Скрыть
Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

И пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества

Отсюда следует, что чтит высший ангел, должен чтить и низший человек, потому что и сама природа человеческая стала низшей вследствие непочтения к Богу. Ибо мудрый ангел и человек, правдивый ангел и человек, происходят не от различного начала, а от единой неизменной мудрости и истины. Ибо временным домострои­тельством нашего спасения устроено так, что сама неизменная, единосущная и совечная Отцу Божья Сила и Божья Премудрость благоволила принять человеческую природу, чтобы научить нас, что человек должен чтить то же, что должно быть чтимо и всей мыслящей и разумной тварью. Будем верить, что и самые высшие ангелы, и превосходнейшие служители Божии желают, чтобы мы чтили единого с ними Бога, от созерцания Которого они блаженны. Ибо и мы блаженны не от созерцания ангелов, а от созерцания той истины, благодаря которой любим самих ангелов и сорадуемся с ними.

Мы нисколько не завидуем, что они больше нас подготовлены к истине или наслаждаются ею без всяких тягостных препятствий. Напротив, мы еще более любим их, потому что общим Господом заповеда­но и нам ожидать того же. Поэтому мы чтим их с любовью, а не раболеп­ством. Мы не строим им храмов, потому что они не ожидают от нас такого почитания, зная, что и сами мы - храмы Всевышнего Бога, когда бываем добродетельны.

Об истинной религии

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово: Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества

Ни: клеврет ти есмь. - Не кланяйся, говорит Божественный Ангел, мне как предсказателю будущего, ибо исповедание и свидетельство о Христе внушается пророческим духом. Сие можно истолковать еще и так: того ради и пророчество, что возвещено было свидетельство Христово и засвидетельствована вера Святыми; а посему кланяйся не мне, своему сослужителю, но имеющему державу над всем. Из сего также усматриваем смиренное мудрование Святых Ангелов, которые не присваивают себе, подобно злым демонам Божественную славу, но приписывают ее Владыке. - Да будет же, чтобы и мы, преуспевая в смиренномудрии друг к другу, исполняли Владычнее слово, говорящее: научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Mф. XI, 29) - и чтобы получить покой в будущем веке, где всех веселящихся есть жилище, чуждое, по причине озарения светом лица Христа Бога нашего, всяких болезней, печалей и воздыханий. Ему подобает всякое славословие, честь и поклонение вместе со Отцом и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Толкование на Апокалипсис 555

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Церкви Небесной


Сектанты говорят: Откр.19:10;22:8-9: Ангел не позволил, чтобы ап. Иоанн поклонился ему: значит, нельзя кланяться Ангелам и угодникам.

Православный ответ: Ангел не допустил ап. Иоанна, чтобы он поклонился ему, потому что здесь был престол Божий, и Господу здесь следовало поклониться. Если, например, стоит царь и генерал, и кто, пришедши, будет почтение воздавать генералу, а не присутствующему здесь царю, – конечно, скажут такому, чтобы царя, а не генерала почтил, хотя в другом случае нужно и генерала почитать. Ангелам и угодникам должно поклоняться: Быт.19:1; Нав.5:14-15; Дан.10:9,15; 4Цар.2:15; Деян.16:29.

Оружие правды

Примасий, еп. (†560)

И пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества

Возможно, суть всякого пророчества и освящение Духа содержится в свидетельстве Иисуса Христа, Кото­рому закон и пророки служат. Ввиду чего, когда Он явил Себя на горе между Моисеем и Илией, лицо и одежда Его просияли Его светом, и Он объявил, что свидетельство закона и пророков воистину говорит о Нем. Итак, если они что предсказывали, то служа Ему и Церкви, как Христос засвидетельствовал, говоря о Моисее: потому что он писал о Мне (Ин 5:46). И когда Он воскрес из мертвых, то сказал: надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк 24:44).

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

И пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества

Проклятые и ненавидящие Бога эллины слышали, каково наше учение, дающее предсказание о том, что святые ангелы по благоволению Божию хранят народы, общины верующих и отдельных людей <…> Поскольку они слышали то, что мы учим, то говорят нам: «Зачем вы, друзья, преподавая нам это, браните наше воззрение, выражающее представление о богах, начальствующих над народами: ведь кого вы именуете ангелами, мы зовем богами? Так что лишь об именах, но никак не о сути дела, мы разногласим; но раз и вы тому, что называете ангельским чином, даете имя богов, стало быть, и об именах меж нами нет спора».

Следует отвечать им так: «О проклятые поклонники созданий рук ваших, еще и недавно тех провозглашавшие богами, о ком знаете, что они пустились во все тяжкие! Вы, большую часть наших учений взяв украдкой, возвещая их, примешали к ним пагубные ваши положения. Но, поскольку вы прибегли к руководству ума, а не Бога, вы оказались не в состоянии сохранить благородство нашего учения во всем, а лишь в начатках ему последовав, потерпели неудачу. Поэтому нет никакого общения меж вами и нами, так же как у света с тьмой, между Христом и Велиаром (2Кор 6:14-15), согласно написанному. Ведь вы, предполагая, что боги, а точнее сказать, нечистые демоны, предводительствуют над народами, сами вступаете с ними в связь, возносите им почести и желаете поклоняться, будто богам. И разумеется, те, кого вы боготворите, никакое не исполняют слово Бога, Устроителя в попечении о людях, но заведуют народами по собственному усмотрению, как им вздумается. По этой причине Аресу вы определили под начало скифов и германцев, свирепейших и кровожадных, которые стали таковыми, словно ими и правит губитель людей и кровопускатель Арес, а вот эллинам, поскольку они рассудительны, - Афину, от которой и приобрели они в удел разумение, и иным [народам] - иных [богов], и каждый из богов обустраивает народы в соответствии со своей страстной склонностью».

Как мы утверждаем, вот что можно узнать из настоящего стиха. Когда евангелист захотел поклониться божественному ангелу, тот сказал: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово. Восклицание смотри оказывается высказыванием, которое не только направлено на предотвращение, но и содержит в себе свидетельство. А сослужителем он себя называет с теми, кто признают себя рабами Христа и свидетельствуют, что Бог воплотился.

Итак, что же надлежит сделать, о божественный ангел, если ты отговариваешь преклониться перед собой? Он говорит: Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества, как если бы сказал: «Не потому ли ты стремишься поклоняться мне, что я предописал тебе то, что должно произойти? Все, кто дает свидетельство о владычестве и божественности Христа, исполняются пророческой благодати, не один только я. Что же ты поклоняешься благодати, в равной степени наряду с сослужителями мною полученной в удел? Неужели то, что утверждают эллины о своих народоначальных богах, подобно тому, что говорят христиане о святых ангелах?»

Комментарий на Откровение

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.


Почему Ангел отказывается от поклонения, и не свидетельствует ли это против поклонения, которым мы почитаем небожителей? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо решить, из какого побуждения проистекло намерение Иоанна воздать Ангелу поклонение. Иоанн объят был великою радостью, видя гибель Вавилона и внимая вести о брачной вечери Агнца (Откр.19:2,9). В этом духовном восторге он принял ангела, говорившего с ним, за Самого Господа, за Самого Победителя темной силы, посему и устремился воздать ему поклонение. Ангел должен был отказаться от поклонения, воздаваемого с такими мыслями. Он так и поступил, говоря: «Смотри, не делай этого»; ангелам подобает поклонение почитательное, а не то, которое воздается Богу (не λατρεία, но προσκύνησις τιμητική). Отстранивши от себя неподобающее ему поклонение, Ангел объясняет, кто он: «Я сослужитель тебе и братьям твоим», я – сотворенное лицо, посылаемое служить истине вместе с апостолами и исповедниками. Затем Ангел говорит, кому подобает такое поклонение, какое намеревался воздать ему Иоанн: «Богу поклонись»; божеское поклонение можно и должно воздавать Одному Богу. Однако это нисколько не противоречит тому, что можно и должно почитать преклонением главы и всего тела не только небесных духов, но и святых. Ср. Откр.22:6.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества

Иоанн пал к ногам Ангела. Преклонение Иоанна было естественным, невольным следствием чрезвычайного впечатления явления Ангела и его слов. Содержание слов было столь поразительно, что Иоанн не удержался и упал к ногам говорившего Ангела, как падал к ногам Ангела прор. Даниил. Ангел и исправляет эту невольную человеческую ошибку тайнозрителя и разъясняет, что, как бы ни были величественны те или другие явления на земле, люди из-за них не должны забывать Бога, Который есть их первопричина и единственно достойный поклонения и служения (Втор 6:13). - Свидетельство Иисуса есть Сам Иисус Христос, все то, чему Он учил и что Он совершил для спасения человеческого рода. Это свидетельство есть «дух пророчества», каковое выражение употреблено в смысле основания пророчества, того, что одушевляет пророчество и составляет его сущность: в свидетельстве Иисуса Христа, т.е. в Его учении и принесенном Им откровении, пророчестве, открыто и разъяснено, что только один Бог достоин поклонения и почитания. Вставкою 9 и 10 стихов было нарушено течение описания наступающего брачного вечера Агнца; с 11 ст. Иоанн снова обращается к этому описанию. Теперь говорится о тех уже, которые не только не удостоятся участия в брачной вечере, но подвергаются жестокому наказанию, как возмездию. Это - события последнего времени, времени страшного суда и последнего воздаяния.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 9–10. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

По толкованию прот. Орлова, блаженные званные – «это совершенные христиане последнего антихристианского времени, оставшиеся в живых до Пришествия Господа». Но едва ли есть основания так суживать сферу применения этих отрадных слов. Конечно, блаженны и они. Но ведь Апокалипсис писался не для одних христиан того последнего поколения. Он предназначался для чтения и руководства на все времена, и во всех же временах блаженны званные на вечерю Агнца, ибо все отозвавшиеся, станут и избранными, туда и войдут, за что и ручается дополнительное разъяснение ангела, что ведь сии суть истинные слова Божии.

Дальше указывается, как тайнозритель, в благоговейном чувстве благодарности и страха, захотел почтить говорившего с ним ангела, только что выявившего в себе несомненного посланника Божия, земным ему поклоном; но ангел удержал его от этого, указав, что он – только сослужитель ему и братьям, тогда как они имеют в себе свидетельство Иисусово и пророческий дух. Как известно, место это сектанты разных толков любят приводить против нашего почитания святых. Но, конечно, – только по недоразумению, не давая себе достаточного отчета в значении того, что здесь содержится. И, во-первых, совершенно ясно из сказанного ангелом, что то поклонение, которое Иоанн хотел направить к нему, принадлежит Богу, т.е. было богопоклонением, которое к другому (из творений), безусловно, ни к кому не приложимо. Но ведь мы и не воздаем святым богопоклонения, мы только смиренно их просим, как друзей Божиих, помолиться за нас. А затем и сам ангел оттенил ему, апостолу, что сам он – апостол – не чета, отнюдь не ровня кому-либо из нас, рядовых грешных людей, ибо и среди самих святых выделялся своей высотою. В самом деле, кто из нас зайдет так далеко в своей слепой гордости (увы, столь свойственной сектантам), чтобы заявить о себе: и я имею свидетельство Иисусово, т.е. пророческий дух, как евангелист Иоанн и подобные ему исповедники веры – до крови, наделенные и духом пророческим.

Со стиха l l -го начинается вторая половина 19-й главы, содержащая совсем иное видение. В нем и в последующих стихах нужно видеть ту самую битву Армагеддона, к которой лишь подводила ранее, но не докончила изображения своего 16-я глава.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

  Ангел, которому хотел поклониться св. Иоанн, запретил ему делать это, сказав: «сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчестве». Смысл этих слов такой: не кланяйся мне, ибо я всего лишь твой сослужитель. Тот же Дух Святой, Который говорит и действует через Апостолов, в частности через св. Иоанна, проповедующего свидетельство об Иисусе, говорит и через Ангелов как через таких же посланников Божиих. «Твое достоинство таково же, как и мое,» – как бы так говорит Ангел: «ты, наделенный дарами Святого Духа, свидетельствуешь о словах и делах Иисуса Христа; а я, от Того же Святого Духа получив откровение будущих событий, сообщаю его тебе и Церкви. Иначе сказать, Дух свидетельства Христова есть Дух и пророчества, то есть того же достоинства». Св. Андрей Кесарийский отмечает здесь смирение ангелов, «которые не присваивают себе, подобно злым демонам, Божественную славу, но приписывают ее Владыке» (св. Андрей, гл.57).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible