Скрыть
не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего

Тварь, как бывшая ради нас, делается причастницею бедствий во времена нашего наказания, равно как и радуется со святыми, когда они прославляются. Отсюда получается, что и добродетельные нуждаются в Ангельской помощи пред наступлением напастей, по силе нам данной печати духа, которая, однако, обнаруживает свою силу настолько, насколько мы сами показываем свою деятельность. Если же некоторые остаются без помощи, так единственно по причине своего ея нежелания.

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 2-3 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога ясиваго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего

Господь, родившийся во плоти, Ангел великого совета, Вестник воли Отца, посетил нас с высоты востока (Лк 1:78) и принес знамя креста, которым положил печати на лица тех, кто Его. <…> Громок глас Господа, возглашающего: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4:17). <…> Для того было разрушено владычество язычников, чтобы лики святых были отмечены знаком веры, в которой они устояли. Ведь и сам облик креста, раскрытого во все стороны, говорит о Царстве Божием <…>. Не зря на челе первосвященника писалось четырехбуквенное имя Божие - ведь это знак, которым отмечается чело верных, как и поется в псалме: Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! - и далее, до слов: дабы сделать безмолвным врага и мстителя (Пс 8:2-3).

Изложение Откровения

Экумений (†VIв.)

Ст. 2-3 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего

Что божественный ангел восшел от востока солнца, но не от захода и вечера, означает проповедь Евангелия и возвещение блага. Ибо нынешнюю печать [Бога живого] предвидел в Духе пророк, когда сказал: явился на нас свет лица Твоего, Господи (Пс 4:7). А теперь по справедливости повелевается, чтобы не делали вреда, доколе не положена будет печать на тех из иудеев, кто достоин спасения, чтобы невольно не пострадали никаким образом праведники наряду с грешниками.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего

В словах Ангела заключается приказание, которое нужно понимать как повеление Божие, передаваемое по чиноначалию одними Ангелами другим. Изображение здесь добрых Ангелов, как pyководителей вредными действиями стихий, вполне согласно со свящ. Писанием (Пс СIII:4). В данном случае добрые Ангелы должны удерживать вредные действия ветров до тех пор, пока явившийся Ангел вместе со своими сослужителями не положит печати на рабов Божиих.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-3: И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.

В четырех ветрах, которые удерживаются четырьмя ангелами, нельзя не видеть соответствия четырем коням со всадниками их. И здесь, и там пред нами равное число, и притом силы, подразумеваемые в тех и других, имеют определенно мировое значение и с характером явно стихийным. И только там, в видениях с конями, силы эти и действия, как кони, вводятся со стороны и посылаются в мир и уже затем входят в кругооборот жизнедеятельности его. Здесь же они уже есть и как бы рвутся, сами стремятся вторгнуться в него, но их задерживают и не пускают ангелы Божии.

И видех... Ангела восходяща от восхода солнца. Ангел этот не только светлый и добрый, но и налагающий печать на избранных Божиих. И он идет с востока: так важен восток в деле веры христианской. Так, Писание и Самого Господа именует Восток свыше (Лк.1:78). И потому-то от дней апостольских обращаемся мы в храмах наших к востоку как символу сияния для нас и света дневного, и света истины. Имуща печать Бога живаго. На себе ли или у себя имел печать этот ангел? Так как далее он говорит о наложении этой печати на людей, на рабов Божиих, то нужно думать, что для них была эта, упоминаемая во 2-м стихе, печать у него.

Не вредите... Дóндеже запечатлеем рабы Бога нашего на челех их. «Что некогда было открыто Иезекиилю о муже, облеченном в подир, т. е. в длинную льняную одежду, и налагающем печать на лица стенящих (Иез.9:4), чтобы с неправедными не погубить и праведных (ибо и ангелам неизвестны сокровенные добродетели святых), то же самое открывается теперь и блаженному Иоанну, когда высшим святым силам повелевается не делать ничего согрешающим до тех пор, пока не познают они служителей истины, отличенных запечатлением. Хотя отчасти сие случилось и прежде, когда уверовавшие во Христа в числе многих тысяч, как говорит о количестве их великий Иаков блаженному Павлу, избегли опустошения Иерусалима римлянами, но преимущественно сбудется сие, как упомянуто, во времена пришествия антихристова, когда печать Животворящего Креста отличит неверных от верных, непосрамленно и с дерзновением пред ними носящих знамение Христово. Поэтому ангел и сказал:

Не вредите ни земли, ни моря, ни древес... Тварь, как бывшая ради нас, делается причастницею бедствий во времена нашего наказания, равно как и радуется со святыми, когда они прославляются. Отсюда получается, что и добродетельные нуждаются пред наступлением напастей в ангельской помощи и в силе данной нам печати духа, которая, однако, обнаруживает свою силу настолько, насколько мы сами показываем свою деятельность. Если же некоторые остаются без помощи, так единственно по причине своего нежелания». Итак, печать эта имеет быть «отличием и преимуществом избранных рабов Божиих, указанием на их близость к Богу и на покровительство Божие к ним. Поэтому нужно сказать, что печать эта есть отображение на лучших и избраннейших членах христианской Церкви той Божественной благодати, которая, преображая их душу, преобразит и их внешний вид – чело (ср.: Быт.4:15). Но трудно сказать, будет ли это состояние отмечено и каким-либо внешним знаком».

Четырем Ангелам... дано вредить земле и морю. Собственно говоря, самый вред, по данному символу, происходит от четырех ветров, которые в деятельности своей ангелами или выпускаются, или задерживаются и природу которых мы признали стихийною. Во всяком случае, «изображение здесь добрых ангелов как руководителей вредными действиями стихий вполне согласно со Священным Писанием (см.: Пс.103:4). В данном случае добрые ангелы должны удерживать вредные действия ветров до тех пор, пока явившийся ангел вместе со своими сослужителями не положит печати на рабов Божиих... Самые слова ангела, приводимые здесь, нужно понимать как повеление Божие, передаваемое по чиноначалию одними ангелами другим».

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
 

     Но тут же явился и «иной Ангел», который имел «печать Бога живаго» для того, чтобы положить эту печать на челах рабов Божиих и этим избавить их от наступающих казней Божиих. Это нечто подобное тому, что было открыто некогда св, пророку Иезекиилю о муже, облеченном в подир, то есть в длинную льняную одежду, и налагающем печать «на лица стенящих» (Иез.9:4), чтобы с неправедными не погубить и праведных (ибо и Ангелам неизвестны сокровенные добродетели святых).

    В чем состоит эта печать, мы не знаем, да и доискиваться этого не нужно. Может быть, это будет знамение Честного Креста Господня, по которому легко будет отличить верующих от неверующих и отступников, может быть, это будет печать мученичества за Христа.

    «Преимущественно сбудется сие во времена пришествия антихриста, когда печать Животворящего Креста отличит неверных от верных, непосрамленно и с дерзновением пред ними носящих знамение Христово. (…) Добродетельные нуждаются в Ангельской помощи пред наступлением напастей, по, силе нам данной печати духа, которая, однако, обнаруживает свою силу настолько, насколько мы сами показываем свою деятельность» (св. Андрей, гл.19).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible