так сказать, призыв скинии, чрез открытие ее в полном объеме, призыв, обращенный ко всем верующим людям, предполагает уже полное вхождение в нее таких же законченных и полных людей, какими начали они вхождение свое в пору земной своей жизни, т.е. людей, состоящих из души и тела. Но прежде чем восстанут для них эти тела, земля должна как бы омыться этими чашами возмездия, в огне и дыме, от всего несоответствующего – скверного и нечистого, и этот дым от действия силы Божией, отражая собой снедение Божественным огнем соблазнов и беззаконий, и наполнил храм Божий, так что никто не мог войти в него, доколе не окончились семь язв семи Ангелов.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.
 

«Здесь говорится о скинии небесной, по подобию которой Бог повелел Моисею в Ветхом Завете устроить скинию земную.

Из сего, продолжает, храма вышли Ангелы, которые, по чистоте их существа, близости к краеугольному камню – Христу и светлости добродетелей, одеты в льняную одежду или, как говорится в некоторых списках, в чистый камень. „Препоя́сани на пе́рсехъ по́ясы златы́ми“ – „опоясанные по персям золотыми поясами“ по причине могущества, чистоты их существа, честности и неограниченности в служении» (св. Андрей, гл.45).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible