Скрыть
После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 1-2 и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий

Он говорит: дверь отверста на небе. Иоанн видит предсказание Нового Завета и говорится ему: взойди сюда. Когда указывается на открытую [дверь], то очевидно, что прежде она была для людей закрыта. Но достаточно полно разъяснено, когда Христос во плоти взошел на небеса к Отцу. Что касается голоса, который Иоанн слышал, когда сказал, что он говорил с ним, [то этим], вне всякого сомнения, доказывается упрямым, что Тот, Кто пришел, является Тем же Самым, Кто рек через пророков. Ведь Иоанн был из обрезанных, и весь тот народ слушал предсказание Ветхого Завета и был наставлен этим голосом. Прежний голос, - говорит он, - который я слышал <…>, сказал мне: взойди сюда, - это Иисус Христос, Которого, как Иоанн признается немного раньше, он видел, словно Сына Человеческого, посреди семи светильников, и теперь, спустя время, вспоминает о том, что было предсказано через закон в подобиях, и через это написанное он соединяет [вместе] всех первых пророков и открывает Писание. И поскольку Господь наш, после того, как пригласил верующих во имя Его на небо, тотчас излил Святой Дух, возводящий человека на небо, говорит: И тотчас я был в духе. И когда ум верных открывается Святым Духом, то им показывается то же, что было проповедовано и древним.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего

Отверзение двери означает обнаружение сокровенных тайн Духа, труба - сильный голос Открывающего, словами - «взыди семо» поведывается слушающему совершенно отрешиться от земных помышлений и обратиться к небесным.

Тиконий, (†IVв.)

После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе

Иоанн говорит: После сего я взглянул. Во всяком случае, после этого видения он вспоминает, что видел другое. Разное время относится не к событиям, но к видениям, и если кто-то рассказывает различными способами об одном, то изложения будут занимать разное время, в отличие от того, что происходит в одно время. Так, в различных образах он возобновляет рассказ обо всем времени жизни Церкви. И вот, дверь отверста на небе, - он сказал. Под дверью отверстой он подразумевает Христа, родившегося, страдавшего и воскресшего; Он - ворота, поскольку Сам изрек: Я есмь дверь (Ин 10:9). Под небесами подразумевается Церковь, поскольку обиталище Бога должно быть там, где совершается небесное; потому мы молимся, чтобы как на небесах, так и на земле свершилась воля Божия. Иногда же Церковь подразумевается под небом и землей, вследствие того, что земля приходит в согласие с небом, когда или неверующие присоединяются [к Церкви] по праведной проповеди верных, или плоть покоряется духу, или земное, примирившись с небесным, воссоединяется с ним.

Фрагменты

Примасий, еп. (†560)

и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего

Это глас проповедника: возвысь голос твой, подобно трубе (Ис 58:1). Восхождение бывает, когда некто либо вынужден, либо достоин, презрев мир, взойти к Церкви. Итак, из долины плача восходит он к вершине сего достоинства, и здесь мы читаем: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям (Ис 2:1). Но также призываются верные взойти на Небеса, то есть приказано им желать и постигать не земное, но небесное. Ибо когда человек грубый узнает в Церкви, как Христос пострадал, воскрес и взошел к Отцу, и когда каждый, духовно воспитанный и наученный этими словами, созерцает Его же в ином лице Бога − в Отце, то справедливо будет сказать, что он совершает восхождение и узрит таинства веры. Потому Господь говорит: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу (Ин 20:17), − Он имеет в виду прикосновение веры.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего

Выражение «после сего» может быть рассматриваемо как обычный переход Апокалипсиса к дальнейшему и представляет собою неопределенное указание времени. - «Взглянул» указывает на неожиданность появления предмета и на отсутствие связи с предыдущим полем зрения и может быть передано: я был в состоянии видения [Kliefoth]. Ев. Иоанну в его состоянии возбужденности представилось небо с открытою дверью, с открытым для его взора (и духа) доступом на небо, взойти куда его приглашал таинственный голос. Слышен голос «прежний»; поэтому под говорящим здесь естественно подразумевать Того же Иисуса Христа (I:10-15) как преподателя откровения [Hengstenberg, Kliefoth]. Звук голоса, говорившего по своей силе, был подобен звуку трубы. Голос повелевает Иоанну взойти сюда. Сравнивая это выражение с XI:12, необходимо приходится согласиться с мнением, по которому Иоанн действительно был восхищен духовно на небо [Ebrard].

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-3: После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал, как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

Начиная с 4-й главы и до 6-го стиха 22-й главы идет вторая общая часть Апокалипсиса, откровение которой получено частью при открытых вратах неба, а частью при открытом самом небе. Эта обширная часть содержит в себе ряд (или пять порядков) явлений, которые картинно и символически изображают эсхатологию мира и Церкви» (проф. прот. Орлов).
После сего – обычный переход Апокалипсиса, обозначающий собой порядок повествования, но не указующий определенного времени. Новое видение, открывшееся ему, имело место уже не на земле, а на небе, куда вела раскрывшаяся для его взора (и духа) дверь. Было ли при этом какое-либо соответствующее явление во внешнем, физическом, небе, об этом ничего не говорится; но вернее – применительно к видению архидиакона Стефана, явленному только ему (Деян.7:55), ­­ и здесь в сфере физической все было обычно, а открытое относилось всецело к Иоанну, проявляясь в сфере духовной, как и сказано о самом Иоанне, что он был в духе, т. е. в высшем состоянии экстаза.

Под Сидящим на Престоле естественней разуметь Первое Лицо Святой Троицы, так как и о Сыне (Откр.5:6) и о Духе Святом (см.: Откр.4:5) тут же потом говорится отдельно, и в этом видении справедливо видят соответствие пророческим видениям Исаии (см.: Ис.6:1) и Даниила (см.: Дан.7:13). Вид Сидящего изображается эмблематическим сопоставлением с камнями ясписом и сердоликом (сардисом). По толкованию св. Андрея, «яспис, цветом зеленый, означает то, что Божественное естество вечно цветуще, живоносно и пищеподательно, ибо изращает от Него траву, всякое семя и потому страшно для противников». И добавляет: «О ясписе говорят, что для диких зверей и привидений он страшен, для нуждающихся же в духовном врачевстве – полезен». Цвет сардиса св. Епифаний определяет словом «αἱματοειδής» – кровезрачный, красновато- или желто-огненный. Цвет этот обозначает, по нему, «чистоту и святость, вечно пребывающие в Боге, а также и грозный гнев Его к тем, кто нарушает Его волю. Соединение этих двух цветов в Едином Боге указывает на Всевышнего, карающего грешника – и в то же время всегда готового простить (и исцелить) его, если со стороны его обнаружатся хоть малейшие признаки истинного исправления». Так и дуга окрест престола подобна видением смарагду, напоминающая нам радугу после потопа, «указывала на вечную милость Божию к человечеству» (Жданов). В то же время она была как бы украшением видения, ибо, окружая его, наподобие ореола или рамки, своим нежным голубоватым цветом, увенчивала великолепие видения.

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

  Четвертая глава содержит в себе начало нового – второго видения. Изображение нового величественного зрелища, открывшегося пред взором св. Иоанна, начинается повелением ему взойти в отверстую дверь неба, чтобы увидеть,  «чему надлежит быть после сего». Отверзение двери означает обнаружение сокровенных тайн Духа. Словами «взойди сюда» повелевается слушающему совершенно отрешиться от земных помышлений и обратиться к небесным.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible