Скрыть
И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

Этим обозначается Ветхий Завет, который дан в руки нашего Господа, который принял суд от Отца.

Толкование на Апокалипсис

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

Запечатанную, - говорит, - семью печатями - то есть закрытую полнотой всех тайн, которая вплоть до страдания и воскресения Христа пребывала запечатанной. Ибо нечто называется заветом лишь после того, как те, которые создают его, умрут; и запечатывается до смерти завещателей, а раскрывается после их смерти. Так и после смерти Христа открываются все тайны.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

Под книгой следует разуметь премудрую Божию память, в которой, по божественному Давиду, вписаны все; разумеем также и глубину Божественных судеб. Внутреннее сей книги, по причине духа, для понимания недоступно, внешнее же, ради буквы, - удобопонятнее. - Семь печатей означают или совершенное и всеми незнаемое утверждение книги, или же домостроительство испытующего глубины Божественного Духа, разрешить которое никто из созданных существ не может. Под книгой разумеются и пророчества, о которых сам Христос сказал, что частью они исполнились в Евангелии (Лук. 24, 44), но что остальные исполнятся в последние дни.

Примасий, еп. (†560)

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

В деснице - то есть во Христе, ибо Он есть длань Бога, Он - десница Отца; иначе говоря - в блаженстве вечном. Книга, исписанная с внешней и внутренней стороны, есть оба Завета: с внешней стороны - Ветхий, который был виден; с внутренней - Новый, который скрывался внутри. Потому и апостол обратился к евреям, говоря: Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было (Евр 12:18-20) и так далее. Ныне же, сравнивая духовное с духовным, будем думать не о видимом, но о невидимом, ибо видимое временно, а невидимое вечно (2Кор 4:18). Но потому сказано, что это одна книга, что нет ни Нового Завета без Ветхого, ни Ветхого без Нового. Ибо Ветхий есть вестник и покров Нового, Новый же - исполнение и откровение Ветхого; ибо и Ветхий, хотя находится с внешней стороны, не скрывает все и не открывает все. Или же, чтобы выразить это яснее, все единство спасительной книги наполнено тем Именем, которое в обоих Заветах или обещано, или исполнено.

Комментарий на Откровение

Апрингий (†VIв.)

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

Эта книга, о которой рассказывается, что она написана внутри и отвне, есть весь настоящий мир, все творение, внутреннее которого знает Бог и внешнее которого видит. Он превосходит ограниченный мир достоинством Своей силы и проникает во внутреннее ясностью Своего величия. О книге говорится, что она запечатана семью печатями, чтобы явить ограниченность настоящей седмицы, которой содержится мир. То же иначе: эта книга обозначает учение Ветхого Завета, которое дано руками нашего Господа. Семь печатей суть: первая - воплощение, вторая - рождество, третья - страсть, четвертая - смерть, пятая - воскресение, шестая - слава, седьмая - Царство. Следовательно, это - Христос, поскольку Он исполнил все по человечеству. Все, что в Писаниях было закрыто и запечатано, Он открыл и распечатал.

Трактат на Откровение

Экумений (†VIв.)

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

Описывает нам божественное Писание как некую книгу Божию, в которой записаны все люди. Возможно, книгой он называет Божие памятование о нас, и разве лишь пророк именует ее книжечкой, когда говорит: зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все [дни, для меня назначенные] (Пс 138:16). Мудрейший же Моисей, заступаясь за согрешивший Израиль, взывая к Богу, вопиет: и теперь, если Ты прощаешь им грех их, прости, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх 32:32). Именно такую книгу, написанную внутри и отвне, видит божественный евангелист. Вписанными изнутри могли бы быть те из Израиля, кто благочестиво следовал закону; а снаружи - язычники, которые творили идолопоклонство, по худшему жребию, прежде чем уверовали во Христа. Книга была в деснице Божией, это, как я основательно полагаю, пути святых, поступавших праведно в древности. А книга была закрыта и запечатана семью печатями.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

Как показывает союз «и», пятая глава есть продолжение четвертой и относится к тому же самому видению и есть только его дальнейшее раскрытие. Ев. Иоанн увидал книгу на раскрытой длани правой руки Сидящего на престоле. Десница Сидящего служит символом и Бож. всемогущества, и Бож. промыслительной деятельности. Книга же, виденная Иоанном, представляется в виде пергаментного свертка, как обыкновенно писались пророческие писания, и была написана внутри и вовне и запечатана седьмью печатями. Исписанность книги с обеих сторон предполагает собою богатство содержания, которое не могло поместиться на одной стороне свертка [Ewald и др]. Сверток был один, но состоял из семи оборотов - частей, которые и были отделены один от другого печатями; по мере снятия печатей сверток сам по себе развертывался далее и далее и обнаруживал свое содержание. Сами же печати могли быть помещены на краю свертка [Ebrard]. На вопрос о содержании книги ответ должен быть тот, что ее содержанием служит все обнаруживающееся после снятия печатей.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-4: И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.

Итак, пятая глава, как и показывает союз «и», «есть продолжение четвертой главы, относится к тому же видению и есть только дальнейшее его раскрытие. Св. Иоанн увидал книгу на раскрытой длани правой руки Сидящего на Престоле. Десница Сидящего и здесь, как и всегда, служит символом и Божественного всемогущества, и Божественной промыслительной деятельности. Книга же, виденная Иоанном, представляется в виде пергаментного свитка, как обыкновенно писались пророческие писания, и была исписана внутри и совне и запечатана семью печатями. Исписанность книги с обеих сторон предполагает собою богатство содержания, которое не могло поместиться на одной стороне свертка. Сверток был один, но состоял из семи частей – оборотов, которые и были отделены один от другого печатями; по мере снятия печатей сверток сам собою развертывался далее и далее и обнаруживал свое содержание. Сами же печати могли быть помещены на краю свертка (Эбрард). На вопрос о содержании книги ответ должен быть тот, что ее содержанием служит все обнаруживающееся после снятия печатей» (прот. Орлов). Во всяком случае книгу эту можно назвать книгою судеб, и письмена ее – не мысли или мнения, как в книгах человеческих, а действия и события, осуществляющиеся в тварном мире, но свою причину и силу действия, а равно и сущность реализуемых в истории человеческой явлений и фактов имеющие во Всемогущей и Всесодержащей Деснице Божественной.

Стихи 2–3: «Не упуская из виду Небесного престола, Иоанн видит летящего по небу ангела, который называется сильным, каким и должен быть вестник великого Бога. Ангел спрашивает не о том, кто хочет раскрыть книгу, но о том, кто достоин, кто настолько нравственно совершен (Клифот) и свят пред Господом, чтобы мог восприять откровение Божественных судеб. Бог открывает людям Свою волю, но открывает только достойным и через достойных. Но никто не отозвался на вопрос сильного ангела. Между всеми разумными созданиями не нашлось ни одного такого, которое было бы достойно раскрыть эту Божественную книгу и видеть ее содержание. Говорится уже не о снятии печатей, а о созерцании содержавшегося в книге, так как снятие печатей равносильно самому созерцанию». Спрашивается: почему же никто не мог раскрыть эту книгу и посмотреть? Понятно почему: содержание этой книги связано с совершением дела нашего спасения и его выявляет в себе, и только Тот, Кто совершил и мог это совершить, – Тот один мог и печати снять с Им же написанной книги, как и вскрыть и выявить содержание ее. И как о самом деле спасения мы поем: Не ходатай, ни ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл ecu всего мя человека, так Единому Ему Самому доступна была и книга сия, безмерно превышавшая силы и достоинства всякого ходатая и ангела и на земле, и под землею, и на небе.

Стих 4: Плач Иоанна при этом можно объяснить тем, что он знал, что раскрыть книгу и снять всезакрывающие печати ее нужно, даже необходимо, прежде всего для познания родом человеческим судеб Божиих, и потому-то он до слез огорчен был, даже много плакал, что книга остается запечатанной и нераскрытой. В самом деле, вот она здесь, эта книга, пред очами, – и то, что сокрыто в ней, знает он, важнее всего совершающегося в мире, но раскрыть ее никто не может, ибо никто не достоин. И потому не мог не скорбеть всем сердцем, не мог не пролить многих слез об этом отзывчивый сердцем апостол любви.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
 

  Господь Вседержитель, которого увидел св. Иоанн сидящим на престоле, держал в деснице Своей Книгу, исписанную снаружи и внутри и запечатанную семью печатями. Книги в древности состояли из кусков пергамента, свернутых в трубку или навитых на круглую палку. Внутрь такого свитка продевался шнурок, который связывался снаружи и прикрепляем был печатью. Иногда книга состояла из куска пергамента, который складывался в виде веера и был стянут поверх шнурком, припечатанным печатями на каждом сгибе или складе книги. В таком случае раскрытие одной печати давало возможность раскрыть и прочесть только одну часть книги. Писание производилось обыкновенно лишь на одной, внутренней стороне пергамента, но в редких случаях писали с обеих сторон. По изъяснению св. Андрея Кесарийского и др. под книгой, виденной св. Иоанном, следует разуметь «премудрую Божию память», в которой вписаны все, а также и глубину Божественных судеб. В этой книге были, следовательно, вписаны все таинственные определения премудрого промысла Божия о спасении людей. «Семь печатей означают или совершенное и всеми незнаемое утверждение книги, или же домостроительство испытующего глубины Божественного Духа, разрешить которое никто из созданных существ не может. Под книгой разумеются и пророчества, о которых Сам Христос сказал, что частью они исполнились в Евангелии (Лк.24:44), но что остальные исполнятся в последние дни» (св. Андрей, гл.11).

  Один из сильных Ангелов громким голосом взывал, чтобы кто–нибудь раскрыл эту книгу, сняв семь печатей ее, но никого не нашлось достойного «ни на небе, ни на земле, ни под землею», кто бы дерзнул сделать это. Это означает, что никому из сотворенных существ недоступно ведение тайн Божиих. Эту недоступность усиливает еще выражение, то есть даже «ни посмотреть в нее».

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible