Скрыть
И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу,

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 11-12 И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь; благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила, и крепость Богу нашему во веки веков. Аминь

Вот одна церковь Ангелов и людей! Ибо будут тогда сослужителями человеков и Ангелы, казавшиеся, как знаем сие о Данииле, страшными даже людям равноангельским. Ибо, по мнению некоторых святых, они видимы в свойственных им телах, или, по мнению других, как не подлежащие троякому измерению в длину, ширину и высоту, что свойственно вообще телам, являются не в своем естестве, но принимают вид и образ по произволению Божию. - Стоянием вокруг херувимов и старцев указывается на обширность почести тех, которые прославляются под означаемыми числом старцами; от всех сих возсылается Богу благодарение за Его ради нас Божественное о всей твари попечение.

Примасий, еп. (†560)

Ст. 10-12 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь

Они гласом великим, с ревностию великой и мольбою непрестанной исповедуют, что на троне, то есть в Церкви, царствуют Отец и Сын, и в равной мере соцарствует им Дух Святой. Ибо порядок слов здесь такой: Бог наш и Агнец сидят на престоле спасения, как и в Евангелии в похожих словах написано: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:3). Это то же, что сказать: да познают, что Ты и Иисус Христос, Которого Ты послал, есть Единый Истинный Бог. Ибо одним престолом обозначается власть одной природы, а отдельным именем Агнца обозначается отличность Отца и Сына, как и в тех случаях, когда называется один Дух Святой, следует подразумевать и Отца, и Сына, ибо когда в книге Деяний Апостолов сказано: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, - и тут же добавляет: пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян 20:28). А мы знаем, что не кто иной, как Христос, пролил за нас Кровь Свою; отсюда вполне ясно, что, когда назван Один, следует подразумевать всю Троицу.

Что это за толпа, Иоанн дал понять, перечислив эти имена, - он имел в виду всю Церковь. Так как здесь перечислены имена семи добродетелей, нам в высшей степени необходимо задаться вопросом, зачем он перечисляет здесь то, чему Бог хочет сделать причастной Свою Церковь. Это сделано для того, чтобы каждый, кто приобрел эти добродетели, признавал, что получил их от Бога, так как за это прославляется Бог. Поэтому следует признать, что здесь перечислены не те добродетели, которыми может обладать лишь Бог, но те, которые Он благоволит даровать также и верующим: благоречие, чистота, мудрость, благодать, честь, сила и доблесть. Всех их причастницей, к радости нашей, Церковь свою Христос соделал. Здесь не названы ни всесилие, ни величие, ни бессмертие, каковыми по праву лишь Бог обладает, но лишь эти семь, которые дарованы верным Тем, Кто дал им власть быть сыновьями Божиими. Так что, если мы обретаем чтото доброе, мы знаем, что воистину обладаем этим по щедрости Бога.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Ст. 10-12 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь

И восклицали: спасение Богу нашему и Агнцу, исповедуя, что с ними спасение, поскольку они были спасены, будучи запечатаны как рабы Божьи, от гибели мира. А когда они воздали благодарность, чины, служащие на Небесах, вместе со старцами, произнесли в ответ Аминь и выразили одобрение тому, что было высказано. Затем божественные ангелы преподносят и свою похвалу Богу, прославляя Его семеричным чествованием, каковое, как выше было изъяснено, обозначает нескончаемое ангельское хваление; ибо семь - число совершенное.

Комментарий на Откровение

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

 Ст. 9-12: После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.

Из этого нового видения мы прежде всего усматриваем, что основное и важнейшее предшествующее видение Престола и его окружения не исчезало и не отстранено или заслонено было и во время видения ангелов с ветрами, а оставалось пред очами Иоанна. То запечатление, о котором только что говорилось, было вне сферы этого небесного видения, т. е. на земле. А здесь, на небе, продолжается развитие истории Церкви Христовой – и хронологическое (в процессе последовательности ее переживаний дальше и дальше), и, так сказать, органически духовное как достижение в жизнедеятельности ее большей и большей полноты. И таким образом, можно признать, что из всех центральных видений Апокалипсиса данное новое видение должно было являться наиболее утешительным и отрадным – для всех тех, кто или за себя, или за других изнемогал (и изнемогает) сердцем в недоумениях по поводу все более и более охватывающего мир засилья зла на земле. Ибо здесь наглядно и живо показано было Иоанну то, «как вознаграждаются на небе те христиане, которые совершают свое земное поприще среди скорбей мира и особенно среди ужасов будущего времени. Иоанн видит великое множество людей, т. е. души людей, каковые облечены были в человеческие образы (ср.: Откр.6:9). Бесчисленность здесь не абсолютная, взятая в отличие от 144 тыс. запечатленных, а бесчисленность относительная» (прот. Орлов). Но, во всяком случае, в ней, в этой неисчислимости одетых в белые ризы, дается и нам отрадная истина о том, сколько есть людей спасающихся. Дело в том, что многие и многие среди нас прямо унывают, думая, что спасутся только великие святые, исключительно избранники Божии, т. е. только те, кто прославляется Церковью как угодники Божии. Мы же де не таковы: значит, все равно мы не спасемся, ибо явно ведь, что все мы не святые. И вот видение 7-й главы Апокалипсиса и говорит нам, что нет – что, кроме 144 тыс. особенных избранников Божиих, есть миллионы и многие миллионы, и из всех времен и народов, иных, вообще угодивших Богу верующих, все те, кто сохранил верность Ему среди земных бед и испытаний. «Состав многочисленной толпы указывает на ее общечеловеческий характер, и, несомненно, она, подобно душам (см.: Откр.6:9), находится на небе пред Престолом Божиим, а не на земле, как те запечатленные 144 тыс. Так что, очевидно, здесь имеются в виду все умершие христиане, достигшие совершенства и угодившие Богу теми или другими подвигами веры и благочестия. Следовательно, на вопрос, имеют ли уже и теперь утешение совершенные (да и вообще верующие. – Авт.) христиане, умершие до времени всеобщего суда и воздаяния, разбираемое видение отвечает, что души таких христиан после их смерти переселяются на небо и предстоят пред Престолом и пред Агнцем – в знак близости к Господу как источнику блаженства. На это указывают и белые одежды, и пальмовые ветви как ветви праздничной радости» (прот. Орлов) и как общепринятый символ увенчания победы.

Стих 10. Соответственно концу глав 4-й и 5-й, и здесь приводится хвалебная песнь изображенных пред этим угодников Божиих. Заметное отличие ее от тех, предшествовавших, песней, заключается в том, что здесь мотивом прославления является уже не творение Богом мира, а его спасение, и потому в общую песнь всех разумных существ (людей и ангелов) к прежним словам добавляется и слово благодарение. Таким образом, велико было множество славословивших Господа и Агнца праведных христиан, но и оно там не было одиноким: опять с ним соединяется и весь горний, ангельский мир; так что справедливо восклицает св. Андрей Кесарийский: «Вот одна Церковь ангелов и людей! Ибо тогда будут сослужителями человеков и ангелы, казавшиеся, как знаем мы сие о Данииле, страшными даже людям равноангельским... Стоянием ангелов вокруг херувимов и старцев указывается на обширность почести тех, которые прославляются пред означаемыми числом старцами».

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
 

     По словам св. Андрея Кесарийского, «это суть те, о которых говорит Давид: „Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка“ (Пс. 138:18), – которые прежде мученически пострадали за Христа и из всякого колена и племени имеющие в последние времена с мужеством принять страдания. Излиянием своей крови за Христа одни из них убелили, другие же убелят одежды своих деяний» (св. Андрей, гл.20).

     В руках у них пальмовые ветви – знамения победы над диаволом, Участь их-; вечное ликование перед престолом Божиим.

     Один из небесных старцев объяснил св. Иоанну, что это «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Все эти признаки указывают явно на них как мучеников за Христа, а выражение, что они «пришли от великой скорби», заставляет некоторых толкователей предполагать, что это христиане, которые будут избиты антихристом в последний период существования мира. Ибо об этой скорби возвестил Сам Христос Спаситель, говоря: Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:21). Это и будет то дополнение числа мучеников, о котором сказано в (Откр. 6:11).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible