Скрыть
И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет

Эти животные имели очи изнутри и снаружи. Это обозначает проповедь Нового Завета и показывает духовное предвидение, которое прозирает тайны сердца и видит грядущее, то есть то, что изнутри и снаружи.

Крылья суть свидетельства Ветхого Завета и потому являются свидетельствами двадцати четырех книг - стольких числом, сколько старцев на престолах. Но как животное не может летать, если лишено крыльев, так и проповедь Нового Завета не имеет веры, если не обладает для свидетельства Ветхого Завета теми возвещенными прежде свидетельствами, которыми она поднимается с земли и летит. Ведь всегда сказанное раньше, когда обнаруживается впоследствии исполненным в будущем, оказывается тем, что делает веру несомненной. Однако, с другой стороны, и крылья, если не прикреплены к животным, то им неоткуда получить жизнь. Ведь если то, что предсказывали пророки, не исполнилось на Христе, то проповедь их была напрасной. Этим обладает кафолическая Церковь - предсказанным раньше и позже исполненным; она заслуженно летит и поднимается с земли, [как] живое животное. Еретики же, которые не пользуются пророческим свидетельством, подобны животным, но они не летят, ибо суть земные. А иудеи, которые не получили проповедь Нового Завета, подобны крыльям, но они не живут, - то есть они принесли людям пустое пророчество, не долженствующее быть услышанным, [ибо] исполненное не соединяется со сказанным.

Толкование на Апокалипсис

Афанасий Великий, свт. (†373)

и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель

Что ближе к Богу, чем херувимы и серафимы? И однако, они, даже не видя Его или пребывая подле Него, ни с открытым лицом, но с закрытым, воздают свои хвалы, неустанными устами не что иное делают, как прославляют божественную и несказанную природу посредством Трисвятого <…> Ибо Троица, прославляемая и почитаемая, и поклоняемая, едина и нераздельна и не имеет образа. Она едина без смешения как Единица и различима без разделения. Ибо то, что эти почитаемые живые создания возглашают свои хвалы трижды: Свят, Свят, Свят, - подтверждает, что три Ипостаси - совершенны, как и когда они говорят: Господь, то провозглашают одну сущность.

Гомилия на слова: «Все Мне предано Отцом Моим»

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей

Они, говорит великий Дионисий, двумя крылами покрывают лица, двумя - ноги, а средними летают, чтобы явно было их глубочайшее благоговоление к Откровению, с которым, обладая Божественным осиянием, нисходят к средним Божественным чинам.

И ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет

Покой сих святых небесных Сил состоит в том, что они непрестанно воспевают Божественные песнопения и Триипостасному Божеству приносят Трисвятую песнь. - Словами: иже бе сый и грядый (Вседержитель) означается Святая Троица.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет

Они «покоя не имут день и нощь», не потому, чтобы им возбранен был покой, но потому, что блаженство, которым преисполняет их созерцание и причастие славы Божией, как будто из переполненнаго сосуда, непрестанно изливается в радостном журчании славословия, и таким образом «слава, яже от единаго Бога» (Иоан. V:44), возвращается к Богу. Так человек, в своем первобытном состоянии, был «образ и слава Божия» (1Кор. XI:7), и без одежды не знал наготы, будучи одеян сею славою. Так и видимыя небеса «поведают славу Божию; день дни отрыгает» о ней «глагол, и нощь нощи возвещает разум» (Псал. XVIII:2-3).

Слово на Рождество Христово (1821 г.)

Тиконий, (†IVв.)

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг

И в животных показаны двадцать четыре старца - в самом деле, шесть крыл у четырех животных составляют двадцать четыре крыла, - ведь он наблюдал животных вокруг престола, где, как он говорил, прежде видел старцев. Каким же образом животное с шестью крыльями может быть похожим на орла, у которого двое крыл, если не так, что четверо животных суть одно, которое имеет двадцать четыре крыла? Под ними мы понимаем двадцать четыре старца, олицетворяющие Церковь, а ее он уподобил орлу, у коего два крыла, сиречь два Завета, с помощью которых она поднимается ввысь, дабы не испытывать задержку, увлекшись земными пристрастиями.

Фрагменты

Руфин Аквилейский, пресв. (†410)

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет

Всемогущим же называется Бог потому, что над всем удерживает власть. Удерживает же Отец над всем через Сына, как и апостол говорит: Ибо им создано все, <… > видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли (Кол 1:16). И еще раз, обращаясь к евреям, говорит: через Него веки установил и Его поставил наследником всего (Евр 1:2). Потому что, если через Него Отец установил веки и через Него все сотворил и Он является наследником всего, следовательно, через Него и власть над всем удерживает. Ибо как свет - от света, и истина - от истины, так же Всемогущий от Всемогущего рожден, как написано и в Апокалипсисе Иоанна о серафиме: и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет. Следовательно, Всемогущим называется Тот, Кто грядет: кто же иной Грядущий, если не Иисус Христос Сын Божий?

Изложение Символа веры

Примасий, еп. (†560)

и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель

Церковь, в отдельных членах своих повсюду распространенная, в различных городах, областях, провинциях, на различных языках и среди различных народов, непрерывно славит Бога словом и делом, в радости и в печали, днем и ночью славить не престает, так что непрерывная хвала духовных созданий всечасно пребывает в Иерусалиме небесном, чьим подобием хвалится Церковь - странница.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет

В видениии Иезекииля животные имеют по четыре крыла, и поэтому шестикрылые животные Апокалипсиса более подобны серафимам, виденным прор. Исаиею (VI:2), у которых было по шести крыл. Животные прикрывали себя своими крыльями, прикрывали совершенно, так что их фигуры, кроме их голов, были невидимы для тайнозрителя, и назначение крыльев, таким образом, состояло в сокрытии фигур животных. - Слову «внутри» нужно придать смысл указания на то обстоятельство, что Иоанн видел глаза и под крыльями, прикрывавшими тела животных. Значит, животные Апокалипсиса, так же, как и животные прор. Иезекииля, имели глаза не только на своих лицах спереди и сзади, но и все тело их было снабжено глазами: они были многоочитыми. Назначение животных было таково же, какое было и для серафимов в видении пророка Исаии (VI:3). Они поют почти то же самое, и различие в содержании их славословия заключается в его большей пространности. Животные Апокалипсиса постоянно восхваляют не только святость Господа, как всемогущего мироправителя, но и как Вседержителя. - Эпитет: «Который был, есть и грядет» говорит не о троичности Божества, но о том, что Господь, явивши Себя в Ветхом (который был) и Новом (есть) Заветах, явит Себя как мздовоздателя при кончине мира (и грядет). Taким образом, в этих четырех животных можно и должно видеть бесплотные силы, которые окружают престол Божий. Это совершенно особые (не серафимы и не херувимы) небесные силы, которых видел только ев. Иоанн и для которых он не дал никакого другого названия, кроме животных, живых существ по преимуществу, - первых созданий Господа Бога.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

 Ст. 8. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

«В видении Иезекииля животные имеют по четыре крыла, и поэтому шестикрылые животные Апокалипсиса более подобны серафимам, виденным пророком Исаией (см.: Ис.6:2), у которых также было по шести крыл». «Из этих шести крыл, которые они имели, по мнению св. Андрея Критского и Дионисия Ареопагита, они двумя покрывали лица, двумя ноги и двумя летали» (Жданов).

Внутри они исполнены очей. «Слову внутри нужно придавать смысл указания на то обстоятельство, что Иоанн видел глаза и под крыльями, прикрывавшими тела животных», так что «они были многоочитыми». Назначение животных было таково же, какое было и для серафимов в видении пророка Исаии (см.: Ис.6:3). Они поют почти то же самое, и различие в содержании их славословия заключается в его большей пространности. Животные Апокалипсиса постоянно восхваляют не только святость Господа как Всемогущего Мироправителя, но и как Вседержителя. Эпитет в песни их: Который был, есть и грядет – указывает и здесь не на троичность Божества, но на вечное мироправление Его, на то, что Господь, явивший себя в Ветхом (Который был) и Новом (есть) Заветах, явит Себя как Мздовоздаятеля при кончине мира (грядет). Таким образом, в этих четырех животных можно и должно видеть бесплотные силы, которые окружают Престол Божий. Это – совершенно особые (не серафимы и не херувимы), но высшие небесные силы, которых видел Иоанн и для которых он не дал никакого другого названия, кроме животных, существ живых по преимуществу, – первых созданий Господа Бога» (прот. Орлов).

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу.

  Кристальное море, как неподвижное и тихое, в противоположность бурному морю, виденному позже св. Иоан. 13:1, должно означать, по мнению многих толкователей, «множество святых сил небесных, чистое и бессмертное» (св. Андрей Кесарийский), это-души людей, не волновавшихся бурями житейского моря, но, подобно кристаллу, отражающие семь радужных цветов, проникнутые семью дарами благодати Духа Святого.

  И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
 

  Некоторые думают, что под этими животными разумеются четыре стихии и Божие ими управление и сохранение, или Божие владычество над небесным, земным, морским и преисподним. Но, как ясно из дальнейшего описания вида этих животных, это, без сомнения, те самые ангельские силы, которые в таинственном видении св. пророка Иез. 1:5-25 на Реке Ховар поддерживали таинственную колесницу, на коей, как царь, восседал Господь Бог.

  Эти четыре животных послужили как бы эмблемами четырех Евангелистов. Множество очей их означает Божественное всеведение, знание всего прошедшего, настоящего и грядущего. Это верховнейшие и приближеннейшие к Богу ангельские существа [серафимы -о. С.], непрестанно славящие Бога (см., напр.: Ис. 6:2-3).

  «Сим, вероятно, знаменуется и домостроительство Христово: львам - как Царя, тельцом – как Первосвященника, лучше же - Жертвы, человеком - как воплотившегося нас ради и орлом - как Подателя Животворящего Духа, сошедшего на нас свыше» (св. Андрей, гл.10).

 «Словами  „Который был, есть и грядет“ (Вседержитель) означается Святая Троица» (св. Андрей, гл.10).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible