Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Откровение Иоанна Богослова 3:10
И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
Святые отцы
Прочие
- Тиконий, (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Викторин Петавийский, сщмч. (†304)
Ст. 7-12 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое
Шестая группа [связана] с наилучшим образом жизни. [Здесь] показывается обычай святых - а именно тех, которые смиренны в этом мире, не искушены в Писании, неизменно придерживаются веры и вообще не отвращаются от нее, устрашенные какой-либо опасностью. Потому Он говорит им: Я отворил перед вами дверь. И еще: И как ты сохранил слово терпения Моего - со столь незначительными возможностями [сделать это], - то и Я сохраню тебя от годины искушения: чтобы они познали, какова слава Его, Он не дозволяет им предаться искушению. Побеждающий, - говорит, - станет столпом в храме Бога: столп - это украшение здания, то есть, кто будет упорствовать [в вере], стяжает подобное достоинство в Церкви.
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
Ст. 10-11 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле. Се, гряду скоро, держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего
Годиною искушения назвал или вскоре имеющее быть на христиан гонение от нечестиво царствовавших тогда Римских правителей, от которого и обещает избавить сей город; или разумеет всемирное, при кончине мира, гонение верных антихристом. - От сего обещает освободить своих исповедников, восхищая их разрешением от сей жизни, чтобы не претерпели искушения более тех, кои могут перенести. – Правильно говорит, что скоро прииду, ибо и в Евангелии сказано, что Господь придет тотчас «по скорби дней тех» (Мф. 24, 29). – Посему предупреждает хранить сокровище веры нерасхищенным, чтобы кто либо не погубил венца терпения.
Тиконий, (†IVв.)
И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле
Пусть Церковь постоянно не испытает успокоенности от внутренних и внешних столкновений, и при этом как каждый поодиночке, так и все в целом подвергаются уязвлению различных соблазнов, все же година искушений может также ознаменовать время антихриста, который должен прийти. Христос обещал, что избавит всякую церковь, оставшуюся Ему верной, от этой [годины], и так можно будет опознать ложное испытание бедствием.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 9-10 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле
Господь ободряет Филадельфийских христиан строгим отзывом об иудействующих, называя их сборищем сатаны, народом, осужденным за свое неверие, недостойным названия иудеев как имени народа, избранного Богом. Господь обещает, что силою своего благочестия и силою примера своей святой жизни Филадельфийцы обратят их сердца к себе и к истинной вере в Бога. Милость Божия к Филадельфийцам выразится также и в освобождении их от искушений, которые в скором времени должны постигнуть всю вселенную и всех живущих на ней. Под освобождением скорее всего нужно разуметь ослабление бедствий и освобождение от исключительных гонений. Филадельфийцы восхваляются за то, что они сохранили слово терпения (Моего) Божия, т.е. слова Божественного откровения, призывающие всех верующих к терпеливому ожиданию Его пришествия. За это Господь обещает укрепить их во время грядущих бедствий и помочь перенести их без ущерба для своего спасения. - По свидетельству истории это Божественное обещание исполнилось: город Филадельфия и в настоящее время по-прежнему остается по преимуществу христианским городом.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Соблюдшей верность Господу Церкви г. Филадельфии (в провинции Лидии) Он является как совершенная противоположность тому, каким Его представляла верующим христианам синагога сатаны, или общество неверующих иудеев. Иудеи хулили Его, но Он является святым, как назывался в В. Завете Иегова; иудеи смеялись над христианами, которые, по их словам, почитали ложного Мессию, но Господь является истинным, исполнившим все предсказания о Мессии; наконец, они только себе приписывали право на царство Мессии, но Господь является с ключом Давидовым в руках и, след., от Него зависит, допустить или не допустить человека к престолу Божию, как прежде от гофмейстера Давидова зависел доступ к царю. Как такой, Господь растворяет пред Филадельфийской Церковью двери царства Божия, потому что члены этой Церкви, несмотря на свою малочисленность, сумели отстоять свою веру во Христа. Мало того, Господь заставит ложно именующихся почетным именем иудеев преклониться с почтением пред христианами Филадельфии. Он сохранит последних и в тот великий час искушения, какой для многих будет гибелен и который уже недалеко, потому что недалеко уже пришествие Христово, которое должно воспоследовать вслед за этим искушением (Господь имеет тут в виду, конечно, пришествие антихриста). Это спасение Господь объясняет тем, что спасаемые соблюли верно слово о терпении Христовом, или подражали Христу в терпении всяких скорбей. Победителя над теми искушениями, какие исходили на филадельфийских христиан со стороны неверующего иудейства, Господь обещает сделать столпом в храме Бога Своего, т. е. дать ему такое важное значение в небесной Церкви, какое имеет столп, поддерживающий своды храма. На этом победителе будет написано имя Божие – в знак того, что он составляет собственность Бога, – затем имя нового, небесного Иерусалима в знак того, что он законный, полноправный гражданин этого города и, наконец, имя новое Иисуса Христа – как знак того, что он, подобно Христу, стал царем царей.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
Яко соблюл еси слово терпения Моего, и Аз тя соблюду от годины искушения, хотящия приити на всю вселенную искусити живущия на земли. Да, верно слово: если терпим, то с Ним и царствовать будем (2Тим.2:11, 12). И награда за терпение – не только в Небесном Царстве будущего, но уже и здесь: терпеливцев – верных Своих, в лице этих братолюбцев (филадельфийцев), Господь обещает сберечь, сохранить от годины искушений, имущей приити на всю вселенную. По толкованию Андрея Кесарийского, Господь «годиною искушения назвал или вскоре имеющее быть на христиан гонение от нечестиво царствовавших тогда римских правителей, от которого и обещает избавить город; или надобно разуметь всемирное, при кончине мира, гонение верных антихристом. От сего обещает освободить Своих исповедников, восхищая их разрешением от сей жизни, чтобы не претерпели искушений более тех, кои могут понести». Однако, если бы принять одно первое толкование (а многие в предшествующее время склонялись к нему), тогда определение годины искушений как хотящей приити на всю вселенную имело бы ограниченный смысл, т. е. οἰκουμένη ὄλη и здесь обозначало бы, как было принято в ту эпоху, лишь Римскую империю, а не всю вселенную. Но лучше и вернее согласиться с проф. Ждановым и принять второе мнение св. Андрея, к которому, несомненно, склоняется и сам он (особенно в объяснении слов гряду скоро). Ибо, действительно, «по словоупотреблению Апокалипсиса, вселенная вся понимается в нем в собственном смысле и обозначает всю землю как поприще всемирно-исторической жизни человечества, а равно полностью и самое человечество, населяющее землю. И в самом деле: в Апокалипсисе диавол называется обольщающим всю вселенную (Откр.12:9); бесовские духи, творящие знамения, выходят к царям земли всей вселенной (Откр.16:14), чтобы собрать их на брань в великий день Бога Вседержителя, причем между царями этими есть цари из-за Ефрата, от восхода солнечного (Откр.16:12)», а их к Римской империи, безусловно, относить нельзя. Тот же объем вселенной естественней подразумевать и в дальнейших словах: искусити живущия на земли.
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Под «годиной искушений», во время которой Господь обещает сохранить верных Ему филадельфийцев, некоторые понимают страшные гонения на христиан со стороны языческих римских императоров, охватившие «всю вселенную», как тогда называлась Римская империя (ср.: Лк. 2:1); другие предполагают, что под Филадельфией нужно понимать одну из христианских Церквей или всю вообще христианскую Церковь в последние времена перед кончиной мира и Вторым Пришествием Христовым. В этом последнем смысле особенно понятно вещание: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего». Тогда усилится опасность потерять веру от множества соблазнов, но зато и воздаяние за верность будет, так сказать, под руками, а потому надо быть особенно бдительными, чтобы, по легкомыслию, не утратить возможности спасения, как, например, утратила его жена Лотова.
.