Скрыть
за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 4-6 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который есть и был, и Свят, потому что так судил. За то, что они пролили кровь Святых и Пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того

И отсюда видно, что над стихиями, как упомянуто выше, поставлены Ангелы, из которых один, управляющий водами, воспевает Бога за то, что на преступников навел достойное наказание и что дал в питие кровь тем, которые обагрили руки свои кровью Святых. Показывается же сим и то, что многие из твердых в вере, в то время удостоясь пророческого дара, будут убиты диавольскими защитниками, или что отвергающие проповедь божественных Пророков и оправдывающие их убиение жестокосердыми Иудеями становятся как бы их сообщниками по своему расположению, как засвидетельствовал сие и Господь, сказав, что, строя гробницы Пророкам, они соизволяют их убийству (Лук. 11, 47-48).

Толкование на Апокалипсис

Экумений (†VIв.)

Ст. 5-6 И услышал я ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который eси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того

Бог всемогущ и промышляет обо всех созданиях Своих, и способен забо­титься обо всем, не нуждаясь для этого ни в каком помощнике. Зачем нужен сотрудник и помощник в благодеяниях Тому, у Которого одно желание совершить дело есть уже совершение дела и у Которого одним движением воли все было приведено к бытию? Но, поскольку Он, будучи благим, желает и святых ангелов облагодетельствовать тем попечени­ем, которое они имеют о нуждающих­ся (ибо помогающий тому, кто нужда­ется в помощи, не столько ему помога­ет, сколько самому себе), и никто из ангельских сил не испытывал лише­ния и никто не нуждался в чьей-либо еще помощи, Бог устроил так, что о нуждающихся во всяком благе на земле пекутся святые ангелы. Итак, выше мы узнали, что ангелам препору­чены церкви, и премудрый Даниил написал, что начальствующий среди ангелов Михаил промышляет об иудейском народе.

И теперь Апокалипсис описывает нам ангела, поставленного над вода­ми. Ибо, когда из четырех элементов - воздуха, огня, земли и воды - склады­вались земные создания (ибо кое-кто желает, чтобы существа небесные были созданы с некой пятой телеснос­тью, а именно эфирной и двигающей­ся по кругу), три элемента - огонь, земля и воздух - были в изобилии распределены, чтобы использоваться в дыхании и на другие первейшие нужды <…> Одной только воды не всем было дано в изобилии, воды питьевой, которая в источниках, ручьях, колодцах и реках, воды воздушной, которая, удерживаясь на небе облаками, своевременно дает нам дождь повелением Божьим и питает все живое на земле. Поскольку воды не достает всем, поставляется один из святых ангелов для того, чтобы у тех, кто нуждается в воде, не было в ней нужды, и они в той мере, в какой нуждаются, были бы ей обеспе­чены. Вода из-за наших злодеяний зачастую становится редка и исчезает, что вызывает засуху, голод и заразные болезни, которые следуют за ними.

Иоанн говорит, что услышал именно этого ангела, поставленного промыслом Божьим над водами, который говорил: Праведен Ты, Господи, Который eси и был, и свят. Слова: Который eси, обозначают бесконеч­ность Божью. И был - безначалие. А святой значит праведный над всеми, и через всех (Еф 4:6). Потому что так судил, говорит Иоанн, чтобы пролив­шие кровь святых пили кровь. Ибо необходимо, чтобы те, кто во время войны разбил лагерь на берегах вод и рек, пили воду, оскверненную кровью человекоубийства.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того

Третья казнь стоит в близкой параллели с первою египетскою казнью, по которой воды реки Нила обратились в кровь (Исх 7:19-21). В пользу буквального понимания и третьей казни, кроме аналогий с предыдущими, говорит и то замечание текста, что эти воды, сделавшиеся кровью, люди должны были употреблять для утоления своей жажды. Ангел вод, как управитель определенною стихиею, восхваляет Господа за Его правосудие, за Его неизменяемость и за Его верность Своему существу всесвятому и правосудному. Необходимость пить кровь вместо воды - казнь страшная и непредставимая, для антихристианского мира является справедливым возмездием (ст. 6) за его страшную и непонятную жестокость по отношению к христианству и против верных хранителей его.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

 Ст. 1-7: И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его. Вторый Ангел вылил чашу свою на море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море. Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.

Спрашивается: какую общую точку зрения должны мы установить на все эти казни семи фиалов? Должны ли мы понимать все предсказания о них буквально и прямо или аллегорически, придавая им смысл переносный? В истории толкований Апокалипсиса мы находим и тот и другой вид понимания этих мест. Так и у нас: еп. Петр принимает все эти язвы за аллегории и эмблему, лишь взятую с казней египетских, причем земля первой чаши у него – народы в церковном отношении, море – в гражданском и т.д. Напротив, прот. Орлов видит здесь подлинную будущую действительность, причем залогом ее, основой своего понимания казней этих в буквальном смысле он признает те же египетские казни, справедливо рассуждая, что если эти казни были подлинными чудесно-историческими событиями, то почему не могут быть таковыми же и казни царства антихристова – лишь в несравненно большем масштабе, но и в большей соответственной виновности тех, кого они постигают. Таким образом, и мы будем придерживаться этого же, последнего взгляда.

Стих 1: Голос первого стиха прот. Орлов принимает за голос Самого Бога, ссылаясь на Откр.1:10 и на Иез.9:1, в силу того что исходит этот голос из самого храма. Землю этого стиха он понимает как вселенную (земной шар), каковую, действительно, затем и постигают казни семи изливаемых чаш... Но во 2-м стихе земля уже противопоставляется морю, почему здесь правильнее понимать под землей только сушу Земли. Отвратительные жестокие и гнойные раны от этой чаши напоминают, по нему, шестую казнь Моисея в Египте; а так как изображаемое событие, добавляет он, относится к последнему времени, близкому к окончательному перевороту в мире, то вполне возможны и допустимы особенные и чрезвычайные явления в человеческой жизни и человеческой природе, аналогий которым мы в настоящей можем и не встречать. «Заметим к этому, что в отличие от казней при возглашении труб ангелов, здесь казни сразу же постигают самих людей, а уже потом окружающую человека природу» (ср.: Откр.8:7–9).

Стих 3: «Вторая чаша выливается в море – настоящее море, наполненное живыми существами. Очевидно, масса морской воды сделалась сгустившеюся и темноватой кровью и к тому же зловонною (как сукровица у мертвеца). Такая масса была непригодна для жизни в ней живых существ, и поэтому Иоанн замечает, что все одушевленное в море умерло. Ввиду этого, нет никакого основания придавать и этой казни аллегорический смысл. Это есть новое физическое бедствие, которое постигает антихристианский мир и природу того времени, бедствие при этом – не временное и быстро прекращающееся, но, как это нужно усматривать из 9-го и 11-го стихов, продолжающееся постоянно, вместе с бедствиями других казней, до самого конца мира». И здесь дополнительно к сказанному мы отметим, что по этой чаше, вместо жизни, начинает господствовать в органической природе смерть, и начинается она с той же души живой моря, откуда некогда началась и жизнь всей одушевленной природы – при творении (см.: Быт.1:20).

Стихи 4–6: В казни третьей чаши, напоминающей первую казнь египетскую, ее карательная сторона поражает опять самих людей, и на это-то отзываются в прославлениях своих и ангел вод (новое подтверждение того, что стихии видимой природы имеют своих ангелов, как бы патронов), и голос от жертвенника. Последний голос, и по месту исхождения, и по содержанию своей песни, напоминает голос душ убиенных и мог принадлежать также кому-либо из них (см.: Откр.6:9–10). И действительно, в казни этой прямо бросается в глаза точное соответствие между грехом вины – пролитием крови – и наказанием чаши: вынуждены люди пить ту самую кровь человеческую, которую они проливали.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того.

  «Отсюда видно, – говорит св. Андрей, – что над стихиями поставлены Ангелы» (гл. 48). Здесь также идет речь о страшных кровопролитиях, которые произойдут перед кончиною мира во времена антихриста.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible