Скрыть
и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.

Святые отцы

Прочие

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее

И цари земные любодействовали с нею, то есть друг с другом. Ведь не могут все цари любодействовать с одной блудницей. Но пока сами предающиеся роскоши, являясь членами блудницы, соблазняют друг друга, то говорится, что они любодействуют с блудницей - то есть [это говорится] из-за [их] роскошного образа жизни.

Далее следует: и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. В этом месте Иоанн ведет речь об изобилующих грехами: ведь избыток роскоши создает скорее бедных, чем богатых.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее

По преизбытку, говорит, имеющегося неправедного богатства, роскошествуя в потребном, гордясь и пренебрегая излишним, он был причиною обогащения земных купцов.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее

Здесь имеются в виду три рода греха, а также упоминается такое же число людей, которые были совращены ими. Речь идет об алчности, которая, по словам апостола, также названа идолослужением (Кол 3:5), распущенно­сти - под именем блудодеяния, и обжор­стве - под именем роскоши. Господь предостерегает от этого, говоря: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьян­ством (Лк 21:34).

Книга говорит, что цари земные любодействовали с нею. Ибо купцы, как говорится, разбогатели алчностью, хотя некоторые предпочитают интерпрети­ровать это в том смысле, что они скорее обогатились грехами, чем материально. Народы - это разнородное множество незнатного народа; именова­ние цари относится к тем среди них, которые временно преуспевают; а купцы - к тем, кто в своем стремлении к земному богатству ради временного богатства в невыгодной сделке продают свои души. Такие люди делают совер­шенно противоположное тому, о чем говорит Господь: Какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф 16:26).

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее

Под блудодеянием Иоанн подразумевает ненасытную алчность и сребролюбие, ибо таков нрав блудников. Ведь жители города, о котором шла речь, привились ко всем народам и, покорив их, предписали приносить дань. Сказано: И цари, которые ему причастны, приобщились и к его сребролюбию, и купцы, имевшие с ним дела, разбогатели от великой роскоши ее (то есть от надменности [этого города] и распущенного, расточительного и испорченного образа его жизни), выставляя в нем все на продажу.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-3 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее

Иоанн видит иного Ангела, который нисходит с неба. Его слава и величие говорит о том, что он был посланником с великою миссиею, с вестью о страшном суде возмездия над грешным Вавилоном [Ebrard, Kliefoth, Lutardt и др.]. Ангел сильным голосом возвещает о том же падении того же Вавилона, о котором было возвещено ХIV:8 и XVI:19. Вавилон, сообразно с этим пророчеством Ангела, после своего падения сделается жилищем бесов и пристанищем всякого нечистого духа. Город сделается совершенною пустынею, местом мрачных развалин. Причина падения Вавилона - это развращающее влияние его политики и нравов на все земные народы. В опустошении, как деле возмездия по Бож. суду, сказывается полная противоположность прежнему состоянию города. Насколько во дни своего могущества и процветания Вавилон был центром государственного могущества, мирового влияния на жизнь и нравы и предметом подражания для всего всемирного антихристианского царства, насколько прежде он был центром мировой торговли, настолько же ничтожен он теперь.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-3: После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные блудодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.

Читая и ликования, и вопли о падении Вавилона, которые содержатся в 18-й главе Апокалипсиса, прежде всего вспоминаешь, до какой степени точно и полно осуществились прежние пророчества о падении Вавилона халдейского и как, следовательно, осуществятся и исполнятся и эти новозаветные предсказания о нем. И там, и тут пред нами описания опустошения, крайней степени заброшенности, совершенной безлюдности. Но только Апокалипсис, применительно к тому, что в нем предрекается уже не падение отдельного исторического города халдеев, а того, чего он только прообразом, в своих штрихах, рисующих опустошение, говорит уже не о простой пустынности и безлюдности, но определенно – как о месте обитания нечистых духов и им уподобляемых птиц, ибо из обихода человеческого Вавилон этот, и с ним – все, так сказать, «вавилонское», окончательно и навсегда изглаживается и исчезает, в полном смысле слова – изничтожается из истории человеческой Сем.: Откр.21:27; 22:3). Ибо, – еще раз мотивируется и закрепляется неизмеримо великая виновность ее, этой мировой блудницы, – яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, а в них наибольшую заразу и порчу восприняли те самые, кто в наибольшей степени являлся вершителями судеб и обидчиками в жизни (цари земные, т.е. по-земному, как мы уже говорили, «сильные и славные земли», «низлагаемые, по песни Богоматери, с престолов своих, а равно богачи евангельского типа, так эгоистически, беспечно и сыто роскошествовавшие среди обделенных ими лазарей»). Цари земные любодействовали с нею, и купцы земные (променявшие на ржавые богатства земные евангельское сокровище вечное) разбогатели от великой роскоши ее – той самой, в которой выражалась, по картине 17-й главы, омерзительная, но скверно-великолепная царственность ее.

Здесь, таким образом, выявляется греховность и ничтожество Вавилона не только как типа собственно прелюбодейного, но и как типа того общего принципиального эпикурейства, которое все больше и заметней становится жизненною философиею уже целых масс, отводящей от христианства, практической мудростью наших дней. Ибо во всяком эпикурействе неизменно сказывается и беспринципный в нравственном смысле гедонизм, когда всю сущность, весь интерес, все ценности жизни люди признают только в удовольствиях, их только для себя добиваются, ими стараются заполнить свою жизнь. А с другой стороны – беспредельный эгоизм, даже эгоцентризм, ибо только для себя эти люди живут, только в своих эгоистических целях действуют, только личным интересам служат. А так как в зависимости от этого они ничем не послужили для меньшего брата своего, то и нет им места в Царстве Того, Кто любовь к ближнему и милосердие к нему поставил корнем и основою всего закона Своего.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.

  А как заставил Вавилон народы пить вино скверны своей? Он был вождем их во всевозможных беззакониях и посылал дары тем городам, которые ему подчинялись, их правителям – врагам истины.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible