Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет

Для этой цели Он положил вражду между змеем и женою и ее семенем, которую они сохраняют между собою: один будет уязвляем в пяту, но сам может наступать на главу врага, а другой уязвляет, убивает и препятству­ет хождению человека, пока не придет Семя, предопределенное попрать главу его, Которое и роди­лось от Марии. И о нем говорит пророк: на аспида и василиска насту­пишь; попирать будешь льва и дракона (Пс 90:13), показывая, что грех, который восстал и распространился против человека и сделал его подвлас­тным смерти, лишится своей силы вместе с царствовавшею смертию и что Им попран будет в последние времена нападающий на человечес­кий род лев, то есть антихрист, и что Он свяжет дракона, древнего змия и подчинит его власти человека, неког­да побежденного, для сокрушения всей его силы.

Адам был побежден и лишился всякой жизни; посему с победой, в свою очередь, над врагом Адам возвратил себе жизнь; последний же враг истребится - смерть (1Кор 15:26), прежде властвовавшая над человеком. Поэтому с освобождением человека и сбудется написанное: поглощена смерть победою. Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало? (1Кор 15:54-55). А это не могло бы быть справедли­во, если бы не был освобожден человек, над которым прежде возоб­ладала смерть. Ибо его спасение есть разрушение смерти. Когда же Господь оживотворяет человека, то есть Адама, то и смерть разрушена.

Против ересей

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 1-6 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет

Все знают, что багряный дьявол и все его ангелы-отступники брошены в тартар геенны до пришествия Господа и что после тысячи лет они будут освобождены ради народов, служивших антихристу, чтобы только они погибли, ибо так заслужили. Наконец свершится вселенское правосудие! Потому Иоанн утверждает: и ожили, говорит, умершие, записанные в книге жизни (Ср. Откр. 21:27), и царствовали со Христом тысячу лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ним вторая смерть не имеет власти. Об этом воскресении он говорит: и видел Агнца стоящего и с ним сто сорок четыре тысячи (Откр. 14:1), - то есть стоящих со Христом, а именно тех из иудеев, которые собираются в последние времена уверовать через пророчество Илии, о коих Дух свидетельствует, что они не только телом девственны, но и языком (Откр. 14:4-5). Поэтому выше он упоминал, что двадцать четыре старца сказали: благодарим Тебя, Господи Боже, Который воцарился. И рассвирепели язычники (Откр. 11:17-18).

При первом воскресении этим Писанием изображен и будущий красивый город (Ср. Откр. 20:8, 21:2). О первом воскресении Павел в [Послании] к македонским церквям так сказал: ибо сие говорим вам, - обращается Павел, - словом Божиим, потому что Сам Господь, намеревающийся поднять мертвых, по трубе Божией сойдет с неба. И мертвые во Христе восстанут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1Фес. 4:15-17). Мы слышали, что он сказал: труба. Это надо рассмотреть: ведь в другом месте апостол ведет речь о другой трубе. Ибо он говорит в [Послании] к коринфянам: при последней трубе мертвые воскреснут - станут бессмертными, - а мы изменимся (1Кор. 15:52). Он сказал, что мертвые - это бессмертные, собирающиеся воскреснуть для несения наказания, но очевидно, что мы изменимся и покроемся славой.

Следовательно, когда мы услышали, что есть последняя труба, то мы должны понимать, что есть и первая. Это суть два воскресения. Следовательно, сколько бы они ни собирались воскреснуть при первом воскресении и царствовать со Христом над миром - над всеми народами, - они воскреснут при последней трубе через тысячу лет, то есть во время последнего воскресения, среди нечестивых и грешников, и виновников разных родов. И правильно добавляет, говоря: блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти. Вторая же смерть - это наказание в аду.

Толкование на Апокалипсис

Августин Аврелий, блж. (†430)

Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет

Сам Господь Иисус Христос говорит: Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его (Мк 3:27). Под именем сильного он дает разуметь дьявола, потому что дьявол в силах был удержать в плену род человеческий; под вещами же его, которые имел расхитить, дает разу­меть будущих верных своих, которых тот держал в различных грехах и нечестиях. Так как тому сильному предстояло быть связанным, то упомянутый апостол видел в Апока­липсисе Ангела, сходящего с неба <… > который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, то есть устранил и ограничил его власть обольщать и держать в своих руках тех, которых ожидало освобождение.

Тысяча же лет, как мне кажется, может пониматься двояким образом. Или что это совершается в остальные годы тысячелетия, то есть в тысячеле­тие шестое, как бы в шестой день, последние часы которого проходят в настоящее время, а затем последует не имеющая вечера суббота - то есть не имеющий конца покой святых; так что тысячью лет апостол назвал последнюю, остающуюся до конца века часть тысячелетия, как бы часть дня, употребив тот способ выраже­ния, по которому часть называется именем целого. Или тысячью лет он назвал все остальные годы этого века, так что совершенным числом обозна­чается полнота времени. Ибо число тысяча есть полный квадрат числа десять. Десять, взятые десять раз, дают сто - что есть фигура квадрат­ная, но плоская. Чтобы она получила высоту и сделалась полной, сто умножается снова на десять, и получа­ется тысяча. …Тем более для обозна­чения совокупности всего употребля­ется тысяча, которая представляет собой полноту десятичной квадрату­ры. Лучшего толкования нельзя дать и тому выражению, которое читается в псалме: Вечно помнит завет свой, слово, которое заповедал в тысячу родов (Пс 104:8), то есть во все роды.

О граде Божьем

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 1-3 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змея древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время

Здесь рассказывает о низвержении диавола, бывшем во время страданий Владыки, когда его, считавшего себя сильным, связал всемогущий Христос, Бог наш, и, избавив от власти его нас, - его добычу, осудил ввергнуть в бездну. Сие видно из того, что бесы просили Его не посылать в бездну. А что он был связан, о сем свидетельствует уничтожение идолослужения, разрушение идольских капищ, оскудение жертвенных кровей и всемирное распространение и познание Божественной воли.

Великий Ириней говорит, что в пришествие Христово диавол в первый раз узнал, что он осужден в бездну и в геенну огненную. Посему, под сказанным выше можно, думаю, разуметь осуждение Христом диавола.

Представляя же Ангела служащим сему осуждению, показывает, что по силе диавол менее даже служебных сил, и напрасно, потому восставал против власти Владеющего всем.

Ужем, для разумения нашего, назвал действие, связующее и удерживающее силу его. Тысячу лет благоразумнее понимать не как таковое именно количество лет, но считать их или за многие годы, или за число совершенное; ибо многими только по количеству, но не удесятеренными сотнями считаются и те тысячи, о которых сказал Давид: слово, еже заповеда в тысящи родов (Пс. 104, 8). Многие годы может означать сие число, дабы Евангелие было проповедано во всем мире и укоренились в нем семена благочестия; может означать и совершенное число, потому что, оставивши в них детскую, подзаконную жизнь, мы призваны в мужа совершенна в меру возраста исполнения Христова.

Итак, тысячей лет называется время от воплощения до пришествия антихристова. Так ли сие, как истолковали мы, или сказанная тысяча лет есть десять раз сто, как думают некоторые, или даже меньше сего, сие известно одному Богу, знающему до какого времени полезно нам Его долготерпение и продолжение нашей жизни. По истечении же сего времени всю вселенную смутит антихрист, вмещающий в себе действие злоначального Велиара, изливая на людей подонки 1) его ядоносной злобы, ибо знает он о неизбежности своего наказания.

Нас же от дел его да спасет всемилостивый Бог, да избавит от уготованного ему и ангелам его наказания и да покажет причастниками вечных благ, уготованных пролившим кровь за непокорность диаволу. И Ему подобает милость к надеющимся на Него, а от всех Ангельских Святых сил и сущих на земле людей благодарение и поклонение со Отцом и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет

Дьявол переводится как текущий вниз, по-гречески же - обвинитель, клевет­ник. Сатана же переводится как противостоящий, либо предатель. Таким образом, его называют драконом из-за вреда, который он причиняет; змеем из-за хитрости, с которой он обманывает; дьяволом из-за того, что он пал со своей прежней ступени; сатаной - за упорство, с каким он противостоит Богу.

Изложение Откровения

Экумений (†VIв.)

Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет

Разве книга Откровения представляет нам тысячелетний период безбожных греков, перевоплощение душ, летейские струи и не знаю уж какой еще вздор и пустословие, сообщая, что дьявол будет скован на тысячу лет, а затем будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы (Откр 20:7)? Прочь столь губительные учения, подобающие эллинскому скудоумию! Что же на самом деле говорится? Вот изречено у пророка: ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи (Пс 89:5). Итак, тысяча лет счисляется как один день в глазах Бога. Это же написано и во Втором послании божественного Петра: Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2Пет 3:8). И это так.

А божественный пророк Исайя говорил о полном вочеловечении Господа как о дне и сказал: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе (Ис 49:8). И не только [такие примеры], но также и псалмопевец этот самый день называет утром, в одном месте говоря о радости нашего спасения: сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс 117:24); в другом гимнословя: рано услышь голос мой, - рано предстану пред Тобою, и Ты узришь меня (Пс 5:4). Ведь наши моления удостаиваются благоприемлющего взгляда Бога Отца при посредничестве и примирении Господа.

И еще раз говорится про Иерусалим: Бог поможет ему с раннего утра (Пс 45:6). Днем и утром стало воплощение Господа, поскольку воссияло для нас Солнце праведности (ибо так выразился Малахия) и доставило нам свет ведения (Ос 10:12). Об этом божественном свете предрекал Захария, когда говорил: [по благоутробному милосердию Бога нашего], которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной (Лк 1:78); в согласии с чем говорит и пророк: Бог - Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника (Пс 117:27) <…>

Поскольку говорится, что день счисляется Богом как тысяча лет, и, опять же, пребывание Господа на земле называется днем, то и сказано, что этот день - тысяча лет, так как нет никакой для Бога разницы между одним днем и тысячью лет. В это время вочеловечения Господа дьявол был скован и не был в силах противиться чудесному явлению Спасителя. Поэтому, ощутив эти духовные оковы, нечестивые демоны возопили: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф 8:29). Но и Господь сказал, делая разъяснения об их оковах: Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его (Мф 12:29).

Стало быть, поскольку, как сказано, мы осмысливаем вочеловечение Господа и пребывание на земле как один день и тысячу лет, без различения вслед за божественным Писанием, то такое число упомянуто в сокровенном значении. Вот что гласит книга Откровения: И увидел я другого Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и цепь в руке своей. А когда он одолел дьявола, сковал его <…> и низверг его в бездну. То, что сделал Господь с дьяволом духовным образом, евангелист наблюдал словно изображение на доске. Ведь коль скоро невозможно было Иоанну как человеку видеть духовный мир, то он описывает случившееся телесным образом <…> Сказано: дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет. Ибо для пребывания Господа на земле необходимо было немного больше поддержки и попечения с целью предотвратить деятельность нечистых демонов против людей, сходную с той, что имела место во времена, предшествовавшие вочеловечению.

Комментарий на Откровение

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-3: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

И в данном случае нам представляется наилучшим толкование свт. Андрея Кесарийского, которое мы и приведем дословно. «Здесь (в стихах 1–3) рассказывает (Иоанн) о низвержении диавола, бывшем во время страданий Владыки, когда его, считавшего себя сильным, связал Всемогущий Христос, Бог наш (ср.: Мф.12:29), и, избавив от власти его нас – его добычу, осудил ввергнуть его в бездну. Сие видно из того, что бесы просили Его не посылать в бездну. А что он связан, о сем свидетельствует уничтожение идолослужения, разрушение идольских капищ, оскудение жертвенных кровей и всемирное распространение и познание Божественной воли. Великий Ириней говорил, что в Пришествие Христово диавол в первый раз узнал, что он осужден в бездну и в геенну огненную. Посему под сказанным выше можно, думаю, разуметь осуждение Христом диавола». Затем, св. Андрей не согласен с теми, которые под ангелом, связывающим сатану, разумеют Самого Иисуса Христа, но видит здесь лишь посланного Им ангела. И в самом деле, странно бы было, после ряда упоминания об ангелах сильных, с обозначением их славы, здесь встретить простое наименование ангел в приложении к Самому Богочеловеку. Конечно, повеление связать его исходило от Спасителя, и, может быть, раздалось оно в том самом совершилось, которое услышалось в нашем мире со креста перед смертью Господа. Но исполнителем повеления был только ангел, и св. Андрей видит особенный смысл в том, что был именно рядовой, так сказать, ангел. Ибо, говорит он, «представляя ангела служащим сему осуждению, показывает (Иоанн), что по силе диавол менее даже служебных сил и напрасно потому восставал против власти Владеющего всем. Ужем (цепью), продолжает он, для разумения нашего назвал действие, связующее и удерживающее силу его. Тысячу лет благоразумнее понимать не как таковое именно количество лет, но считать их или за многие годы, или за число совершенное; ибо многими только по количеству, но не удесятеренными сотнями считаются и те тысячи, о которых сказал Давид: Слово, еже заповеда в тысящи родов (Пс.104:8). Многие годы может означать сие число, дабы Евангелие было проповедано во всем Мире и укоренились в нем семена благочестия; может означать и совершенное число, потому что, оставивши в них детскую, подзаконную жизнь, мы призваны в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Ефес.4:13). Итак, тысячей лет называется время от воплощения до пришествия антихристова».

Добавим несколько к сказанному относительно понимания этой апокалиптической тысячи лет, на которую связан сатана, ввиду склонности многих понимать ее точно и буквально (например, у древних хилиастов и наших адвентистов). Первая странность у понимающих так заключается в том, что почти все они понимают тысячу лет буквально, а вот дни (например, в 11-й главе или во 2-й главе), а равно полседмины и седмину Данииловы принимают в смысле переносном, считая там дни за годы. Произвол этот тем более поразителен, что о месяцах этих и годах нигде в слове Божием не сказано, что считать их нужно не в точном, а в каком-то другом смысле. А вот о тысяче лет именно, как известно, ап. Петр определенно написал: У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2Петр.3:8), как и Моисей в псалме своем сказал: Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, и даже меньше – как стража в ночи (Пс.89:5). А ведь в понимании слова Божия считаться мы, конечно, должны прежде всего с Божиим счетом, тем более – в том, о чем идет речь здесь и что всякий должен признать несомненными путями и судьбами Божиими. И еще: когда читаем мы в Ветхом Завете, что Господь карает за преступления до третьего и четвертого рода, а милость Свою сохраняет до тысячи родов (см.: Исх.34:7), то неужели должны мы и тут тысячу признавать буквальной?! Ведь тогда родов тысяча должна считаться минимум в 20 тыс. лет или и того больше...

Преимущество православного понимания тысячелетия связанности сатаны и соединенных с этим неразрывно понятий о блаженном тысячелетнем царстве со Христом и о первом воскресении настолько очевидно и убедительно, что нам нужно лишь отстранить здесь одно попутное недоумение, из-за которого отказываются некоторые принять это понимание, даже и при всем том, что не могут не видеть несостоятельности понимания противоположного, хилиастического, о котором речь будет дальше. В самом деле, как нам признать, что сатана связан и удерживается в своем действовании уже со времени воплощения Христова, когда на наших глазах так много, можно сказать, осязательных проявлений злой и грехотворческой силы его, когда не только зреет, но и как будто прямо процветает мрачное царство его?! И потому-то даже наш осторожный еп. Петр отказывается отнести период связанности сатаны к данному времени, склоняясь сам к смягченному и облагороженному хилиазму.

Но в том-то и беда, как отмечали мы уже в начале, что у нас постоянно хотят понимать и рассматривать все как-то вне истории и живой, подлинной жизни, хотят, чтобы происходило все, так сказать, сразу – радикально, круто и в то же время – внешне поражающе и эффектно. А с другой стороны, не учитывают вовсе, что дело идет все о том же человеке, со столь различными свойствами его, и прежде всего – с коренным фактом свободы его воли, а равно и данными естественного его развития. Думают близоруко: раз связан будет сатана, все его действие прекратится сполна и разом, не только как непосредственное, но и как опосредствованное, так что зло и грех из обихода мира исчезнут до конца. Однако уже с детских лет знаем мы, что источником и путем соблазна для людей должны мы признавать не только диавола, но и свою собственную, грехом поврежденную природу, обозначаемую вслед за ап. Павлом термином плоть, а также и мир, т.е. эту, окружающую нас, человеческую греховную среду. Но ведь никто не скажет, что и эти два источника соблазнов «связаны». Да, связан сатана, но не «связан» сам человек – и вообще, и в своем отношении к соблазнам и соблазнителю. Жизнь же постоянно показывает нам, как человек сам, так сказать, поддается сатане, даже свободно подлаживается к нему и, как говорится, тянет его руку. Тем более не связан на злое окружающий нас мир, который прямо во зле лежит, по слову апостола (1Ин.5:19).

Возьмем такое сравнение: жизнь общечеловеческая – это как бы огромнейшее, текущее по всем направлениям русло, переполненное до краев струями человеческих личностей и обществ и еще более богатым и разнообразным содержанием деятельности их и жизни. Но это и тот самый, во зле лежащий, мир, и князь мира сего – диавол (Ин.12:31). До Христа Спасителя князь сей действовал в мире свободно и непреодолимо, и вырваться из железных оков греха его никто не мог. Боговоплощением он связывается и внедряется в бездну. Он знает своего Победителя, как знают об этой победе и все родившиеся водою и Духом, все уверовавшие сердцем во Христа и с той поры необозримой вереницею побеждающие его, ибо сия есть победа, победившая мир, вера наша (1Ин.5:4), как удостоверяет нас опять-таки тот же апостол Иоанн Богослов. Так прошла сквозь это русло как бы плотина, и открылось по ней как бы новое русло – для чистой уже воды, и отгороженным и заслоненным для верующих стало непосредственное давление диавола. Но ведь воды, текшие в том старом, Адамовом, русле, сами по себе остались те же самые; наследственный, а за ним всякий к сердцу прилипший грех все по-прежнему тянет чад своих и в дальнейшие падения и пороки, даже до степени смертного греха; взобравшийся на холмы диавольские Вавилон нечестия растет и развивается, как и все живущее в этом мире. Вот только насильственно, против воли человека, не может уже действовать на человека диавол. И в то же время каждому дана возможность и бороться против него, и победить его. И при этом одним из отличий дней наших стало явление, крайне характерное в данном отношении и в то же время совсем мало замечаемое и осмысливаемое людьми: то, что люди прямо уже отказываются признать бытие диавола, и именно по тому самому, что не видят его, не ощущают действия, этого насильственного давления его. Не есть ли это доказательство связанности диавола, стеснения злой свободы его, того стеснения, по которому бесы не могли войти даже в свиней в присутствии Христа без разрешения Его?! А с другой стороны, и победа над ним, как все в христианской жизни: она и дана уже во Христе и чрез Христа; но она и устанавливается, и созидается подвигом и усилием каждого верующего, ибо сила у диавола не отнята, воспитание же воли человеческой в добре должно идти путем победы, путем активного преодоления зла, т.е. опять-таки путем свободной борьбы против диавола.

И было бы прямо странно, если бы от древнего мира, вконец испорченного, как бы разъеденного грехом, сразу и каким-то внешним чудом вышел как-то сам собой лучший, нравственно чистый мир. Каждый христианин знает, что это – только задача, только светлый идеал будущего, к которому мы не только должны и можем стремиться (как к другим идеалам), но и его достигать, ибо это идеал жизненный, идеал реальнейшей истины, которого достигнуть возможно, для каждого посильно, но только не своими силами и средствами, которые так ничтожны, а одною лишь силою Христовою. И вот именно Апокалипсис и говорит, что в этой «победе» и заключается и самый смысл жизни человеческой.

В земные дни Иисуса Христа два раза было, что корабль Его и апостолов охватывала буря, а однажды – даже заливала как будто до полной гибели его. Это, несомненно, и действительное историческое событие, и образ истории последующей жизни Церкви, которой Кормчий – Христос. А бури, бушующие, чтоб потопить его, это не только внешние гонения и злоба, не только и треволнения ересей. Это – и вообще тайфуны – бури распахивающихся врат адовых, которые Церкви, сказано нам, не одолеют, но волнами грязного моря хотят залить и загрязнить самый корабль, со всеми находящимися в нем, не только потопить его. И многие из нас, и много, действительно грязнятся. Но корабль Христов не только крепок и цел, но и чист – ибо именно за чистоту его, за эту Непорочную Невесту – Церковь Свою и пострадал, и пролил Господь чистейшую Кровь Свою, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе (во всем, что делается таинством крещения); да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да есть свята и непорочна (Ефес.5:26-27). И нужно совсем не верить в Церковь и в правду апостольских этих слов о ней, чтобы серьезно сомневаться вслед за этими маловерами: да подлинно ли уже и теперь связан сатана? Если б не был связан, не была бы, не могла бы быть Церковь таковой, как сказано о ней у ап. Павла. А раз она такова есть и всегда будет, то до очевидного ясно, что действительно, уже в Своем Первом пришествии связал сатану Господь и не дает ему свободы против нее, хотя и живет она в условиях унаследованного грешного мира. А отсюда само собой (implicite) вытекает и то, что нет никакого иного Пришествия перед вторым, как измыслили древние и новые хилиасты, а есть одно первое, ибо промежуточное третье не только, как увидим, выдумано и неправдоподобно, но и не нужно.

Из частных подробностей приведенных трех первых стихов 20-й главы, добавим что слово бездна, как объяснял еще блаж. Августин, есть «особенное, свойственное злым духам, состояние и положение связанности и стесненности, в которой они находятся в своей злой деятельности по отношению к людям».

Для сатаны бездна является как бы некоторой темницей, в которой он был не только заключен, но и запечатан. «Печать эта означает твердость охраны и указывает на то, что запечатание ею не может быть вскрыто без воли и желания того, кто ее положил» (Орлов).

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

  Вслед за поражением антихриста св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Ангел этот «взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его (…) доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». Как толкует св. Андрей Кесарийский, под этой «тысячей лет» надо понимать все время от воплощения Христова до пришествия антихриста (гл. 60). С приходом Воплотившегося Сына Божия на землю и в особенности с момента искупления Им Своею Крестной смертью человечества сатана был связан, язычество низвержено, и наступило на земле тысячелетнее Царство Христово. Под этим тысячелетним Царством Христовым на земле разумеется победа христианства над язычеством и утверждение на земле Церкви Христовой. Число тысяча – определенное, взято здесь вместо неопределенного, означающего вообще длительный период времени до Второго Пришествия Христова.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible