Скрыть
Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 2-3 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти, ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся

Буди бдя. - Отряси, говорит, леностный сон и укрепляй членов своих, чрез неверие имеющих совершенно умереть: ибо не начинание благих дел венчает делателя, но совершение. - Итак, вспоминай, что ты принял и слышал, и сохрани полученное от Апостолов предание; в лености же своей покайся.

Апрингий (†VIв.)

Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя

Он упрекает праздных, которые не исповедуют Бога всею душою и правую веру в истине не хранят. Они только по имени христиане, то есть называются живыми, а на деле - мертвы. И потому они убеждаемы в том, чтобы бодрствовать и укрепляться лишениями, в которые они ввержены. Поэтому Господь убеждает: Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Он желает, чтобы было воспомянуто апостольское учение, и чтобы то, что каждый принял от начала своей веры, было сохранено. Он также призывает их к покаянию в прежних грехах. Поэтому неделающему угрожает: Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Суд Бога настигает внезапно, и никто не знает тайного часа, когда Он намерен прийти.

Трактат на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-6 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам

Ввиду сего Господь не находит в Сардикийцах ничего достойного похвалы и прямо призывает к перемене жизни. Состояние бодрствования, духовной бдительности есть первое условие перемены жизни. Дальнейшими словами текста указывается и предмет этой внимательности: прочее близкое к смерти. Здесь под «прочим», очевидно, имеются ввиду некоторые добрые стороны религиозной жизни, которые еще поддерживались Сардийскими христианами, но которым также уже грозила опасность быть забытыми и оставленными при общем понижении религиозно-нравственной жизни. Религиозно-нравственное состояние Сардийских христиан не было вполне безнадежным: нужно было возгревание христианского духа и христианской ревности через воспоминание о великой христианской богооткровенной религии. Вообще же от сардийского христианина требуется покаяние и изменение его прежней неудовлетворительной жизни. Соответственно этому высказывается и угроза от Господа. Христианина, впавшего в религиозное равнодушие и мертвенность, можно пробудить только угрозою внезапности посещения Господа (Лк. 12:20). Но те, которые не осквернили своих одежд (Ис. 44:6), т.е. Сардийцы, которые не запятнали своих душ грехами и преступлениями, как достойные награды за подвиг жизни, будут ходить (со Мною) со своим Господом облеченными в белые одежды. Белая же одежда всегда служит символом чистоты, знаком близости к Богу и прославления. Символ книги жизни весьма употребителен в Свящ. Писании (Быт. 5:1; Ис. 4:3; Откр. 20:15) и говорит о предопределении Божественного всеведения, по которому всеведующему Богу известны все те, коим уготовано Царство Божие. К числу их принадлежат и верные Сардийские христиане. Их блаженство будет состоять в общении с Самим Богом и с Его Ангелами (Мф. 10:32; Лк. 12:8).

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-3: И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

Город Сарды, главный город в Лидии (известный в истории Креза и Солона), также являлся центром язычества, в котором особенно выделялся храм и культ Цибелы, один из самых безнравственных и развращенных даже в самом развращенном греко-римском язычестве поры апостольского периода. Безотрадно было и общее состояние христианской Церкви в Сардах, так что обращение к ней Господа, как мы видим, без обычной похвалы сразу же переходит к обличению и к призыву покаяться. Вем твоя дела, яко имя имаши яко жив, а мертв еси...

«Так далеко отстоят суды человеческие от судов Божиих! И так много разнятся имена Божии от имен, коими нарицают что-либо люди! Человек, живущий одною плотью, или и душою, но в совершенном отчуждении от жизни Божией, по взору и понятиям мира, не только живет, но живет как будто бы наиболее полно и обширно, наиболее счастливо, так что ему прямо завидуют другие. Но сей самый человек, пред взором Того, для Кого вся нага и объявлена (Евр.4:13), есть мертвец живой», в коем высшая часть его природы и главное начало жизни, «непрестанно встречая себе противодействия и подвергаясь вредоносному, прямо мертвящему влиянию, истощается и как бы обмирает; и в человеке как бы не станет собственного человека: он делается плотью, духа не имущею» (см.: Рим.8:9). Так и сардийские христиане: они были «живы, по мнению человеческому, и мертвы пред всеведением Божиим».

Буди бдя и утверждая прочая, имже умрети: не обретох бо дел твоих, скончаных пред Богом (твоим). Полная противоположность христианам фиатирским: там все – и малое – росло и развивалось, приходя в полноту и совершенство; здесь и самая вера, и благодатная жизнь, принятые при крещении, замерли, атрофировались и стали совершенно бесплодными, ибо были только начаты – но не докончены. А потому, передает смысл призыва св. Андрей, «оттряси леностный сон и укрепляй членов своих (еще не умерших, но подверженных такому увяданию), чрез неверие имеющих совершенно умереть, ибо не начинание благих дел венчает делателя, но совершение».

Поминай убо, како приял ecu и слышал еси, и соблюдай, и покайся. «Итак, – продолжает св. Андрей, – вспоминай, что ты принял и слышал, и сохрани полученное от апостолов предание; в лености же своей покайся! Прииду на тя, яко тать. И справедливо, потому что как смерть каждого, так и всеобщая кончина никому не известны. Для приготовившихся это послужит успокоением от трудов, а для застигнутых врасплох – это вор, приносящий душевную смерть». И не имаши почути: да, поистине неведом для нас час нашего осуждения, нежданно-негаданно, именно врасплох, застанет нас наступивший процесс отчуждения и возмездия. Пред глазами у всех нас совершилось это с карой Божией, разразившейся над народными массами в нашей родной России – этой былой Святой Руси, к XX веку столь ослабевшей и увядшей в своей религиозной жизни и уже в самых массах отступившей от веры и жизни отцов своих. Когда начался и как наступил этот процесс воздаяния? Кто знает, кто может точно указать – как и когда? Да, уже и в японскую войну; да, и в первую революцию – с преддверием злостного похода не одних лишь социалистов и атеистов против веры и Церкви, как и вообще против исконных устоев жизни народной. Да, наипаче в большевистскую революцию, с явным знаменем антихристианства и противобожества и с соответствующими подходами – преклонением пред новым богом односторонней, только материальной культуры и внешней силы, разнузданных чувственно-эгоистических стремлений и аппетитов. Ибо все то зверское и беспринципное, что в такой мере и таких ужасающих размерах и формах проявилось в пору большевистского разгула и угара, – все оно накопилось и забродило в сознательных и бессознательных настроениях масс раньше, и зверь – яростный и кровожадный – мог так открыто и полно проявить себя лишь потому, что уже до того спущен был с цепи. Все так же проявляет он себя и теперь, но опять-таки только потому и в той лишь мере, как и поскольку ему это «дано», что и увидим мы из Апокалипсиса дальше. Но и на деле же, в открытой нашим глазам исторической жизни, видим мы и то, что для всего гнилого и мертвого это действительно как бы «вор, приносящий душевную смерть», по св. Андрею; для живого же и Христу подлинно верного это только проба, только горнило искушений, очищающее и приумножающее присущий ему блеск подлинного, беспримесного золота.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
 

  Ангелу Сардийской Церкви Господь повелевает написать более укорительного, чем утешительного: эта Церковь содержит одно только имя живой веры, а на самом деле духовно мертва. Господь угрожает сардийским христианам внезапным бедствием, если они не покаются. Есть, впрочем, и среди них очень немногие «которые не осквернили одежд своих». Победителей (над страстями) Господь обещает облечь в белые одежды, имена их не будут изглажены из книги жизни и будут исповеданы Господом пред Отцом Его Небесным.

  Сардис в древности был большим и богатым городом, столицей Лидийской области, а ныне это бедная турецкая деревушка Сард. Христиан там немного, и они не имеют своего храма. При Юлиане Отступнике явно обнаружилась духовная мертвость этого города: он; быстро возвратился к идолопоклонству, за что и постигла его кара Божия: он уничтожен был до основания.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible