Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Откровение Иоанна Богослова 3:17
Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
Святые отцы
- Викторин Петавийский, сщмч. (†304)
- Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Викторин Петавийский, сщмч. (†304)
Ст. 14-21 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его
Также этот разряд, седьмой класс, являет людей состоятельных, верующих, обладающих положением, но верующих, как люди состоятельные, которые толкуют Писание в опочивальне, а вне дома никто не знает, являются ли они таковыми. А именно, они хвастаются, утверждая, что знают все; отличаются самоуверенностью, свойственной образованности, но пусты в делах. И потому Он говорит им, что они не холодны и не горячи, то есть они ни неверующие, ни верующие, ибо являются всем для всех. И поэтому тот, кто не холоден и не горяч, неизбежно тёпл, так что вызывает рвоту: и извергну тебя, - говорит, - из уст Моих. Поскольку рвота ненавистна и ни от кого не скрыта, так и подобного рода люди, когда отвергнуты [Богом]. Но так как [сейчас] время покаяния, Он говорит: Советую тебе купить у меня золото, огнем очищенное - то есть если сможешь каким-либо образом претерпеть что-то во имя Господне. Глазною мазью помажь глаза твои - то есть чтобы свободно постигнутое через Писание ты стремился исполнить на деле. А поэтому если такие люди от великого падения обернулись бы к великому покаянию, то они не только могут быть полезны себе, но в состоянии принести пользу многим. И Он обещал им не скромную награду, а восседание на троне судьи.
Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)
Зараженного «мнением» обличает Господь так: Глаголеши, яко богат есмь, и обогатихся, и ничто же требую: и не веси, яко ты еси окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг. Господь увещавает прельщенного к покаянию; предлагает купить не у кого иного, у Самого Господа, необходимые потребности, из которых составляется покаяние. Купля настоятельно нужна: без нее нет спасения. Нет спасения без покаяния, а покаяние принимается от Бога только теми, которые, для принятия его, продадут все имущество свое, то есть отрекутся от всего, что им ложно усваивалось «мнением».
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг
Злато – благодать Божия; одежда – дела добрые; срамота наготы – грехи.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-17 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг
В обращении к Лаодикийцу одно порицание и никакой похвалы. Ты ни холоден, ни горяч - так начинается порицание. Слова «ты не холоден» означают того, кто хотя принадлежит к обществу христиан, но совершенно не причастен божественной благодати. Дальнейшие слова: «ты и не горяч» показывают, что этот нехолодный христианин - христианин не истинный, что в нем многого не достает до совершенства христианского звания. Тепловатый - не истинный христианин, ни закоренелый язычник, ни явный грешник; он равнодушен к православному учению и к нечестивым ересям. Тепловатый находится в состоянии забывчивости, самообольщения, духовного сна и потому не видит и не чувствует опасности своего положения. В своем самообольщении и беспечности тепловатый зашел так далеко, что утверждает, что он богат и ни в чем не имеет нужды. Но он богат только в смысле мира сего; на самом же деле он несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Он решительно не имеет ничего доброго, что прикрыло бы его грешную душу пред очами Божиими.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 17-19: Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью (каллурием) помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
Итак, в своем самообольщении, духовной слепоте и беспечности такой теплохладный христианин до того заблуждается, до того предается самообольщению и лукавому диавольскому обману, что считает себя даже лучше других (как фарисей притчи евангельской. – См.: Лк.18:11–12): признает себя духовно развившимся и богатым, ни в чем не имеющим нужды. Но это – именно только самоослепление и призрак, болотный мираж, только гибельный самообман. Господь и указывает ему, что нет: в своем самодовольстве и самомнении ты только жалок, кажущийся счастливец, ты, как богач другой евангельской притчи (см.: Лк.16:19–31), несчастнее других, начиная со всех тех, кто пред очами твоими так многого лишен, только страдает. Не богат ты, а нищ, совсем как тот, кого ты презираешь, у кого нет ни крова, ни пищи, ни одежды. Ты слеп – и потому лишь не видишь всего ужаса безотрадного положения своего и наготы своей, ибо поистине ты наг, так как совершенно изодрал, даже сбросил с себя данную Отцом любви и благодати брачную одежду свою. Нагота твоя безмерна и безобразна, ибо нет в тебе никаких добрых дел пред судом Божественной Правды, коими бы мог ты прикрыть обнаженную душу свою.
Советую тебе – не приказываю, не заставляю, чтобы не насиловать избалованной и привыкшей к противлению немощной воли твоей, нет, – отечески-любовно советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться. Ты сам ведь теплохладен и не можешь стать горячим; купи его – оно пламенем любви и ревности разожжет сердце твое. Твое нынешнее земное сияние – мрак и тлен; Мое же очищенное огнем золото ярче солнца осияет тебя и обогатит – так, что станешь ты поистине и навеки богатым. Для таких оскверненных студодеяниями, как ты, Я и после крещения оставил одежду чистоты, дабы покаянием смиренным могли бы убедиться паче снега (см.: Пс.50:9). Итак, приобрети себе – подвигом самоосуждения и перемены (μετανοεῖν) – белую одежду покаяния, чтобы навеки облечься в нее и чтобы навеки же сокрылась вся срамота этой уродливой наготы твоей. И наконец, вот тебе каллурий – глазная мазь для исцеления пораженных слепотою очей твоих; помажь ею глаза, особенно – в нестяжательности и отрывании сердца от привязанности и идолопоклонства пред земными сокровищами и льстивыми благами, ослеплявшими доселе духовные очи твои: «ибо если дары помрачают очи на них смотрящих, то к дарам презрение поистине просветляет их».
Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую. А потому отнюдь не думай, что те, кто на глазах твоих живут как будто хуже, несчастнее тебя, что будто бы они Мною отвержены и забыты; напротив, в самых бедствиях и испытаниях своих они несравненно и почетнее, и счастливее тебя, ибо неизмеримо ближе ко Мне. Ведь «Я наказываю и обличаю тех, кого люблю» (как еще и в Древнем Израиле ведали все мудрые Мои – см.: Притч.3:11–12 – и как особенно полно и сильно уясняется у ап. Павла – см.: Евр.12:5–11)); пусть же боятся все своей ненаказанности, такого своего счастья среди общего несчастья как своей забытости от Бога и положения – не чад уже, а «любодейчищ». Итак, будь ревностен и покайся, – заключает свой призыв к ангелу Лаодикийской церкви Господь.
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
«Золото, очищенное огнем, одеяние белое и глазная мазь (коллурий)», которые Господь советует купить у Него лаодикийцам, означает любовь и благоволение Божие, приобретаемые покаянием, добрые дела, чистое и непорочное поведение и высшая небесная премудрость, дающая духовное зрение.
«Если желаешь обогатиться, то советую тебе пламенным желанием и горящим сердцем приобрести у Меня, Обогатителя золото переплавленное, то есть очищенное огнем искушений. И от него будешь иметь с своем сердце сокровище некрадомое, облечешься в пресветлую одежду добродетелей, которою и покроешь происшедшую наготу греховную» (св. Андрей, гл.9).
Можно предполагать также, что лаодикийцы действительно чрезмерно уповали на свое богатство, пытаясь совместить служение Богу и Маммоне. Некоторые полагают, что тут речь идет и о пастырях, стремящихся к обогащению себя земными богатствами и возомнивших, что они чрез богатство призваны господствовать над наследием Божиим, импонируя своим богатством. Господь советует таковым купить у Него, то есть не испросить только и не даром получить, но купить, то есть приобрести от Самого Христа ценою трудов, покаяния, «золото, огнем очищенное», то есть подлинное богатство духовное, благодатное, которое для пастыря состоит, между прочим, и в учительном, растворенном с солью, слове, «белую одежду», то есть дар благотворения ближним, и «коллурий», или добродетель нестяжания, которая открывает глаза на суету и тщету всех богатств этого тленного мира.