Скрыть
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет

Впрочем, награды Божественного обетования ожидают не одних только тех, которые претерпели казнь и смерть. Хотя верные и не подвергались самому страданию, но если вера их пребыла чистой и непоколебимой, если христианин презрением и оставлением всего, что принадлежит ему, показал, что он последует Христу, то и он будет почтен между мучениками от Христа, Который, обещая это, Сам говорит: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей <…> и не получил бы гораздо более в сие время и век будущей жизни вечной (Лк 18:29-30).

То же говорит и писатель Апокалипсиса. И увидел, - говорит, - души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие. Поставив, таким образом, на первом месте растерзанных, то есть убиенных, он прибавил затем: которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. И после того, как соединил всех виденных в одном и том же месте, он замечает: они ожили и царствовали со Христом. Иоанн говорит, что живут и царствуют со Христом все - не только те, которые подверглись убиению, но и вообще те, которые, твердо пребывая в своей вере и страхе Божием, не поклонялись образу зверя и не исполняли пагубных и святотатственных его повелений.

К Фортунату

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 1-6 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет

Все знают, что багряный дьявол и все его ангелы-отступники брошены в тартар геенны до пришествия Господа и что после тысячи лет они будут освобождены ради народов, служивших антихристу, чтобы только они погибли, ибо так заслужили. Наконец свершится вселенское правосудие! Потому Иоанн утверждает: и ожили, говорит, умершие, записанные в книге жизни (Ср. Откр. 21:27), и царствовали со Христом тысячу лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ним вторая смерть не имеет власти. Об этом воскресении он говорит: и видел Агнца стоящего и с ним сто сорок четыре тысячи (Откр. 14:1), - то есть стоящих со Христом, а именно тех из иудеев, которые собираются в последние времена уверовать через пророчество Илии, о коих Дух свидетельствует, что они не только телом девственны, но и языком (Откр. 14:4-5). Поэтому выше он упоминал, что двадцать четыре старца сказали: благодарим Тебя, Господи Боже, Который воцарился. И рассвирепели язычники (Откр. 11:17-18).

При первом воскресении этим Писанием изображен и будущий красивый город (Ср. Откр. 20:8, 21:2). О первом воскресении Павел в [Послании] к македонским церквям так сказал: ибо сие говорим вам, - обращается Павел, - словом Божиим, потому что Сам Господь, намеревающийся поднять мертвых, по трубе Божией сойдет с неба. И мертвые во Христе восстанут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1Фес. 4:15-17). Мы слышали, что он сказал: труба. Это надо рассмотреть: ведь в другом месте апостол ведет речь о другой трубе. Ибо он говорит в [Послании] к коринфянам: при последней трубе мертвые воскреснут - станут бессмертными, - а мы изменимся (1Кор. 15:52). Он сказал, что мертвые - это бессмертные, собирающиеся воскреснуть для несения наказания, но очевидно, что мы изменимся и покроемся славой.

Следовательно, когда мы услышали, что есть последняя труба, то мы должны понимать, что есть и первая. Это суть два воскресения. Следовательно, сколько бы они ни собирались воскреснуть при первом воскресении и царствовать со Христом над миром - над всеми народами, - они воскреснут при последней трубе через тысячу лет, то есть во время последнего воскресения, среди нечестивых и грешников, и виновников разных родов. И правильно добавляет, говоря: блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти. Вторая же смерть - это наказание в аду.

Толкование на Апокалипсис

Августин Аврелий, блж. (†430)

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою

Пока дьявол в продолжение тысячи лет связан, святые, несомненно, царствуют со Христом в эти самые тысячу лет, то есть царствуют уже и в это время Его первого пришествия.

Независимо от того царствования, о котором Христос скажет в конце: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство (Мф 25:34), святые Его, которым Он говорит: Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20), не царствовали бы уже с Ним ныне некоторым иным, хотя далеко и не равным, образом <…>

В настоящее, конечно, время научается в Царствии Небесном тот книжник, выносящий из сокровищницы своей новое и старое (Мф 13:52), о котором мы говорили выше. От Церкви же будут собирать жнецы и те плевелы, которым Он дозволил расти вместе с пшеницей <…> От того ли царства соберут, в котором соблазнов нет? Очевидно, соберут от этого царства, которое представляет из себя здесь Церковь. <…> Следовательно, и в настоящее время Церковь есть царство Христа и Царство Небесное. Поэтому и в настоящее время святые Его царствуют с Ним, хотя иначе, чем будут царствовать тогда; не царствуют с Ним только плевелы, хотя и растут в Церкви вместе с пшеницей. <…> Царствуют, наконец, с Ним те, которые так принадлежат к Его царству, что сами составляют его <…>

Сказав, что дьявол связан на тысячу лет и потом освободится на короткое время, и вкратце упомянув вслед за тем, что в течение этих тысячи лет будет делать Церковь или что будет в ней делаться, книга говорит: И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить. Эта речь не о последнем суде; нужно здесь разуметь те престолы предстоятелей и тех самых предстоятелей, которыми Церковь управляется в настоящее время. Под данным же судом ничего лучшего нельзя разуметь, кроме сказанного: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18:18).

Здесь подразумевается то, о чем будет сказано после - о воцарении с Иисусом на тысячу лет. Души принадлежат мученикам, не получившим еще обратно своих тел. Ибо души благочестивых умерших не отделяются от Церкви, которая и в настоящее время представляет собой царство Христа. В противном случае, память о них не совершалась бы в общении тела Христова. Не приносило бы никакой пользы в случае опасности для жизни прибегать к Его крещению, если бы случилось, что кто-нибудь был отлучен от того же тела покаянием или худою совестью.

Почему все это делается, как не потому, что и умершие суть члены Его? Итак, хотя они еще не со своими телами, однако души их уже царствуют с Ним, пока пройдут эти тысяча лет. <…> Итак, в настоящее время Церковь царствует с Христом в первый раз в лице живых и умерших. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, как говорит апостол, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим 14:9).

Упоминается же только о душах мучеников потому, что из умерших царствуют по преимуществу те, которые сражались за истину даже до смерти. Но, как под частью целое, разумеем под ними и других, умерших, принадлежащих к Церкви, которая есть царство Христа.

[Слова этого стиха] мы должны понимать как сказанные совместно о живых и мертвых. Упоминаемый здесь зверь может быть предметом особого исследования; однако же правой вере не противоречит разуметь под ним сам нечестивый град и народ неверных, враждебный народу верному и граду Божию. Образом же его, по моему мнению, называется лукавство его в тех людях, которые веру как будто исповедуют, но живут как неверные. Ибо они изображают из себя не то, что они на самом деле, и называются не истинным видом, а ложным подобием христианина.

К тому же самому зверю относятся не только открытые враги имени Христа и славнейшего града Его, но и те плевелы, которые в конце века должны быть собраны от Его царства, под которым разумеется Церковь. А эти, не поклонившиеся ни зверю, ни его образу, кто они, как не те, которые исполняют слова апостола: не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными (2Кор 6:14). Они не поклоняются ему, то есть не сочувствуют, не подчиняются и не принимают начертания, то есть клейма преступления: на чело - ради исповедания, на руку - ради дел. Чуждые этого зла, они, при жизни ли еще в этой смертной плоти, или после смерти, царствуют уже со Христом и теперь известным, соответствующим настоящему времени, образом во весь тот период, который обозначается числом тысяча лет.

О граде Божьем

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет

Уже Святым Апостолам даны учительные престолы, с которых просвещены были народы; они даны им будут, по Божественному обещанию, и в будущем веке для осуждения отринувших Евангельскую проповедь, как говорит о сем Давид: тамо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню: яко тамо седоша престоли на суд (Пс. 121, 4-5). И прочим Святым Мученикам, пострадавшим за Христа и отвергнувшим начертание мысленного зверя или изображение его отступления, дан будет суд, т. е. власть судить, которою и до ныне судят они, как знаем, демонов, так как вместе со Христом прославляются даже до кончины настоящего века, почитаются благочестивыми царями и князьями и обнаруживают богодарованную силу против всякого вообще телесного недуга и демонского действия. - А что дiавол, антихрист и лжепророк общи друг с другом как действиями, так и именами, сие видно из того, что каждый из них называется зверем. Ибо как змiй или сатана является имеющим семь глав и десять рогов с таким же числом венцов, так и зверь, выходящий из моря, т. е. антихрист, является одетым подобным же образом; к погублению прельщаемых одну с ними волю, деятельность, силу и разум обнаруживает и лжепророк. Освободившиеся от сей погибели будут царствовать предуказанным образом вместе со Христом до второго Его пришествия, после которого еще более получат Божественных обетований.

Толкование на Апокалипсис

Апрингий (†VIв.)

Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет

Души всех мучеников и верных христиан, воскресших и восставших от сна из земной пыли, будут царствовать, как говорит Иоанн, со Христом тысячу лет, то есть под знаком креста и имея началом страдание Господа.

Трактат на Откровение

Экумений (†VIв.)

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет

Еще больше Иоанн говорит о пребывании Господа во плоти, каковое теперь перед нами предстает в видении; ибо сказано: И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить. Он обнаруживает святых апостолов, которые, по данному им обетованию, сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф 19:28). Пусть и должно этому более совершенным образом исполниться в будущем веке, все же частично оно произошло во времена вочеловечения. Ведь они, уверовавшие в Господа и сподобившиеся тысячи благ, подвергли осуждению тех, кто не желали прийти к вере и, будучи воспитаны по той благодати, что дарована была апостолам, не пришли к единодушному богопочитанию, но замыслили Его крест и смерть.

Обезглавленными Иоанн называет тех, кто был умерщвлен топорами; иносказательно же он говорит о тех, кто умертвил члены собственного тела из веры во Христа и еще большую обрел через нее стойкость. Ибо и от синагоги их отлучили, и забрасывали тысячами поношений, и присваивали грабежом себе их имущество, как свидетельствует мудрый апостол, поскольку они всецело уверовали во Христа. О каковых и говорил Господь: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5:11).

Можно представить себе именно тех, которые не поклонились зверю, и не приняли ни начертания, ни образа его, - следуя порядку повествования и схватывая всякую мысль в согласии с божественным Писанием, - как тех, кто не был единодушен оставшимся иудеям в замыслах против Господа, кто не пожелал повиноваться наставлениям богоненавистного дьявола: ведь это есть поклонение ему и его образу. В самом деле, под образом Иоанн имеет в виду то, что воля дьявола была напечатлена в сердцах иудеев. То же самое он называет начертанием, которое заключает в себе руководящее и исполнительное начало: ведь голова, чьей частью является чело, представляет собой руководство, а рука - исполнение.

Тысячью лет он называет, как сказано выше, пребывание Господа на земле, во время которого они жили духовной жизнью и соцарствовали Христу, препятствуя демонам, воздавая почести страданиям и совершая многие чудеса. Не так, что одно лишь соприсутствие с Царем Славы, Христом, означает соцарствование с Ним. Почему и говорится о них у пророка: когда Небесный рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне (Пс 67:15).

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет

Иоанн видит престолы и сидящих на них. Сидящие на престолах суда суть первее всего апостолы, как первые проповедники христианской истины, Бож. слова. После апостолов в числе сидящих на престолах нужно видеть их ближайших сотрудников и других христиан, прославившихся на ниве христианской проповеди. Впрочем, ни личности сидящих, ни их числа точно определить нельзя. Апостолы первее всего и по преимуществу своею проповедью способствовали связанию сатаны в его безбожной деятельности. Суду (суждению, рассуждению) сидящих на престолах подлежит самое дело распространения христианской проповеди: они созерцают ее успехи; и, видя, принимают участие в подавлении зла и в торжестве христианства и добродетели. Пользуются прославлением, далее, и души обезглавленных. Это означает то, что победа Иисуса Христа должна служить утешением и для обезглавленных, которые в нем нуждаются по преимуществу. Души всех обезглавленных, а равно и всех тех, которым пришлось и придется в будущем потерпеть от диавола, от его слуг и, особенно, от зверя-антихриста и его лжепророка (не поклонившиеся зверю), - все они не потеряют своей награды: они будут живы и будут царствовать со Христом тысячу лет. Последнее выражение иногда принимается толкователями за основание учения хилиастов о тысячелетнем царстве Иисуса Христа с праведными людьми; но совершенно неправильно. Если хилиастическое учение и было основано на Свящ. Писании, то не на новозаветном, а на ветхозаветном. Возникновение этого учения относится к первому времени христианства. Еще еретик Керинф ожидал, что Христос, когда устроит Свое тысячелетнее Царство, восстановит во всей красе Иерусалим, и счастье участников в этом царстве будет состоять во всевозможных удовольствиях. Но хилиастических воззрений как частного мнения придерживались и некоторые христианские отцы и учители. Так, Палий, по словам Евсевия Кесар., говорил о том, что по воскресении мертвых наступит Царство Христово на этой самой земле телесно и будет продолжаться тысячу лет. Об этом же учил и св. Иустин-филосов. Более подробно о вопросе тысячелетнего царства рассуждает св. Ириней. Но и он, и другие не ищут доказательства своего мнения в Апокалипсисе и не ссылаются на наше место (ст. 4-5), а ищут их в пророчествах Ветхого Завета и ссылаются на Ис ХХVI:19; Иер 23:7-8; Иез 37:12-14 и др. По мнению некоторых новейших толкователей тысячелетнее царство также будет состоять главным образом в предварительном прославлении святых христиан, которое будет предшествовать общему воскресению [Kliefoth, Ebrard, Lutardt, Suller]. Учение о тысячелетнем царстве и как учение еретиков, и как мнение отцов находится в противоречии с другими местами Свящ. Писания. Так мы находим ясные указания на то, что, во 1) будет только одно общее воскресение мертвых в последний день (Мф. 13:37; Ин 5:28), во 2) будет только ещё одно пришествие Господа и притом с прямою целью непосредственного суда над всеми людьми без исключения (Мф. 25:31-38; Ин 13:17) и в 3) что есть только два царства, настоящее царство благодати (1Кор.15:23-26) и будущее вечное царство славы (Лк. 1:33); среднего между этими царствами ни по времени, ни по содержанию не существует. Поэтому хилиазм, учение о тысячелетнем царстве, осудил и второй вселенский собор. Кроме этого, и самый текст 4 ст., взятый сам по себе, не говорит ничего о земном тысячелетнем царстве. Мы читаем здесь: обезглавленные жили - собственно были живыми на глазах тайнозрителя. На земле они умерли, здесь же, на небе, в видении Иоанн видит их живыми. Именно, в утешение всем гонимым за веру Христову говорится, что их смерть ограничивается только землею и телом, души же их живут, и притом живут на небе пред престолом Божьим. Они вместе с Иисусом Христом будут царствовать, т.е. могут являться руководителями и помощниками подвизающихся на земле христиан и в этом находить для себя новый источник радости и блаженства. Это их блаженное царствование будет продолжаться тысячу лет. Тысяча лет - это та тысяча, на время которой был связан сатана в своей деятельности (ст. 3). Поэтому блаженное царствование кончится тогда, когда после кратковременного господства на земле антихриста наступит день второго пришествия Господа, день общего воскресения. После этого настанет новое вечное царство, когда блаженство праведников усугубится тем, что в нем примут участие и их прославленные тела. Что же касается того, почему употреблено число тысяча, то в ответ на это нужно указать на другие места Свящ. Писания, где это же число употреблено для обозначения многочисленности и полноты (Втор 5:10; Иер 32:18; Пс 89:5; 2Пет. 3:8).

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 4-6: И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было cудить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

Эти-то стихи Апокалипсиса и служат для новейших хилиастов (из экзегетов прот. Орлов относит к ним Клифота, Эбрарда, Лютарда, Шуллера) основанием для их, осужденной Церковию на Втором Вселенском соборе, теории. Хилиазм (от греч. слова χιλιάς – тысяча) характеризуется признанием того, что пред Вторым пришествием Спасителя будет здесь на земле особое его тысячелетнее царствие, и именно у нас. Древние хилиасты, например наиболее известный из них еретик Керинф, учили, что царствие это будет чистоземным и чувственным, с земными же наслаждениями, с плотскою брачною жизнью, с восстановлением во всей красе иудейского Иерусалима (этот-то грубый хилиазм, связываемый со ссылками на Апокалипсис, хотя для него больше брали обоснования у пророков, и послужил, как увидим, причиной недоверчивого отношения и к самой книге Апокалипсис, и, как теперь уже ясно, совершенно несправедливо). В другом духе, но все же как земное царство Христа со святыми на тысячу лет принимали его как частное мнение и некоторые из святых отцов и учителей Церкви, например Папий Иерапольский, Иустин Философ, Ириней Лионский, а позже полуарианин еретик Аполлинарий, учение которого и было осуждено на Втором Вселенском соборе.

В настоящее время особенно горячими приверженцами хилиазма являются сектанты – адвентисты, склонные тоже понимать тысячелетнее царство чувственно, вплоть до ссылок на современные достижения техники и до восстановления кровавых жертв Моисеева закона. Первым отличием хилиазма в понимании приведенных трех стихов (см.: Откр.20:4–6), является учение их о двойном воскресении умерших: одном – том, которое признается и нами и о котором читаем мы в 11-м члене Символа веры, т.е. при Втором пришествии Христовом на Страшный Суд; другом – раньше него, и именно том, о котором будто бы сказано-де здесь в 5-м стихе: воскресение первое. В нем, учат хилиасты, воскреснут тоже телом, но лишь праведники; а грешники воскрешены будут для суда пред Вторым пришествием Христовым и кончиной мира, и таким образом, при двух телесных воскресениях, у них получается три Христовых Пришествия, и теперь они ожидают промежуточного второго, и притом очень скорого.

Учение хилиастов, и древних, и новых, нельзя не признать прямо фантастичным, особенно в таком важном, догматического характера, пункте, как это их отличительное учение о таком вставочном третьем (по их счету втором) Пришествии Господа. Но мы уже указывали вслед за св. Андреем, что естественнее и лучше понимать под тысячелетием, на которое связан сатана, самый период новозаветный, от боговоплощения и до царства антихриста – время и состояние, данное для спасения грешного человечества в царстве благодати. Совершенно так же должна быть понята и другая тысяча лет, о которой говорится дважды в этих трех следующих (4–6-м) стихах и которая, несомненно, является в тексте Апокалипсиса параллельной для той первой. Опять-таки это тысячелетие – новозаветное, выражающееся в жизни Церкви, которая, как и призывают нас св. апостолы Петр и тот же Иоанн и как мы в начале уже отмечали, действительно соделывает нас царями и священниками пред Богом в духовном совершенствовании христианском (см.: Исх.19:6; Ис.61:61Петр.2:9 и др.). Ясно и отчетливо изображает это преосвященный Игнатий Брянчанинов в своем «Слове о смерти». По его разъяснению, воскресение первое «состоит в оживлении души из ее смерти верою в Господа Иисуса Христа, в омовении грехов святым крещением, в жизни по завещанию Христову и в очищении покаянием грехов, соделанных после крещения. Престолы святых – их господство над страстями, над самыми демонами, над недугами человеческими, над стихиями, над зверями, обилие их духовных дарований. Им дан суд, т.е. рассуждение духовное, которым они обличают грех, как бы он ни был прикрыт благовидностью, и отвергают его, им дан суд, которым они судят ангелов тьмы, приемлющих вид ангелов, и не дозволяют им обольщать себя. Они не поклонились ни зверю, ни иконе его; ни антихристу, ни предызображавшим его гонителям христианства, требовавшим от христиан отречения от Христа и отвержения Его всесвятых заповеданий. Они не прияли ни на челах, ни на десницах начертаний врага Божия, но, усвоив себе ум Христов, постоянно выражали его в образе мыслей и в образе действий, не щадя крови своей для запечатления верности Христу, и потому воцарились со Христом. Для них нет смерти! Для них разлучение души с телом... не смерть, но переход от скорбного земного странствования к вечной радости и упокоению. Смерть вторая, т.е. окончательное осуждение на вечные адские мучения и предание им, не иматъ области над воскресшими первым воскресением, воскресшие им будут иерее Богу и Христу и воцарятся с Ним тысящу лет...Егда скончается тысяща лет, исполнятся времена, и созреет весь словесный плод земли, последует воскресение второе, воскресение тел. После него усугубится блаженство праведников, благовременно воскресших первым воскресением; усугубится после него смерть отверженных грешников, лишившихся первого воскресения».

К раскрытому с такой ясностью и отчетливостью епископом Игнатием мы со своей стороны добавим: удивительно, как могут игнорировать все хилиасты поставленную здесь точную формулировку того, как и кем представлялись Иоанну святые, о коих здесь идет речь, т.е. царствующие со Христом тысячу лет?! Ведь совершенно ясно сказано, что тайнозритель видел на престолах не тела, а души их; спрашивается, откуда же, как и почему берут сюда они – хилиасты и адвентисты – воскресшие тела? Правда, дальше сказано (но не как новый, иной момент, а в дополнительное раскрытие сказанного о сидении на престолах): они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Но ведь ожить человек может и телом, и душой. И совершенно то же слово ожил читаем мы и в том месте, где речь идет о самом Иисусе Христе, – там, где говорится об Его сошествии во ад: Он, разъясняет нам ап. Петр, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал (1Петр.3:18–19). И мы так же, с тою же положительностью и точностью, знаем, и не только из этого выражения ожил духом, что Начальником и Первенцем этого первого воскресения – для души (в смысле перехода ее после телесной смерти в райское блаженство на небо) – явился опять-таки Сам же Господь наш Иисус Христос, ибо Он в самый день Своей смерти, т.е. до воскресения пречистой плоти Его, уже вошел в рай, как и благоволил сказать с креста Своего разбойнику в ответ на мольбу его: Аминь глаголю тебе, днесь (ныне же) со Мною будеши в рай (Лк.23:43).

И поистине, какое сильное, прямо исключительное по своему значению, доказательство имеем мы в таком понимании этого места, столь ясном и удобоприемлемом в своей простоте для нашего православного учения о почитании святых, для верования нашего в небесное предстательство их за нас, грешных. Да, то, что предуказано было о себе ап. Павлом, когда он о смерти своей филиппийцам писал: Желание имый разрешитися (от уз тела) и со Христом быти (Флп.1:23); что выявлялось в многовековой истории Церкви, в длинном ряде видений о смерти праведников, как молния, по выражению преп. Серафима, пролетавших, минуя мытарства, к небесной своей славе и царственно восходивших туда (как припоминается нам о преп. Антонии, Павле Фивейском, Симеоне юродивом и самом Серафиме), – все это закрепляется здесь прямым и точным обозначением евангелиста Иоанна, уже созерцавшего в Откровении эту славу их в этом соцарствии их со Христом и сосидении с Ним на престолах. И это – когда только еще начиналась сия многотысячная вереница «друзей Божиих», из коих несомненно первыми, воссевшими с Господом на престолах, были в том дивном видении 20-й главы апостолы.

Итак, первое воскресение есть, по выражению прот. Орлова, «переход (восстание) благочестивых от земной жизни к жизни на небе, от унижения и страданий к славе пред Престолом Божиим». И эта участь, таким образом, принадлежит только святым и совершенным, «прочие же из умерших – как христиане же (но не святые), так и еще больше нехристиане – не удостоятся прославления после своей земной жизни и, разлучившись с телом, будут пребывать вдали от Божиего Престола своею душою. Поэтому-то Иоанн и не видит их живыми (ожившими) пред Божественным Престолом и вблизи сидящих на престолах». Но не получив первого воскресения, так как не заслужили его, и эти многие умерли пока лишь первою смертью, смертью тела, ибо определение для них участи – жизни на небе или второй смерти, вечного осуждения на муки геенны, – постигнет окончательно всех подобных грешников только уже после Страшного Суда Христова.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
 

  Эта картина символически рисует наступившее царство веры христианской, после ниспровержения язычества. Восприявшие суд и воссевшие на престолах–это все достигшие спасения христиане, ибо всем им дано обетование царства и славы Христовой (1Сол.2:12). В сем лике св, Тайновидец выделяет в особенности «обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие», то есть святых мучеников. «И увидел», -говорит св. Иоанн, «души обезглавленных». Отсюда ясно видно, что эти святые, участвующие в тысячелетнем Царстве Христовом, царствуют со Христом и «творят суд» не на земле, а на небе, ибо здесь говорится только об их душах, еще не соединившихся с телами. Из этих слов видно, что Святые принимают участие в управлении Церковью Христовой на земле, а потому естественно и правильно обращаться к ним с молитвами, прося их о заступничестве перед Христом, Которому они соцарствуют.

   «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Оживление здесь разумеется нравственно–духовное Св. Тайновидец называет это «первым воскресением» (ст. 5), а о втором, телесном воскресении речь у него идет дальше. Это соцарствование святых Христу будет продолжаться до окончательной победы над темными силами нечестия при антихристе, когда произойдет воскресение тел и настанет последний Страшный Суд. Тогда и души святых соединятся с телами и будут царствовать со Христом уже вечно.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible