Скрыть
И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И ничего уже не будет проклятого

Анафема, т. е. отлучение, понимается двояко: или как для многих недоступное, но предоставленное одному Богу, или же как неприкосновенное для всей твари и Святых сил, а отнесенное и сказанное дiаволу по причине окончательного отчуждения его от добра. Думаем, что «анафема» здесь сказано в усиленном значении, ибо сие не возлагается, но отлучается, будучи подчиняемо дiаволу и на попрание осуждаемо. - Сего проклятия в этом городе не будет.

Ст. 3-4 Но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их

Сделавшиеся, говорит, престолом Божиим, по упокоению на них Владыки, будут жителями этого города и узрят Его лицом к лицу не в гаданиях, но, как свидетельствует великий Дионисий, в том самом виде, в коем был зрим Святыми Апостолами на горе Святой. Вместо золотой дщицы, которую носил древний первосвященник (Исх. 28, 36) будут иметь начертание имени Божьего, и не на челах только, но и в сердцах, т. е. твердую, непреложную и дерзновенную любовь к Нему. Ибо написание на челе означает украшение в дерзновении.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему

Не сказал, что не было престолов. Ибо где есть естественное и нерасчленимое единство, там слава Божества наиболее подобающим образом описывается. Единый престол для неразделимого сидения [Троицы] не может быть ни лукавством арианской превратности разделен, ни сомнением савеллианской гордыни слит, но только приобретением кафолической истины созерцаем и доступен обладанию по испытании правильным исповеданием веры в него.

Комментарий на Откровение

Апрингий (†VIв.)

И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему

В городе не будет ничего проклятого, то есть никакое противодействие искушения не приблизится к нему и никакой мирской порок не будет обнаружен под воздействием безумного завистника. Но господство Божественной власти и Агнца будет посреди него. И при радостном ликовании города все будут служить Ему. Они возрадуются при виде лица Его и в сладости присутствия Его и примут на чела свои имя Его, которое было выбито на табличке над крестом Его.

Трактат на Откровение

Экумений (†VIв.)

И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему

Если бы даже и были обращены теперь проклятья в бегство в значительной степени, мы все равно вовлечены в них, поскольку под тысячами предлогов они возникают, как водится, в ведении или неведении. Но в то время, разумеется, святые будут чисты от всякой как душевной, как и телесной скверны и беспримесны. И сказано, что в том городе будет Царство Божие, ибо оно есть престол. И святые будут служить Ему не трудным служением, но тем, которое сопряжено с удовольствием и духовной радостью. Это совершится от лицезрения Его.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-5 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков

Видение XXII главы хотя и относится к тому же новому Иерусалиму, но касается той ее стороны, в которой обнаруживается жизнь его обитателей. Иоанн видит воду жизни, которая течет через город от престола Агнца, ее вода будет именно тем питием, которое будет утолять жажду обитателей нового Иерусалима. Берега этой реки усажены деревом жизни, плодами которого будут питаться обитатели. Даже и листья этого дерева будут годны для употребления в пищу с пользою для организма (исцеление - в смысле дальнейшей ступени совершенства). Изображение блаженной жизни, данное в 1 и 2 ст., заканчивается новыми конкретными чертами, которыми укрепляется та истина, что будущая блаженная жизнь всех ее участников будет совершенно чужда и свободна всякого зла и греха: в новом царстве не будет проклятого. Новое царство будет исключительно Царством Божиим, которое будет состоять в теснейшем общении Бога с прославленными Его служителями. Близость к Богу и это созерцание Его вследствие близости отразится на самой жизни блаженных, как бы на их внешности: имя Его будет на их челах (ср. IV:3, 12). В будущем царстве снова восстановится первоначальное отношение человека к природе. Блаженные тогда явятся истинными царями обновленной природы, которая будет подчиняться им не воздыхая (Рим 8:22), но свободно и охотно. Тогда все будет восславлено Богом: Бог над всем и всеми, люди и Ангелы - над внешнею природою.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-5: И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающие на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.

В продолжающемся, как мы сказали, описании Иерусалима здесь уже больше оттеняются те стороны, в коих обнаруживается жизнь обитателей его. И прежде всего отмечается то полное удовлетворение всех духовных потребностей, которого никогда ни один человек не имеет в настоящей нашей земной жизни. Удовлетворение это изображается, в первую очередь, как утоление жажды водою жизни, которая целою рекою изливается от Престола Бога и Агнца, являясь светлою, как кристалл. Конечно, образ этот полностью отсылает нас к известным евангельским словам Иисуса Христа: Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, яко же рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин.7:37–38). И так как там же евангелист Иоанн дает разъяснение, что сказал это Господь о Духе Святом, Его же имеяху прияти верующии (Ин.7:39), но уже – по прославлении Его, т.е. после того как посланный Им от Отца Дух Святой в день сошествия Своего откроет благодатную жизнь Святой Церкви, то отсюда эта, указываемая в Апокалипсисе, полнота и обилие вод живых, вне всяких сомнений, символизируют столь же полное и обильное напоение Его же живоносными, бесконечно возращающими благодатными струями, для коих и обилие дарований у самих святых и праведных в пору земной жизни было лишь предначинанием, только посильным приготовлением для такого восприятия ее (этой полноты. – Ред.) – еще в условиях бренной плоти. То же насыщение полнотою Божественного общения изображается, далее, и под видом растущего по берегам той реки древа жизни. Апокалиптический образ плодоношения этого древа на каждый месяц, конечно, говорит о постоянстве, так сказать регулярно частом восприятии этой блаженной пищи духовной в полное соответствие земному нашему причащению Святых Христовых Таин. Таким образом, в этом и указуется исполнение в превысшей мере того молитвенного желания и каждого из нас, и всей Церкви духовно алчущих, о котором, как уже говорилось выше, воспеваем и возглашаем мы так много: О Пасха велия и священнейшая, Христе... Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего. Таким образом, в этом древе жизни символизируется будущая вечная и блаженнейшая Тайная Вечеря, о насыщении коей, знаем мы, Господь предвозвещал на Сионской Своей вечере – пред Своими страданиями (см.: Лк.22:15,18) и для которой земное причащение – только прообраз.

«Листья древа жизни, т.е. Христа, – по толкованию св. Андрея Кесарийского, – означают тончайшие, превысшие и пресветлые разумения Божественных судеб, но как бы еще лишь приводящие к тому полному восприятию древа жизни в плодах его, а эти “плоды его” есть совершеннейшее общение, открываемое в будущем веке. Эти листья будут во исцеление или во очищение неведения тех народов, которые стоят низшими в делании добродетелей. Ибо ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам (1Кор.15:41), и многие обители у Отца (Ин.14:2) – для того, чтобы, по характеру дел каждого, одного удостоить меньшей, а другого – большей светлости». Плодами будут питаться в раю Богообщения все (как никого не отстраняла вечеря Евхаристии и в земные дни). Листья же обозначают как бы низшее питание, ибо они не для первенцев избранных, достигших уже совершенства и в нем полноты восприятия Своего Владыки, а для масс народных, прощенных и лишь теперь на Брачной вечери Сына (см.: Мф.22-я гл.) усовершаемых и все как бы не до конца еще исцеленных, ибо они в восполнении былого своего несовершенства, а также и неоздоровленных еще немощей своих в этих благодатных листьях все еще будут нуждаться.

И всяка анафема не будет ктому. «Анафема, т.е. отлучение, по разъяснению св. Андрея, – в коренном значении слова άνάθεμα понимается двояко: или как для многих недоступное, но предоставленное одному Богу или же как неприкосновенное для всей твари и святых сил и отнесенное и связанное диаволу по причине окончательного отчуждения от добра. Думаем, что анафема здесь сказано в усиленном значении, ибо сие не полагается, но отлучается, будучи подчиняемо диаволу и на попрание осуждаемо. Сего проклятия в этом городе не будет». Будущая Церковь не такова, как теперь: она будет уже Церковью только избранных и верных, а не вообще званых, какою является она от времени Первого пришествия Христова и по сии дни; и кроме достойных, в ней уже никого ни быть, ни числиться уже не может (и в этом – опять указание нам, что иной и противоположный тип, т.е. проклятый, по точному тексту беседы о Страшном Суде, как и все нечистое, не приемлемы и входить в сонм обитателей нового Иерусалима не будут).

И престол Божий и Агнечъ будет в нем, и раби Его послужат Ему, и узрят лице Его. «Престолом Божиим будут избранные жители его – святые первенцы Церкви, как Церковь постоянно и возглашает: Яко свят еси Боже наш, и во святых почивавши, и наивысшим счастьем и честью для верных рабов Его будет то, что они уже безраздельно могут – и будут – служить Ему... И исполнится над ними то, что уже в Нагорной проповеди обещано было Господом в ряду блаженных и наижеланнейших наград для достойных последователей Его: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

И в этом, конечно, – одна из важнейших сторон и одно из основных условий этого будущего блаженства райского. Некогда ап. Павел, говоря коринфянам в 13-й главе послания к ним о свойствах христианской любви, неожиданно для нас заговорил о недостаточности наличного нашего, земного познания (предвосхищая в этом случае все то, что стало ясным для науки лишь в наше последнее время и особенно оттенялось с данной стороны знаменитым философом Кантом). И вот, указав, что в будущей жизни знание упразднится, он продолжает: Ибо мы от част и знаем и отчасти пророчествуем·, когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по младенчески говорил, по младенчески мыслил... а как стал мужем, то оставил младенческое. И затем, делая вывод из этой аналогии, удостоверяет: Теперь мы видим, как в зеркале, гадателъно, тогда же лицем к лицу; теперь познаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1Кор.13:8–12).

Исполнение этого-то пророчества – разъяснения ап. Павла, даже до буквального совпадения, и дает нам Апокалипсис в приведенных кратких словах: И узрят лице Его. Действительно, наше человеческое земное знание – знание относительное, знание явлений, а не сущности, да и то именно – как в зеркале, только в отражении и передаче пяти­­­-шести органов наших внешних чувств, или, по точному обозначению Павла апостола, – «знание отчасти». И это самое говорит нам наука о человеческом познании уже всего окружающего нас, открытого этим внешним чувствам, но лишь как бы в оболочке своей, внешнего физического мира. Что же говорить о мире ином, тоже реальном, тоже познаваемом, но, по слову того же апостола, отгороженном от нас, как бы стеною, этою нашею плотью, – о мире духовном, возглавляемом Самим Духом Божественным (см.: 2Кор.5:6)?! Но так все это для нас – теперь, только в сем преходящем земном веке. А там, в мире лучшего будущего, это неоспоримо несовершенное и до убожества бедное наше «феноменальное» (по Канту) знание прекратится, или, по более точному славянскому переводу, упразднится, как бы отброшено будет за свою несостоятельность и как бы пустоту (относительную, конечно). Младенческие рассуждения, как и младенческие выражения, отойдут, ибо достигнет человек в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Ефес.4:13). И это – уже в полноте. И это – до исчерпывающего познания всего уже не по видимости, а по сущности, а главное – до прямого познания и Самого Божества, ибо дано будет в новом Иерусалиме созерцать и самое лице Его, другими словами, познавать Его лицем к лицу, в самой Божественной природе и сущности Его. А ведь «видеть Бога – значит увидеть все величественное, высочайшее, священнейшее, прекраснейшее, совершеннейшее, вечную мудрость, верховную благость, неограниченную силу и непомрачаемую святость» (Яковлев).

Учение о том, что будущее блаженство прежде и в основе всего будет состоять именно в непосредственном лицезрении Бога, было общим убеждением св. отцов. Так, по свидетельству Василия Великого: «Не иным чем, братие, считайте небесное царство, как истинным разумением Сущего (τῶν ὄντων – сущих?), которое в Божественных Писаниях называется и блаженством... Царство Небесное есть созерцание (θεωρία). Теперь, как в зеркале, мы видим тени вещей, а впоследствии, облекшись в тело нетленное и бессмертное, увидим их прообразы».

Учение св. Григория Нисского и здесь, как и в других пунктах его эсхатологии, отличается особенною полнотою. По его мнению, «загробное блаженство праведных душ будет состоять не только в совершенном освобождении их от всех зол настоящей жизни, но и в достижении венца славы, в общении с ангелами, в союзе с Богом, в созерцании невидимых благ и в радости, не имеющей конца». Умершие праведники, как будто после возвращения из долгого странствования в свое небесное отечество, немедленно получат все, что принадлежит истинным гражданам неба, а именно: рай, древо жизни, достоинство власти и свободу сыновнего дерзновения пред Богом, в силу которого они, предстоя пред славным Престолом Владыки Небесного Царства, в сонме с ангелами будут молитвенно ходатайствовать пред Богом за грешных людей, живущих на земле. Ясно, что души умерших праведников станут в непосредственное отношение к Богу. Чистая от всякого порока душа... вступит в общение с Божеством, так как ей это будет вполне свойственно. Но такое общение праведных душ с Богом возможно только тогда, когда они будут видеть Бога лицом к лицу. Отсюда, определяя сущность небесного блаженства еще точнее, св. Григорий полагал, что оно состоит в созерцании Божественной природы, другими словами, в познании истинно Сущего... И далее: «Кто созерцает Бога, – говорит он, – тот в этом созерцании уже имеет все, что находится в списке благ: бесконечную жизнь, вечное нетление, бессмертное блаженство, непрекращающееся царство, веселие, истинный свет, приятную духовную пищу, недоступную славу, постоянную радость и всякое благо».

Спрашивается: можем ли мы что-нибудь сказать о природе того нового познания? Будет ли оно похоже на прежнее? И на чем будет основываться оно? Основной ответ на эти вопросы дает нам тот же ап. Павел, и именно – и местом, и тою связью речи, которую мы уже оттеняли.

Речь свою о старом и новом познании Павел, как мы видели, повел в главе 13-й первого Послания к коринфянам, целиком посвященной его знаменитому гимну христианской любви. О ней он говорит там не только перед приведенной характеристикой знания человеческого – и младенческого, и совершенного, но и сейчас же за окончанием ее. И из этой связи речи до очевидности ясно, что совершенное знание будущего будет основываться на любви и будет конкретным проявлением этой любви. И потому-то оно будет проникать, так сказать, внутрь всякой природы, в самую сущность всего существующего реально, и прежде всего – по отношению к Божественному Солнцу этого нового познания, Источнику и движущей Причине его. Ведь Божественное Тройческое Существо есть и высшее начало, и выражение, движущая сила этой любви, как блаж. Августин и сказал: «Видишь Троицу – видишь любовь». А по слову самого тайновидца Иоанна, любовь – это, так сказать, самая природа Божества, ибо Бог есть любовь (1Ин.4:16), а потому – пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. «И в этом – корень будущего познания, безграничная сфера его, как и все собою определяющая сила и сущность его. И в этом своем сыновне-любовном отношении к Небесному Отцу любви, совершенный христианин, так сказать, вольется в новое русло ведения – истинного и богоподобного и в отношении к Богу, и в отношении к другим духовно­нравственным существам. Так что всякий узрит Его именно лицем к лицу – не в гаданиях, не только «как свидетельствует великий Дионисий, в том самом виде, в коем Он был зрим святыми апостолами на горе Святой», но и недоступным для нашего теперешнего словооборота, а равно и самого представления мысленного способом – в самом Премирном и Бесконечном Его Божественном Существе.

А вместе с этим и как следствие этого и имя Его, как еще раз говорится здесь, будет на челех их. Можно думать, что не случайно тут уже не добавлено, как раньше, слово написано (ср.: Откр.14:1). Т.е. этим дается знать, что начертание имени Божия уже не отвне сияет с чела их, но как бы вросло туда; выражается в самом, так сказать, строении их чела, или, как объяснял св. Андрей, они «будут иметь начертание имени Божиего, вместо золотой дщицы, которую носил первосвященник (см.: Исх.28:36), не на челах только, но и в сердцах, т.е. твердую, непреложную дерзновенную любовь к Нему»; ибо в начертании этом на челах, по нему, означается «украшение в дерзновении».

И затем, уже в применении к этой новой жизни всех, живущих в Иерусалиме сем, еще раз отмечается в приведенных стихах, что не будут они нуждаться ни в свете солнечном, ни в светильниках, ибо и ночи там не будет. Но Сам Господь Бог будет освещать их... И потом заканчивается все это описание нового Иерусалима с живущими в нем отрадным обетованием вечного их соцарствования с Богом, такого же бесконечного, как и самое это Царствие Его (см.: Лк.1:33). И будут царствовать во веки веков... Таков отрадный и успокаивающий всякое страждущее или болезненно недоумевающее сердце, всех, кто евангельски «плакал» здесь (вторая заповедь блаженства) в поисках смысла жизни и царства Божией правды на земле. Такова уходящая в бесконечную даль светлая, жизнью и теплом любви согретая, осиявающая очи веры перспектива, вся пронизанная светом истины Христовой, где так, до блаженства радостно и до идеального полно, осуществляются взятые из псалма слова одной из наилучших песней церковных: Во свете Твоем узрим свет...

И поистине, какой твердый, несокрушимый отпор дается здесь всякому жизненному пессимизму, всякому близорукому разочарованию и отчаянию! Да, если поставить ребром вопрос: из двух законов, претендующих на всеобъемлющий характер и самое коренное, безусловно принципиальное значение для жизни, – закона любви (по христианству) и закона борьбы за существование (по коммунизму и вообще по всем ответвлениям современного неверия), – какой закон является сейчас в жизни более явным и как бы побеждающим? – то, наверно, не одни атеисты да коммунисты скажут: конечно, закон борьбы за существование. Недаром его так приветствовала современная «наука» и прямо идолопоклоннически преклонилось, уверовав в него, чуть не большинство читающего человечества... И может, пожалуй, забраться в душу и верующего человека сомнение и опасение: да как же одержит победу этот наш главный закон – Христов закон любви, тот, навеки Им указанный критерий, по которому все и должны узнавать, принадлежим мы или не принадлежим к лику учеников Христовых (см.: Ин.13:35)? В чем ручательство, на какую можно опереться силу, которая бы в состоянии была дать торжество этому, столь упорно и злостно выживаемому из кругооборота жизни, ее истинно живительному началу, а не дарвиновскому антиподу ее – не закону насилующей эгоистической борьбы за существование, который с истинно научной точки зрения, по существу своему, есть не более, как временное обобщение преходящих дней, да и то – лишь в мире, поврежденном и прямо изуродованном отвне привнесенным грехом?

И вот твердо, ясно и отчетливо гремит нам из Апокалипсиса, как и из всех других священных книг – словом не человеческим, а Божиим: силу эту вы уже знаете... Сила эта проявила себя давно, ставши не только историческим фактом, но и корнем всей истории человеческой. Сила эта – сила любви, и дана она изначала не в людях, ибо тогда и цена ей была бы – ничтожество, как все человеческое само по себе, без освящения и закрепления от Бога. Ибо совершенно верно, что, если бы от людей шло торжество и победа этого закона любви, дымом оказался бы он, и одолела б его сила вражия, как мнится некоторым, что его уже одолевают. Но сила любви – сила Божия, ибо и дана она в Боге, который не только имеет свойство любви, но – Сам есть любовь. Любовью этой создан весь этот мир, и уже по этому одному не может он погибнуть. Любовью этой спасен мир, ибо не может быть большего и высшего проявления этой любви, как та жертва голгофская, которая принесена была и Сыном, и Отцом – всей Святой Троицей, единой и в этом деле Своем.

Любовью этой растет и действует Христова Церковь, историческое царство любви для наших дней. Итак – не бойся: об этой-то любви, и именно о торжестве и победе ее, и молился Сам Богочеловек, идя на крест Свой ради нее, когда в Первосвященнической молитве, как Архиерей нарождающейся Церкви Своей, любовию взывал к Небесному Отцу любви: Да вси едино суть, якоже Ты Отче во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут... (Ин.17:21).

А раз об этом Единородный Сын молил, а Отец, как всегда (см.: Ин.11:42), услышал эту молитву Его, – может ли хоть один верующий человек сомневаться, что так это и будет? Дерзайте, яко Аз победих мир (Ин.16:33), – сказал ученикам Господь непосредственно перед этой Первосвященнической молитвой Своей. Сия есть победа, победившая мир, вера наша (1Ин.5:4), – заверяет, или, как говорят, констатирует, свидетельствуя об осуществлении этих Его слов, возлюбленный ученик Иисусов, все тот же тайнозритель Иоанн Богослов. А потому верь, упокойся во утешении Христовом – и жди...

Воцарятся: опять-таки, не случайно, не без своего, соответствующего, значения употреблен здесь этот новозаветный термин о будущей жизни святого града. Ведь не сказано: будут блаженствовать, наслаждаться, радоваться и т.д., а именно – царствовать будут. Спрашивается: в каком смысле сказано это слово здесь, в завершении речи Апокалипсиса о блаженстве праведных в будущей жизни, как и в великом множестве других, соотносительных, мест? Ведь если все будут царями, то не будет подданных; как, с другой стороны, – как нам себе и представить достаточное число государств для такого необозримого количества их?!.

Но мы знаем, что Евангелием в принципе отвергнуто для верных языческое господствование князей над народами и вельможное властвование ими, ибо апостолам Господь сказал: Между вами да не будет так (Мк.10:42–43).

Итак, если в этой жизни подобное господствование над другими, соодолевающее властвование ими, в такой мере не свойственно ученикам Христовым и явно должно быть прямо нежеланным для них, то неужели же станет оно желанным и присущим им там, куда войдут и где будут они лишь в большем нравственном совершенстве?! Очевидно, и указывал Господь, и разумеется в тексте Апокалипсиса здесь другое царствование и другое владычествование. Это – прежде всего асболютная неодоленность их по отношению к чему бы то ни было низменному и недостойному Христова Царства, постоянная победа их над всякими задержками и помехами или затруднениями в развитии и совершенствовании их. А отсюда и вечно не прекращающееся развитие и движение их по пути нравственного возвышения и усовершения, восхождения, как мы выше сказали, от степени на степень и от силы в силу и с соответствующим достижением иной, большей славы и иной, лучшей обители. Это-то царствование славы у праведных и уподобил в Евангелии Спаситель свету солнечному, когда сказал: Тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их (Мф.13:43).

А с другой стороны, есть ведь власть и власть, т.е. и самое владычествование может быть и приемлемым в христианстве, и неприемлемым в нем. Неприемлемо, как видели мы, владычествование «соодолевания», насильственного принижения других. Неприемлема обычная эгоистическая постановка власти, когда пользуются ею для себя, заставляя себе служить других. Но ведь не всегда бывает так, и никогда не должно у христиан быть так.

На Тайной Вечере Спаситель оттенил Своим ученикам, что Он и в человечестве Своем не только Учитель их, но и Господь. Таким образом, Он подтвердил и авторитетом Своим закрепил, что они должны признавать Его наивысшею властью, как и по воскресении Своем точно сказал: Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.28:18). Но там же, на Тайной Вечере, Господь на примере и показал, какою должна быть эта новая, христианская власть, исходящая от Него и имеющая в Нем свой образец и идеал: Он Своими Божественными руками омыл, уподобляясь рабу, ноги Своим, посрамленным сим, ученикам. Итак, христианская власть имеет и типичную христианскую природу. Первое. Она основывается не на насилии, а на любви, не на эгоистическом желании – принизить другого и подчинить его на служение себе, а на добровольном признании во имя справедливости этого другого, и особенно в силу Христовой любви, – на свободном подчинении таких собратий. И потому-то ап. Павел и заповедовал ученикам: Честию друг друга болша творяще (Рим.12:10). Добиваться власти христианин не должен и не может: это недопустимо и грешно. Но признавать над собою власть мы все должны, тем паче что несть бо власть аще не от Бога (Рим.13:1). Второе. Для христианина-владыки его власть – служение, а не права, в том восприятии ее, которое определяется и освещается совестью его, как и показал это наглядно Господь омовением ног Своим ученикам. Так и запрет Свой им не искать и не брать власти «соодолевания» Он, как известно, закончил словами: кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем раб (Мк.10:43–44). А в другом случае, как мы знаем, изгоняя всякую тень властолюбия из тех же апостолов, Он так же наглядно повелел им умаляться, как то дитя, которое Он поставил им в пример.

И таким образом, языческого властвования и самопревозношения в будущем Царстве, конечно, и тени не может быть. Но – честь от Бога воздаваться им будет, как царям; но иерархия, чинопочитание, подобно ангельскому, перенесется и туда – и уже в абсолютной справедливости и заслуженности его; но великолепие царственное они там будут иметь в непредставляемом ныне обилии и полноте и красоте. И кто знает: может быть, и необитаемые ныне светила будут даны им для такого царствования их...

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.

  Всякое проклятие навсегда будет снято с обитателей этого небесного града. Сподобившиеся стать обитателями этого города узрят Бога лицом к лицу, «не в гаданиях, но, как свидетельствует великий Дионисий, в том самом виде, в коем был зрим святыми Апостолами на горе Святой. Вместо золотой дщицы, которую носил древний первосвященник (Исх. 28:36-37), будут иметь начертание имени Божьего, и не на челах только, но и в сердцах, то есть твердую, непреложную и дерзновенную любовь к Нему. Ибо начертание на челе означает украшение дерзновения» (св. Андрей, гл.68).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible