Скрыть
и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

Ст. 6-7 и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему

Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо так как четыре страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви (1Тим. 3:15) есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением, оживляющих людей. Из этого ясно, что устрояющее все Слово, восседающее на херувимах и все содержащее, открывшись людям, дало нам Евангелие в четырех видах, но проникнутое одним духом. Как и Давид, моля об Его явлении, говорит: ты, сидящий на херувимах, явися! (Пс. 79:2). Ибо херувимы имеют четыре лица, и их лики - суть образы деятельности Сына Божия: И первое животное было подобно льву, и характеризует Его действенность, господство и царскую власть; второе животное подобно тельцу, и означает его священнодейственное и священническое достоинство; третье животное имело лице, как человек, и ясно изображает Его явление как человека; четвертое животное подобно орлу летящему, и указывает на дар Духа, носящегося над Церковью, - поэтому Евангелие согласно с тем, на чем восседает Христос Иисус. Ибо одно из них излагает Его первоначальное действенное и славное рождение от Отца, говоря так: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:1). Поэтому Евангелие это полно всякой достоверности, ибо таков его характер. Евангелие Луки, нося на себе священнический характер, начинается со священника Захарии, приносящего жертву Богу, ибо уже готов был телец упитанный, которому предстояло быть закланным ради обретения младшего сына. Матфей же возвещает Его человеческое рождение, говоря: родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Аврамова. И еще: рождество Иисуса Христа было так (Мф. 1:1, 18). Это Евангелие изображает Его человечество; поэтому по всему Евангелию Он представляется смиренно чувствующим и кротким человеком. А Марк начинает с пророческого Духа, свыше приходящего к людям, говоря: начало Евангелия, как написано у пророка Исайи, и указывает на крылатый образ Евангелия. Поэтому он сделал сжатый беглый рассказ, ибо таков пророческий дух.

Против ересей

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 6-7 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему

И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу, - это дар крещения, который Он изливает через Своего Сына во время покаяния, прежде чем Он учредит суд. Потому перед престолом, что перед судом. Когда же говорит: море стеклянное, подобное кристаллу, то указывает на воду чистую, неподвижную, не возмущенную ветром, не текущую, как река, но переданную, словно неизменный дар Божий.

Первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг , а внутри и снаружи они исполнены очей; не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель. Итак, животные, различные видом, имеют следующий смысл. Животное, подобное льву, - это Евангелие от Иоанна, потому что, когда все евангелисты предсказали Христа, ставшего человеком, он называл Его - прежде чем Тот спустился и облекся плотью - Богом, говоря: Слово было Бог (Ин 1:1). И поскольку Он издавал крики, будто рычащий лев, предсказание его содержит образ льва. [Что же относится к человеческому образу], то Матфей стремится сообщить нам о роде Марии, от которого Христос воспринял плоть. Следовательно, пока он перечисляет [предков] от Авраама до Давида и от Давида до Иосифа, то ведет речь [о Христе] как о человеке, и потому предсказание его получило образ человека. Также Лука исчисляет от священства Захарии, приносящего жертву за народ, и явившегося ему ангела, и из-за священства и жертвы само описание несло образ тельца. Марк, толкователь Петра, запомнил, чему он учил при служении, записал, но не по порядку , и начал со слова пророчества, возвещенного Исаией. Следовательно, они начинают, говоря так: Иоанн: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1), - это образ льва; Матфей: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова (Мф 1:1), - это образ человека; Лука: был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова (Лк 1:5), - это образ тельца; Марк начинает так: Начало Евангелия Иисуса Христа, как написано у Исаии (Мк 1:1-2), - начато с летящего [сюда] Духа, поэтому [описание] содержит образ летящего орла.

Однако не только пророческий Дух, но и само Слово Бога Отца Всемогущего, Которое есть Сын Его, Господь наш Иисус Христос, несет те же самые образы во время Его пришествия к нам. Поскольку предсказано, что Он подобен льву и детенышу льва (Быт. 49:9), то создан Он был ради спасения людей для победы над смертью и освобождения всех. За то, что Он сам принес себя в жертву Богу Отцу за нас, Он назван тельцом. И что после победы над смертью Он взошел на Небеса, раскрывая крылья Свои и защищая народ Свой, - за это Он поименован летящим орлом. Итак, эти четыре предсказания - хотя их и четыре - являются одним, потому что оно исходит из одних уст, равно как и река в раю, [исходящая] из одного источника, разделена на четыре части.

Толкование на Апокалипсис

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 6-7 и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему

И у пророка Иезекииля, и в Апокалипсисе самого Иоанна, которому принадлежит это Евангелие, упоминается о четырех животных, имеющих четыре лица: человека, тельца, льва, орла. Те, кто излагали до нас тайны Святых Писаний, по большей части в этом животном или, скорее, под этими животными мыслили четырех евангелистов. Лев считался царем, ибо кажется, что он некоторым образом есть царь зверей из-за могущества и вызывающей благоговение доблести. Это лицо приписано Матфею, потому что он проследил в возникновении царский род Господа, каким образом Господь был через царское происхождение из семени царя Давида. Так как Лука начинает со священства священника Захарии, упоминая отца Иоанна Крестителя, то он считается тельцом, потому что телец был великой жертвой в жертвоприношении священников. Марку справедливо приписан Христос - человек, ибо он ничего не сказал ни о царском могуществе [Иисуса], ни начал со жреческого [происхождения], но только с Христа-человека. Все они, пожалуй, земное - то есть то, что Господь наш Иисус Христос совершил на земле, - не обошли молчанием. Немногое сказали они о Его Божественности, как если бы они шли с Ним по земле. Остается орел - это сам Иоанн, возвышенный проповедник, созерцатель внутреннего, а также вечного света неизменными очами.

Трактат на Евангелие от Иоанна

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И от престола исходили молнии и громы и гласы

Здесь указывается на то, как страшен и ужасен Бог, для тех, которые недостойны Его долготерпения и пощады; для достойных же спасения молния и громы не составляют страха, но сладость и просвещение: одно просвещает их духовные очи, другое же услаждает слух.

Ст. 5-6 И семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу

Под семью духами Божiими должно разуметь или семь Ангелов, превосходящих прочих, как объясняет Ириней, или семь даров Животворящего Духа, о которых говорит Исаiя (11, 2). То и другое, думаю, не лишено достоверности. - Стеклянное море означает множество святых небесных сил, их чистоту и светлость, а также и невозмутимость будущей жизни; море, быть может, указывает и на небеса небес, которые, по свидетельству Псалмопевца, покрыты необъяснимыми для нас водами (Пс. 148, 4; Дан. 3, 60). Если кому думается, что кристалловидным называется существо небес, то нужно рассмотреть, не означается ли им самая сущность Богодвижимого пространства, имеющего блеск и сияние. Но точное исследование непостижимых для нас вещей достойно посмеяния.

Примасий, еп. (†560)

и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу

Под стеклянным морем понимается крещение, в коем сердце верует в правду, уста же исповедуют ко спасению. И по вере нелицемерной сравнивается оно со стеклом, ибо с внешней стороны стекла видно то же, что происходит внутри. И не напрасно требует он, чтобы крещение сие происходило в виду престола: да не смогут еретики вынести его во вне и раздать! Здесь Иоанн говорит: и перед престолом, - как у Моисея написано: вот место у Меня (Исх 33:21), и как Сам Он заповедует во Второзаконии, говоря: пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там (Втор 14:23). И мы знаем, что во всех этих местах провозглашается единство Церкви, в которой может свершаться крещение в Троицу ко спасению, во вне же послужит оно крещаемому в погибель, не потому, что плохо то, что дается, но потому, что плохо используется тем, кому дается, подобно частице хлеба, которую Господь вручил Иуде.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу

Образ моря обозначает множество; а стекло и кристалл - чистоту святых духов, обретающихся вокруг Бога, к которой не подмешано никакое бесчестие, и они суть словно море во множестве; тысячи тысяч служили Ему, по словам Даниила, и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7:10). И достигая такой численности, все они чистые, подобные стеклу и кристаллу.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади

В общем описании Божественного престола стеклянное море нужно отнести к обстановке этого последнего. Оно должно составлять существенную черту общей характеристики и есть явление, подобное радуге, так же необходимое, как и эта последняя. Это - среда, не такая, как наш воздух, и не такая, как море. Но, несомненно, нечто совершенно реальное, каким был и самый престол, и вся его обстановка. - «Посреди» нельзя понимать буквально, в том смысле, что животные помещались на самом троне: трон был занят Сидящим. Необходимо понятие «посреди» сблизить с понятием «вокруг». Нужно представлять так, что животные находясь между тронами старцев и троном Сидящего, одни были за и пред престолом (посреди), другие же - по его сторонам. Кто были животные? - Oни называются животными (не зверями), т.е. живыми существами, и это может сближено с понятием человек, который есть тоже живое существо. Во всяком случае это суть самостоятельные живые существа, личности. Животные эти исполнены очей спереди и сзади, т.е. нужно допустить что ев. Иоанн видел их имеющими множество очей и спереди, и сзади. Это указывает на чистоту и возвышенность их природы.

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 4-6: И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы, и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу...

По вопросу о том, кого разуметь под двадцатью четырьмя старцами вокруг Престола Вседержителя, существует великое множество мотивированных мнений (они приведены у Барсова, хотя и не все), из которых мы, как на наиболее подходящих и правдоподобных, остановимся на двух или трех. 1) По св. Андрею Кесарийскому, «сообразнее, кажется, понимать так: под двенадцатью первыми старцами разуметь просиявших в Ветхом Завете, а под двенадцатью другими – угодивших в Новом, двенадцать первых суть патриархи – родоначальники двенадцати колен, а двенадцать других – двенадцать апостолов, которым, по их великой силе и премудрости, Господь обещал седение на двенадцати престолах и некогда суд над Израилем». Однако такое мнение представляется в значительной степени односторонним, ибо приурочивает всех прославленных святых к одному израильскому народу и в то же время, давая представителей от него в 12 патриархах, обособляет от него происходивших из того же народа апостолов. А с другой стороны, если двенадцать патриархов еврейских, детей Иакова, представляют собой церковь ветхозаветного Израиля, то 12 апостолов должны представлять собой новозаветную Церковь всего человечества, Господь же обещал им, как мы знаем, судить 12 колен Израилевых (см.: Мф.19:28). Да и слишком уж мало соответствует жизнь 12 родоначальников колен Израилевых такому исключительно высокому их положению в Церкви Небесной, Церкви прославленных. А поэтому представляется более правильным другое толкование: принимая в 12 старцах одной стороны Престола апостолов, отнести их к Израилю, принимая их, согласно Евангелию, и судьями, и представителями именно двенадцати колен Израилевых, и тогда в 12 остальных старцах видеть представителей другой половины Церкви новозаветной, применительно к посланиям ап. Павла, – из язычников; или же, так как прямой смысл пророчества Спасителя о престолах и суде для апостолов, несомненно, относился уже ко Второму пришествию, видение же Иоанна – ко времени до него, то лучше совсем отказаться от приурочения половины апокалиптических старцев к лику 12 апостолов, как и еврейских патриархов, и тогда вообще одинаково во всех 24 старцах видеть представителей торжествующей Христовой Церкви, что допускает и тот же св. Андрей, берущий в этом случае за точку отправления в таком понимании другое число – не дважды двенадцать, а 24 буквы, из которых состоит греческий алфавит; и тогда «под означенными двадцатью четырьмя буквами лучше разуметь украшенных делами и словом» и заслуживающих не только белые одежды (см. выше), но и престолы, и венцы – «как знак победы, одержанный подвизавшимися над злыми демонами». Не забудем и того, что эти 24 представителя Христовой Церкви – пресвитеры (πρεσβύτεροι); не есть ли это указание на священство Христовой Церкви, возглавляемое апостолами и столь ею прославляемое в истинных христоподобных пастырях ее...

И от престола исхождаху молния и громи и гласи. Престол Сидящего, конечно, указывает на Него как на Царя-Вседержителя и Промыслителя. А отсюда молнии, громы и голоса (φωνή – собственно, шум во время бури) естественней всего принимать за величественные действия этой Державы и Промысла Божия, как «знамения Божественного всемогущества, поскольку обнаружения этого всемогущества бывают доступны зрению и слуху человека» (Жданов). Знамения эти грозны для сынов противления (см.: Ефес.2:2; 5:6; Кол.1:6), но утешительны и отрадны для покорных и верующих, ибо сердца и духовные очи их постоянно усматривают в жизни этого мира ощутительное действие десницы Божией, проявление как Силы и Правды, так и Милости Его. Что же касается семи светильников, то под ними, как указывали уже мы при объяснении Откр.1:4, «нужно видеть обозначение Третьей Ипостаси Св. Троицы – Духа Святаго, Который действует в мире как раздаятель благодатных даров».

И пред престолом море стеклянно, подобно кристаллу. Море (подобно радуге) относится к обстановке Престола и представляется как среда, «но не такая, как наш воздух, и не такая, как земное море. И в то же время, несомненно, нечто совершенно реальное, каким был и самый Престол и вся его обстановка» (проф. Орлов). «Чтобы правильнее решить вопрос о том, что означало море, виденное св. Иоанном, следует обратить внимание на характеристические черты этого моря. Эти характеристические черты суть: во-первых, необъятность, широта, беспредельность; далее – «прозрачность, подобная стеклу или кристаллу, и связанная с этим последним» – определенность, как бы отчеканенность, «твердость, неподвижность, спокойствие. Как неподвижное и прозрачно-зеркальное, оно должно быть отличаемо от бурного моря, виденного потом тем же св. тайновидцем (см.: Откр.13:1), под которым (морем) обыкновенно разумеют падшее человечество, то море народов (см.: Откр.17:15), из коего восставали силы, враждебные христианству. Кристальное же море на небесах отличается от моря народов на земле своим спокойствием», устойчивостью и прозрачностью. И если под тем морем следует разуметь падшую, обуреваемую от злых духов тварь на земле, то в этом небесном море нужно видеть образ чистого, святого творения на небе – Божия творения в его чистых, нормальных отношениях к своему Создателю. Говоря кратко, под этим следует разуметь, вместе с Андреем Кесарийским, «множество святых сил небесных, чистое и бессмертное» (Жданов).

Апокалипсис в перспективе XX века


 Ст. 6. ...И посреди престола и вокруг престола четыре животных исполненных очей спереди и сзади. 

Относительно выражения посреди престола и вокруг престола: по нашему убеждению, все попытки сколько-нибудь отчетливого и согласованного понимания его в плоскости наших обычных представлений, определяемых окружающим нас пространством трех измерений, нужно признать явно натянутыми, самопротиворечащими и безнадежно неудачными, понимают ли эти слова под условием движения взад и вперед, т.е. то от Престола, то в Престол; или Престол понимают и в тесном смысле, и широком, когда, по отношению к первому, животные находились вне его, а по отношению ко второму – внутри; или слово посреди понимать применительно к каждой из четырех сторон, т.е. в сущности – все же вне Престола; или, наконец, по догадкам проф. Жданова, посреди понимать в смысле среднего пояса по высоте... Все они, по нашему убеждению, в сущности представляют собой не разъяснение текста, а только более или менее остроумные попытки замены точных и ясных слов Иоанна своими гипотезами. А между тем здесь, как и вообще при объяснении слова Божия, понимать эти слова нужно – обязаны мы – так же точно и прямо, как и везде (понимай так, как сказано в тексте). И при этом признавать, что правда как то, так и другое. И так как в пространстве трех измерений этого согласовать нельзя, ибо тут неустранимое противоречие: если вне и вокруг, то не посреди, а если в средине, то и не «вне» и не «вокруг»; то отсюда, для восприятия этих, для Иоанна, очевидно, ясных и буквальных, указаний, неизбежно надо принять какие-то иные соотношения пространственные, а не те, что даны нам в сфере земной. И тогда – как на языке двух измерений невозможно передать свойств кубических форм, так же точно сбивчивыми и кажуще-самопротиворечивыми представляются нам, обложенным храминой бренного тела и чрез то внедренным в сей мир материальных порядков и отношений, все эти попытки воспринять в формах и представлениях плотяных и земных видения порядка духовного, о коих по существу, как свидетельствовал другой тайновидец – ап. Павел, нелетъ есть человеку глаголати (2Кор.12:4) – нельзя передать нашими словами.

Четыре животных, действительно, как и указывали мы выше, неточный по смыслу, хоть и буквалистический по корню, перевод греческого термина ζῶα, значащего здесь не окружающих нас неразумных четвероногих или птиц, а лишь вообще «живые существа», высшие реальные существования. «Это название ζῶα, отличаясь от θήραι, употреблялось почти всегда греческими писателями в благородном значении, т. е. для обозначения таких существ, которые по своей природе стоят не ниже человека» (Жданов). Таковыми в высшем смысле являются и ζῶα данного 6-го стиха 4-й главы Апокалипсиса. «Множество очей свидетельствует о способности их к созерцанию Божественного сияния» и вообще о проницательности и полноте их ведения; «спереди и сзади – о том, что серафимы просвещаются знанием того, что было прежде и будет потом».

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу.

Кристальное море, как неподвижное и тихое, в противоположность бурному морю, виденному позже св. Иоан. 13:1, должно означать, по мнению многих толкователей, «множество святых сил небесных, чистое и бессмертное» (св. Андрей Кесарийский), это-души людей, не волновавшихся бурями житейского моря, но, подобно кристаллу, отражающие семь радужных цветов, проникнутые семью дарами благодати Духа Святого.

Апокалипсис в учении древнего христианства


  И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу.

  Кристальное море, как неподвижное и тихое, в противоположность бурному морю, виденному позже св. Иоан. 13:1, должно означать, по мнению многих толкователей, «множество святых сил небесных, чистое и бессмертное» (св. Андрей Кесарийский), это-души людей, не волновавшихся бурями житейского моря, но, подобно кристаллу, отражающие семь радужных цветов, проникнутые семью дарами благодати Духа Святого.

  И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
 

  Некоторые думают, что под этими животными разумеются четыре стихии и Божие ими управление и сохранение, или Божие владычество над небесным, земным, морским и преисподним. Но, как ясно из дальнейшего описания вида этих животных, это, без сомнения, те самые ангельские силы, которые в таинственном видении св. пророка Иез. 1:5-25 на Реке Ховар поддерживали таинственную колесницу, на коей, как царь, восседал Господь Бог.

  Эти четыре животных послужили как бы эмблемами четырех Евангелистов. Множество очей их означает Божественное всеведение, знание всего прошедшего, настоящего и грядущего. Это верховнейшие и приближеннейшие к Богу ангельские существа [серафимы -о. С.], непрестанно славящие Бога (см., напр.: Ис. 6:2-3).

  «Сим, вероятно, знаменуется и домостроительство Христово: львам - как Царя, тельцом – как Первосвященника, лучше же - Жертвы, человеком - как воплотившегося нас ради и орлом - как Подателя Животворящего Духа, сошедшего на нас свыше» (св. Андрей, гл.10).

 «Словами  „Который был, есть и грядет“ (Вседержитель) означается Святая Троица» (св. Андрей, гл.10).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible