Скрыть
И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 13-16 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его

Некоторые утверждают, что эти четыре Ангела суть Михаил, Гавриил, Уриил и Рафаил, связанные всесилием Божественного созерцания и вместе с другими бесчисленными Ангелами разрешенные в день судный для осуждения нечестивых, из которых третья часть будет истреблена. Я же думаю, что и сии суть связанные в пришествие Христово прелукавые демоны, которые по Божественному повелению, исходящему от пренебесного жертвенника, образ коего был в древней скинии, и разрешаются Божественным Ангелом для возмущения народов не только против христиан но и друг на друга, чтобы чрез сие явились одни испытанными, верными и достойными лучших наград, подобно созревшей пшенице, - высших обителей и хранилищ, а другие, подобные плевелам, - нечестивые, бесконечно грешные и не раскаявшиеся, и здесь справедливо наказуемые, получили еще более жестокое осуждение на суде. - А что связаны были при Евфрате, в том нет ничего странного ибо, по изволению Божию, до времени были осуждены одни в бездну, другие в свиней, некоторые в иные места, чтобы по совершенном окончании брани против людей подвергнуться им вечным мучениям. А может быть, упоминанием о Евфрате указывается на то, что из тех стран выйдет антихрист. - Во множестве же бесов сомневаться нельзя; и все святые свидетельствуют, что ими переполнен воздух. - А что значит третья часть избиенных, о том говорили мы уже ранее.

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И освобождены были четыре ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей

[Иоанн] говорил о четырех ангелах, потому что преследования эти будут свирепствовать в четырех частях света. Это те ангелы, которых он прежде видел стоящими на четырех углах земли, которым было запрещено вредить земле и морю, пока не будут запечатлены рабы Божий. Они были приготовлены на час и день, и месяц и т.д. Злым духам, что каждый час и момент времени жаждут смерти людей, будет дозволено тогда свободнее творить пагубу, чтобы могла укрепиться Церковь, но в должное время и они погибнут. И как ты думаешь, что они сделают, оказавшись на свободе, когда и связанными причиняют столько вреда?

Изложение Откровения

Примасий, еп. (†560)

И освобождены были четыре ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей

Иоанн исподволь с помощью подоба­ющего выражения провозвещает четыре времени, в течение которых будет продолжаться гонение, то есть три года и шесть месяцев. Поэтому-то он сказал: на час и день, и месяц и год, ­потому что и день постепенно воспол­няется часами, и месяцы днями, и, конечно, месяцами годы. Он использу­ет выражение приготовленные, чтобы обозначить свойство дьявола и ангелов его, которые беспрерывно враждуют против Церкви Христа и постоянно имеют желание причинить ей вред. Однако Божественная сила не позволяет им вредить в той мере, в какой они хотят. Справедливо он сказал ранее о саранче, что она была подобна коням, приготовленным на войну (Откр 9:7), ибо теперь, когда он говорит, что ангелы были освобожде­ны, он говорит, что видит лошадей.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его

Злые ангелы будут освобождены тогда, в тот именно час дня, месяца и года, в который это освобождение назначено по Бож. предопределению, т.е. тогда, когда нечестие среди людей последнего времени достигнет высшей степени своего развития. Это время будет и временем пришествия антихриста. Тогда по действию злых духов начнутся страшные бедствия, которые повлекут за собою смерть множества людей, - третьей части их, по выражению Апокалипсиса. Этим бедствиям последнего времени подвергнутся даже и избранные христиане наравне с нечестивыми (Мф. 24:13, 21, 22). Бедствия будут исходить от бесчисленного воинства, для которого четыре злых ангела будут лишь тайными вдохновителями, не исключающими собою его обыкновенных естественных вождей. Причем определенное число этого воинства - двести миллионов - взято не в значении точного количества отдельных воинов, но в смысле неопределенного указания на его громадность.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 13-15: Шестый Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц, и год, для того, что­бы умертвить третью часть людей.

И здесь, как и в предшествующей казни, мы не можем согласиться с толкованием прот. Орлова в существенных частностях. По прот. Орлову, четыре ангела при Евфрате суть злые ангелы-демоны, которые «после страданий Иисуса Христа были связаны повелением Божиим в своей зловредной деятельности...».

Эти «злые ангелы впервые, пред концом мира, получат свою полную свободу в среде нечестивых, отпадших от христианской веры и ее спасительной силы».

Но недаром эти ангелы в приводимом самим прот. Орловым вверху той же страницы тексте Откровения Иоанна печатаются с большой буквы. Напрасно игнорирует он и совершенно ясное указание внутренней стороны этого текста, где эти ангелы названы приготовленными... чтобы умертвить третью часть людей, очевидно – кем? – не иначе, как Промыслом Божиим, врачующим чрез смерть части общее состояние целого. Повелевавший шестому ангелу освободить этих четырех ангелов голос исходил от четырех рогов золотого жертвенника (очевидно, того же самого, который упоминался в 3-м стихе предшествующей главы). При этом обращает на себя внимание, что этот жертвенник являлся местом, где сосредоточивались и окружались фимиамом молитвы святых: и вот оттуда-то, и от всех четырех рогов его, другими словами – от всей полноты его, и раздается теперь голос о шестой каре, поражающей нечестивцев чрез четырех ангелов, каре еще большей, чем предшествовавшая мука от саранчи. По этому голосу и по звуку шестой трубы (который можно понять здесь, как сигнал, что настало время...) освобождаются четыре ангела, бывшие и ранее готовыми на дело истребления людей. Они, конечно, напоминают нам четырех же ангелов, о которых говорилось в 7-й главе, по снятии шестой же печати. И там, и тут деятельность ангелов задерживается – пока настанет время, которое здесь точно обозначается, как час и день, и месяц, и год. И там и тут самая деятельность их носит характер чего-то стихийного, ими лишь направляемого. О четырех ветрах-стихиях мы уже говорили: теперь обратимся к тому, что последовало после освобождения этих ангелов, – по голосу, исходившему от золотого жертвенника.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его.

  «Я думаю, что сии суть связанные в пришествие Христово прелукавые демоны, которые по Божественному повелению, исходящему от пренебесного жертвенника, образ коего был в древней скинии, и разрешаются Божественным Ангелом для возмущения народов не только против христиан, но и друг на друга, чтобы чрез сие явились одни испытанными, верными и достойными лучших наград, подобно созревшей пшенице, – высших обителей и хранилищ, а другие, подобные плевелам, – нечестивые, бесконечно грешные и не раскаявшиеся, и здесь справедливо наказуемые, получили еще более жестокое осуждение на суд. А, Ангелы, что связаны были при Евфрате, в том нет ничего странного, ибо, по изволению Божию, до времени были осуждены одни в бездну, другие в свиней, некоторые в иные места, чтобы по совершенном окончании брани против людей подвергнуться им вечным мучениям. А может быть, упоминанием о Евфрате указывается на то, что из тех стран выйдет антихрист» (св. Андрей, гл.27).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible