Скрыть
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 20-21 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь

«И я, - говорит, - свидетельствующий о сем взываю: к Тебе, жизни, иду, и Сам Ты прииди, Господи!» А может быть, сказано и от лица Христова: свидетелъствуяй сiя, т. е. Я, свидетельствуемый, приду скоро; последующие же слова: «гряди, Господи Иисусе» - от лица Апостольского. Ибо для Святых желательно пришествие Христово, как воздающее многоразличную награду. Посему и сия книга, как приводящая читающих ее к блаженному концу и покою, есть свята и боговдохновенна.

А теперь изложим цель этой книги в немногих и кратких словах.

Из сказанного о семи церквах научаемся терпению в напастях, любви к деланию добра и некоторым другим видам добродетели. Из сего следует, что на земле всему должно предпочитать то, чтобы чистым духовным оком, созерцать на небесах Божественную славу, - не самое, однако, существо Божественное, но явление его, ощущаемое или разностью камней, или видом разноцветной радуги, или некоторыми другими образами и подобиями Божественных домостроительств. Узнаем также об окружающих Бога Святых бесплотных силах и угодивших Ему во плоти, а равно о громах и молниях, предваряющих Божественное пришествие; - узнаем, что невозможно объяснить и постигнуть запечатанную семью печатями Духа книгу судеб Божиих и чрез Агнца Божия получившую раскрытие всего происшедшего от Его пришествия до скончания; - узнаем о мужестве и храбрости мучеников, грубом наказании неверных, плодоношении Евангельского семени, отпадении маловерных и слабых, желании Святыми второго пришествия Христова, нанесении бедствий пред антихристом и об имеющих от него произойти дерзновениях на христиан. - Кроме сего можем узнать еще и о том, сколь честны Богу Святые, так как наказания нечестивых отлагаются до обнаружения их по печати наказующими Ангелами. - Отсюда же узнаем и о семи язвах, которые в последние времена будут посланы на живущих на земле, чтобы, по обширности их, обратили мы взор свой на обращение, покаяние и молитву к Богу, дабы сими не искуситься и нам. - Показывается и человеколюбие Ангелов, держащих Евангелие и проповедующих его сущим на земли; показывается твердое и мужественное состояние душ Святых, имеющих явиться пред кончиною для обличения лжехриста; - а также и разрушение Иерусалима, разрушение и падение языческих городов, и благодарение за сие небесных сил, и гонение на Церковь, и падение дiавола и пришествие антихриста, и обольщение лжепророка, и многочисленный сонм спасаемых, и падение Вавилона, и жатва всемирной нивы, и обрезание горечи гроздов, и подобный морю стеклянному чистейший покой Святых, и излияние из семи чаш Божественного гнева на землю, море, реки и другие стихии, - излияние, за человеческое лукавство причиняющее беды и помрачающее престол зверя, а помощникам и защитникам диавола устрояющее путь и переход чрез Евфрат, и обличающее их немощь и производящее в мiре всеконечное колебание для перемены настоящего, когда понесет соответствующее поражение город, подобно блуднице, любодейный, и зверообразный, и на дiaвoле почивающий и в себе его имеющий. - Потом, - премирные силы воспевают Бога, Церковь или горний Иерусалим совокупляется теснейшим союзом со Христом, и точило гнева попирается, а по оскудении и разрушении земного и по предании антихриста и его защитников геенне, умные силы и равноангельные человеки делаются соучастниками духовной вечери. - Отсюда же можно узнать: и о связании дiавола, временном его разрешении и осуждении на мучения, и о блаженстве прежде пришествия антихриста соцарствующих со Христом Святых Мучеников, после чего разрешенный на краткое время, возмутивший и подвигнувший на брань Гога и Магога дiавол будет наказан вместе с ними, когда отверзутся книги жизни и, когда одни претерпят смерть вторую, другие удостоятся горнего Иерусалима и уневещения Христова. Насколько возможно, узнаем из сей же Божественной книги и о размере вышнего града со стенами, воротами и основаниями, о протекающей там Божественной реке Духа и о том, что никакое описание не может изобразить великолепия сущих горе или бесконечной славы, обращая и поощряя нас к коей, Божественный Богослов и заповедует говорить: «гряди», т. е. хотящий подать то, что уготовал Святым. - Нам, сего желающим, созерцанием, восприятием и наслаждением, воспламеняющим к соблюдению Божественных заповедей, дай, Боже, стяжать сие в долготерпении, кротости, смиренномудрии и чистоте сердечной, которая рождает постоянную и невозмутимую молитву, возводящую свободный от всякого земного помышления и нерастленный бесовскими обольщениями и прилогами ум к ведущему тайные - Богу. Ибо при молитвах и обращениях сердца к Богу враг - обольститель старается любодейно взойти в него, посевая злые семена, отторгающие от Божественного соединения, дабы в поучении его не возгорелся огонь, снедающий его наветы и искушения. Ибо Бог наш есть огонь поядающий (Евр. 12, 29), и душу, чисто и несмущенно с Ним беседующую, даже во время ее охлаждения от грехов, соделает теплою и воспринимающею палящий огнь, подобно тому как и солнце, сильно светящее на наполненный водою стеклянный сосуд, вводит туда огнь посредством нагревания и преломления. Посему и мы покажем себя Солнцу правды чистым, как бы стеклянным храмом Святого Духа, а не бренным или скудельным и неспособным к принятию Божественных лучей. Он же, всем хотящий спастися и в разум истины прiити, на всех сияет невозбранною благодатью Своего света, но каждому сообщает только по мере чистоты духовных очей. Да сподобит же сие получить Всемилостивый, пострадавший за нас плотью, Христос Бог наш, Которому вместе со Отцом и Святым Животворящим Духом, подобает всякое славословие, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Толкование на Апокалипсис 555

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Заканчивая свою книгу, св. Иоанн уже от себя лично, подобно Ап. Павлу, передает свое благопожелание читателям: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь».

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

 20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. 17 Ей, гряди, Господи Иисусе! – И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. 21 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Св. Андрей Кесарийский преломляющуюся речь 20-го стиха толкует так: «И я»,­­­­­ – говорит (т.е. Иоанн), «свидетельствующий о сем, взываю: к Тебе, Господи, иду, и Сам Ты прииди, Господи!» И продолжает: «А может быть (второе сие объяснение его, по нашему убеждению, гораздо вернее. – Авт.), сказано и от лица Христова: свидетельствуяй сия, т.е. Я, свидетельствуемый, приду скоро; последующие же слова: Ей, гряди, Господи Иисусе, – от лица апостольского. Ибо для святых желательно Пришествие Христово, как воздающее многоразличную награду». И тем более, по нашему мнению, нужно отнести первые слова этого стиха к Самому Иисусу Христу, что Он в предшествующей речи был не только Свидетельствуемым, как обозначил Его Андрей, но и Сам свидетельствовал об истинности и верности сказанного.

Призывы 20 и 21-го стихов: Прииди, гряди, Господи Иисусе, конечно, выражают трогательный голос преданной, именно детской, любви и верности всей тогдашней Церкви апостольского периода (Невесты Христовой), а также самого апостола, а с ним – и всех, кто сердцем слушал слова свидетельства его.

И как всегда, любовь эта – жаждущая, проникнутая до глубины напряженным стремлением к Объекту этой любви.

И каким примером, каким светлым идеалом представляется нам это чистохристианское и высокоодушевленное настроение тех «апостольских» христиан сравнительно с настроенностью нас самих, т.е. верующих людей настоящего времени. Да, все больше, все полнее и реальнее исполняется предсказание эсхатологической притчи Спасителя: коснящу жениху, воздремашася вся, и спаху (Мф.25:5). Все девы – христиане, не только юродивые, но и мудрые, не только отпадающие, но и принадлежащие в той или иной мере к Церкви. Одни просто перестали и ожидать, да и желать, этого Второго пришествия Христова, в громадном большинстве даже вовсе и не думают о нем, как-де о чем-то их совсем и не касающемся, явно для них постороннем и далеком; иные же стали теперь и сомневаться: да подлинно, будет ли оно, придет ли так опять Христос? И все это оттого, что слишком уж мало и плохо читаем мы слово Божие, даже и апостольские послания, и от этого-то забываем, а то просто не знаем нарочитого предупреждения ап. Петра об этом, тогда как в нем именно как бы про наши дни и о нашем состоянии духовном и говорится. Напоминая нам слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами нашими, ап. Петр здесь далее пишет: Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также»... И затем, напомнив, что первый земной мир, от воды созданный, погиб в потопе водою, а теперешний мир «соблюдается – как бы сберегается огню на день суда и погибели нечестивых человеков», а значит, в такой именно перспективе и должен нами пониматься, – апостол продолжает: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не хотя, что­бы кто погиб, но да вси в покаяние приидут (2Петр.3:2–9). А с другой стороны, ведь и в Евангелии Сам Господь предуказал в притчах Своих на такое медление Пришествия Своего, выразившись, как мы уже видели, в той же притче о десяти девах коснящу жениху (как замедлил Жених), как и в другой притче той же главы (о талантах), сказав еще более точно: по долгом времени придет Он как Господин Своих рабов – требовать от них отчета (см.: Мф.25:19).

О, если бы и нам иметь всегда в сердце своем эту живую и искреннюю настроенность первых христиан, это одушевленное и возвышающее нас чаяние скорого Пришествия Христова! Насколько, в самом деле, ближе мы теперь к нему, чем те христиане – давних апостольских времен! Как много признаков исполнилось уже – из тех, которые указаны в слове Божием в качестве верных предвестников приближения Пришествия Его! Будем же «бдеть и бодрствовать», как повелел Он нам, и когда читаем или поем мы: Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века, где Царствию Христову не будет конца, да говорит наше сердце свое проникновенное и убежденное – Аминь...

В последнем стихе Апокалипсиса Иоанн, закрепляя за своею книгою характер и послания апостольского, завершает ее, как мы видели, подобно посланиям ап. Павла, теми словами, которые, как многое и другое из Апокалипсиса, верно хранятся и в богослужении нашем: Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Мы знаем силу и правду этих благословений апостольских, которые вполне соответствуют тому ниспосланию мира при посещении ими кого-либо, о котором удостоверяет нас Сам Господь: Входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему»; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится (Мф.10:12–13). Писаниями своими, этими книгами Нового Завета, апостолы еще ближе приходят к нам, ибо входят в самый дом нашей души, а может быть, и в сердце ее. Да будет же достоин и этот наш дом такого благословения великого апостола неумирающей любви, и благодать Христова да посетит нас и пребудет с нами. И сие – буди, буди.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
 

  Заканчивает святой Иоанн Апокалипсис ублажением исполняющих заповеди Божии и строгим предупреждением не искажать слова пророчества, под угрозой наложения язв, «о которых написано в книге сей». В заключение святой Иоанн выражает пожелание скорого пришествия Христова в словах: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе», и преподает обычное Апостольское благословение, из чего видно, что Апокалипсис первоначально назначался в виде послания Малоазийским церквам (см.: Откр.1:4).

  Содержание Апокалипсиса ясно показывает, что он имеет историческое основание и великое значение для Церкви всех времен. Он представляет собою естественное завершение канона священных книг и, изображая будущие и последние судьбы Церкви и мира, как бы непосредственно поставляет нас пред лице грядущего Судии.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible