Скрыть
Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец

И храма не видех в нем. - Да и какая может быть нужда в храме у города, имеющего охраною и покровом, Бога, которым мы живем, и движемся и есмы. Ибо Он и храм Святых и обитатель, по обещанию, в них живущий и ходящий (2Кор. 6, 16). - Агнец - это закланный за нас Агнец Божий, с Которым существенно соединен и Животворящий Дух, ниже представленный под образом реки.

Толкование на Апокалипсис

Примасий, еп. (†560)

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец

Как тело состоит из отдельных членов, так храм составлен из драгоценных камней. И автор словно не желает, чтобы мы, пристрастившиеся к материальным ухищрениям, что-либо из внушенного плотским навыком здесь помыслили. Не давая нам мыслить так, он говорит: Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. Ибо Церковь, особенно после удаления плевел, в одних избранных ликуя, остается освященной в Боге, словно упокаиваясь во всем Храме. Таким образом, Церковь получает блаженное место обитания в Нем, от Которого она имеет начало существования и познала кротость спасения. Ибо сущность ее как целого составляется тремя вещами: бытием, знанием и любовью. Бог сотворил ее, чтобы она была устроена. Он, призвав ее, просветил, а избрав, сделал блаженной, когда в обетованном прославлении сделал, чтобы она, достигнув совершенства, обитала в Нем, уже не ходя в вере, но радуясь перед лицом Его.

Комментарий на Откровение

Апрингий (†VIв.)

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец

Итак, Богом устроен храм, чтобы Того, Кого ни мир не вмещает, ни храм, прославляли люди, собранные в ограде храма, чтобы то, что невидим Бог, через действие веры постигали умы. А там, где Он открывает Себя верным, храм не нужен, да его и нет, потому что Тот, Кто освящает храм, познается всеми лицом к лицу.

Трактат на Откровение

Экумений (†VIв.)

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец

Ибо какая польза в храме, когда Бог присутствует и неким образом живет вместе со святыми и доступно Его лицезреть, насколько достижимо? Божественный апостол назвал нынешнее знание Бога словами - как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, а будущее - лицем к лицу (1Кор 13:12).

Правомерно кто-нибудь может спросить: а почему же здесь упоминается Бог Вседержитель, то есть Отец Господа и Агнца, Сына Божия, но не Дух Святой? На это нужно ответить: о любезный, говоря: Господь и Бог, он назвал Отца и Сына и Духа Святого - ведь это и есть Бог. А прибавляя: Господь Бог Вседержитель, он дает обозначение Пресвятой Троицы посредством трех имен.

Но и следующее станет кто-то спрашивать: а почему, все же, упомянув многочтимую Троицу в словах: Господь Бог Вседержитель - храм его, Иоанн особенно упоминает для нас Агнца, Который есть Христос, и тогда мы уже Троицу не мыслим? Да не будет так! - можно ответить на это. Ведь мы не этому научены, но тому, что если наличествует упоминание и Пресвятой Троицы, и Агнца, то стих обозначает, что одно из Лиц Пресвятой Троицы есть Воплотившийся и что Сын с плотью участвует в полноте Троицы и не лишен плоти ныне на небесах. Ибо воплотившегося Сына Иоанн описательно обозначил именем Бога, Который есть Сын, и именем Агнца, Который также - сам Христос воплотившийся, единосущный нам и наделенный разумной душой; с каковой плотью Слово соединилось по ипостаси.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-23 И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец

Употребление двойного названия «жена» и «невеста», по-видимому, несовместимого, указывается на характер высшей духовности того союза, который будет соединять Господа Бога и прославленное блаженное общество святых. - Замечание 10 ст., что вознесение совершилось в духе, дает понять, что во внешнем положении тайнозрителя не прошло никакой перемены. Хотя ему было обещано показать невесту, но показывается Иерусалим не почему другому, а именно потому, что в этом городе живет невеста: по городу можно и нужно судить о его обитателях. Самая первая черта города есть слава Божья, светило для него особое, самосветящееся. Это Сам Господь Бог. Город изображается вполне благоустроенным: с высокими стенами и многочисленными воротами, вместо обыкновенных защитников, с Ангелами. Имена 12 колен суть имена колен духовного Израиля, избранного народа Божия, образовавшегося из всех народов; а имена апостолов означают то, что апостолы Иисуса Христа, если их проповедь послужила основанием для совершенства духовного Израиля. Для большей наглядности и очевидности обширности нового Иерусалима тайнозрителем сообщается в тысячах стадий занимаемое им пространство. Орудием измерения служит трость, которую имел в своей руке говоривший с Иоанном Ангел. Форма города - четыреугольный квадрат - есть указание на совершенство, устойчивость и постоянство. По обширности города мы должны судить о многочисленности его обитателей, а по планосоразмерности его устройства - о правильности, спокойствии и упорядоченности их жизни. От измерения города с 18 ст. Иоанн переходит к материалу, из которого построен город, и к изображению его необыкновенного великолепия. Так как новый Иерусалим будет действительно новым местом действительного присутствия Божия, то для него не будет нужды и в особенном храме. Прославленные праведники будут в таком тесном общении и единении с Богом, что о них можно будет сказать, что они всегда пребывают в Боге и Агнце, Иисусе Христе. Светить для Иерусалима будет не тварный свет, но свет Бож. славы - Сам Бог, Который и есть Свет и Податель света.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 22–27: Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов; и не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

Что такое храм? По слову Самого Господа, это дом молитвы и дом Отца Небесного (см.: Мф.21:13; Мк.11:17; Лк.19:46; Ин.2:16). Это – Его место (см.: Ис.56:53Цар.8:29), выделенное для сего на земле, где мы, постоянно изменяющие Ему и в жизни своей, так сказать, уходящие от Него, приходим к Нему и предстоим пред лицом Его, вознося уже к Нему свое сердце (ср.: Имамы ко Господу) и принося свои молитвы. Спрашивается: будет ли нужда в таком храме там на небе? И конечно, мы должны сказать: нет, так как весь город святой, без единого пятна, без единого, говоря по земному, аршина или вершка, будет всецело Его местом, Его скинией – жилищем, общим у Него с возлюбленными чадами Его. Нет, больше того: «Он Сам – и храм святых, и обитатель, по обещанию, в них живущий и ходящий (см.: 2Кор.6:16)».Точно так же и солнце, и луна, вообще светила небесные, нужны нам теперь для освещения, потому что без них земля наша и все мы сами окутаны были бы непроницаемым мраком. Но какая нужда в них там, где вечно сияет Солнце Правды – Христос Бог наш и вся Троица?! Знаем мы из видений святых (например, преп. Серафима), что уже для наших чувственных глаз при свете сияния Божественного самый свет солнечный бывает как свет слабого светильника, желтоватый, а не ярко-светлый; но ведь это – лишь приспособление к нашей немощи, лишь отражение того высшего и истинного, духовно-небесного, света. Там же, в горнем будущем Иерусалиме, слава Божия осветит его в истинной своей природе, в той степени яркости и силы, которых мы теперь и представить не можем. И митр. Филарет даже в добавочных словах Апокалипсиса: и светильник его Агнец – видит указание на «некоторое снисхождение и умерение света неприступного», ибо «сие совершает там, – говорит он, – открытый свет Богочеловека Иисуса, Который Своим человечеством низводит и умеряет свет Божества, а Своим Божеством просвещает и блаженнотворит человечество» (из слова на освящении градо-клинского соборного храма).

Стих 24-й указанием своим, что во свете этом будут ходить спасенные народы, еще раз подтверждает светлую нашу надежду на то, что не только нарочитые угодники Божии – ведомые святые Ею, но и великое множество вообще не изменивших Ему христиан тем или другим путем, рано или поздно, сразу ли после телесной смерти или и после известного срока пребывания в преисподней, по молитвам Церкви о них, но все спасутся, кроме лишь тех, кои повинны грехом богопротивления и упорного и сознательного закоснения.

Еще одна особенность данного места заключается в том, что дважды здесь сказано о том, что принесена будет туда, в горний Иерусалим, в Церковь торжествующую, слава и честь сначала царей земных, затем и самых народов. Конечно, усугубление это не случайно и призывает нас глубже вдуматься в него.

Несомненно, что, разумеется здесь не земная наша слава, знакомого хорошо всем нам типа, не триумфы, не популярность, не памятники рукотворные. Недаром ведь Господь в похвалу своим апостолам ставил их отвержение миром: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:19). И о Себе, мы знаем, Господь сказал: Славы от человек не приемлю (Ин.5:41), и это является законом и для нас. И понятно почему: ведь слава эта – дым, мираж, видимость одна. И в то же время слава эта – поблажка эгоизму и гордости человеческой, т.е. определенная помеха для спасения. И наконец, эта слава всегда связана с человекоугодием, а знаем мы слово апостольское: Аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был (Гал.1:10). Нет, неоспоримо, что Богу принести можно лишь то, что действительно ценно и прочно, только то, что является правдой и подлинною честью для христианина. Мы знаем славу ап. Павла; и сам он писал, что соблюдается ему венец правды, который воздаст ему в день он Господь, Праведный Судия (2Тим.4:8). Итак, венец этот, явная и заслуженная у апостола подвигом добрым слава будет ему воздана Самим Христом; и несомненно, она-то и относится в первую очередь к той славе, которую «принесут с собою» в Новый Иерусалим «победившие» обитатели его. Туда же будут принесены венцы мучеников и мучениц, нимбы мужей богоносных, величие патриархов, христоподобная прославленность истинных пастырей, начиная с вселенских церковных светил. И не должны ли мы в этом случае в первую очередь отнести к приносящим честь свою туда царям опять-таки апостолов Христовых, тех, кто воссядет на Небесных престолах (значит – как цари) и в самом славном Втором пришествии Его?! Так, с полными руками предстанут туда как щедрые дарители на земле все те, кто собирал себе, в подвигах добродетели христианской, сокровищницу на небеси. А среди них, конечно, и внешне царствовавшие здесь – так, как Константин Великий и Равноапостольный Владимир или Александр Невский, сумевшие самое царственное служение свое сделать разновидностью все того же великого и совершеннейшего подвига христианского. Честь же и слава народов (отдельно) указывается здесь, можно думать, потому что ведь и у каждого народа есть свой собственный тип, и именно тип духовный, положительный или отрицательный – в зависимости не только от постановки исторической жизни, но и проникающих данную нацию стремлений. И вот земная, по типу, слава их также проходит с шумом, ибо и при большом, внешнем треске ее она, рождаясь в пустоте и от пустоты, впусте и проходит. Но есть и иная слава в них – слава общенародного доброделания, народных заслуг (как высмеиваемые теперь пошлостью человеческой подвиги любви христианской в освобождении братьев-славян русскою кровью). Та слава, несомненно, воспомянется пред Богом и пойдет и в вечный Небесный Иерусалим. Недаром обреченная на гибель Сербия такою благодарною памятью прославляет царя-мученика за спасение свое.

Ворота его не будут запираться... Нужно себе представить, чем являлось это запиранье ворот в те времена, когда в них была реальная нужда и порождений ею всеобщий исторический обычай. Это – постоянное ожидание врагов и опасности; это – наглядное выражение давящей стесненности, ограниченности, невозможности выйти на ширь, простор и свободу. И вот то же самое, говорят нам люди духовного опыта, бывает и в самочувствии грешника, которого сковал и оседлал порок и у которого даже на глаза от предрассудков и пристрастий порочных налегли и не дают видеть по сторонам неустранимые шоры. А там, в небесных обителях, напротив, вечная свобода, необъятная ширь и простор; там – бесконечные горизонты и возможности для всякого жизненного развития, для утоления всех запросов, всех стремлений, всякой деятельности нашего богоподобного духа. «День же будет там, а не ночь, потому что ночь определится для грешников», – добавляет св. Андрей Кесарийский.

Стих 27: И снова подчеркивается, что войдут в этот великий и святой Божий город только те, кто этого достоин, – которые записаны у Агнца в книгу жизни, и этим еще раз отстраняется заблуждение всех тех, которые хотели бы ввести туда и диавола, и диаволоподобных богопротивников из нашего человеческого рода. Совершенно ясная и прямо необходимая по соображениям здравого разума истина эта еще более отчетливо и точно утверждается здесь и по самому тексту в прямом приложении ко всему этому разряду грешащих: И не войдет в него (в Иерусалим) ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи. Можно ли еще отчетливей и лучше обозначить этот, недопускаемый к блаженству, сознательно беззаконный тип?! Не просто ведь сказано: грешащие ложью и подобными видами греха или даже мерзости нравственной. Нет: оттенено – преданные мерзости, преданные – значит, сердце свое отдавшие мерзости лжи, и именно потому, что по природе, по типу своему духовно-нравственному, они уже навеки выявили в себе эти отрицающие свет мрак и тьму, эту нечистоту как таковую. И тогда – действительно, как мы уже и приводили: Кое общение свету со тьмой; Христу с велиаром?.. (См.: 2Кор.6:14–15.)

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец.

Дальше описывается внутренний быт обитателей этого чудесного небесного города. Во–первых, в нем нет никакого видимого храма, ибо «Госпо́дь бо Бо́гъ Вседержи́тель хра́мъ ему́ е́сть, и А́гнецъ» – «Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» – Господу Богу будет воздаваемо там непосредственное поклонение, а потому не будет нужды ни в материальном храме, ни в каких–либо обрядах и священнодействиях; во–вторых, этот небесный город не будет нуждаться ни в каком освещении, «сла́ва бо Бо́жiя просвѣти́ его́, и свѣти́лникъ его́ А́гнецъ» – «ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец». «Не нуждается город в солнце, ибо где мысленное Солнце правды, там нет нужды в чувственном» (св. Андрей, гл.67). В-третьих, население будет очень разное и смешанное – из тех кто будет венчан победой над страстьми, воздаянием славы и чести добродетели. В-четвертых, врата небесного города не будут закрываться весь день, а ночи там не будет. Все это означает что небесная Церковь не будет опасаться никаких козней вражиих.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible