Скрыть
И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 11-12 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час

И зверь, которого ты видел, из числа семи - потому что до этих царей правил Нерон. И есть восьмой, утверждает Иоанн, - поскольку он скоро придет, то считается на восьмом месте. И и так как в его время и настанет конец, то добавля­ет: и пойдет в погибель, потому что десять царей примут власть со зверем. Когда Нерон движется с востока, то те будут посланы городом Римом со своими войсками. Он называет их десятью рогами и десятью диадэмами. И Даниил указыва­ет: три с корнем исторгнуты из прежних рогов (Дан 7:8), - то есть это три первых вождя, которых убьет антихрист. Остальные семь передадут ему славу, честь, престол и силу (Откр 17:13), о коих он говорит: они возненавидят блудницу - то есть он имеет в виду город, - и сожгут плоть ее в огне (Откр 17:16).

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель

Зверь есть антихрист; он восьмой, потому что после семи царств восстанет для обольщения и опустошения земли, от седьмих же он, как появившийся от одного из сих царств. - Придет он не от какого-либо из упомянутых народа, но как царь Римский, явится же на погибель и пагубу ему покорившихся, а после сего сам пойдет в муку геенскую.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель

Чтобы мы не подумали чего-либо в ином роде, Иоанн говорит здесь, что он есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. Таким образом, здесь показано, что он принадлежит к тому же злому роду. Превышением же числа семь автор обозначает его как еще более худшего злодея. Когда Господь говорил об одном нечистом духе и упомянул семь, Он вдруг прибавил: и берет с собою семь других духов, злейших себя (Мф 12:45). Так и здесь, начиная с семи, Иоанн указывает семерых других в том же самом едином роде, то есть в восьмом. Следовательно, то, что он из семи и пойдет в погибель, говорится, чтобы показать, что он заслуживает того же самого наказания, что и его данный в единичности род.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель

А дьявола он поставил первым и последним гонителем, единомышлен­ником тех семерых. Ибо как не сопричислить его семерым, высшего наставителя их в злодействе?

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-14 Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные

«Здесь ум», т.е. нужно особенное напряжение ума, которое свойственно мудрому человеку. Если имя жены и зверя нужно принимать не в историческом, а в символическом смысле, то и семь гор нельзя понимать буквально, так как они составляют часть всего символического образа [Hengstenberg, Kliefoth, Suller, Яковлев]. Если же под женою нужно разуметь антихристианское царство, то и под семью головами зверя-диавола нужно разуметь земные царства, в направлении и развитии которых выразилась сила диавола и его боговраждебные усилия к развращению человеческого рода. А так как каждое историческое царство имеет свои исторические города, как выразителей своей культуры, и царей, как носителей государственной власти, то с представлением о государствах неразрывно должно быть связано и представление о царях. Поэтому в апокалиптическом видении мы под одним и тем же образом голов, по указанию Ангела, должны видеть семь гор, и семь царей (ст. 10). Зверь есть мировая сила в ее историческом развитии, в ее смене одних царств другими. Эти царства падают одно за другим, изменяя предыдущее последующим. В этом смысле и может быть сказано, что ко времени Иоанна пало уже пять царств (царей), шестое существовало, седьмое последует за ним, а после него возникнет последнее, которым и закончится история развития мировой богоборной силы диавола на земле. О первых пяти мировых царствам, уже павших, можно говорить только предположительно. Такими царствами могут быть названы: Ассирийское, Вавилонское, Персидское, Македонское и Сирийское - последние царства прямо указаны у прор. Даниила. О шестом царстве сказано: «один есть», так как во дни Иоанна мировым царством было римское, то, очевидно, оно имеется ввиду как шестое в ряду других. О седьмом царстве Иоанн выражается неопределенно. Оно еще не наступило, но когда придет, то недолго ему быть. Так как римское царство в настоящее время пало, то сменившее его царство, или мир, германо-славянских народов можно считать царством седьмым; оно должно продолжиться до времени возникновения восьмого царства. Это восьмое царство называется зверем (ст. 11), о котором было упомянуто в 8 ст. как о таком, который был и которого нет и из числа семи и пойдет в погибель. Наименование зверем заставляет понимать под восьмым царем антихриста и его царство. Выражение «и нет» говорит о той смертельной ране, которая была видима на одной из голов зверя и которая исцелена. Так как голова зверя есть то же, что и царства, то и исцеление одной головы, возвращение ее к жизни может говорить о возобновлении какого-либо из семи царств, которое в своем новом виде будет царством антихриста. Оно возникнет из семи, что значит, что оно будет заключать в себе особенности семи предшествовавших царств. Это именно царство антихриста, самое боговраждебное, но оно и последнее. Оно попадет в погибель, в геенну вечную. Цари, обозначаемые рогами, представляются не имеющими самостоятельных царств. Если они и примут царскую власть, т.е. право правителей и законодателей, то лишь вместе с зверем, как своим сюзерном, и то только на короткое время, на один час [Hengstenberg, Suller, Ebrard]. Это, таким образом, представители народов и царств последнего времени [Lutardt, Ebrard]. Они отличны от царей, представителей мировых государств, которые названы головами зверя (Св. Ириней, Св. Ефрем Сир). Антихрист как нельзя лучше воспользуется этими представителями (рогами) народов и царств, их настроением и образом мыслей и соединит их вместе для борьбы с Агнцем, против христианства и всего святого. Но победа в этой борьбе останется на стороне Агнца - Иисуса Христа, Который победит и лично и чрез избранных и верных Своих служителей, подвизавшихся на земле в борьбе с диаволом и со всем его воинством.

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 7-11: И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.

Приведенные нами стихи, в которых, согласно обещанию ангела, дается объяснение тайны жены и зверя, были понятным объяснением для самого Иоанна, но остаются полными загадочно-таинственного смысла для читающих и до наших дней. Считаясь не только со стихом 8-м и последующими в данной главе, но и с тем, что сказано о связании сатаны на 1000 лет в главе 20-й, можно принять здесь такое толкование, приводимое прот. Орловым (в основе согласное и с мнением св. Андрея Кесарийского). «Зверь есть диавол, так или иначе проявляющий в мире свое господство и свою сатанинскую силу. В прошедшем, т.е. прежде, в Ветхом Завете, он быль князем мира сего и господствовал чрез идолопоклонство и чародейство. Но потом его не стало, нет его и теперь, т.е. во дни получения Иоанном откровения. Вследствие искупительных заслуг Христа Спасителя, диавол лишился своего прежнего обаяния (см.: Ин.12:31), и его не стало на земле как явного и открытого властителя человеческого рода. Он находится в бездне, т.е. состоянии связанности. Но это заключение его не окончательное и не полное. Диавол освободится и выйдет оттуда (см.: Откр.20:7). В погибель – погибель окончательную – диавол пойдет только после, для Иоанна – в отдаленном будущем. Для диавола, как духа бессмертного, погибелью служит не уничтожение чего-либо подобного нашему телу, но геенна, вечные мучения, поэтому он и называется сыном погибели» (2Фес.2:3). Исчезновение зверя-дракона и его появление, как мы уже говорили, можно соотносить с тем исцелением антихриста от смертельной раны, о котором говорилось в главе 13-й. Удивление же по поводу сего тех, чьи имена не написаны в книгу жизни (см. выше), т.е. прежде всего людей, не верующих в Бога своим сердцем, будет в то же время носить характер похожего на благоговение изумления – такого, хоторое приведет их к богопоклонению антихристу. Напротив, верные христиане, несомненно, тоже удивляться будут, но совсем иначе, ибо им открыто будет, в уяснившемся значении пророчеств об антихристе, истинное значение этого новоявления сатаны и тот конец, к которому приведет путь его.

Стих 9: И к этому уже может относиться дальнейшее слово тайнозрителя: зде ум, иже имать мудрость. Слова эти значат, конечно, не то, что «нужно особенное напряжение ума, которое свойственно мудрому человеку» (Орлов), ибо никаким, хотя бы и особенным, напряжением ума мудрости, скрытой здесь, не достигнешь. Имеется здесь в виду, конечно, ум Христов (1Кор.2:16), о котором писал ап. Павел, что он его (этот ум) имеет. Этот ум, имея в себе нарочитое благодатное озарение, способен дать человеку и постижение таинственных явлений духовного порядка, которые лишь только духовне востязуются (1Кор.2:14) и знание коих также дается только по нужде. Доступная Иоанну, мудрость эта явно недоступна для нас, ибо, как говорили мы выше, сейчас ее искать может только душевная (а не духовная) человеческая пытливость, в лучшем случае – любознательность; мудрость же духовная открывается лишь в меру религиозной же настроенности – только вере и любви, подвигу и молитве.

Спрашивается: как нам понимать дальнейшие слова этого 9-го стиха: Седмь глав горы суть седмъ, идеже жена седит на них? Прот. Орлов рассуждает здесь так: «Если имя жены и зверя нужно принимать не в историческом, а в символическом смысле, то и семь гор нельзя понимать буквально, так как они составляют часть всего символического образа (Генгстенберг, Клифот, Шуллер, Яковлев). Если же под женою нужно разуметь антихристианское царство, то и под семью головами зверя-диавола нужно разуметь земные царства, в направлении и развитии которых выразилась сила диавола и его боговраждебные усилия к развращению человеческого рода».

Однако в семи головах зверя можно видеть и противоположение тем семи духам Божиим, которых мы видели пред Престолом Всевышнего (см.: Откр. 4:5) и в которых символизировались семь даров Духа Святаго. Они, эти головы зверя, будут тогда обозначать выявившиеся в мировой истории типичные свойства извращенной природы диавольской, например: а) гордость; б) ложь; в) злобу; г) зависть; д) похоть блудную, как открывается она в воздействии ее на человека; е) себялюбие (эгоизм), и наконец, так сказать – собственно сатанинство, т.е. противление Богу и всему святому, что угодно Ему. И тогда еще легче понимать эти свойства диавольские как горы, на которых восседает вавилонская царица блуда и беззаконий, ибо на основе этих именно настроений и свойств и выросла она в такую губительную и позорную величину в истории человеческой.

Но, конечно, в виде соответствующей символизации – чтобы конкретно выявить и внешне оформить подобные внутренние состояния и свойства, могут оказаться у Вавилона и какие-нибудь семь внешних возвышений или гор, вроде семихолмного Рима, на который так любили указывать толкователи с древних времен. Тем более могут быть под верховным управлением антихриста и распределяющие человечество того, последнего, поколения царства и цари, о которых говорится в 17-й главе далее, так как мы видели, что головы зверя одинаково обозначают и горы, и царей (по семь тех и других). И конечно же, и в том и другом случае это библейское «семь», по обычаю, обозначает не обязательно определенное число «семь», а нечто полное вообще и законченное.

В данном случае – все вообще управление над народами, всякое правительство – и монархическое, и республиканское или советское, или какое иное, – даже, быть может, и силы порядка общественного или экономического. Значение будет иметь реальное, а не формальное главенство в тогдашнем всечеловеческом строе. И это тем более, что и о горах, и о царях говорится применительно к основной теме первой половины 17-й главы, т.е. к апокалиптической жене. Далее, несомненно, что как антихрист – это мрачный антипод, законченная и полная противоположность Христу, так и жена – такая же историческая противоположность Святой Христовой Церкви. Как нарастающая, назревающая и оформляющаяся историческая коллективная единица, жена-блудница соки свои, составные свои, так сказать, элементы, должна брать не от тех или иных индивидуальных исторических деятелей, каких-то единичных монархов или президентов имя рек, а от всех слоев исторического уклада, полной совокупности всех принадлежностей всечеловеческого строя; и это не только в том, последнем, поколении, но и во всех предшествующих, ибо те антихристы мнози апостольских дней, о коих, знаем мы, писал в посланиях тот же апостол Иоанн Богослов, конечно, тоже в меру свою влились в состав этого, во всем течении веков формировавшегося, скверного тела Вавилонской блудницы.

Но спрашивается: как же тогда понимать эти загадочные слова: ...Семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть?

В понимании этого места большую роль играло всегда соответствующее пророчество Даниила (7-я гл.), в свою очередь подкрепляемое видением истукана в сне Навуходоносора. Отсюда перечисление этих древних монархий: Ассирийская, Вавилонская, Мидо-Персидская, Греко-Македонская и Римская.

Нечего, кажется, и говорить, что при такой точной обозначенности этих пяти царств положение толкователя, ищущего и дальше такой же конкретной и точной обозначенности (даже принимая и шестое и седьмое царство просто отдельными царствами, без дополнительных замечаний о седьмом и восьмом царях), положение это становилось с каждым веком, а особенно с переходом в новую историю, все более и более затруднительным и – прямо безвыходным и безнадежным. Неужели, в самом деле, исторично: Вавилонское царство во внимание и счет принимать, а мусульманские монархии, потрясшие большую половину известного во всемирной истории мира, – нет? А разные могущественные монархии средневековья? Германо-славянский мир и Новый свет? А теперь – и Японию, и просыпающийся Китай? А ведь на все эти царства осталось, по Даниилову толкованию, много два, а верней лишь одно место среди этих всемирных исторических царей 7-й главы Даниила и 17-й главы Апокалипсиса.

Ясно, что в объяснении этих апокалиптических указаний должен быть применен какой-то иной прием. Ибо, как явно, полно и наглядно сбылись, выполнились точные данные Данииловых видений, так должны выполниться и видения Иоанновы.

Дело в том, что Даниил жил в своей исторической эпохе, и все откровения ему давались в условиях и данных именно его времени. Для его дней это была, можно сказать, рядовая и нормальная историческая действительность, как такой же действительностью был во дни Моисея медный змий, а во дни Авраама – принесение в жертву Исаака. Но и Данииловы времена отошли, как и времена древних патриархов. Исторические рамки выявились совсем иные, и то, что было действительностью данного периода, то самое стало давно прошедшим и в то же время – и таким же прообразом будущего, как крещение ветхозаветного Израиля в Чермном море по отношению к новозаветному крещению или описываемый у пророка Иеремии плач еврейский при уходе из Рамы по отношению к плачу матерей еврейских при избиении 14 тыс. младенцев Иродова злодеяния. То, что во дни Даниила было конкретным историческим фактом, стало соответствующим историческим типом. Так, знаем мы, произошло и с войной иудейской – вторым разрушением Иерусалима. Так, несомненно, – и с пятью первыми царствами Даниилова видения. Итак, выросшая во всечеловеческом историческом процессе в мерзко-царственную величину развратного вавилонского типа, жена-любодейца восседала и на многих водах веков и поколений человечества, и на багряном звере сатанинских свойств и сторон погрязшей во грехе той же всечеловеческой истории. Но как во дни Данииловы оформление всечеловеческого истукана прошло через смену и чередование различных человеческих царств, так и ко дням антихристовым будет что-то подобное. Так же сменится пять каких-то царств, а может быть, и иных видов власти и силы. Потом на смену явится шестой носитель власти, а затем иной – но на короткое время.

Но, конечно, для того чтобы разобраться отчетливо во всех этих таинственных указаниях Апокалипсиса, требующих от истолкователя вышечеловеческой мудрости, для этого нужно самому так или иначе войти в гущу той, будущей, эпохи и, подобно Даниилу, быть историческим наблюдателем намечаемых в этих словах событий. А отсюда ясным смысл данных указаний Апокалипсиса станет только тогда, когда наступит та эсхатологическая эпоха.

Стих 11: И зверь, иже бе и несть, и той осмый есть, и от седмих есть, и в пагубу идет. Седьмое, последнее царство, о котором, как и об антихристовом, сказано, что будет оно недолгосрочно, можно было бы принять и за царство самого антихриста, но здесь сказано, что зверь (конечно, антихрист) есть осмый, значит – вне того счета; но в то же время он – и от седмих есть: очевидно, как выходящий из среды их, а вероятно – и возвращающий свое царство в состав их. Думается, можно отнести и это указание, как и раннейшее указание на исцеление смертельно пораженной главы зверя (13-я гл.), к восстановлению еврейского царства, именно в неверующей и боговраждебной его части, которая примет антихриста во исполнение прямых слов Спасителя (см.: Ин. 5:43).

Несомненно, что с внешней, особенно дуто-рекламной стороны, и воцарение антихриста, и деятельность его будут носить прямо блестящий, бьющий в глаза, эффектный характер. Но в то же время, и именно в связи с таким вниманием, обращенным лишь на показную сторону, для верующего, для всякого ищущего истины, а не прельщающих внешних удач ясна будет противоположная черта в поведении его и общественной его деятельности: именно – что он в пагубу идет... И не может этого не чувствовать и не сознавать он сам. И отгого-то так и будет разгораться лютая злоба его и проявляться против всего, что будет не с ним, что выразится и внешне в непринятии печати его, чтобы перейти затем в исключительно жестокое и всестороннее гонение.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.

  Этот зверь – антихрист, он называется «осьмьм», потому что «после семи царств восстанет для обольщения и опустошения земли» (св. Андрей, гл.54); «от седмих» же он, как появившийся от одного из сих царств.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible