Скрыть
глава Его и волосы белы, как белая во́лна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный

Через белизну главы указывается на Его древность, и бессмертие, и первоисточник могущества. А Христу глава - Бог (1Кор 11:3).

Толкование на Апокалипсис

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный

Глава Его, речет Иоанн, и волосы - как белая шерсть, как снег. Он говорит, что белые волосы - это множество облаченных в белые одежды, то есть неофитов, пришедших через крещение. Шерсть - потому что они суть овцы Христовы. Снег - потому что как снег падает без принуждения с небес, так и благодать крещения приходит не в результате каких-либо предшествующих заслуг. Ведь сами крестившиеся суть Иерусалим, который ежедневно, наподобие снега, спускается с неба. Он говорит, что потому Иерусалим, то есть Церковь, спускается с неба, что с неба - благодать, через которую она освобождается от грешников и соединяется со Христом, то есть вечным главой и небесным женихом.

Как и наоборот говорит апостол, что зверь поднимается из бездны - то есть злой народ, рожденный от злого народа. Ведь как Иерусалим, нисходя в смирении, возвышается, так зверь - то есть высокомерный народ, - надменно поднимаясь, низвергается.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный

Хотя для нас Он и новый, но Он древний или, правильнее, предвечный, ибо о сем свидетельствуют Его власи белы. - Очи Его, как огненный пламень, просвещают Святых и опаляют нечестивых.

Толкование на Апокалипсис 555

Апрингий (†VIв.)

Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный

Христу глава - Бог (1Кор 11:3). Он изображен белым из-за блеска чистоты Нерожденного, простого света Единородного, чистого сияния Святого Духа и непорочной красоты праведности. Он не случайно называется белым, когда сравнивается с белой шерстью и снегом, из-за прощения, которое Он непрерывно предоставляет грешникам. Так и написано: Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю (Ис 1:18).

Трактат на Откровение

Экумений (†VIв.)

Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный

По словам Иоанна, глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег. Ибо у Христа таинство ново по чудесному явлению, а по благоволению, поистине, предвечно. Ведь божественный апостол написал о Нем тайну, сокрытую от веков и родов, Он ныне открыл святым Своим, которым благоволил (Кол 1:26-27). Итак, он показывает, что седина главы Его, уподобленная волне и снегу, - древность таинства, каковая относится к [предвечному] Божию благоволению.

Иоанн говорит: и очи Его, как пламень огненный. Он обнаруживает, с одной стороны, что Христос есть свет, - и сам Он так Себя называет, когда говорит: Я есмь свет и истина. С другой стороны, он делает внушение об опасности и угрозе семи церквям, которым послал книгу Откровения, поскольку не вполне следовали они Его законам.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-16 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей

Следующие 14-16 стихи сообщают другие особенности внешнего вида Христа. Он предстал как восседающий одесную Отца. Волосы на голове Его были как бела шерсть и бел снег. Белизна говорит о предвечном рождении Его как Сына Божия и о Его Божественном всеведении (Дан VII:9). Сообразно с этим Иоанн заметил и перемену во взоре Иисуса Христа. - Огненный блеск очей Спасителя есть указание на Его свойство как всемогущего, всеведущего и правосудного Судии. Ноги явившегося Господа показались тайнозрителю издающими такой блеск, какой происходит от расплавленного халколивана (ливанская медь). Таким видом и свойством ног Иисуса Христа пред Иоанном выяснялась благоуспешность евангельской проповеди через Христовых апостолов, для которой нужны ноги как бы из твердой меди, нужно рвение столь же горячее, как горяча расплавленная медь. Голос звучал особенною силою и имел целью силою своего звука придать более торжественности откровению и сообщить ему большую степень впечатления. - Что такое звезды в руках Господа, объясняет в 20 ст. Сам Иисус Христос; что же касается меча, выходящего из уст Его, то, очевидно, он есть то самое откровение, которое намерен сообщить Иисус Христос через св. Иоанна в Апокалипсисе. В видении лицо (вид) Иисуса Христа изображается подобным солнцу - указание на теплоту и свет Божия слова.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 14-16: Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи; и голос Его как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его как солнце, сияющее в силе своей.

Внешний вид Иисуса Христа описывается Иоанном в чертах, символически указывающих на Его Богочеловеческое достоинство как Вечного и Могущественного Царя и Судьи мира. Так, белизна волос Его говорит о предвечном рождении Его как Сына Божия, как равно и об Его Божественном всеведении (см.: Дан.7:9), а с другой стороны, те же «седины – принадлежность маститой старости – служат символом властного авторитета в судебных делах, потому что старцы у евреев, как и вообще на Востоке, пользовались высоким уважением», почему им и поручался суд. В дальнейших главах Апокалипсиса мы действительно и видим Иисуса Христа с такими свойствами. Огненный блеск Его очей есть также указание на Его свойство как всемогущего, Всеведущего и Правосудного Судии; ими Он, по Андрею, «и просвещает святых, и опаляет нечестивых». «Ноги явившегося Господа показались тайнозрителю издающими такой блеск, какой происходит от расплавленного халколивана (ливанская медь)». По разъяснению св. Андрея, «таким видом и свойством ног Иисуса Христа пред Иоанном выяснялась благоуспешносгь евангельской проповеди чрез апостолов Христовых, для которой нужны ноги как бы из твердой меди, нужно рвение столь же горячее, как горяча расплавленная медь». Голос звучит особенною мощью, как всезаглушающий гул разбушевавшегося моря или многих водопадов, «и имел целью силою своего звука придать более торжественности Откровению и сообщить ему большую степень впечатления», а вместе с тем указывал, насколько слышна была эта проповедь апостолов в мире, ибо во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Под символом семи звезд, по объяснению Самого Спасителя, разумелись ангелы церквей. Обоюдоострый меч, исходящий из уст Господа, несомненно, – и по соответствующему разъяснению ап. Павла – есть слово Божие и, конечно, ближайшим образом – «то самое откровение, которое намерен сообщить Иисус Христос чрез св. Иоанна в Апокалипсисе». И наконец, «лик, или вид, Христа, сияющий, как солнце, когда оно достигает полноты своего блеска, есть образ неизреченной славы Его как Сына Божия, Солнца Правды» (Жданов), а также можно в этом видеть «указание на теплоту и свет Божия слова».

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Глава Его и волосы белы, как белая во́лна, как снег; и очи Его, как пламень огненный.

  Глава Его и волосы были белы, как белая волна, как снег, и очи Его как пламень огненный. Белизна волос служит обыкновенно признаком старости. Этот признак свидетельствует, что явившийся Сын Человеческий – едино с Отцем, что Он – одно с «Ветхим денми, Которого» в таинственном видении созерцал св. пророк Даниил 7:13, что Он такой же Вечный Бог, как и Бог Отец. Очи Его были как пламень огненный, что означает Его Божественную ревность о спасении рода человеческого, что перед взором Его нет ничего сокрытого и темного и что Он пламенеет гневом на всякое беззаконие.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible