Скрыть
И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца

Сим показывает, что Ангелы не только наносят злые язвы, но, подобно врачам, производят иногда сечения, иногда же предлагают прекрасные смягчающие уврачевания и лекарства: ибо, как ранее посылал на достойных язвы, так теперь показывает Святому блаженство Церкви. Правильно называет невесту Агнца женою, ибо когда Христос был заклан как Агнец, тогда уневестил ее Себе Своею кровью. Как Адаму во время его сна была создана жена чрез взятие ребра, так и Церковь, составленная излиянием крови из ребра Христова во время Его вольного на кресте почивания сном смерти, сочеталась с уязвленным ради нас.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца

Ангел называет Церковь женой и невестой, потому что она, оставаясь непорочной, непрестанно рождает Богу духовных детей. Либо это сказано потому, что сейчас она обручена Богу и в будущем будет приведена на бесконечный свадебный пир.

Изложение Откровения

Экумений (†VIв.)

Ст. 9-10 И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога

Ангел собирается показать Церковь первенцев, [имена которых] написаны на небесах, которую он и называет небесным Иерусалимом. О нем говорил Павел в Послании к Евреям: Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями; и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете». Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов; к церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех - Богу (Евр 12:18-23). Посредством образа собрания всех святых в одно, то есть Церкви, а также небесного Иерусалима, этот стих показывает блаженство святых и будущую их жизнь в Боге и с Богом. Как уже говорилось, он описывает ее вещественно и благолепно, возводя наш ум к духовной славе и сиянию.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-23 И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец

Употребление двойного названия «жена» и «невеста», по-видимому, несовместимого, указывается на характер высшей духовности того союза, который будет соединять Господа Бога и прославленное блаженное общество святых. - Замечание 10 ст., что вознесение совершилось в духе, дает понять, что во внешнем положении тайнозрителя не прошло никакой перемены. Хотя ему было обещано показать невесту, но показывается Иерусалим не почему другому, а именно потому, что в этом городе живет невеста: по городу можно и нужно судить о его обитателях. Самая первая черта города есть слава Божья, светило для него особое, самосветящееся. Это Сам Господь Бог. Город изображается вполне благоустроенным: с высокими стенами и многочисленными воротами, вместо обыкновенных защитников, с Ангелами. Имена 12 колен суть имена колен духовного Израиля, избранного народа Божия, образовавшегося из всех народов; а имена апостолов означают то, что апостолы Иисуса Христа, если их проповедь послужила основанием для совершенства духовного Израиля. Для большей наглядности и очевидности обширности нового Иерусалима тайнозрителем сообщается в тысячах стадий занимаемое им пространство. Орудием измерения служит трость, которую имел в своей руке говоривший с Иоанном Ангел. Форма города - четыреугольный квадрат - есть указание на совершенство, устойчивость и постоянство. По обширности города мы должны судить о многочисленности его обитателей, а по планосоразмерности его устройства - о правильности, спокойствии и упорядоченности их жизни. От измерения города с 18 ст. Иоанн переходит к материалу, из которого построен город, и к изображению его необыкновенного великолепия. Так как новый Иерусалим будет действительно новым местом действительного присутствия Божия, то для него не будет нужды и в особенном храме. Прославленные праведники будут в таком тесном общении и единении с Богом, что о них можно будет сказать, что они всегда пребывают в Боге и Агнце, Иисусе Христе. Светить для Иерусалима будет не тварный свет, но свет Бож. славы - Сам Бог, Который и есть Свет и Податель света.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 9-14: И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога: он имеет славу Божию; Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному; он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот; стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

Описываемое здесь созерцаемое в духе, с величественно­возвышенной горы, видение Иоанна представляет собой вид как того же Нового Иерусалима, так и вообще Христовой Церкви, являемых здесь под образом не только города, но и крепости, охваченной со всех сторон высокими стенами. Стены эти имеют в себе двенадцать ворот, по ясному соответствию двенадцати апостолам, проповедью своею насадившим на земле Церковь, причем ворота эти обращены на все четыре стороны горизонта – несомненно, в знак того, что доступ в Церковь был свободен для всех, открыт был для всех четырех сторон земного мира. Двенадцать ангелов на воротах св. Андрей определяет как «содействующих апостолам, начальственных и более близких к Богу по приближению в ведении и святости». «Ибо, – добавляет он, – если мы веруем, что за каждым из верных следует Ангел Хранитель, тем с большей уверенностью должно предполагать, что основателям Церкви и сеятелям евангельского учения споспешествуют в евангельской проповеди первейшие из ангелов. Имена колен духовного Израиля написаны на апостольских входах так, как и имена чувственного были написаны на нарамнике древнего по времени архиерея. Ибо настоящее писание чрез имена сии свидетельствует об апостольском попечении о верных, как сказал о себе и апостол, что он печется о всех церквах и что сердце его расширено и вмещает всех, кого он породил благовествованием (см.: 2Кор.6:11–12; 1Кор.4:15)».

Стих 14: основания стены – «блаженные апостолы, на которых утверждена Церковь Христова, имена сих написаны на них, как бы на вывесках, для научения читающих». Нельзя не оттенить здесь, что, по ясному смыслу этого места, у Церкви, в этом богоустановленном и словом Божиим отмечаемом устройстве ее, иных оснований из людской среды нет, кроме этих двенадцати апостолов, из коих все одинаково камни этого, из людей созидаемого, фундамента, восходящего над краеугольном камнем Христом, как Иоанн и Андрей, так и Петр и Иаков (и вопреки заблуждениям католиков, Петр – в той же мере, как и другие апостолы).

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.

  «Невестой» 
и «женой Агнца» названа здесь, как видно это и из последующего, Церковь Христова. «Правильно называет, – говорит св. Андрей, – невесту Агнца женой, ибо когда Христос был заклан, как Агнец, тогда уневестил ее Себе Своею кровью. Как Адаму во время его сна была создана жена чрез взятие ребра, так и Церковь, составленная излиянием крови из ребр Христовых во время Его вольного на кресте почивания сном смерти, сочеталась с уязвленным ради нас» (гл. 67).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible