Скрыть
потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 15-18 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне, потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями

И глагола ми: воды, яже eси видел, идеже любодейца седит людие и народи суть, и племена и языцы. Так как сие изъяснил Ангел, то подробное о сем исследование совершенно излишне. Для меня однако кажется удивительным, как враг и мститель - дiавол поможет управляемым десяти рогам ополчиться и вооружиться на любящего благо и добродетели Христа, Бога нашего, а также опустошить отступивший от Божественных заповедей и подчинившийся его прельщениям многолюдный город и, подобно зверю, насытиться его кровью. Удивительно и то, каким образом, он, считающий опустошение поводом к радости, а посечение человеческой плоти своею пищею и утешающийся всегда распрями и несогласиями, даст свое согласие отступническим десяти рогам. - Предположение же, что виденная жена означает великий город, имеющий власть над земными царями, делает вероятным предсказание о страданиях преобладающего тогда царства. - От испытания сих бед да избавит нас человеколюбец Бог и да вселит в небесный град - горний Иерусалим, в котором по Апостолу, Он Сам будет все и во всех, когда упразднит всякое начальство (отступническое), власть и силу, а верно и мудро ему служивших посадит и послужит им, т. е. предложит им наслаждение уготованными от создания мiра вечными благами. Сего наслаждения да сподобимся и мы во Христе, Спасителе и Искупителе душ наших; с Ним Отцу слава и держава, вместе со Всесвятым и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

потому что Бог положил им на сердце — исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии

Как апостол сказал: предал их Бог превратному уму - делать непотребства (Рим 1:28), так и здесь говорится: потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю Его. Богу угодна правед­ность, через которую, как мы знаем, нечестивые получают воздаяние. Кроме того, те, кто передал свое царство зверю, поплатятся по спра­ведливости вместе со зверем, пока не исполнятся слова Божии, которые, конечно, суть правосудие и милость. Ибо все пути Господни - милость и истина (Пс 24:10).

Эта блудница - та самая, плоть и кровь которой были отданы на растерзание и которая, как сказано выше, благо­денствовала благодаря власти земного царства. И поскольку она состоит из тех самых царей, над которыми, как сказано, она правит в соответствии со своим обыкновением, текст разделил то же самое на части, словно разделяя род на виды, чтобы слова Божии исполнились в жене, в городе, в царях, на царях и на жене, когда Он искупит Своей собственной милостью и осудит высокомерных Своей справедливостью.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Ст. 15-18 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце — исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями

Сказано: воды, на которых сидит блудница, суть люди и народы, - очевидно, те, над которыми город осуществляет власть. Как же Рим будет опусто­шен царями? Ведь это, как мы поняли, описано в книге Откровения. Возмож­но, они оспорят его в борьбе, как царицу, [властвующую над страной] сильной, густонаселенной, которой приносят дань. Стало быть, в войне за Рим неизбежно произойдет так, что он, будучи простерт как награда за победу, пострадает ото всех, подвергнувшись поджогу и опустошению.

Сказано: потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю их. Попущением Божиим это свершится теми, кто ему противится и желает его захватить. [Положил им на сердце] исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, и, словно по единому изъяв­лению воли, преданы они будут в подчинение антихристу, как прежде говорилось: доколе не исполнятся слова Божии. Это значит, что они станут подданными зверя, пока не настигнет его кара, положенная антихристу, и не свершится изреченное против него Богом через пророков. И желая еще яснее подчеркнуть, что это относится к городу, о котором речь, [Иоанн] продолжает: жена же, кото­рую ты видел, есть великий город, цар­ствующий над всеми.

Комментарий на Откровение

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Откр.17:14-18

А вместе с этим, указание того же 14-го стиха, что те, которые с Ним, суть званные и избранные, и верные, дает мысль, что победа Агнца над ними будет совершена чрез верных и избранных слуг Его или, по крайней мере, при участии их.

И тогда вполне понятной станет и перемена отношений их к жене-блуднице. Несомненно, как утверждающаяся на семи головах зверя, она должна была пользоваться сочувствием и, может быть, содействием их, раз сами они появляются в истории человечества как рога этого зверя. А вот когда и они признают, что Агнец подлинно есть Царь царствующих и Господь господствующих, то вместо солидарности своей по отношению к этой блуднице они возненавидят, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. В этих словах сказывается, конечно, как высшая степень отвращения и ненависти в отношении к этой прежней, так сказать, сокомпанионке их, так и сильнейшее стремление изничтожить ее, изъять совсем из человеческого исторического обихода, вконец разделаться с ней. И это тем более поразительно, тем большая заслуга со стороны этих отростков антихристова царства, что жена эта есть великий город, царствующий над земными царями – теми «сильными и славными земли», о коих говорили мы выше.

Можно думать, что и к этому относятся слова 17-го стиха исполнить волю Его (Божию), исполнить одну волю. Но еще ближе относятся сюда дальнейшие слова: и отдать царство их зверю. Конечно, на первый взгляд такой вид исполнения воли Божией, как отдать царство свое не Ему, а противнику Его – зверю (см.: Откр.17:17), представляется во всей данной речи неожиданным и как бы несообразным и странным. Но добавление к этому дальнейших слов Дóндеже скончаются глаголы Божии с очевидною ясностью указывают нам, что с этим связано и окончательное завершение и осуществление всех богооткровенных пророчеств, завершающих всю нашу общечеловеческую историю в последних событиях ее.

Значит, так нужно, чтоб и эти, как бы малые, соперники антихриста во владычестве его над землей добровольно и единомысленно отдали ему ту власть, которую они вместе с ним получили. На свое, короткое, время и они вместе со зверем получат свою власть и в естественно-историческом процессе тогдашней жизни исторической, и в обаянии величия (хоть и призрачного) царицы-Вавилона направят пользование этой властью против Агнца, пока не победит Он их, так что, познав истину, они отвергнут блудницу и расправятся с ней. И тогда-то, окончательно порвав и разделавшись с блудным Вавилоном, откажутся они и от самой власти своей, неразрывно связанной с ним, передав ее наивысшему воплощению и апофеозу его – зверю. Можно думать, что отойдет тогда, вскрывшись для трезвых очей, та постыдная идеализация разных пороков и гнойников человечества, какая все нарастает и нарастает с веками, и даже в области искусства, науки и общественных достижений. Особенно видим мы ее в сфере литературы, где заменили здоровую и целомудренную любовь апофеозом блудной страсти и начали на пьедестал возводить эгоизм, насилие и цели корысти. И нужно, чтоб эта идеализация отпала, и она отпадет, отомрет окончательно, как отпала прикраса альтруизма, свободы и бескорыстного служения ближнему в коммунизме и социализме. И тогда явно и грубо-зверски и выявится пред всякими незапорошенными и непрелыценными очами подлинная, сатанински мерзкая и гнусная, личина антихриста и его Вавилона, а в сфере, ближайшей к нам, узрится то, о чем всегда мечтал Н.В. Гоголь, – «пошлость пошлого человека».

И так будет, будет.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И говорит мне: во́ды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

  Примечательно, что жена–любодейца, носящая имя Вавилона, о которой св. Тайновидец в 18 ст. прямо говорит, что это «есть великий город, царствующий над земными царями», a это «воды», на которых она сидит, «суть люди и народы, и племена и языки», будет наказана и уничтожена самим же зверем–антихристом, десять рогов которого  «возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне».

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible