Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.
Святые отцы
Прочие
- Примасий, еп. (†560)
- Экумений (†VIв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
Ст. 13-14 Они имеют одни мысли, и предадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные
Сии едину волю имут. - И действительно, ибо никто не может служить двум господам (Mф. 6, 24). Посему и сопротивляются истинному Христу те, которые единомыслят в злом единомудрии и подчиняются антихристу. Но закланный ради нас Агнец Божiй, поскольку воплощением от Него не отнято царство и господство над всем, победит их, чтобы к Своему царству приобщить и избранных.
Примасий, еп. (†560)
Ст. 13-14 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные
Здесь с очевидностью говорится, что та сила, которую они приняли от зверя, будет передана зверю, то есть той голове, которая по видимости получила смертельную рану и исцелела. Ибо по общему согласию они воздадут ему всякое поклонение по собственному желанию и явят раболепие <…> Хотя книга описывает силу враждебной части, здесь она явно предсказывает победу Агнца. И чтобы подчеркнуть, что он будет торжествовать в своих последователях, она прибавляет: и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. И хорошо она сперва упоминает избранных, потому что Господь сказал: много званых, а мало избранных (Мф 22:14).
Комментарий на Откровение
Экумений (†VIв.)
Ст. 13-14 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные
Если и разноречат во мнениях эти будущие десять царей, то в одном они имеют одни мысли, в том, чтобы передать силу и власть свою зверю, то есть антихристу. Ибо потерпят они от него поражение, и он один в конце концов возьмет всех под начало. Но если и против воли покорятся, все равно, поскольку десятеро испытают ту же участь поражения и погибели, то, как сказано, они - одного ума, как если бы говорилось, что по согласию и единомыслию десятеро покорятся антихристу.
Сказано: они будут вести брань с Агнцем. Действительно, прежде чем те, о которых речь, будут полностью истреблены антихристом, они устроят гонения на Церковь. Но победит Христос: ведь Он отдаст этих злодеев еще большему злодею антихристу на смерть. И иным образом восторжествует Христос, поскольку служители Его будут биться с ним насмерть за веру Его. Ибо они названы зваными и избранными и верными - то есть служителями Христа.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 9-14 Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные
«Здесь ум», т.е. нужно особенное напряжение ума, которое свойственно мудрому человеку. Если имя жены и зверя нужно принимать не в историческом, а в символическом смысле, то и семь гор нельзя понимать буквально, так как они составляют часть всего символического образа [Hengstenberg, Kliefoth, Suller, Яковлев]. Если же под женою нужно разуметь антихристианское царство, то и под семью головами зверя-диавола нужно разуметь земные царства, в направлении и развитии которых выразилась сила диавола и его боговраждебные усилия к развращению человеческого рода. А так как каждое историческое царство имеет свои исторические города, как выразителей своей культуры, и царей, как носителей государственной власти, то с представлением о государствах неразрывно должно быть связано и представление о царях. Поэтому в апокалиптическом видении мы под одним и тем же образом голов, по указанию Ангела, должны видеть семь гор, и семь царей (ст. 10). Зверь есть мировая сила в ее историческом развитии, в ее смене одних царств другими. Эти царства падают одно за другим, изменяя предыдущее последующим. В этом смысле и может быть сказано, что ко времени Иоанна пало уже пять царств (царей), шестое существовало, седьмое последует за ним, а после него возникнет последнее, которым и закончится история развития мировой богоборной силы диавола на земле. О первых пяти мировых царствам, уже павших, можно говорить только предположительно. Такими царствами могут быть названы: Ассирийское, Вавилонское, Персидское, Македонское и Сирийское - последние царства прямо указаны у прор. Даниила. О шестом царстве сказано: «один есть», так как во дни Иоанна мировым царством было римское, то, очевидно, оно имеется ввиду как шестое в ряду других. О седьмом царстве Иоанн выражается неопределенно. Оно еще не наступило, но когда придет, то недолго ему быть. Так как римское царство в настоящее время пало, то сменившее его царство, или мир, германо-славянских народов можно считать царством седьмым; оно должно продолжиться до времени возникновения восьмого царства. Это восьмое царство называется зверем (ст. 11), о котором было упомянуто в 8 ст. как о таком, который был и которого нет и из числа семи и пойдет в погибель. Наименование зверем заставляет понимать под восьмым царем антихриста и его царство. Выражение «и нет» говорит о той смертельной ране, которая была видима на одной из голов зверя и которая исцелена. Так как голова зверя есть то же, что и царства, то и исцеление одной головы, возвращение ее к жизни может говорить о возобновлении какого-либо из семи царств, которое в своем новом виде будет царством антихриста. Оно возникнет из семи, что значит, что оно будет заключать в себе особенности семи предшествовавших царств. Это именно царство антихриста, самое боговраждебное, но оно и последнее. Оно попадет в погибель, в геенну вечную. Цари, обозначаемые рогами, представляются не имеющими самостоятельных царств. Если они и примут царскую власть, т.е. право правителей и законодателей, то лишь вместе с зверем, как своим сюзерном, и то только на короткое время, на один час [Hengstenberg, Suller, Ebrard]. Это, таким образом, представители народов и царств последнего времени [Lutardt, Ebrard]. Они отличны от царей, представителей мировых государств, которые названы головами зверя (Св. Ириней, Св. Ефрем Сир). Антихрист как нельзя лучше воспользуется этими представителями (рогами) народов и царств, их настроением и образом мыслей и соединит их вместе для борьбы с Агнцем, против христианства и всего святого. Но победа в этой борьбе останется на стороне Агнца - Иисуса Христа, Который победит и лично и чрез избранных и верных Своих служителей, подвизавшихся на земле в борьбе с диаволом и со всем его воинством.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 14-18: Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. И говорит мне: во́ды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.
Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.
Указание что те, которые с Ним, суть званные и избранные, и верные, дает мысль, что победа Агнца над ними будет совершена чрез верных и избранных слуг Его или, по крайней мере, при участии их.
И тогда вполне понятной станет и перемена отношений их к жене-блуднице. Несомненно, как утверждающаяся на семи головах зверя, она должна была пользоваться сочувствием и, может быть, содействием их, раз сами они появляются в истории человечества как рога этого зверя. А вот когда и они признают, что Агнец подлинно есть Царь царствующих и Господь господствующих, то вместо солидарности своей по отношению к этой блуднице они возненавидят, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. В этих словах сказывается, конечно, как высшая степень отвращения и ненависти в отношении к этой прежней, так сказать, сокомпанионке их, так и сильнейшее стремление изничтожить ее, изъять совсем из человеческого исторического обихода, вконец разделаться с ней. И это тем более поразительно, тем большая заслуга со стороны этих отростков антихристова царства, что жена эта есть великий город, царствующий над земными царями – теми «сильными и славными земли», о коих говорили мы выше.
Можно думать, что и к этому относятся слова 17-го стиха исполнить волю Его (Божию), исполнить одну волю. Но еще ближе относятся сюда дальнейшие слова: и отдать царство их зверю. Конечно, на первый взгляд такой вид исполнения воли Божией, как отдать царство свое не Ему, а противнику Его – зверю (см.: Откр.17:17), представляется во всей данной речи неожиданным и как бы несообразным и странным. Но добавление к этому дальнейших слов Дóндеже скончаются глаголы Божии с очевидною ясностью указывают нам, что с этим связано и окончательное завершение и осуществление всех богооткровенных пророчеств, завершающих всю нашу общечеловеческую историю в последних событиях ее.
Значит, так нужно, чтоб и эти, как бы малые, соперники антихриста во владычестве его над землей добровольно и единомысленно отдали ему ту власть, которую они вместе с ним получили. На свое, короткое, время и они вместе со зверем получат свою власть и в естественно-историческом процессе тогдашней жизни исторической, и в обаянии величия (хоть и призрачного) царицы-Вавилона направят пользование этой властью против Агнца, пока не победит Он их, так что, познав истину, они отвергнут блудницу и расправятся с ней. И тогда-то, окончательно порвав и разделавшись с блудным Вавилоном, откажутся они и от самой власти своей, неразрывно связанной с ним, передав ее наивысшему воплощению и апофеозу его – зверю. Можно думать, что отойдет тогда, вскрывшись для трезвых очей, та постыдная идеализация разных пороков и гнойников человечества, какая все нарастает и нарастает с веками, и даже в области искусства, науки и общественных достижений. Особенно видим мы ее в сфере литературы, где заменили здоровую и целомудренную любовь апофеозом блудной страсти и начали на пьедестал возводить эгоизм, насилие и цели корысти. И нужно, чтоб эта идеализация отпала, и она отпадет, отомрет окончательно, как отпала прикраса альтруизма, свободы и бескорыстного служения ближнему в коммунизме и социализме. И тогда явно и грубо-зверски и выявится пред всякими незапорошенными и непрелыценными очами подлинная, сатанински мерзкая и гнусная, личина антихриста и его Вавилона, а в сфере, ближайшей к нам, узрится то, о чем всегда мечтал Н.В. Гоголь, – «пошлость пошлого человека».
И так будет, будет.
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Тут всякие гадания и предположения ни к чему привести не могут. Некоторые хотели видеть во всех этих царях, как и во звере, римских императоров, но все это несомненные натяжки. Речь здесь идет о последних временах, конечно. Все эти цари, единомысленные со зверем, то есть антихристом, будут вести брань с Агнцем, то есть со Христом, и будут побеждены. «И Даниил видел десять, предваряющих антихриста, рогов, из коих три проклятый искоренил вовсе, а остальные покорил себе. Один час указывает или на краткость времени, или на одну часть года, то есть трехмесячный оборот солнца, после которого покорятся антихристу как своему начальнику» (св. Андрей, гл.54).