Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Откровение Иоанна Богослова 18:14
И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.
Святые отцы
Прочие
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Ст. 11-14 И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его
Они оплакивают лишение всех зрелищ мира и того, что приятно для телесных чувств или пригодно для внешнего использования. Ведь разного вида металлы принадлежат зрению, благовония - обонянию, мази - осязанию, вино, пшеница и масло - вкусу. Более того, говоря о вьючных животных и рабах, они жалеют, что потеряли другое человеческое вспомоществование. Как я только что сказал, эта жалоба может пониматься двояко: либо они погибают вместе с этим умирающим миром, либо те несчастные, что пережили оставивших мирские радости в смерти, плачут, словно бы оплакивая разрушение собственного града.
Изложение Откровения
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 11-14: И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя, – ты уже не найдешь его.
В этом плаче и как бы причитаниях купцов, поставлявших на рынки роскошных городов всевозможные товары свои, и именно как предметы роскоши и мишурных телесных украшений, поется отходная для всякого вообще вида эпикурейства песнь, насколько выражается в нем удовлетворение всевозможных человеческих прихотей и ублажение тела. Все, все это отойдет, ничего из таких, как говорят, квалифицированных, на особицу ценимых, материальных благ уже не будет нужно, все изнеженное и эффектное, все балующее плоть и внешне блистательное исчезнет, ибо потеряет всякую цену. Обветшают и сгорят все эти ничтожные и абсолютно неценные и ненужные для нашего духа тленные сокровища земли и сразу сочтутся хуже сора. Обращает при этом на себя внимание, в ряду перечислений всех этих многочисленных предметов роскоши, указание как на предмет купли-продажи и на тела и души человеческие. Как понимать это? Андрей Кесарийский в объяснение этих слов пишет: «Не будешь, говорит, порабощая свободных, торговать человеческими душами», очевидно, имея в виду практиковавшуюся в то время работорговлю. Но нам думается, что смысл этих слов шире. Тут можно разуметь имевшее место во все времена привлечение на служение тому же культу плоти еще и всякого рода соответствующих профессий – от танцовщиц и плясунов до составителей имевших характер пустых – а порой и вредных – чувственных развлечений произведений соответствующего типа искусства – разных музыкальных вещиц и песен. Всем этим порабощались Вавилону и тела исполнителей, и души, – души не только самих жрецов этих профессий, но и всех тех, кто пленялся ими в своих настроениях, интересах и вкусах.
За этими купцами-поставщиками перечисленных товаров, последуют в рыдании и плаче и непосредственно торговавшие всем этим по лавкам и магазинам своим, а за ними и все наживавшиеся от кораблей, привозивших эти товары.
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
«Ибо когда погибнут живущие в могуществе и пресыщении, тогда излишне будет покупать сие и злоупотреблять им. (…) Нам же должно рассмотреть и рассудить, которому из городов обычна торговля такого рода предметами и каким преимущественно людям свойственно приобретение излишнего для неумеренного наслаждения.
Излишне, говорит, употребление коней и колесниц, и тел (…). Не будешь, говорит, порабощая свободных, торговать человеческими душами и не возвратишь наслаждений прежним довольством и блеском» (св. Андрей, гл.55).