Скрыть
Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод

Аще бы татие влезли к тебе, стал ли бы ты молчать от страха, пока не украли бы довольных себе, то есть сколько пожелала бы алчность их? Или аще бы объемлющии виноград влезли к тебе, не позаботился ли бы ты, чтобы осталось у тебя что-нибудь, хотя грозд один на лозе виноградной?

Комментарии на малых пророков

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5–6 Если бы воры, если бы грабители ночью проникли к тебе, то как ты, мог бы молчать? Ее украли ли бы они столько, сколько надобно им? Если бы грабители винограда проникли к тебе, то не оставили ли бы они тебе по крайней мере кисть ягод? Но как обыскали Исава, исследовали тайники его

Подобным образом говорит Иеремия, но с изменением порядка [слов]: «Если бы обиратели винограда проникли к тебе, то не оставили бы (или: не оставили ли бы они) тебе кисть ягод; а если бы воры ночные пришли, то они похитили бы столько, сколько надобно им. Но Я обнажил Исава, открыл тайники его, и они не могут скрыться» (Иер. 49, 9–10). Слова эти имеют следующий смысл. Если бы воры и грабители, которые обыкновенно ночью делают подкопы под дома и похищают находящееся в домах, проникли к тебе и, будучи сокрыты мраком, осмотрели бы все углы твоего дома, то они взяли бы, конечно, то, что считали нужным для себя, и оставили бы некоторые предметы в твоем доме или потому, что вполне удовлетворили себя, или же потому, что не заметили их. Если бы обиратели винограда вошли в твой виноградник и захотели бы или разграбить его, как враги, или обобрать его, как взявшие его у тебя в наем, то как бы ни было тщательно обирание винограда, однако они оставили бы между отростками [несколько] кистей, закрытых лозами и листьями. Но враги, которые по повелению Господню, напали на тебя (указывается на вавилонян и на войско Навуходоносора), все обыскали, осмотрели все тайники твои, и раселины и отверстия пещер, в которых ты живешь. И действительно, (скажем несколько слов о природе этой местности) вся южная часть Идумеи от Елевферополя до Петры и Елама (ибо это составляет владение Исава) имеет жилища в пещерах и, по причине необычайного солнечного зноя, – потому что это южная область, – пользуется подземными хижинами. «Я обнажил, – говорит, – Исава», то есть обнаружил то, что было сокрыто в земле, и открыл все то, что ты скрывал, и когда Я, вместе с врагами, обыскивал все, бывшее у тебя, то ничто из потаенного не могло укрыться. Иной смысл: под ворами и грабителями, приходящими ночью, потому что они сыны ночи и тьмы, я понимаю еретиков, которые проповедуют учения, противные истине, крадут то, что нужно им, и ежедневно спешат совершать похищения из стад церкви. Они, входя в тот виноградник Господа нашего, который Он перенес из Египта века сего (Псал. 79:9–10) и от плодов которого Он обещает пить вино в царстве Отца (Мк. 14, 25), так желают опустошить его, чтобы не оставалось в нем [ни одной] кисти. Но Господь делает, наоборот, то, что все тайны их и потаенные таинства патриархов Исава (я разумею именно первых изобретателей ереси) обнаруживает чрез Своих святых, чрез мужей церкви и учителей, и первая Его победа состоит в том, что делается открытым то, что держалось в тайне. Поэтому и говорится с удивлением; «как обыскан Исав, обобраны тайники его»! Посмотри на Маркиона, Валентина и всех еретиков: как они, имея сожженную совесть, хвастаются демонскими учениями и как они искусно построенною речью обольщают людей простодушных, как бы посвящая их в некоторые божественные таинства! Но когда слово пред всеми откроет тридцать эонов и в числе четырех, и в числе восьми, и в числе двенадцати, и двоякого бога, и чудовищного Абраксу (Аbrахаs), тогда мудрость Исава окажется глупостью, и все тайны их сделаются известными.

Толкование на книгу пророка Авдия

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-6 Аще бы татие влезли к тебе, или разбойницы нощию, камо бы повержен был еси? еда не украли бы доволных себе? или аще бы объемлющии виноград влезли к тебе, еда бы не оставили гроздия? Како объискася Исав, и взята быша сокровенная его

Мы уже говорили, что вторгшиеся вместе с Израильтянами и нападавшие иноплеменники обыскивали и расселины гор, и пещеры, и убежища в каменных скалах, и леса и умерщвляли Идумеев, так что очень немногие или и совсем никто не мог избегнуть погибели. Поэтому пророческая речь заключает в себе насмешку над ними и как бы осмеивает их и говорит: если бы ты подвергся нападению разбойников и если бы к тебе пришла толпа воров, то ужели они не удовольствовались бы взять только то, чего им по справедливости было бы достаточно? и если бы явились некоторые, наподобие обирающих виноград, то ужели бы не укрылась хотя кисть винограда от зоркого глаза людей, весьма привычных к обиранию винограда? Но это необходимо и против воли случается с ними, потому что страх всегда располагает воров к бегству и скрывающихся к поспешному удалению; если они похитили что-нибудь из запасов, то им кажется, что этого довольно для их удовольствия. Для собирающих же виноград препятствием к отысканию его всегда бывают не снятые листья и скрывающие то, что можно взять. Но тебе, Исав, или Идумей, происшедший от крови Исава, говорит, пришлось подвергнуться худшему, ибо у тебя взято было и то, что было спрятано, и никто не укрылся и бесполезным оказалось и бегство и самая непроходимость местности.

Толкование на книгу пророка Авдия

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2
Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении.
И показывая причину, продолжает:

Ст.3
Гордость сердца твоего обольстила тебя;
Потом открывает побуждения к сему презорству.

ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю?»
А потом обнаруживает и самые помыслы его. Ибо говорит:

Ст.4
Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь.
Идумея остенена была весьма возвышенными вершинами гор. Заняв их при нашествии врагов, многократно спасались идумеи от сильных нападении. Итак, говорит Бог, поскольку, надеясь на сии высоты, надмеваешься и высоко о себе думаешь, как не доступный, то соделаю тебя идобоуловимым и доступным для врагов, не избегнешь вражеских рук, хотя, подобно орлу, вознесешься превыспренно, превыше самых облаков направишь полет свой, и жилище твое будет у самых звезд. И давая знать, какой конечной гибели предан будет народ сей. Пророк присовокупляет:

Ст.5
Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод?

Ст.6
Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его!
Тати, взяв, что попадается им под руки, уходят, боясь обтискивать весь дом; и обирающие виноград ленятся тщательно осмотреть каждую лозу: а потому, собрав большие грозди, на многих ветвях оставляют не мало ягод; а тебя так обыщут враги, что и сокрытое в потаенных у тебя местах не избегнет их рук.

Толкование на пророка Авдия

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

5-6. Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод? Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его!

5-6. Аще бы татие влезли к тебе, или разбойницы нощию, камо бы повержен был еси? Еда не украли бы доволных себе? Или аще бы объемлющии виноград влезли к тебе, еда бы не оставили гроздия? Како обыскася Исав, и взята быша сокровенная его?

Господь продолжает угрожать Идумеянам, что враги не только свергнут их с высоких гор, но и разорят их жилища, всю страну Эдомскую, но не так, как воры разоряют дома и виноградники. Воры и разбойники что-нибудь оставляют хозяевам, в домах похищают только «довольное себе» – что им нужно, что понравилось или попало под руку, а воры в виноградниках обирают лучшие ягоды, худшие же грозды оставляют виноградарю. Не таковы враги Идумеев, собирающиеся опустошать их страну. Эти ничего не оставят, все растащат; украдут и «сокровенное» – те сокровища, которые Идумеи сокрывали в тайных и недоступных, повидимому, местах. Можно представить, как велико опустошение Идумеи, когда св. пророк в изумлении воскликнул: «О, как обобран Исав (т. е. потомки Исава – Идумеяне)! Обысканы сокровищницы его!» Обысканы врагами – Халдеями и их союзниками. «Предсказание это, – гов. Св. Ефр. Сир., – исполнил царь Вавилонский Навуходоносор, который разграбил землю Идумейскую, а жителей ее отвел в преселение».

 

Толкование на книгу святого пророка Авдия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод? Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его

Рядом вопросов и сравнений в ст. 5-6 пророк изображает крайнюю степень предстоящего Едому опустошения. Как и в ст. 2-м, о предстоящем опустошении говорится, как о совершившемся факте, ввиду его несомненности. Что ты так разорен: LXX евр. ech nidmethah переводят ποῦ ἂν ἀπερρίφης (слав. камо бы повержен был еси), читая вместо глаг. damach (ср. Ос. 4:6; 10:7, 15; Иc. 6:6) гл. ramah, низвергать; Сир. и Вульг. производят nidmethah от dum (молчать); отсюда в Вульг. quomodo conticuisses, как ты замолчал. Правильнее евр. ech nidmethah перевести: как ты разорен и видеть в выражении восклицание, прерывающее течение речи. Гоонакер обращает внимание на то, что это восклицание — как ты разорен — не вполне гармонирует с смыслом вопросов ст. 5, так как вопросы имеют в виду именно выразить мысль, что Едом не был бы так разорен, если бы приходили к нему только воры и грабители. Поэтому, Гоонакер полагает, что восклицание как ты разорен, случайно перенесено из ст. 6-го в ст. 5-й — Винклер находит нужным перенести слова ech nidmethah в ст. 4, а Марти вычеркивает их совсем. Но ввиду лирического характера речи, допускающего отступления в развитии мысли, нет особенной нужды в предположении Гоонакера и Винклера, а тем более нет оснований к устранению рассматриваемых слов из текста. — Обиратели винограда — вероятно, воры, похищающие виноград.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст 5-9 Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод? Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его! До границы выпроводят тебя все союзники твои, обманут тебя, одолеют тебя живущие с тобою в мире, ядущие хлеб твой нанесут тебе удар. Нет в нем смысла! Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава? Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством. 

Предвозвещаемое Богом низвержение Эдома пророк созерцает как событие уже совершившееся, притом как событие, нашедшее свое осуществление во всецелом опустошении народа посланным от Бога врагом. Для того чтобы живее представить это низвержение и опустошение Эдома, пророк первоначально, в виде как бы сравнения представляет два случая разграбления, при которых от разграбления нечто еще остается уцелевшим, и затем показывает, что с Эдомом поступлено будет гораздо хуже, – он будет ограблен дочиста. Если бы «воры», простые обыкновенные воры, пришли к тебе, представляет пророк первый случай разграбления, если бы «ночные грабители», с насилием отнимающие чужую собственность, пришли затем, чтобы причинить вред тебе – «о как ты разорен!» – в форме восклицания, выражающего сильное изумление, вставляет пророк главную мысль своего предсказания и потом снова продолжает начатую речь об обыкновенных ворах и грабителях, то «они (воры и грабители) украли бы столько, сколько надобно им» или сколько в состоянии были взять, или, наконец, сколько им попалось под руку, таким образом не все бы украли, а нечто оставили бы и неукраденным. Затем пророк представляет другой случай. «Если бы проникли к тебе обиратели винограда, – говорит он, – то и они разве не оставили бы несколько ягод?», не оставили ли бы они тех ягод в винограднике, которые легко не заметить при общем, да еще торопливом обирании винограда и которые могут быть замечены только при вторичном, более тщательном обирании винограда. Так грабят воры, так сбирают обиратели винограда, но не так будет ограблен, не так обобран Эдом, – ограблен и обобран он врагом так, что у него ничего не осталось. "Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его!» – с изумлением восклицает пророк, те сокровища, которыми в особенности изобиловал главный город Эдома, Петра, как складочное место сирийско-аравийской торговли и которые служили источникам благосостояния и могущества сынов Эдома. Постигнутый таким несчастием – лишением всех своих богатств, Эдом среди беды будет искать себе помощи и поддержки у своих союзных народов, у тех соседних аравийских племен, с которыми он вел взаимную торговлю. С целью получить от них потребную для себя помощь, он будет посылать к ним своих послов, но обманется в своих надеждах, в своих расчетах на них. Эти мнимые союзники, не желая ввязывать себя в судьбу Эдома, отправляли назад послов его ни с чем: «до границы, – говорит пророк, – выпроводят тебя», в лице отсылаемых назад ни с чем и до самой границы провожаемых (ср. Быт.12:20) послов твоих «все союзники твои обманут тебя», не дадут тебе той помощи, которой ты от них ожидал, они коварно изменят тебе, во время опасности оставят тебя беззащитного и слабого на произвол врага: «одолеют тебя живущие с тобою в мире», мужи, на которых ты надеялся, как на самых верных и надежных союзников своих, не дали тебе нужной помощи, сделали тебя чрез то народом, не сильным противостоять врагу. Мало этого, за те материальные средства, которые ты как народ торговый и богатый доставлял своим окрестным союзникам, эти самые союзники составляют против тебя же, стесненного врагом, пагубные замыслы, направленные к твоей погибели, – за твое добро они только и думают о том, как бы удобнее и лучше погубить тебя, как бы причинить тебе рану наиболее опасную и гибельную: «ядущие хлеб твой нанесут тебе удар». Но не только у своих союзников не найдет себе поддержки Эдом во время несчастия, даже в самом-то себе потеряет он всякую опору. Та изворотливость, та быстрая сообразительность, какую Эдом так славно проявлял в цветущем состоянии своего царства, теперь сокроется от него, так что он при виде врага совершенно растеряется и не в состоянии будет придумать что-либо полезное для себя, для своего спасения. «Нет в нем смысла!» – замечает пророк. Отчего же Эдом лишился рассудка своего? Это оттого, что Бог определил предать Идумеян непременной погибели, и потому в день своего суда над Эдомом Сам отымет мудрость у мудрецов идумейских, так что они в тяжелое для Эдома время не в состоянии будут дать ни одного мудрого и полезного совета своему народу. «Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава?». С отнятием мудрости и рассудка у мудрых Господь отнимет мужество у храбрых и неустрашимых прежде воителей эдомских: "поражены будут страхом, – говорит Господь, – храбрецы твои, Феман», потеряют по воле Божией дух мужества и воинской отваги, потеряют затем, «дабы все на горе Исава истреблены были убийством».

Пророк Авдий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible