Скрыть
знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское

Следующее послание раскрывает иной образ жизни и обычаи другой группы. Одним словом, Он говорит: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, но будешь богат. Ведь Он знает, что у Него для таких имеется скрытое богатство; и знает о злословии от иудеев, которых Он не признает иудеями, но сборищем сатанинским, ибо они собираются антихристом. Первым же [из названных] Он говорит, чтобы они были верны до самой смерти, и кто будет верен, не потерпит вреда от второй смерти (Откр 2:11), то есть не потерпит наказания в аду.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, впрочем ты богат.

Знаю твои скорби и нищету телесную, которые терпишь ради Меня, будучи уязвляем неверными и лишаем имущества; богат же ты в духовном, потому что имеешь сокровище, сокрытое на селе сердца твоего.

И злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи; а они не таковы, но - сборище сатанинское.

Я знаю и злохуления сатанинского соборища, так как они суть не то, чем называются: «не иже бо яве Иудеи, но иже в тайне» (Рим. 2, 28-29).- Иуда же означает исповедание и покаяние.

Тиконий, (†IVв.)

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат ), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское

Он обращается к каждой церкви, которая, будучи нищей духом, обладает всем, как говорит апостол: поскольку ничего не имеем, то и обладаем всем (2Кор 6:10). И злословят тебя те, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Здесь также очевидно, что Господь не к отдельной лишь церкви обращается, поскольку не только в Смирне были и пребывают злословящие иудеи. Однако допустимо двоякое понимание этого имени иудеев: или явные иудеи вне [Церкви], или те, кто находится внутри [ее], то есть неподлинные христиане. Поскольку набожность присуща иудеям, как говорит апостол: [Тот] иудей, кто втайне [таков], и кто обрезание [совершает] в сердце, по духу, а не по букве (Рим 2:28-29), а также обрезание - мы, служащие Богу духом <…> и не на плоть надеющиеся (Флп 3:3). Не следует же и нам самим оставить без попечения даже тех, кого называют сатанинским сборищем, поскольку Господь преподал нам пример выдержки, вплоть до конца вытерпев Иуду.

Фрагменты

Апрингий (†VIв.)

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское

Он восхваляет деяния Своей Церкви, потому что она, преодолев многие искушения, достигла Царства. Он поощряет изящество нищеты, потому что Церковь отвергает многое из настоящего ради приобретения будущего. Впрочем ты богат - исполненный верой и полный изобилием благодати. И злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Ибо Церковь часто получает многие обиды от тех, кто заявляет, что исповедует Бога, но не исповедует Его. Их сборище связано с дьяволом как с источником. Поэтому Господь увещевает Свою Церковь не бояться убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать (Лк 12:4).

Трактат на Откровение

Экумений (†VIв.)

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат ), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету; и не говори вслед за отступниками иудеями: Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? (Ис 58:3). Впрочем ты богат, продолжает [автор], поскольку ты имеешь в богатых покровителях Христа, пусть даже Он и умалился в бедности, ради нас приняв образ раба (Флп 2:7) и злословие подложных иудеев (имя Иуда переводится как исповедание). Итак, подлинными иудеями и духовным Израилем могут стать исповедующие Христа - а Израиль означает лицезрящие Бога. Ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти, как говорит Павел, но тот иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, а не по плоти (Рим 2:28-29). Стало быть, иудеи, которые остались неверующими, оказались богохульным сборищем под предводительством сатаны.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат ), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское

Словами 9 ст. Господь возводит смирнян к мысли о Своем промыслительном всеведении. Он видит человеческие скорби и материальную нищету; но ценит и терпеливую христианскую надежду, и преданность Богу, которые здесь названы христианским богатством. Апокалипсис называет иудеев сборищем сатанинским, давая этим самым понять, что он имеет ввиду иудеев, ставших в решительную вражду по отношению к христианству. А синагогальное управление их делало иудеев особенно сильными и вредными в этом случае (Иак II:6-7).

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 8-9: И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету, – впрочем ты богат, – и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

«Смирна принадлежит к числу древнейших городов Малой Азии. Смирнская церковь возникла после 70 года», и в ней много потрудился ученик Иоанна Богослова священномученик Поликарп. Христианская Церковь сохранялась в ней в лучшем виде и большем числе паствы и в последующие века, даже до двадцатых годов XX века... Говорит Первый и Последний. По объяснению св. Андрея, «Он Первый как Бог и Последний – как соделавшийся человеком в последние времена и отверзший нам жизнь вечную Своею тридневною смертью... Знаю твои скорби и нищету телесные, которые терпишь ради Меня, будучи уязвлен неверными и лишаем имущества; богат же ты в духовном, потому что имеешь сокровища, сокрытые на селе сердца своего (ср.: Мф.13:46). ...Я знаю и злоупотребления сатанинского сборища, так как они суть не то, чем называются: небо иже яве, иудей есть... но иже в тайне (Рим.2:28–29). Иуда же означает исповедание и покаяние».

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

  Смирнской церкви, состоявшей из бедняков, но богатых духовно, предрекаются скорби и гонения от иудеев, которых Господь называет «сборищем сатанинским». Предречение скорбей сопровождается вещанием претерпеть эти скорби, которые будут продолжаться «дней десять», до конца и дается обещание избавления «от второй смерти».

  Смирна также один из древнейших городов Малой Азии, просвещенный и славный в языческой древности. Не менее замечательна была Смирна и в истории первых времен христианства, как город весьма рано озарившийся светом христианства и удержавший среди гонений залог веры и благочестия.

  Церковь Смирнская, по преданию, основана св. Апостолом Иоанном Богословом, и ученик последнего св. Поликарп, бывший в ней епископом, прославил ее своим мученическим подвигом. По известию церковного историка Евсевия, почти сразу после апокалипсического предсказания возникло лютое гонение на христиан в Малой Азии, вовремя которого и пострадал св. Поликарп Смирнский.

  Христос «Первый  - как Бог, и Последний – как соделавшийся человеком в последние времена и отверзший нам жизнь вечную Своею тридневною смертию» (св. Андрей, гл.4) (ср.: Ис 44:6).

  По одним толкованиям, «дней десять» означает краткость времени гонений; по другим, наоборот – некий продолжительный срок, ибо Господь заповедует смирнянам запастись «верностью до смерти», то есть на какой–то продолжительный период. Некоторые подразумевают под этим гонение, бывшее при Домициане и продолжавшееся десять лет. Другие видят в этом предречение всех десяти гонений, которые претерпели христиане от языческих императоров в течение первых трех веков.

  Под «второй смертью», имеющей наступить для неверных после смерти телесной, понимается осуждение их на вечные муки (см.: Отк. 21:8).

  Побеждающему, то есть претерпевшему все гонения, обещается «венец жизни» или наследие вечных благ.

  Смирна до сего времени остается значительным городом и имеет достоинство православно–христианской митрополии.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible