Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
Святые отцы
Прочие
- Фульгенций Руспийский, еп. (†527)
- Экумений (†VIв.)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Викторин Петавийский, сщмч. (†304)
Ст. 1-7 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь
Начало книги обещает блаженство читающему, слушающему и сохраняющему [написанное в ней], чтобы, упражняясь в чтении, научался из него и делам, и сохранял то, что заповедано. Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет. [Он говорит: «был»,] потому что Он все сотворил вместе с Отцом, и не от Девы получил начало [бытия]. Грядет, – [имеется в виду,] конечно, на суд. От семи духов, находящихся перед престолом Его. У Исаии читаем: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; дух страха Божия (Ис. 11, 2–3). Эти семь духов, конечно, есть дары Единого Духа Святаго. И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых. Он свидетельствовал в мире, восприняв человеческую [плоть], и, пострадав, разрешил нас от греха Своею кровию. Он, победив ад, первым воскрес из мертвых, и смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9), но, поскольку Он правит, царство мира [сего] уничтожено. И соделавшему нас царями и священниками. То есть всю Церковь верных, как говорит апостол Петр: народ святой, царственное священство (1Пет. 2, 9). Се, грядет с облаками, и узрят Его все народы. Тот, кто вначале пришел тайно, восприняв человеческую [плоть], Тот в величии и славе явно придет на суд.
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
Се, грядет со облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь
Здесь закланный, как Агнец, Он приидет во славе Отчей, как Судия, на облаках, или на безплотных умных силах, или подобных тому облаку, которое осенило Его со святыми Апостолами на Фаворе. - Его, грядущего со славою, увидит всякое око; распинавшие же и оставшиеся в неверии племена земные восплачутся (Mф. 24, 29-30).- Ей, аминь означает: совершенно, так; ибо сими словами означается один и тот же смысл как на греческом, так и на еврейском, языках. Аминь - да будет.
Фульгенций Руспийский, еп. (†527)
Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь
Пойми накрепко и никоим образом не сомневайся, что Слово, ставшее плотью, всегда обладало истинной человеческой плотью, в которой Бог Слово был рожден от Девы, в которой Он был распят и умер, в которой Он воскрес и вознесся на небо, и воссел одесную Бога, в которой также Он придет судить живых и мертвых. Поэтому апостолы слышали от ангелов: придет таким же образом, как вы видели его восходящим на небо (Деян 1:11); и блаженный Иоанн говорит: Се, придет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые Его пронзили; и узрят Его все племена земные.
О вере
Экумений (†VIв.)
Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь
Я полагаю, что божественное Писание называет облаками святых ангелов из-за их легкости, непритяженности и свободного парения по воздуху, как если сказать: Господь явится несомым и сопровождаемым божественными ангелами. Ибо так представляет Его и пророк, когда говорит: И воссел на херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра (Пс 17:11).
И узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его. При втором Своем славном пришествии Он не вторгнется непрошеным гостем и не явится тайно, как при первом пришествии, когда во плоти посетил мир. Пророк указывает на утаенность этого пришествия и говорит: Он сойдет, как дождь на руно, как капли, орошающие землю (Пс 71:6) . Но [придет Он] на всеобщее обозрение и открыто, чтобы быть виденным всяким оком, и последними грешниками, и нечестивцами. В число их необходимо включить и тех, кто гнусно с Ним обращался и пронзил Его. И сказано: и возрыдают пред Ним все племена земные, - очевидно те, которые остались в неверии, а также те, кто предпочли не склонять свою шею под избавительное Его иго.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Облака, столп облачный
Облака, столп облачный (Исх.13:21). Когда израильтяне вышли из Египта с разрешения фараона и вступили в пустыню Аравийскую, Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь. В дневное время столп походил на облако темное, тяжелое, а во время ночи – на светлое и пламенеющее, как огонь. Некоторые думают, что были два облака: одно для того, чтобы осенять их, а другое для того, чтобы осветить шествие. Оно служило также знаком для остановки и нового похода (Чис.9:17-23).
Облако служило обычным символом присутствия Божия среди своего народа. Оно часто останавливалось над покрышкой Кивота Завета или наполняло Скинию свидения.
Когда Исаия зрел в видении славу Божию в храме Его, то дом наполнился курениями, или густым облаком (Ис.4:5).
Когда Бог Отец свидетельствовал о Своем Сыне на горе Преображения, то облако светлое осенило их (Мф.17:5).
Пророк Исаия предсказывает присутствие Божие в Церкви во все времена в следующих живых и выразительных образах: И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня, и блистание пылающего огня во время ночи, ибо над всем чтимым будет покров (Ис.4:5).
Облако представляется иногда образом численности, множества, как, напр., в Послании к Евреям (Евр.12:1), где встречается выражение: такое облако свидетелей; равным образом в кн. пр. Исаии (Ис.60:8) читаем следующие слова: кто это летят как облака, и как голуби к голубятням своим? и далее: изглажу беззакония твои, как туман и грехи твои как облако (Ис.44:22).
Слово «облако», принимаемое в иносказательном смысле, представляет также величие Божие. Се грядет с облаками, говорит о Господе Иисусе св. тайновидец и еванг. Иоанн (Откр.1:7).
Сказываю вам, сказал Господь первосвященнику на суде, отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мф.26:64).
Сверх того облако служит образом обилия и довольства. Царское благоволение представлено в книге Притчей Соломоновых облаком с поздним дождем (Притч.16:15).
Господь наш Иисус Христос, как передает св. ев. Лука, сказал однажды народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, то тотчас говорите: дождь будет, и бывает так (Лк.12:54). Сими словами Он, несомненно, указывал на явление природы, которое было хорошо известно народу, и потому Он называет его облаком – облаком, восходящим с запада, или с Ливанских гор, что служило верным признаком обильного проливного дождя.
Вслед за появлением подобного облака на западном горизонте неизменно начиналась дождливая погода (3Цар.18:44). В означенной цитате говорится, что слуга Илии увидал небольшое облако, величиною в ладонь человеческую, но прозорливец Божий знал, что это облако служило верным провозвестником обильного дождя. Вслед за появлением его небо сделалось мрачно от туч и от ветра и пошел большой дождь (ст. 45).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь
Стих седьмой, хотя также говорит об Иисусе Христе, но уже по отношению к будущему, по отношению к Его второму пришествию. Изображение этого второго пришествия, которое должно быть напечатлено в памяти христиан, отчасти такое же, какое находим и в других местах св. Писания (Мф XXIV:30; ср. XXVI:64; Дан VII:13). Иоанн мог почерпнуть это выражение из своей памяти как слышатель беседы Иисуса Христа или из пророчества Захарии: они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем (Зах XII:10). Достойно примечания, что это пророчество св. Иоанн приводит и в своем Евангелии, как, очевидно, ему хорошо известное. Под выражением: «и те, которые пронзили Его», нужно разуметь не только потомков Иудеи по плоти, но лиц других народностей, которые своею греховною жизнью, своим отвержением Евангелия будут вторично пронзать Спасителя (Гал II:17, 19, 21).
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 7-8 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Затем апостол высказывает главную мысль своей книги: „Господь идет с облаками“ (облако в Ветхом Завете служило знаком божественного присутствия, а у позднейших Иудеев Мессия прямо назывался „облачным мужем“). Идет Он, конечно, для совершения суда над врагами Своими, и на Него обратят свой взор все люди, как Иудеи, которые пронзили Его, так и все народы; для всех Его пришествие покажется страшным, так что люди громко закричат от ужаса (κόψονται). И это совершенно верно, это непременно будет – замечает апостол. За это ручается далее и Сам Бог, Альфа и Омега, начало и конец всего, Который держит все в Своей власти и, следовательно, сможет совершить все, что предсказано в Апокалипсисе.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
Се (ἰδού – вот) употребляется обычно для живости представления того, о чем говорится дальше, а также чтобы оттенить степень уверенности писателя в том, что это так именно будет, как и дальнейшее грядет (ἔρχεται: Он, т.е. Иисус Христос, о Котором только что говорилось в славословии); слово это поставлено в настоящем времени вместо будущего для той же наглядной живости представления. Со облаки – μετὰ τῶν νεφελῶν – окруженный облаками. Мы уже видели, что Сам Господь указал на этот образ славного Второго пришествия Своего в ответе Своем на суде синедриона (см.: Мф.26:64; Мк.14:62), приведя дословно выражение об этом пророка Даниила (см.: Дан.7:13). Но символ облака вообще в Библии был обозначением небесной славы, величия и могущества, как, с другой стороны, грозная, мрачная туча являлась символом гнева и ярости Иеговы, шествовавшего на ней, как царь против врагов (см.: Пс.96:2-4, ср.: Исх.19:16,18). Так как образ этот (шествия на облаках) сохранился и в Новом Завете (например, в истории Преображения и в эсхатологической речи Спасителя. – См.: Мф.24:30 и параллельные тексты), то несомненно, что и в данном случае μετὰ τῶν νεφελῶν указывает как на то, что Он придет со славою, во всем величии Небесного Царя, так и на то, что придет Он и как Судия всего мира (см.: Мф.25:31 и след.).
И узрит Его всяко око и иже Его прободоша. Эта новая подробность в характеристике Второго пришествия Христова оттеняется прежде всего, как и предшествующая, по линии противоположения этого Пришествия первому. Тогда как первое было в уничижении и в безвестии, так что при рождестве Его самый Вифлеем, как и Иерусалим, и не подозревали, что родился Христос Спаситель, – это Второе пришествие, напротив, будет как в величии и славе, так и воочию всех, и уже не только верующих, но и неверующих, даже и тех, кто отверг Его на земле. И несомненно, когда ап. Иоанн писал здесь: узрят и те, иже Его прободоша, то разумел в этом случае то самое исполнение пророчества Захарии (см.: Зах.12:10), которое он же оттенил потом в своем Евангелии (Ин.19:37: воззрят нанъ, егоже прободоша).
И плач сотворят о Нем вся колена земная. И опять здесь – точное соответствие известному выражению эсхатологической беседы Спасителя: Тогда (при виде знамения Сына Человеческого) восплачутся все колена земная (Мф.24:30). Как известно, состояние плача и рыдания у людей бывает двоякого характера: и как высшее проявление печали бо яже по Бозе, которая покаяние не раскаянно во спасение соделовает (2Кор.7:10); и как выявление и плод печали мирской, которая, по тому же тексту, смерть соделовает, особенно когда соединяется она с ожесточением сердца, и злобным противлением, и самоотстаиванием своего пребывания во лжи и пороке. А потому спрашивается: в каком же смысле понимать этот плач племен при Втором пришествии Господа? По разъяснению проф. А.Жданова, глагол κόψονται (плач сотворят) буквально означает «бить себя в лицо, грудь, голову (терзаться), биться, убиваться и употребляется для выражения крайней степени скорби, горя или отчаяния» (в Откр.18:9 ср.: Лк.8:52 – у дочери Иаира и Откр.23:27 – у иерусалимлянок во время несения Иисусом Христом креста). И вот г.Жданов совершенно убедительно о том плаче, о котором говорится в данном месте 1-й главы Апокалипсиса, категорически утверждает: «Это не будут благотворные слезы радости или раскаяния; это – слезы и скорбь бессильной злобы, отчаяния после бесплодной и безуспешной борьбы с Царством Мессии и после жестоких казней гнева Божия» (см.: Откр.16 -я гл. и др.; ср.: Откр.6:15-17 ; Откр.19 -я гл.)».
«Ей, аминь означает «совершенно, так»: ибо сими словами означается один и тот же смысл как на греческом, так и на еврейском языках. Аминь – да будет».
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Здесь изображается Второе славное Пришествие Христово в полном согласии с изображением этого пришествия в Евангелиях (ср.: Мф. 24:30 и 25:31; Мк. 13:26; Лк 21:27; ср.: Ин.19:37). После приветствия в стихе этом св. Апостол сразу же говорит о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде для того, чтобы обозначить главную тему своей книги, дабы приготовить читателей к восприятию полученных им о сем великих и страшных откровений.
Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Для подтверждения непреложности и неотвратимости Второго Пришествия и Страшного Суда Божия св. Апостол от себя произносит: «Ей, аминь», а затем свидетельствует истину сего указанием на Того, Кто есть Алфа и Омега, Начаток и Конец всего сущего: Господь Иисус Христос есть Один только безначальный и бесконечный виновник всего существующего, Он вечен, Он – конец и цель, к которой все стремится.