Скрыть
Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 13-14 Они имеют одни мысли, и предадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные

Сии едину волю имут. - И действительно, ибо никто не может служить двум господам (Mф. 6, 24). Посему и сопротивляются истинному Христу те, которые единомыслят в злом единомудрии и подчиняются антихристу. Но закланный ради нас Агнец Божiй, поскольку воплощением от Него не отнято царство и господство над всем, победит их, чтобы к Своему царству приобщить и избранных.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

Ст. 13-14 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные

Здесь с очевидностью говорится, что та сила, которую они приняли от зверя, будет передана зверю, то есть той голове, которая по видимости получила смертельную рану и исцелела. Ибо по общему согласию они воздадут ему всякое поклонение по собственному желанию и явят раболе­пие <…> Хотя книга описывает силу враждебной части, здесь она явно предсказывает победу Агнца. И чтобы подчеркнуть, что он будет торжество­вать в своих последователях, она прибавляет: и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. И хорошо она сперва упоминает избранных, потому что Господь сказал: много званых, а мало избранных (Мф 22:14).

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Ст. 13-14 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные

Если и разноречат во мнениях эти будущие десять царей, то в одном они имеют одни мысли, в том, чтобы передать силу и власть свою зверю, то есть антихристу. Ибо потерпят они от него поражение, и он один в конце концов возьмет всех под начало. Но если и против воли покорятся, все равно, поскольку десятеро испытают ту же участь поражения и погибели, то, как сказано, они - одного ума, как если бы говорилось, что по согласию и единомыслию десятеро покорятся антихристу.

Сказано: они будут вести брань с Агнцем. Действительно, прежде чем те, о которых речь, будут полностью истреблены антихристом, они устроят гонения на Церковь. Но победит Христос: ведь Он отдаст этих злодеев еще большему злодею антихристу на смерть. И иным образом восторжествует Христос, поскольку служители Его будут биться с ним насмерть за веру Его. Ибо они названы зваными и избранными и верными - то есть служителями Христа.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-14 Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные

«Здесь ум», т.е. нужно особенное напряжение ума, которое свойственно мудрому человеку. Если имя жены и зверя нужно принимать не в историческом, а в символическом смысле, то и семь гор нельзя понимать буквально, так как они составляют часть всего символического образа [Hengstenberg, Kliefoth, Suller, Яковлев]. Если же под женою нужно разуметь антихристианское царство, то и под семью головами зверя-диавола нужно разуметь земные царства, в направлении и развитии которых выразилась сила диавола и его боговраждебные усилия к развращению человеческого рода. А так как каждое историческое царство имеет свои исторические города, как выразителей своей культуры, и царей, как носителей государственной власти, то с представлением о государствах неразрывно должно быть связано и представление о царях. Поэтому в апокалиптическом видении мы под одним и тем же образом голов, по указанию Ангела, должны видеть семь гор, и семь царей (ст. 10). Зверь есть мировая сила в ее историческом развитии, в ее смене одних царств другими. Эти царства падают одно за другим, изменяя предыдущее последующим. В этом смысле и может быть сказано, что ко времени Иоанна пало уже пять царств (царей), шестое существовало, седьмое последует за ним, а после него возникнет последнее, которым и закончится история развития мировой богоборной силы диавола на земле. О первых пяти мировых царствам, уже павших, можно говорить только предположительно. Такими царствами могут быть названы: Ассирийское, Вавилонское, Персидское, Македонское и Сирийское - последние царства прямо указаны у прор. Даниила. О шестом царстве сказано: «один есть», так как во дни Иоанна мировым царством было римское, то, очевидно, оно имеется ввиду как шестое в ряду других. О седьмом царстве Иоанн выражается неопределенно. Оно еще не наступило, но когда придет, то недолго ему быть. Так как римское царство в настоящее время пало, то сменившее его царство, или мир, германо-славянских народов можно считать царством седьмым; оно должно продолжиться до времени возникновения восьмого царства. Это восьмое царство называется зверем (ст. 11), о котором было упомянуто в 8 ст. как о таком, который был и которого нет и из числа семи и пойдет в погибель. Наименование зверем заставляет понимать под восьмым царем антихриста и его царство. Выражение «и нет» говорит о той смертельной ране, которая была видима на одной из голов зверя и которая исцелена. Так как голова зверя есть то же, что и царства, то и исцеление одной головы, возвращение ее к жизни может говорить о возобновлении какого-либо из семи царств, которое в своем новом виде будет царством антихриста. Оно возникнет из семи, что значит, что оно будет заключать в себе особенности семи предшествовавших царств. Это именно царство антихриста, самое боговраждебное, но оно и последнее. Оно попадет в погибель, в геенну вечную. Цари, обозначаемые рогами, представляются не имеющими самостоятельных царств. Если они и примут царскую власть, т.е. право правителей и законодателей, то лишь вместе с зверем, как своим сюзерном, и то только на короткое время, на один час [Hengstenberg, Suller, Ebrard]. Это, таким образом, представители народов и царств последнего времени [Lutardt, Ebrard]. Они отличны от царей, представителей мировых государств, которые названы головами зверя (Св. Ириней, Св. Ефрем Сир). Антихрист как нельзя лучше воспользуется этими представителями (рогами) народов и царств, их настроением и образом мыслей и соединит их вместе для борьбы с Агнцем, против христианства и всего святого. Но победа в этой борьбе останется на стороне Агнца - Иисуса Христа, Который победит и лично и чрез избранных и верных Своих служителей, подвизавшихся на земле в борьбе с диаволом и со всем его воинством.

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Откр.17:12-18

От царей – голов зверя нужно отличать царей – роги на нем. Те представляются «главами мировых государств (св. Ириней, св. Ефрем Сирин). Цари же, обозначаемые рогами, представляются не имеющими самостоятельных царств. Если они и примут царскую власть, т.е. право правителей и законодателей, то лишь вместе со зверем как своим сюзереном, и то только на короткое время, на один час (Генгстенберг, Шуллер, Эбрард). Это, таким образом, представители народов и царств последнего времени (Лютард, Эбрард)» (Орлов).

В типе этих последних десяти царей-правителей наблюдается какая-то загадочная странность. С одной стороны, «цари эти как бы одной природы с антихристом и, подобно ему, ведут войну против Агнца. С другой – эти самые цари жестоко расправятся с блудницей и вообще исполняют от Бога положенную им на сердце Его волю, и еще с добавлением – «одну ее»».

Так как последнее указание является как бы заключительным в речи об этих десяти царях, то нам кажется, что оно и должно быть решающим в представлении о них. А отсюда и брань их против Агнца, в которой Агнец победит их, отнюдь не будет та последняя, Армагеддонская, брань, ибо после нее уже не будет антихристова царствования, а между тем они сначала имеют власть (в пору которой, нужно думать, и подымут брань против Агнца), а уж затем передают ее антихристу, чтоб он ею пользовался, причем делают это во исполнение высшей, Божественной, воли. В свою очередь, и победа Агнца над ними будет до этой передачи и до расправы их с блудницею. А отсюда вполне допустима и такая мысль, что поражение их от Агнца явится и отказом их от противления Ему, и подчинением Его воле не только подневольным, но и добровольным и сознательным.

А вместе с этим, указание того же 14-го стиха, что те, которые с Ним, суть званные и избранные, и верные, дает мысль, что победа Агнца над ними будет совершена чрез верных и избранных слуг Его или, по крайней мере, при участии их.

И тогда вполне понятной станет и перемена отношений их к жене-блуднице. Несомненно, как утверждающаяся на семи головах зверя, она должна была пользоваться сочувствием и, может быть, содействием их, раз сами они появляются в истории человечества как рога этого зверя. А вот когда и они признают, что Агнец подлинно есть Царь царствующих и Господь господствующих, то вместо солидарности своей по отношению к этой блуднице они возненавидят, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. В этих словах сказывается, конечно, как высшая степень отвращения и ненависти в отношении к этой прежней, так сказать, сокомпанионке их, так и сильнейшее стремление изничтожить ее, изъять совсем из человеческого исторического обихода, вконец разделаться с ней. И это тем более поразительно, тем большая заслуга со стороны этих отростков антихристова царства, что жена эта есть великий город, царствующий над земными царями – теми «сильными и славными земли», о коих говорили мы выше.

Можно думать, что и к этому относятся слова 17-го стиха исполнить волю Его (Божию), исполнить одну волю. Но еще ближе относятся сюда дальнейшие слова: и отдать царство их зверю. Конечно, на первый взгляд такой вид исполнения воли Божией, как отдать царство свое не Ему, а противнику Его – зверю (см.: Откр.17:17), представляется во всей данной речи неожиданным и как бы несообразным и странным. Но добавление к этому дальнейших слов Дóндеже скончаются глаголы Божии с очевидною ясностью указывают нам, что с этим связано и окончательное завершение и осуществление всех богооткровенных пророчеств, завершающих всю нашу общечеловеческую историю в последних событиях ее.

Значит, так нужно, чтоб и эти, как бы малые, соперники антихриста во владычестве его над землей добровольно и единомысленно отдали ему ту власть, которую они вместе с ним получили. На свое, короткое, время и они вместе со зверем получат свою власть и в естественно-историческом процессе тогдашней жизни исторической, и в обаянии величия (хоть и призрачного) царицы-Вавилона направят пользование этой властью против Агнца, пока не победит Он их, так что, познав истину, они отвергнут блудницу и расправятся с ней. И тогда-то, окончательно порвав и разделавшись с блудным Вавилоном, откажутся они и от самой власти своей, неразрывно связанной с ним, передав ее наивысшему воплощению и апофеозу его – зверю. Можно думать, что отойдет тогда, вскрывшись для трезвых очей, та постыдная идеализация разных пороков и гнойников человечества, какая все нарастает и нарастает с веками, и даже в области искусства, науки и общественных достижений. Особенно видим мы ее в сфере литературы, где заменили здоровую и целомудренную любовь апофеозом блудной страсти и начали на пьедестал возводить эгоизм, насилие и цели корысти. И нужно, чтоб эта идеализация отпала, и она отпадет, отомрет окончательно, как отпала прикраса альтруизма, свободы и бескорыстного служения ближнему в коммунизме и социализме. И тогда явно и грубо-зверски и выявится пред всякими незапорошенными и непрелыценными очами подлинная, сатанински мерзкая и гнусная, личина антихриста и его Вавилона, а в сфере, ближайшей к нам, узрится то, о чем всегда мечтал Н.В. Гоголь, – «пошлость пошлого человека».

И так будет, будет.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.

  Тут всякие гадания и предположения ни к чему привести не могут. Некоторые хотели видеть во всех этих царях, как и во звере, римских императоров, но все это несомненные натяжки. Речь здесь идет о последних временах, конечно. Все эти цари, единомысленные со зверем, то есть антихристом, будут вести брань с Агнцем, то есть со Христом, и будут побеждены. «И Даниил видел десять, предваряющих антихриста, рогов, из коих три проклятый искоренил вовсе, а остальные покорил себе. Один час указывает или на краткость времени, или на одну часть года, то есть трехмесячный оборот солнца, после которого покорятся антихристу как своему начальнику» (св. Андрей, гл.54).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible