Скрыть
знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 7-12 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое

Шестая группа [связана] с наилучшим образом жизни. [Здесь] показывается обычай святых - а именно тех, которые смиренны в этом мире, не искушены в Писании, неизменно придерживаются веры и вообще не отвращаются от нее, устрашенные какой-либо опасностью. Потому Он говорит им: Я отворил перед вами дверь. И еще: И как ты сохранил слово терпения Моего - со столь незначительными возможностями [сделать это], - то и Я сохраню тебя от годины искушения: чтобы они познали, какова слава Его, Он не дозволяет им предаться искушению. Побеждающий, - говорит, - станет столпом в храме Бога: столп - это украшение здания, то есть, кто будет упорствовать [в вере], стяжает подобное достоинство в Церкви.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Знаю твои дела: вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее, ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся Имени Моего

Из прежде писанного мы знаем, что по своей величине сей город был незначителен, но силен верою, почему и говорит ему: «вем твоя дела», т. е. похваляю, в таком именно смысле сказано и Моисею: «вем тя паче всех» - Отверз Я пред тобою дверь учительной проповеди, затворять которую искушения не могут. Удовлетворяюсь Я соизволением и не требую, что свыше сил.

Тиконий, (†IVв.)

знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее

Прежде Он говорил: Который отворяет - и никто не затворит, - чтобы никто не утверждал, будто двери Церкви, которые Бог отворил во всем мире, кто бы то ни было где-нибудь мог затворить. К двери, которую отворил Христос, тогда стал открыт доступ Церкви, когда Своим ученикам Он отверз ум к уразумению Писаний (Лк 24:45). Никогда ничьей силой или потугами не заграждается эта [дверь], которая распахнута для тех, кто проповедует всему миру; почему и говорит апостол: для нас открыта великая и широкая дверь в Господе, и противников много (1Кор 16:9).

Фрагменты

Примасий, еп. (†560)

ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего

Он объясняет, что Церковь заслужила дары эти тем, что не на силы свои, но на благость Христа полагается, сознавая, что она сама имеет мало сил и, искупленная, не себя, но Господа славит.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего

Невелик город Филадельфия, отчего и немного имеет силы. Но поскольку он сохранил веру Христову, то превозможет собственные силы, чтобы бесстрашно оставаться по соседству с теми, кто мучает верующих. Тогда в качестве ответного дара за искренность по отношению к Нему Господь обещал, что многие из числа иудеев прибудут в этот город и примут Христову веру. Ибо это означает преклониться перед его ногами (ст. 9) и предпочесть в последние сроки воцерковиться, быть только членом Церкви. Это же говорит с радостью и пророк: я предпочел быть брошенным в доме Бога моего, нежели жить в шатрах нечестия (Пс 83:11).

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего

Указывая на Свое всеведение, Господь ободряет верного Филадельфийца указанием на открытую дверь. Открытие двери есть иносказательное указание на то, что только через Иисуса Христа для христианина возможно достигнуть Царства Божия. Но для Филадельфийца открыта дверь не ради его собственной силы, которой у него, как и у всякого человека, немного, но исключительно по любви и милосердию Божию, это, в свою очередь, должно выразиться в твердом и открытом устройстве своей жизни по заповедям христианской религии.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 7-11: И Ангелу Филадельфийской, которые говорят о себе, что они церкви, напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит: знаю твои дела; Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя; И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.

Город Филадельфия – один из городов Лидии и, подобно Фиатире, был городом по величине своей незначительным. Но еще более, чем к Фиатире, послание к нему носит характер светлый, положительный и одобряющий. В нем совсем нет укоризн и обличения; напротив – восхваление и обещание награды. Не нужно при этом забывать, что самое название Филадельфия с греческого значит братолюбие, город братолюбцев.

...Глаголет Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов: «Святый по употреблению в Новом Завете в применении к лицу Иисуса Христа указывает на Него как на безгрешного Богочеловека, Мессию и Сына Божия» (Жданов). Самые эти наименования близко напоминают соответствующие слова архангела Гавриила в Благовещении, когда он, возвестив Деве Марии о рождении ею Сына от Духа Свята, продолжает: Тем-же и рождаемое Свято наречется Сын Божий, и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его; и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца (Лк.1:32–33, 35). «Совершенная святость Богочеловека служит основанием другого эпитета истинный, потому что истина (в идеальной и абсолютно чистой и полной, совершенной мере ее) доступна только (абсолютной же) святости. Ἀληθινός (истинный), по Тренчу, имеет более глубокое значение, чем синонимичное ему обычное ἀληθής. Оно исключает из понятия о предмете не одну лишь ложь или неправду, но и все мнимое, кажущееся, призрачное и выражает полное соответствие предмета со своею сущностью, идеей, именем... Поэтому, как ἀληθινός, Иисус Христос есть действительно таков, каким является в новозаветном откровении, как и в веровании Церкви, т. е. единственный и истинный Сын Божий, Мессия, Богочеловек» (проф. Жданов). Кратко сказать, «свят Он и истинен как действительная (наивысшая) Святыня и самосущая Истина».

Имеяй ключ Давидов и прочее. Как и говорили мы выше (см.: Откр.1:18), «ключом Давидовым названо царство Его, ибо ключ есть символ власти». В библейском словообороте выражение ключ дома Давидова (как прообраз сего места Апокалипсиса) мы находим еще у пророка Исаии, в 22-й главе: обличая народ за забвение о Боге и царедворца Севну – за самонадеянность и заботы только о себе, Господь, в противоположность сему, восхваляет раба Своего Елиакима, сына Хелкиина, обещая передать власть в руки его: И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит (Ис.22:21–28). «Так с ключом дома Давидова соединяется, по языку Писания, право над входами и выходами в нем; а ключ, принадлежащий самому Давиду, сообщает обладателю наследственные права Давида, т. е. власть над крепостью Сионом, городом Иерусалимом, а вместе с тем – и над всем Израилем. Объем власти и там и тут определяется как со стороны положительной, так и отрицательной, так что от Христа как Небесного Царя и Владыки зависит – допустить или не допустить в Иерусалим» (Жданов); ясно, что власть эта является коренной и изначальною, имеющей основу свою только в Богочеловечестве, в самой воле Божественной (и дам Я Ему престол Давида, отца Его) (см.: Лк.1:32); передаются же, по изволению Его, эти ключи Царствия Небесного (см.: Мф.16:19; 18:18; Откр.1:18) только по уполномочию от Него как Единого, в Себе имеющего полноту и источник этой власти.

В главной части определения Своего о Филадельфийской церкви Господь «1) высказывает похвалу достоинствам церкви (стих 8-й); 2) изрекает пророчество об иудейской синагоге (стих 9-й); затем присоединяет 3) обетование и 4) увещание верующим (стихи 10–11-й)» (Жданов).

Похваляя, в стихе 8-м, филадельфийцев, Господь ставит им в заслугу то, что они, мало имея силы, тем не менее соблюли Его слово и не отверглись имени его. В связи с этим, се, дах, – говорит Он, – пред тобою двери отверсты. Обращает на себя внимание это соотношение в действии – Божественного и человеческого. Я дал пред тобою двери отверстые. Конечно, двери эти – двери спасения. И, с одной стороны, разумеется, здесь, во-первых, Сам Иисус Христос, сказавший о Себе: Аз есмъ дверь: Мною аще кто внидет, спасется (Ин.10:9). Во-вторых – таинства Его, начиная с крещения, которое так и называется дверью в Церковь и ко спасению и которое поэтому в беседе Своей с Никодимом Господь назвал духовным рождением (см.: Ин.3:3, 5).

И в то же время, по тексту Апокалипсиса, раскрытые двери эти – и дело самой церкви в Филадельфии, той самой, где так мало силы: Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою двери... Как будто противоречие; но подобное «противоречие» – и вообще одно из отличительных свойств реальной жизни, и заметная особенность речи Иоанна при передаче им здесь, как и в Евангелии, того, что говорилось Спасителем (см., например: Ин.3:17, 19; 4:21, 22; 7:8, 10; 8:15, 16); и всегда, и тут и там – истина; и то и другое должно быть принято как чистая правда. Так и здесь: может ли быть сомнение в том, что все дело спасения у филадельфийцев совершалось через Христа и Христом и что именно Он Сам так широко отверз там двери, чтобы входили все желающие, а потом – даже и сами противившиеся?! Но, как и открыл Господь через ап. Павла, сила Его в немощех совершается (2Кор.12:9): так это в отдельных людях, так – и в церквах. «И как в немощах своих ап. Павел совершал великое: паче всех – и апостолов – потрудился (1Кор.15:10), так и вся Филадельфийская церковь: обильную помощь, явное и победное действие Христовой благодати – этой силы свыше – привлекала она и сама своими «делами» – подвигами, ревностью, усердием и – любовью. И вот, даже иудеи от сонмища, ложные и лживые в самомнении своем, и те придут и поклонятся пред ногами Филадельфии, ибо и им явно станет, что Сам Господь возлюбил ее».

Спрашивается: какое обращение иудеев разумел здесь Господь? По данным слова Божия, ведомо нам как будто такое обращение одно: то, о котором явно сказали – в Ветхом Завете пророк Исаия, в Новом – ап. Павел. Останок спасется. Остаток обратится, остаток Иакова – к Богу сильному (Ис.10:21–23; Рим.9:27). Ибо, как ясно открыл апостол в 9, 10 и 11-й главах Послания к римлянам, неверие, отвержение Израиля – только до времени, пока войдет полнота язычников (Рим.11:25). А тогда настанет очередь войти и им; обратятся и они, так что, по Евангелию, их храм – их религиозная жизнь – перестанет быть пустым, ибо и они, как предсказал за два дня до Своего распятия Господь, воскликнут с верующими: Благословен грядый во имя Господне (Мф.23:39).

Яко соблюл еси слово терпения Моего, и Аз тя соблюду от годины искушения, хотящия приити на всю вселенную искусити живущия на земли. Да, верно слово: если терпим, то с Ним и царствовать будем (2Тим.2:11, 12). И награда за терпение – не только в Небесном Царстве будущего, но уже и здесь: терпеливцев – верных Своих, в лице этих братолюбцев (филадельфийцев), Господь обещает сберечь, сохранить от годины искушений, имущей приити на всю вселенную. По толкованию Андрея Кесарийского, Господь «годиною искушения назвал или вскоре имеющее быть на христиан гонение от нечестиво царствовавших тогда римских правителей, от которого и обещает избавить город; или надобно разуметь всемирное, при кончине мира, гонение верных антихристом. От сего обещает освободить Своих исповедников, восхищая их разрешением от сей жизни, чтобы не претерпели искушений более тех, кои могут понести». Однако, если бы принять одно первое толкование (а многие в предшествующее время склонялись к нему), тогда определение годины искушений как хотящей приити на всю вселенную имело бы ограниченный смысл, т. е. οἰκουμένη ὄλη и здесь обозначало бы, как было принято в ту эпоху, лишь Римскую империю, а не всю вселенную. Но лучше и вернее согласиться с проф. Ждановым и принять второе мнение св. Андрея, к которому, несомненно, склоняется и сам он (особенно в объяснении слов гряду скоро). Ибо, действительно, «по словоупотреблению Апокалипсиса, вселенная вся понимается в нем в собственном смысле и обозначает всю землю как поприще всемирно-исторической жизни человечества, а равно полностью и самое человечество, населяющее землю. И в самом деле: в Апокалипсисе диавол называется обольщающим всю вселенную (Откр.12:9); бесовские духи, творящие знамения, выходят к царям земли всей вселенной (Откр.16:14), чтобы собрать их на брань в великий день Бога Вседержителя, причем между царями этими есть цари из-за Ефрата, от восхода солнечного (Откр.16:12)», а их к Римской империи, безусловно, относить нельзя. Тот же объем вселенной естественней подразумевать и в дальнейших словах: искусити живущия на земли. Так и о словах гряду скоро мы у Андрея Кесарийского читаем: «Правильно говорит, что скоро прийду, ибо и в Евангелии сказано, что Господь приидет тотчас по скорби дний тех (Мф.24:29)», – но ведь там это сказано о временах эсхатологических, имеющих отношение ко всей вселенной.

Однако и в применении к этому гонению последних дней мы опять-таки не можем согласиться с тем способом освобождения от него Богом исповедников Своих – филадельфийцев, какой указан был перед этим св. Андреем как «разрешение их от сей жизни», т. е., очевидно, смерть их до наступления той ужасающей годины. Но если бы дело обстояло так, то, очевидно, никто бы не мог погубить в эту пору венца их терпения, а равно неуместным был здесь и приводимый св. Андреем Кесарийским призыв – «хранить сокровище веры нерасхищенным», в коем он передает смысл слов Господа: Держи, еже имаши... се, гряду скоро. Нет, по смыслу всей речи Господа к церкви Филадельфийской, оберегать и соблюдать ее испытанных в вере чад Он Сам обещает на самую ту пору, уже и по наступлении годины испытаний, а как, об этом речь будет ниже – там, когда перейдем мы к протолкованию самых глав об эпохе антихристовой.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

 

  Ангелу Филадельфийской Церкви Господь повелевает написать много утешительного и похвального. Несмотря на свою малосильность (вероятно, имеется в виду малочисленность), эта Церковь не отреклась от имени Иисусова пред лицом сатанинского сборища иудейских гонителей. За это Господь сделает так, что они придут и поклонятся перед ней, а в тяжкую годину искушения для всей вселенной она найдет защиту и охрану у Самого Господа. Поэтому задача филадельфийцев – держать только то, что они имеют, дабы кто–нибудь не восхитил венца их. Победителя Господь обещает сделать столпом в храме и написать на нем Имя Божие и имя града Божия – нового Иерусалима, и новое имя Иисусово.

 Филадельфия – второй большой город в Лидии, названный по имени своего основателя Аттала Филадельфа, царя Пергамс– кого. Этот город один из всех малоазийских городов долго сдавался туркам. Замечательно, что и в настоящее время христианство находится в Филадельфии в наиболее цветущем состоянии, превосходя все прочие города Малой Азии: здесь сохранилось многочисленное христианское население, имеющее своего епископа и 25 церквей. Жители отличаются большим гостеприимством и добротой, турки называют Филадельфию «Аллах– Шер», то есть «Божий город», и это название невольно напоминает обетование Господа: «напишу на побеждающем имя Бога Моего и имя града Бога Моего» (3:12).

  «Так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов». – Сын Божий называет Себя имеющим ключ Давидов в смысле имеющего верховную власть в доме Давидовом, ибо ключ есть символ власти. Дом Давидов, или Царство Давидово, значит то же, что Царство Божие, прообразом которого оно являлось Ветхом Завете. Далее говорится, что если Господь благоволит кому–либо отверзть двери этого Царства, то никто не сможет тому воспрепятствовать, и наоборот. В этом заключается образное указание на твердость веры филадельфийцев, которой не могли сломить иудействующие лжеучители. Последние придут и поклонятся пред ногами филадельфийцев, то есть, по–видимому, признают себя побежденными.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible