Скрыть
Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении

Пророк говорит о народе идумейском, и показывает, что за гордость пред братиями своими и за вражду к ним, будет он отведен в плен. В другом смысле малым называет Пророк диавола; потому что к нему удобно прилагаются и следующие за сим слова.

Комментарии на малых пророков

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 2–4 Вот, Я сделал тебя малым между народами; ты весьма презренен. Гордость сердца твоего надмила тебя, живущего в расселинах скалы (или: скал), высоко ставящего престол свой, говорящего в сердце своем: кто низвергнет меня на землю? Если ты поднимешься высоко, как орел, и если среди звезд устроишь гнездо свое, то и оттуда Я низвергну тебя, говорит Господь

Почти буквально согласуются с этим следующие слова Иеремии, о котором мы выше упоминали: «вот, Я сделал тебя малым между народами, презренным между людьми… Надменность в высокомерие сердца твоего обольстили тебя, живущего в пещерах скалы и старающегося занять вершину холма. Если ты высоко, как орел, совьешь гнездо свое, то и оттуда Я низвергну тебя, говорит Господь» (Иерем. 49, 15–16). При толковании пророчеств мы должны, следуя своему обычаю, сначала положить основание историческое и затем, если можем, воздвигать башни и вершину кровли. Ты, Едом, – говорит он, – будучи самым малым между народами и малочисленным сравнительно с другими народами, высокомерно превозносишься свыше своих сил. Живя в пещерах или в расселинах скал и не обладая высокими кровлями зданий, будучи низким и очень бедным, ты поднимаешься на высоту, подобно орлу, и настолько превозносишься в своих мыслях, что считаешь себя живущим среди звезд; но хотя бы ты вопреки природе, мог подняться на высоту небесную, Я и оттуда низвергну тебя и низведу на землю, говорит Господь Бог. Слова, прибавленные у Иеремии: «и старающегося занять вершину холма», раскрывают загадочный смысл, указывая чрез холм на гору Сион и давая знать, что здесь следует понимать или самый город Иерусалим или построенный в нем храм. Что же касается орла, то и те, которые исследуют природные свойства птиц, сообщают, что он летает выше всех птиц и, говорят, обладает таким зрением, что, несясь с остающимися без движения крыльями над морями и будучи недосягаем для человеческого зрения, он с такой высоты видит плавающих рыбок и, когда они приближаются к берегу, опускается, подобно пущенному камню (tovmenti), вниз и, схватив добычу, тащит ее, при помощи крыльев, на берег. Узнав исторический смысл этого, проследим смысл духовный. Хотя ты, еретик, считаешь себя великим и презираешь церковь, как малую, однако ты мал между народами и презренен, и не только презренен, но и презренен с усилением (᾿επιτάσει): «весьма».

«Гордость сердца твоего надмила тебя.» Ибо кто из еретиков не превозносится высокомерно, относясь с презрением к простоте Церкви и считая веру за невежество?

Живущего в расселинах скалы и высоко ставящего престол свой. Хотя часто камень [или скала] употребляется в отношении в Господу или в значении твердости (вследствие чего и пророк говорит: «постави на камени нозе мои» (Псал. 39, 3), и Петру говорится: «ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою» (Матф. 16, 18), однако часто он употребляется и в противоположном смысле: «отиму, – говорит, – сердце каменное, …и дам вам сердце плотяно» (Иез. 36, 26), и «может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму» (Матф. 3, 9), а особенно в настоящем месте, где не сказано: «живущего на» [«скале» или] «камне», на котором мудрый строитель построил дом свой, но: «в расселинах скалы», чтобы указать на отделение ересей от камня – Христа (или: Христова) и от Церкви.

Следующие затем слова: высоко ставящего престол свой и говорящего в сердце своем: кто низвержет меня на землю? указывают на высокомерие еретиков, полагающихся на свои таинства и тайны и, насколько от них зависит, обещающих себе царство небесное (это мы должны понимать, как гиперболу). Поэтому к людям подобного рода пишет апостол: вы уже «без нас воцаристеся, и о дабы воцарилися есте, да и мы быхом с вами царствовали» (1Кор. 4, 8)! Нечто подобное и Давид говорит: «положиша на небеси уста своя, и язык их преииде по земли» (Псал. 72, 9). Но если они поднимутся так высоко, как орел (потому что и сами они присвояют себе сходство с орлами, которые обыкновенно собираются при теле Господнем), и если среди звезд устроят гнездо свое, то и оттуда низвергну их, говорит Господь. Ибо как во время сна домовладыки враг человек сеет между пшеницею плевелы (Матф. 13:25), так этот орел с большими крыльями, пушистый и пестрый, направляющийся на Ливан, берущий верхушку кедра и производящий насаждения у вод мягких, чтобы они дали ростки и чтобы из них образовались виноградные лозы (Иезек. 17), устроивает гнездо свое обыкновенно среди звезд церкви, о которых в другом месте говорится: «праведники же воссияют как звезды» (Матф. 13, 43). Я выше сказал, что это можно относить и к плоти, именно в том смысле, что при пришествии Христа силы ее ослабели, она стала презренною, подчинилась власти души и тщетно старается возвыситься, живя в расселинах скалы, [то есть: будучи погружена в свои] чувства или помышления, и желает господствовать над душою, высоко помещая престол свой и полагая, что дела ее не могут быть преодолеваемы. Ей говорится, что хотя она старается подняться высоко, подражая в этом отношении орлу, и обольстила многих святых, однако была побеждена и низвержена Господом. Истолкованное нами относительно еретиков и плоти можно понимать также в отношении в иудеям.

Толкование на книгу пророка Авдия

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 2-4 Се мала дах тя во языцех, бесчестен ты еси зело. Презорство сердца твоего воздвиже тя живущего в пещерах каменных: возвышаяй храмину свою, глаголяй в сердцы своем: кто мя свержет на землю? Аще вознесешися якоже орел, и аще положиши гнездо твое среде звезд и оттуду свергу тя, глаголет Господь

Говорит, что сделал его самым ничтожным среди народов и презренным вследствие того, что они сделались совершенно малочисленными, если сравнить их со множеством нападающих; ибо, как я сказал, против них возбуждены весьма многие. Или же малочисленными, говорит, сделались они потому, что война истребила племя их и превратила его в малочисленное. Пророческое слово открывает нам, что вследствие великого неразумия они преданы были пустым гордым мечтам. Они думали, что неодолимы для врагов не вследствие свойственной им храбрости и не вследствие военного искусства, но потому, что гористость и неудобопроходимость своей страны они считали достаточным для избавления их от врагов, ибо повсюду были возвышенности, страшно обрывистые утесы, дикие холмы и высокие горы. Итак зачем же, говорит, вы пренебрегаете могуществом нападающих? Но если бы ты и жил в стране, весьма непроходимой и весьма высокой, и хотя бы даже ты был подобен орлу и имел гнездо как бы в самом воздухе (опять речь гиперболическая); но ты и оттуда будешь низринут, потому что низвергает тебя Бог, для Которого нет ничего невозможного.

Толкование на книгу пророка Авдия

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2
Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении.
И показывая причину, продолжает:

Ст.3
Гордость сердца твоего обольстила тебя;
Потом открывает побуждения к сему презорству.

ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю?»
А потом обнаруживает и самые помыслы его. Ибо говорит:

Ст.4
Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь.
Идумея остенена была весьма возвышенными вершинами гор. Заняв их при нашествии врагов, многократно спасались идумеи от сильных нападении. Итак, говорит Бог, поскольку, надеясь на сии высоты, надмеваешься и высоко о себе думаешь, как не доступный, то соделаю тебя идобоуловимым и доступным для врагов, не избегнешь вражеских рук, хотя, подобно орлу, вознесешься превыспренно, превыше самых облаков направишь полет свой, и жилище твое будет у самых звезд. И давая знать, какой конечной гибели предан будет народ сей. Пророк присовокупляет:

Ст.5
Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод?

Ст.6
Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его!
Тати, взяв, что попадается им под руки, уходят, боясь обтискивать весь дом; и обирающие виноград ленятся тщательно осмотреть каждую лозу: а потому, собрав большие грозди, на многих ветвях оставляют не мало ягод; а тебя так обыщут враги, что и сокрытое в потаенных у тебя местах не избегнет их рук.

Толкование на пророка Авдия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении

Со 2 ст. начинается собственная речь Иеговы. — Вот, Я сделал тебя малым между народами. Слав. «се, мала дах тя во языцех». Некоторые относят эти слова к прошлому едомитян и понимают в смысле указания на то, что Господь не предназначал едомитян быть великим народом, а они, как видно из дальнейшего (ст. 3), стали претендовать на это по гордости своей (блаж. Иероним, Абен-Езра Корнелий Аляп., еп. Палладий). «Ты Едом, — перефразирует слова пророка блаж. Иероним, — будучи самым малым между народами и малочисленным сравнительно с другими народами, высокомерно произносишься свыше своих сил». Но такое понимание не соответствует данным истории едомитян (Чис. 20:15-19; 4Цар. 8:20). Словами: вот, Я сделал тебя малым, возвещается будущее, которое ввиду его несомненности, представляется уже, как прошедшее.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 1-4 Видение Авдия. Так говорит Господь Бог об Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: «вставайте, и выступим против него войною!» Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении. Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю?» Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь. 

«Видение Авдия», так начинает свое пророчество об Эдоме сам пророк и таковым началом показывает, что он имеет возвестить Эдому то, что ему открыто в видении от Бога. «Так говорит Господь Бог об Едоме», продолжает он, приступая к изложению открытого ему и виденного им об Эдоме. Что же такое открыто пророку, что такое он созерцал в видении Божием о судьбе Эдома? «Весть услышали мы от Господа», объясняет пророк, при этом сливая себя воедино с Израилем, для которого известие, полученное пророком в видении, было особенно важно и радостно, «посол послан объявить народам». Полученное от Бога радостное известие состоит в том, что Бог возбуждает и поднимает народы против Эдома, вестник послан Богом к народам за тем, чтобы Божие намерение относительно возбуждения народов привести в исполнение; а потому, как исполнитель воли Божей, действующий от лица и имени Иеговы, он от лица Кого, как предводителя поднимаемых им на поражение Эдома полчищ военных (ср. Иоил.2:11), и говорит к тем народам, к которым он послан: «вставайте, и выступим против него войною!»(т. е.против Эдома).Войну против Эдома Бог начинает потому, что Он хочет глубоко смирить этот гордый народ, который, уповая на свои высокие, скалистые твердыни, считает себя народом непобедимым. Намерение Божие смирить Эдома так непреложно, что Он говорит о нем, как о намерении, уже исполнившемся. "Вот я, – говорит он устами пророка, – сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении», ты пораженный, обессиленый и ограбленный, как бы находился уже в глубоком унижении и поношении у всех как народ незначительный и слабый. Такая-то предстоит участь Эдому и предстоит неотвратимо. Никакие средства защиты, никакие усилия не спасут Эдома от этой участи. Все его гордые надежды на свое неприступное для врагов положение горько обманут его. «Гордость сердца твоего, – говорит от имени Божия пророк, – обольстила тебя», в гордости сердца своего ты считаешь себя народом недоступным для врага, народом непобедимым, а на самом деле случится с тобою иное «ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю?»» Кто проникнет в Мои расположения на горах и скалах, укрепленные жилища? Кто завладеет ими и, как побежденного и пораженного в конец пленника, выгонит меня оттуда? Что же такое случится с столь гордым народом? А вот что: «хотя бы ты», говорит Бог Эдому, построил укрепленное жилище свое «как орел», устрояющий обыкновенно гнездо свое на высочайших вершинах скал (ср. Иов.39:27); «хотя бы ты среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» 

Пророк Авдий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible