Скрыть
За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда

Покрыет тя студ, когда Иудеи будут возвращены, и погибнешь во век. Когда Иудеи и Идумеи возвратятся из плена ассирийского; тогда вас, Идумеев, поработят Иудеи, и долгое время будете вы терпеть от них бедствия. Когда же придут народы чуждые и поразят Иудеев, Идумеев же истребят совершенно; тогда ни рода, ни имени идумейского не останется в поднебесной. Так действительно поступили с Идумеями Римляне в то время, как поразили Иудеев и рассеяли их по всем пределам земли.

Комментарии на малых пророков

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10–11 За убийство и беззаконие против брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд, и ты погибнешь навсегда. В тот день, когда ты стоял против него, когда чужие уводили войско его в плен, и иноземцы входили в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты также был, как один из них

Погибнет муж на горе Исава и исчезнет мудрость в Идумее и благоразумие на горе Исава за то, что ты убивал единокровного и беззаконно поступал в отношении к брату своему, Иакову: когда халдеи и вавилоняне опустошали Иерусалим, осаждали город, входили в ворота его и бросали жребий при разделе добычи, ты был союзником их и находился в числе врагов. Другого рода объяснение: всему тому, что выше написано, подвергнешься ты, кровавый, земной и жестокий Едом, за то, что ложным и смертоносным учением и нечестивыми речами против Господа ты убивал брата своего, Иакова. У Соломона мы читаем: «бывают такие, которые говорят и убивают, [как] мечом» (Притч. 25:18). И в другом меcте: «язык аспидов под устнами их» (Псал. 139, 4), и: «язык их, меч остр» (Псал. 56, 5). Поэтому покроет тебя стыд, и ты скажешь: «покры срамота лице мое» (Псал. 68, 8), и погибнешь, но не на короткое время, а навсегда; потому что ты нанес своему брату, насколько от тебя зависело, вечную рану. Также и то будет причиною твоего наказания, что, когда чужие истребляли войско Иакова и входили чрез ворота его в Иерусалим, бывший прежде мирным, и бросали жребий для раздела добычи из него между собою, ты был одним из врагов. Мы читаем, видим и ежедневно убеждаемся, что когда возникает гонение против Церкви, то гораздо более жестокими гонителями христиан делаются иудеи и еретики, нежели язычники. Можем мы назвать чужими, входящими в ворота Иерусалима, λογισμοὺς то есть «помыслы» лукавые, а под воротами Иерусалима, то есть души, пребывающей в покое и созерцающей Бога, понимать пять чувств, чрез которые входят враги и делят добычу Иерусалимскую. Если мы смотрим на женщину с вожделением (Матф. 5:28), то «взыде смерть сквозе окна» наши (Иерем. 9, 21). Если ушами своими мы слушаем ложь и суд крови, то враг вошел чрез другие ворота. Если также обоняние, вкус и осязание пленяются или разного рода запахом, или лакомыми кушаньями, или нежными объятиями, то вошли враги чрез другие ворота и делят добычу из несчастного Иерусалима. Таким образом в то время, когда под гнетом гонения или вследствие пагубной наклонности к наслаждениям, падет кто-либо в Церкви, то ликуют еретики и радуются иудеи тому, что и они, как один из гонителей, и что их причисляют к язычникам.

Толкование на книгу пророка Авдия

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Страшен и явлен есть, от него суд его будет, и взятие его от него изыдет

Речь переходит к вождю народа, то есть к тирану вавилонскому, может быть, к Навуходоносору, который покорил Иудею и, предавши огню самый божественный храм, отвел в свою страну, в качестве пленного, Иуду. Итак, называет его страшным по причине его свирепости и неукротимости в гневе, необузданности в мыслях и жесткости в мщении. «Явленным» же называет его, как честолюбивого и тщеславного, и ненасытного любителя славы, ибо цари Вавилона всегда были надменны и весьма славолюбивы. Поскольку же они во всяком деле и предприятии руководствовались своим произволом, требуя от подчиненных просто только исполнения своих повелений, то поэтому говорит: «от него суд его будет», то есть, он действует по своевольным побуждениям и, вследствие чрезмерной надменности, не терпит мнения других, хотя бы он требовал чего-нибудь невозможного; ибо замыслы персов заносчивы. Но поскольку они имели обычай производить гадания пред битвами и при помощи искусства магов старались узнавать, чем окончится предприятие, то он опять говорит: «и взятие его от него изыдет». Взятием же называет прорицание. За искусными в прорицании, говорит, не будет посылать к другим народам или в другие страны; напротив, говорящих ложь и не знающих ничего истинного, но всегда только подстрекающих и обыкновенно предвозвещающих ему победу, он всегда будет иметь среди живущих с ним. Государство вавилонское этим очень славилось. Поэтому-то и Валак, царь моавитский, когда хотел подвергнуть проклятию израильтян и старался узнать будущее, – из Месопотамии призвал Валаама. Он думал, что волхвы вавилонские искусны и проницательны и, будучи весьма могущественны при помощи своего волшебного искусства, могут совершать все, что угодно.

Но, если угодно, мы можем принять и иной смысл объясняемого места. Изобразив вавилонского тирана, сказав, что он страшен и знаменит, тотчас прибавил, что «от него суд его будет и взятие его от него изыдет». Это можно будет понимать так. Бог всяческих определил наказать Израиля, проводившего постыдную и нечистую жизнь. Посему это выражение означает: над ним суд будет от самого вавилонянина; он как бы так говорит: он будет орудием гнева моего и чрез него я накажу тебя. Предсказание же о тебе значит: какое я приму решение и определение, «от него» также «изыдет», то есть, будет приведено в исполнение; ибо он приведет в исполнение то, что происходит из моей воли и благоусмотрения.

Толкование на пророка Аввакума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8
Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава?

Ст. 9
Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством.
Всех предам конечной гибели, и гордящихся мужеством, и величающихся мудростью, и подчиненным им. И показывая правдивость определения, продолжает Пророк:

Ст. 10
За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда.
Описывает же и самые виды обид, причиненных брату.

Толкование на пророка Авдия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда

Причина наказания Едома

Причиной истребления Едома, по словам пророка, являются притеснения им Израиля, родственного ему народа.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 10-14 За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда. В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия. 

Причина погибели Эдома лежит в той ненависти, какую народ этот проявил относительно народа Божия. Еще Исав, родоначальник идумеян, возненавидел брата своего Иакова, родоначальника народа Божия, – возненавидел за то, что этот предвосхитил у него право первородства и соединенное с этим правом благословение Божие. Ненависть родоначальника перешла и к его потомкам и уже при Моисее проявилась в том, что идумеяне на просьбу Моисея дозволить евреям пройти чрез их землю отвечали отказом (Чис.20:1-21). Эта ненависть должна была усилиться в Эдоме особенно в то время, когда после него в благословенной обетованной земле поселявшийся Израиль в виду его получал от Бога те милости, те благодеяния, которые, по правам первородства, должны были бы принадлежать Эдому. В ряду этих благодеяний Божиих, усвоенных правом первородства, было, между прочим, и то, по которому народ Божий приобрел владычество над Эдомом во времена Давида и при первых преемниках его (2Цар.8:12-141Цар.18:1-12). И Эдом укрепляется более и более в своей ненависти к народу Божию, – он при каждом несчастии, постигавшем Израиля, радовался и, пользуясь стесненным положением Иакова, старался всячески вредить ему. Не упустил случая заявить и словом и делом свою враждебную ненависть к Израилю Эдом и во время Авдия, когда произошло опустошение Иудина царства, городов его и столицы его Иерусалима филистимлянами и моавитянами. И вот: « За притеснение брата твоего, Иакова», вещает пророк Эдому, за насильственную неправду против этого близнеца Исавова и потому более, чем кто-либо другой, имевшего право на любовь к себе и расположение со стороны Исава, «покроет тебя стыд», всею своею массою обрушится на тебя поношение полного и вечного уничтожения: «истреблен будешь навсегда». Для того, чтобы обвинение Эдома в нечестии против Иакова и возвещение суда за сие нечестие сделать более твердым и доказательным, пророк подробно раскрывает ту враждебность, какую Эдом заявил относительно Иуды при разграблении Иерусалима филистимлянами и аравитянами. «В тот день, когда ты стоял напротив», говорит пророк Эдому, когда ты, как враг, злорадственно смотрел на несчастие Израиля, когда ты протягивал руку свою, чтобы завладеть добром Иакова, когда ты, наконец, вместе со врагами воевал против народа Божия, «когда чужие уводили войско его в плен», когда захватывали добычу себе, богатство и вообще достояние Иуды, какое только находили во всей земле Иудиной, и когда «иноплеменники вошли в ворота его», врывались, с целью грабежа и опустошения, во врата городов Иудиных, «и бросали жребий о Иерусалиме», бросали жребий, разделяя между собою и богатство захваченных в плен людей, как добычу, когда все это совершалось, – "и ты (Эдом) был как один из них», и ты принимал в неприязненных действиях врагов против Иуды самое деятельное и живое участие. Указав на этот отдельный случай заявления ненависти к Иакову со стороны идумеян, пророк предупреждает последних, во-первых, не относиться на будущее время так злорадственно к беде Иуды, как злорадственно отнеслись они во время Авдия, во-вторых, не вести впредь относительно Иуды дел общих с завоевателями и грабителями Иуды, как это было во время пророка, в третьих, не стараться впредь захватывать в свои руки дело врагов относительно Иуды, захватывать затем, чтобы продолжить его и докончить, как это сделали они недавно, перехватывая по дорогам беглецов Иуды, умерщвляя их или же выдавая врагу: «Не следовало бы тебе злорадно (с удовольствием) смотреть» предупреждает пророк «на день брата твоего», на день, в который случается нечто горестное с ним, «на день отчуждения его», не радуйся (усиленное выражение злорадства), не выражай открыто своего злорадства о сынах Иуды в день погибели их. «Не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот (еще более усиленное выражение злорадства, полного насмешки и ненависти) в день бедствия» (Иез.35:13).  Это первая степень проявления ненависти. «Не следовало бы тебе входить»,  начинает пророк изображение второй, более усиленной степени проявления ненависти, когда человек не только злорадствует несчастию другого, но еще и сам принимает участие в совершении этого несчастия, «в ворота народа Моего», во врата города (Иерусалима, ср. Мих.1:9), в котором обитает Мой народ, в день нужды ни смотреть (с наслаждением) на бедствие его в день горести его, «ни касаться имущества его в день бедствия его», «ни стоять» (последняя и крайняя степень ненависти), продолжает предупреждать пророк, «на перекрестках» дорог, «для убивания бежавших его», спасающихся от неприятеля, «ни выдавать уцелевших из него в день бедствия» (во власть врага, на погибель) спасшихся его.

Пророк Авдий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible