Скрыть
И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

Святые отцы

Прочие

Дионисий Ареопагит, сщмч. (†96)

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему

Итак, следует, как я полагаю, первым делом изложить, что мы считаем целью всякой иерархии и что пользой участников каждой из них, а потом – воспеть небесные иерархии согласно показанию о них Речений, и соответственно им рассказать, в каких священных образах священнописания Речений представляют небесные порядки и до какой степени простоты надо с помощью этих изображений возвыситься, чтобы нам, подобно многим, не полагать нечестиво, будто небесные богообразные умы – некие многоногие и многоликие существа, имеющие вид домашних быков, диких львов и кривоклювых орлов (ср. Иез. 1:10-11), или пернатых, похожих на волосатых, птиц (ср. Ис. 6:2; Иез. 1:6-11) и не воображать некие огненные колеса над небом (ср. Иез, 1:15-21), и материальные престолы, нужные Богоначалию для восседания (ср. Дан. 7:9; Откр. 4:2), и неких разномастных коней (ср. Зах. 1:8) и архистратигов-копьеносцев (ср. Ис. Нав. 5:13; 2Мак. 3:25), и все прочее, что священнообразно передано нам Речениями в пестроте выявляющих символов. Богословие ведь решительно воспользовалось поэтическими священноизмышлениями применительно к не имеющим образа умам, изучив, как сказано, наш ум, предусмотрев свойственную и прирожденную ему способность возведения и создав для него возводительные священнописания. <…>

Таким образом священнописания Речений чтут, а не бесчестят небесные чины, изображая их в неподобных им формах и таким образом показывая, что они надмирно пребывают за пределами всего вещественного. А что неподобные образы возвышают наш ум лучше, чем подобные, я не думаю, что кто-либо из благоразумных людей стал бы оспаривать. Ибо в более ценимых священных изображениях можно и обмануться, полагая что реально существуют некие златовидные небесные существа и световидные, сверкающие прекрасные мужи, облаченные в светлую одежду, сияющие безвредным огнем (ср. Мф. 28:3; Мк. 16:5; Деян. 1:10; Откр. 4:4), и прочие подобные красоты, при помощи которых богословие изобразило небесные умы. Поэтому, чтобы не пострадали те, кто не представляет ничего выше явленных красот, возвышающая премудрость святых богословов священно нисходит до представляющегося странным несходства, не позволяя нашей приземленности успокаиваться, останавливаясь на неподходящих образах, побуждая к действию то возвышающее, что есть в душе, и уязвляя ее безобразностью этих сложений, чтобы даже чрезмерно приземленным людям показалось недопустимым и невероятным, чтобы сверхнебесные божественные видения воистину были схожи со столь низким. А кроме того, следует принять во внимание и то, что нет совершенно ничего из сущего, что было бы лишено причастности красоте, поскольку, как говорит истина Речений, «Все хорошо весьма» (Быт. 1:31).

Так что можно от всех них получить в уме прекрасные созерцания и из вещественного материала создать для существ умопостигаемых и разумных упомянутые неподобные подобия, хотя существа разумные существуют иным образом, нежели это уделено воспринимаемым чувствами.

О небесной иерархии

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

Ст. 6-7 и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему

Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо так как четыре страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви (1Тим. 3:15) есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением, оживляющих людей. Из этого ясно, что устрояющее все Слово, восседающее на херувимах и все содержащее, открывшись людям, дало нам Евангелие в четырех видах, но проникнутое одним духом. Как и Давид, моля об Его явлении, говорит: ты, сидящий на херувимах, явися! (Пс. 79:2). Ибо херувимы имеют четыре лица, и их лики - суть образы деятельности Сына Божия: И первое животное было подобно льву, и характеризует Его действенность, господство и царскую власть; второе животное подобно тельцу, и означает его священнодейственное и священническое достоинство; третье животное имело лице, как человек, и ясно изображает Его явление как человека; четвертое животное подобно орлу летящему, и указывает на дар Духа, носящегося над Церковью, - поэтому Евангелие согласно с тем, на чем восседает Христос Иисус. Ибо одно из них излагает Его первоначальное действенное и славное рождение от Отца, говоря так: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:1). Поэтому Евангелие это полно всякой достоверности, ибо таков его характер. Евангелие Луки, нося на себе священнический характер, начинается со священника Захарии, приносящего жертву Богу, ибо уже готов был телец упитанный, которому предстояло быть закланным ради обретения младшего сына. Матфей же возвещает Его человеческое рождение, говоря: родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Аврамова. И еще: рождество Иисуса Христа было так (Мф. 1:1, 18). Это Евангелие изображает Его человечество; поэтому по всему Евангелию Он представляется смиренно чувствующим и кротким человеком. А Марк начинает с пророческого Духа, свыше приходящего к людям, говоря: начало Евангелия, как написано у пророка Исайи, и указывает на крылатый образ Евангелия. Поэтому он сделал сжатый беглый рассказ, ибо таков пророческий дух.

Против ересей

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 6-7 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему

И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу, - это дар крещения, который Он изливает через Своего Сына во время покаяния, прежде чем Он учредит суд. Потому перед престолом, что перед судом. Когда же говорит: море стеклянное, подобное кристаллу, то указывает на воду чистую, неподвижную, не возмущенную ветром, не текущую, как река, но переданную, словно неизменный дар Божий.

Первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг , а внутри и снаружи они исполнены очей; не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель. Итак, животные, различные видом, имеют следующий смысл. Животное, подобное льву, - это Евангелие от Иоанна, потому что, когда все евангелисты предсказали Христа, ставшего человеком, он называл Его - прежде чем Тот спустился и облекся плотью - Богом, говоря: Слово было Бог (Ин 1:1). И поскольку Он издавал крики, будто рычащий лев, предсказание его содержит образ льва. [Что же относится к человеческому образу], то Матфей стремится сообщить нам о роде Марии, от которого Христос воспринял плоть. Следовательно, пока он перечисляет [предков] от Авраама до Давида и от Давида до Иосифа, то ведет речь [о Христе] как о человеке, и потому предсказание его получило образ человека. Также Лука исчисляет от священства Захарии, приносящего жертву за народ, и явившегося ему ангела, и из-за священства и жертвы само описание несло образ тельца. Марк, толкователь Петра, запомнил, чему он учил при служении, записал, но не по порядку , и начал со слова пророчества, возвещенного Исаией. Следовательно, они начинают, говоря так: Иоанн: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1), - это образ льва; Матфей: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова (Мф 1:1), - это образ человека; Лука: был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова (Лк 1:5), - это образ тельца; Марк начинает так: Начало Евангелия Иисуса Христа, как написано у Исаии (Мк 1:1-2), - начато с летящего [сюда] Духа, поэтому [описание] содержит образ летящего орла.

Однако не только пророческий Дух, но и само Слово Бога Отца Всемогущего, Которое есть Сын Его, Господь наш Иисус Христос, несет те же самые образы во время Его пришествия к нам. Поскольку предсказано, что Он подобен льву и детенышу льва (Быт. 49:9), то создан Он был ради спасения людей для победы над смертью и освобождения всех. За то, что Он сам принес себя в жертву Богу Отцу за нас, Он назван тельцом. И что после победы над смертью Он взошел на Небеса, раскрывая крылья Свои и защищая народ Свой, - за это Он поименован летящим орлом. Итак, эти четыре предсказания - хотя их и четыре - являются одним, потому что оно исходит из одних уст, равно как и река в раю, [исходящая] из одного источника, разделена на четыре части.

Толкование на Апокалипсис

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 6-7 и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему

И у пророка Иезекииля, и в Апокалипсисе самого Иоанна, которому принадлежит это Евангелие, упоминается о четырех животных, имеющих четыре лица: человека, тельца, льва, орла. Те, кто излагали до нас тайны Святых Писаний, по большей части в этом животном или, скорее, под этими животными мыслили четырех евангелистов. Лев считался царем, ибо кажется, что он некоторым образом есть царь зверей из-за могущества и вызывающей благоговение доблести. Это лицо приписано Матфею, потому что он проследил в возникновении царский род Господа, каким образом Господь был через царское происхождение из семени царя Давида. Так как Лука начинает со священства священника Захарии, упоминая отца Иоанна Крестителя, то он считается тельцом, потому что телец был великой жертвой в жертвоприношении священников. Марку справедливо приписан Христос - человек, ибо он ничего не сказал ни о царском могуществе [Иисуса], ни начал со жреческого [происхождения], но только с Христа-человека. Все они, пожалуй, земное - то есть то, что Господь наш Иисус Христос совершил на земле, - не обошли молчанием. Немногое сказали они о Его Божественности, как если бы они шли с Ним по земле. Остается орел - это сам Иоанн, возвышенный проповедник, созерцатель внутреннего, а также вечного света неизменными очами.

Трактат на Евангелие от Иоанна

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему

Эти четыре животные, думаем, те самые, которых видел Иезекииль (Iезек. 1, 6). Некоторым кажется, что четырьмя лицами обозначаются или четыре стихии и Божие ими управление и сохранение, или Божеское владычество над небесным, земным, морским и преисподним, или, как прекрасно полагают другие, четыре главнейшие добродетели и четыре Евангелия. Лев, как символ мужества, обозначает Евангелие от Иоанна, ибо он, говорит Ириней, описуя предвечное царство Его возвестил, что «в начале было Слово» (Ин. 1:1), телец, довольствующийся своими трудами, означает правду и Евангелие от Луки, возвестившее законное и священническое родословие Христово; орел означает умеренность (утверждают, что ее он любит) и Евангелие от Марка, как самое краткое и начатое пророческим духом. Человек - мудрость и Евангелие от Матфея, начинающееся повествованием о Христовом рождении по естеству, но не по закону. Сим, вероятно, знаменуется и домостроительство Христово: львом - как Царя, тельцом - как Первосвященника, лучше же - Жертвы, человеком - как воплотившегося нас ради и орлом - как подателя Животворящего Духа, сошедшего на нас свыше.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ведь если бы оно [Писание] воспользовалось более чтимыми образами, говоря, например, что божественные силы златовидны или блистающи, слушатели полностью согласились бы, получая уверенность от того, что их так ценят люди. Потому-то и привнесло Писание неподходящие и постыдные образы, – чтобы, точно зная, что небесные силы не таковы, мы стремились отыскать истину о них настоящих.

Комментарии к сочинениям святого Дионисия

Примасий, еп. (†560)

И первое животное было подобно льву. С этого момента Церковь облекается в царское достоинство и величие, так как победил Лев из колена Иудина - ибо молодой лев Иуда (Быт 49:9), из колена которого происходили цари для народа.

И второе животное подобно тельцу. Здесь явлена добродетель Церкви в образе тельца, то есть жертвы первой, ибо тогда каждый из верных побеждает, когда за Христа заклание претерпевает. И Он говорит: представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего (Рим 12:1), да исполнит тело за главу, что глава исполнила за тело. Потому произошел Он от Захарии жреца.

И третие животное имело лице, как человек. Здесь, я думаю, показана человечность Церкви, ибо, когда она приняла дух усыновления (Рим 8:15) сынов Божиих и носит сокровище в глиняных сосудах (2Кор 4:7), предпочла, однако, умаляться в слабости своей, нежели величаться дарованными ей благами, благочестиво следуя по стопам Учителя, Который был послушен даже до смерти (Флп 2:8) и сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29).

Четвертое животное подобно орлу летящему. Здесь описан полет Церкви, духовные члены которой пребывают в размышлении о вещах небесных, ни один член которой не касается страстей земных, но на крыльях двух Заветов несется она ввысь.

Комментарий на Откровение

Апрингий (†VIв.)

Первое животное было подобно льву. Большинство наших толкователей говорят, что здесь присутствует указание на личность евангелиста Марка. И действительно, это говорится в высшей степени уместно и разумно, потому что и книга его так начинается: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у Исаии пророка: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мк 1:1-2). И ничуть не удивительно, что здесь стоит Исаия, а не Малахия, хотя это свидетельство определенно встречается у Малахии. Ведь Исаия переводится как спасение Господне, а Малахия как ангел. И поэтому в начале Евангелия он вместо ангела, то есть Малахии, предпочел возвестить спасение Божие, то есть Исаию, потому что через веру евангельскую он приводит к неизменной непрерывности настоящей и будущей жизни. Поэтому также он упоминает о вестнике, который есть ангел, и прибавляет слова Исаии и говорит: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему (Ис 40:3), чтобы ради спасения, обещанного и предсказанного, явить вестника истины и приготовить человеческие сердца к восприятию благодати. Здесь также потому присутствует образ льва, что Марк говорит, что Иоанн проповедовал в пустыне и предпочитал пустыню. Действительно, он говорит: Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Мк 1:4).

В образе второго животного, подобного тельцу, Иоанн изображает Луку. Ибо в образе тельца представляется священник, как сказано у Исаии: Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла (Ис 32:20). И так в начале своего Евангелия он говорит о священнике Захарии: Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария (Лк 1:5).

И третие животное имело лице, как человек, потому что Матфей пожелал в начале своей книги изложить родословие Господа по плоти.

Четвертое животное, подобное орлу летящему, означает Иоанна, который не говорит ни о человечестве Господа, ни о священстве, ни об Иоанне в пустыне, но, оставив все низинное, устремляется к самой высоте небес и, словно орел совершая полет, говорит особенно о Самом Боге: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1).

Трактат на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему

Животные, виденные Иоанном, хотя и напоминают животных прор. Иезекииля (1:4-8, 10), но разнятся с ним в самом существенном. Хотя их также четыре, но там каждое было совмещением четырех, здесь - каждое самостоятельно. Поэтому можно считать, что апокалиптическое видение не было заимствованым или переделкою видения прор. Иезекииля, но было совершенно самостоятельным. Так как о самых фигурах животных Иоанн умалчивает и, вероятно, потому, что он сам не разглядел эти фигуры, то нужно думать, что фигуры в видении и не имеют особенного значения, а важно лишь их подобие четырем классам живых существ - созданий Божиих. Эти создания, первое - лев - есть выражение силы второе - телец (вол) - питания, третье - человек - разумности и четвертое - орел - возвышенности.

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 7. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. 

Стих 7: «Животные, виденные Иоанном, хотя и напоминают животных пророка Иезекииля (см.: Иез.1:5;  Иез.8:10), но разнятся с ними в самом существенном. Хотя их также четыре (“и лики у них те же”), но там каждое было совмещением четырех, здесь каждое отдельно» и в себе законченно. «Поэтому нужно считать, что данное апокалиптическое видение не было заимствованным или переделкою видения пророка Иезекииля, но было совершенно самостоятельным. Так как о самых фигурах животных Иоанн умалчивает, и, вероятно, потому, что он сам не разглядел эти фигуры, то нужно думать, что фигуры их в видении не имеют особого значения, а важно лишь подобие их четырем классам живых существ – созданий Божиих. Эти создания: первое – лев – есть выражение силы, второе – телец (вол) – питания (а также животное жертвенное), третье – человек – разумности и четвертое – орел – возвышенности» (прот. Орлов). Церковь давно и твердо установила, что животные эти – символы четырех Христовых евангелистов (орел – Иоанн, лев – Марк, телец – Лука, человек – Матфей). Символами этими «знаменуется, по словам св. Андрея, и домостроительство Христово: львом – как Царя, тельцом – как Первосвященника, лучше же Жертвы, человеком как воплотившегося нас ради, и орлом – как Подателя Животворящего Духа, сошедшего на нас свыше»

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу.

  Кристальное море, как неподвижное и тихое, в противоположность бурному морю, виденному позже св. Иоан. 13:1, должно означать, по мнению многих толкователей, «множество святых сил небесных, чистое и бессмертное» (св. Андрей Кесарийский), это-души людей, не волновавшихся бурями житейского моря, но, подобно кристаллу, отражающие семь радужных цветов, проникнутые семью дарами благодати Духа Святого.

  И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
 

  Некоторые думают, что под этими животными разумеются четыре стихии и Божие ими управление и сохранение, или Божие владычество над небесным, земным, морским и преисподним. Но, как ясно из дальнейшего описания вида этих животных, это, без сомнения, те самые ангельские силы, которые в таинственном видении св. пророка Иез. 1:5-25 на Реке Ховар поддерживали таинственную колесницу, на коей, как царь, восседал Господь Бог.

  Эти четыре животных послужили как бы эмблемами четырех Евангелистов. Множество очей их означает Божественное всеведение, знание всего прошедшего, настоящего и грядущего. Это верховнейшие и приближеннейшие к Богу ангельские существа [серафимы -о. С.], непрестанно славящие Бога (см., напр.: Ис. 6:2-3).

  «Сим, вероятно, знаменуется и домостроительство Христово: львам - как Царя, тельцом – как Первосвященника, лучше же - Жертвы, человеком - как воплотившегося нас ради и орлом - как Подателя Животворящего Духа, сошедшего на нас свыше» (св. Андрей, гл.10).

 «Словами  „Который был, есть и грядет“ (Вседержитель) означается Святая Троица» (св. Андрей, гл.10).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible