Скрыть
И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.

Святые отцы

Прочие

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение

Воспринял Господь тело, то есть Церковь, и во исполнение воли Отца наполнил Ее огнем Святого Духа. И произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. Все это суть духовные возвещения и добродетели Церкви.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 4-5 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю

И изыде дым; т. е. возносимые через Ангела молитвы святых приняты и наполнившие кадильницу огнем наказаний сделали то, что они обратятся на землю, как некогда видел Иезекииль, что взятое от такого огня одним из Херувимов было передано Ангелам, посланным на избиение нечестивых Иерусалимских жителей. Образ сего Ангела имеет всякий Иерарх, как посредник между Богом и людьми, ибо одних он молитвы возносит, другим низводит помилование, согрешающих обращает вразумлением или строжайшими наказаниями.

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

и наполнил ее огнем с жертвенника

Хорошо сказал Иоанн, что кадильница была наполнена огнем. Ведь не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34). И мы знаем, что особенно наполнена [огнем] человеческая природа Христа, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9).

Изложение Откровения

Тиконий, (†IVв.)

И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение

И воспринял Господь тело, то есть Церковь, и, исполняя волю Отца, наполнил ее огнем с жертвенника, то есть властью разрешать и связывать, которая состоит из жертвоприноше­ний и умилостивлений Бога. Поэтому также сказано: Тот, Кто творит ангелами Своими духов, служителями Своими – огонь пылающий (Пс 103:4). Ибо в них получает Церковь всю власть на небе и на земле, пока совершает приношения Богу, когда, в первую очередь, Господь предлагает Себя, а святые предают свои тела как живую священную жертву. И посылает их на землю, так как через проповедь Церкви приходит свидетельство миру о грядущем негодовании [Божием], как говорит Захария: Я сделаю князей Иудиных, как жаровню с огнем (Зах 12:6), и следующее. <…>

И произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. Все это – предметы духовные, [относящиеся] к Церкви, то есть голоса порицателей, угрожателей, порождений ехидниных или [возглас] покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2). Гром – предвестье христианской веры; молния – добродетель трезвости; землетрясение – гонения, приход которых и предвещен, и претерпева­ется в разные времена.

Фрагменты

Экумений (†VIв.)

Затем, по его словам, взял божествен­ный ангел кадильницу, и наполнил ее огнем Божиим, и поверг на землю; и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. Возможно, что именно этот огонь Божий кто-то из ангелов низринул на гору Синай, и настали громы и голоса, и трубы, и молнии, и заволоклась гора дымом, поскольку прибыл Бог. Стало быть, как тогда надвинулись молнии и устрашающие видения, так и теперь они предше­ствуют славному явлению Господа.

Комментарий на Откровение

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 3-5: И пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясение.

Новый, особый, ангел, о котором говорится в этих трех стихах, находится уже не перед Престолом Божиим, а перед жертвенником, и, по-видимому, жертвенник этот стоит не только перед Престолом, но и ниже него. Служа у этого жертвенника, ангел этот основной обязанностью своей имел содействовать молитвам святых, возносимым ими к Богу. Для сего дается ему множество фимиама как символ той великой и богатой милости Божией, которая направляется навстречу и слабым молениям человеческим, усовершая, одухотворяя и как бы увенчивая их.

И изыде дым кадильный молитвами святых от руки ангела пред Бога. Относительно упоминаемого в стихах 3-м и 5-м жертвенника прот. Орлов, вслед за рядом протестантских ученых, категорически утверждает, что их было два и что оба они соответствуют двум же жертвенникам иерусалимского храма: одному – жертвеннику всесожжения, находившемуся на дворе, и другому – золотому жертвеннику кадильному – пред Святая святых, в святилище. Но в данном случае вернее разуметь все тот же жертвенник, стоявший тут же, пред Престолом, но – ниже его, так что к нему направлялся фимиам молитв святых, как дым кадильный в алтаре храма, поднимающийся кверху.

Стих 4: «Когда дым фимиама поднялся от жертвенника, когда, таким образом, было указано чрез то, что приняты Богом молитвы святых», и когда, видимо, окончились эти полчаса молчания и, так сказать, оттяжки казней, «тогда ангел снова возвратился к жертвеннику и снова наполнил кадильницу угольями (5-й стих). Но наполнил ими уже не для того, чтобы снова идти для воскурения фимиама во святилище, но чтобы высыпать эти уголья на землю – с высоты этого небесного свода, на котором Иоанн видел Небесный храм и Престол» (Орлов). Так различно служение этого ангела для горнего и для дольнего мира, для святых людей и для сынов нечестия. Так различны и уголья жертвенника, означающие двоякого рода посещения Божии. Для направляющих сердца свои и моления к Богу уголья эти – символ благодатной помощи, принятия этих молитв как жертвы, благоприятной Богу. Для закоснелых же противников всего небесного и святого – не только начало казней Божия гнева, но и самый источник грозных явлений: голосов и громов, молний и землетрясений.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.

 Описанные вслед за тем казни были, несомненно, следствием этой молитвы. Господь показывает тут, что он не оставляет без внимания молитв верных рабов Своих. „И произойти голоса и громы“. Всем этим означаются ужасы, имеющие быть пред кончиною, подобно тому как на горе Синайской они служили присутствия Божественного символами, всех устрашающими и приводящими благоразумнейших к обращению» (св. Андрей, гл.21).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible