Скрыть
И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 20-21 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам

И чрез Него примирить, то есть тою же истинною плотью соединен Он с людьми, - умиротворяя в крови Своей чрез крест в Себе Самом, и что на небесах, и что на земли (есть), то есть высших с низшими, - и вас, некогда бывших врагами Бога по злым делам вашим.

Толкование на послание к Колоссянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам

Здесь (апостол) показывает, что (Христос) примирил (людей), тогда как они недостойны были примирения, – выражение: были под властью тьмы – указывает на бедственное положение, в котором они находились. Но чтобы ты, услышав о темной власти, не вообразил себе какой-нибудь необходимости, он прибавляет: «И вас, бывших некогда отчужденными». Хотя здесь, по-видимому, он говорит то же самое, но (на самом деле) не то: не одно и то же – избавить от зла человека, который по необходимости потерпел зло, и (человека), который добровольно подвергся ему; первый достоин сожаления, а последний – отвращения. Однако же Он, по словам (апостола), освободил нас, отступивших от Него не по неволе, ни по принуждению, но добровольно, и примирил нас, несмотря на наше недостоинство. И так как (апостол) выше упомянул о небесном, то он теперь показывает, что вся вражда имеет начало отсюда, а не оттуда: они (обитатели неба) давно желали (примирения), и Бог тоже, а вы не хотели. Он делает совершенно ясным, что если бы люди до последних времен оставались врагами, то ангелы ничего не могли бы сделать: они не могли и убедить (людей) и, убедивши, освободить от дьявола. Ведь не было бы никакой пользы убедить их, не связавши властителя (дьявола), равно не было бы никакой пользы связать (властителя), когда бы содержимые (под его властью) не захотели избавиться. Надлежало сделать то и другое; (ангелы) ни того, ни другого не могли сделать, а Христос то и другое исполнил. И ведь убедить (людей) было делом более удивительным, чем разрушить смерть: последнее всецело зависло от Него, и Он один был в нем Господином; а в первом не Он один действовал, но и мы принимали участие, мы же удобнее совершаем то, что от нас самих зависит. Итак то, что было важнее, (апостол) полагает после; и он не просто сказал: враждующих, но – «отчужденными», что означает сильную вражду, и даже не только отчужденных, но и не ожидавших воссоединения. «И врагами, по расположению», – говорит он, показывая тем, что отчуждение их было не только в намерении, – а что? – «к злым делам», т. е. вы и были врагами, и действовали, как враги.

См. также Толкование на Кол. 1:15

Толкование на послание к Колоссянам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 21-22, 2:11 и вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою… в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым

Апостол, в своем Послании к Колоссянам, желая показать, что тело Христово - плотяное, а не духовное, воздушное, легкое, выразительно сказал, говоря: и вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению и злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его. И опять в том же послании: в Нем же вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти. Если тело означает только плоть, и не есть понятие двусмысленное, и не может быть притягиваемо к различным смыслам, то он совершенно излишне говорит тело плоти, как будто плоть не разумеется в теле.

Против Иоанна Иерусалимского

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 21-22 и вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою

Заметь, как Павел говорит, что собственную кровь и собственную плоть Христос отдал за нас, чтобы мы не говорили о каком-то другом, отличном от Него «сыне», мыслимом отдельно [от Отца] и почитаемом так, будто он просто соприкасался с Ним и [потому] имел чужую славу, будто сыновство и Божество, которое превыше всякого имени, были наброшены на него как заплата или маска.

О том, что Христос один

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

и вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам

Сказав выше, что под властью тьмы были мы, теперь говорит, что мы были враги помыслами, и говорит не одно и то же; но чтобы, услыхав первое, ты не почел то необходимостью, он присовокупляет последнее, дабы показать, что Он примирил нас, хотя мы и не заслуживали сего. Ибо по необходимости страдающий достоин сожаления, но добровольно терпящий зло достоин отвращения. Итак, говорит. Он примирил нас, совершенно недостойных, хотя мы не по неволе и не по необходимости, но добровольно и охотно удалились от Него. И говорит об этом после того как упомянул о небесных, показывая, что вражда совсем не от небесных, но от нас получила начало. Ибо они желали мира, и Бог также, но вы не хотели. Посему не сказал просто - «враждующими», но - отчужденными, то есть и не думавшими о возвращении. Ибо вы были враги по расположению, то есть по произволению. И не до того только дошло бедствие, но проявлялось и в злых делах, то есть вы и были врагами, и действовали, как враги. И всем этим показывает, что ангелы не имели силы ни изменить наше убеждение, ни освободить от диавола, так как и они сами были врагами нашими, и обладающий нами не был еще связан. Христос же и врага связал, и нас убедил отказаться от него.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

и вас иногда сущих отчужденых и врагов помышленьми в делех лукавых

Это или приложение сказанного, или пример в объяснение его. Вот и вас примирил Бог Себе, не лишил сего великого дара. Или так: чтобы вам яснее было, что такое есть примирение и в чем оно состоит, смотрите на себя, что были и чем стали по домостроительству спасения во Христе Господе. Блаженный Феодорит такой делает перифраз сему месту: «по себе заключайте и о всех. Ибо вы, живя в лукавстве и злочестии и вовсе будучи лишены света боговедения, соделались близкими Богу, потому что Владыка Христос заплатил долг ваш, предав тело на смерть, чтобы вы, удостоившись звания, соделались святыми и свободными от всякого порока».

И вас иногда сущих отчужденых — отчужденных от Бога и от жизни Божией. Не указывается, как это сделалось, потому что это им известно было: чрез падение отпали от Бога, отчуждились от Него и остались в сем отчуждении; понравилась жизнь вне Бога и избрана в постоянный образ жизни, в которой и пребывали они доселе. Святой Златоуст слова: сущих отчужденых — понимает: отчуждавшихся. «Дабы, говорит, ты не вообразил себе какой-либо необходимости (в деле такого отчуждения), Апостол говорит: и вас отчуждавшихся. Не одно и то же - избавить от зла человека, который по необходимости потерпел зло, и человека, который добровольно подвергся ему: первый достоин сожаления, а последний отвращения. Однако ж Бог, несмотря на то, примирил вас Себе, отступавших от Него не по неволе, не по принуждению, но добровольно. И Ангелы давно желали примирения, и Бог; только вы не хотели». В слове: отчуждавшихся — и такая подается мысль: вы не только не ожидали, не только не желали, даже и думать о том не думали, нарочно отвращались от Бога и бегали от Него.

И врагов помышленьми. Вражество в отношении к Богу, как прежде объяснено, есть выступление из воли Божией и упорное в нем пребывание, наперекор Богу. Отчуждение дает мысль только о невнимании и холодности; а вражество предполагать заставляет некую неприязненность и раздраженное противление, может быть, не прямо Богу, но жизни по Богу, а чрез нее уже и Богу. Возлюбившему грех все Божеское неприятно, и если он стоит на путях греха, то раздражает и вызывает неприязнь. Когда обращается кто к Богу, такие расположения переиначиваются, неприязнь обращается на грех, к Богу же и Божескому теплиться начинает благорасположение. Помышленьми, τη διανοια, — чем означается весь внутренний строй: и мысли, и чувства, и расположения, и планы, и сочувствия, все лицо человека с сознанием и свободою, — всем этим, говорит, вы были преданы делам лукавым, — злым, беззаконным, и в них ходили, даже помышлением не выходя из круга их. Поелику такой порядок жизни противен воле Божией, то по всему существу своему вы были пропитаны богопротивлением, или вражеством Богу. Святой Златоуст говорит: «Апостол пишет: и врагов помышленьми в делех, — показывая тем, что отчуждение их было не только в намерении, а что? и в делех лукавых, то есть вы и были врагами, и действовали как враги». Уж что внутри, то и вне: от избытка сердца не уста только говорят, но и ноги ходят, и руки действуют.

Так вот какими вы были некогда, то есть до вашего уверования и прилепления ко Христу Господу.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам

Амвросиаст (†IVв.)

Ст. 21-22 и вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою

Павел напоминает язычникам, каков дар Божий, чтобы явить их должниками, и при этом - во многом, для благодарения Богу, когда они были врагами Его замыслов. Ведь Он возвестил им, что Он посетил род человеческий чрез Своего служителя Моисея, чье учение и власть они не приняли, будучи преданы своим идолам, а также из-за беззаконных дел, ведь они поклонялись творениям, которые сами создали.

На Послание к Колоссянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-22 и вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою

В частности и Колоссяне удостоились получить спасение от Христа (ср. Еф 2:12-13). - В теле плоти. Колосские лжеучители настаивали на том, что примирение людей с Богом совершают бестелесные ангельские силы. Ап. поэтому с особою силою указывает на то, что спасение людей было совершено в плотском теле Христа, в котором Он и умер за грехи людей. - Святыми и непорочными - см. Еф 1:4.

Толковая Библия.

См. так же Толкование на Кол. 1:3

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.20-25 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем. Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,

Возвращаясь к мысли об искуплении нас грешных Иисусом Христом чрез Кровь Его (прерванной прославлением величия Его, унижаемого еретиками), Апостол прежде всего останавливается на примирении нас с Богом чрез удовлетворение правде Его – пролитием за грехи всех драгоценнейшей Крови Христовой, потом внушает иметь, как плод искупления, уверенность в спасении, непорочность и святость, для чего необходима непоколебимая вера в это искупление и твердая надежда на те блага, которые поданы оным, по Евангельскому учению.

«Великое дело примирить, - говорит св. Иоанн Златоуст, - а что чрез Сына – еще больше; здесь пять вещей, достойных удивления: примирил с Богом Сам Собою, смертию, крестом. Как премудро совместил все сие св. Павел в немногих словах! Он хотел особенно показать, что Сын Божий совершил дело примирения не изречением слова, но чрез предание Себя Самого» (не призрачно, но в теле плоти). «Но что значит: умиротворив небесная? Что касается до земного, то это понятно, потому что здесь все наполнено враждою, каждый из нас был в несогласии с собою и с другими многими. Но как Он умиротворил небесная? Ужели и там был раздор и несогласие? Нет! Но земля отторглась от неба, и Ангелы вооружились против людей, видя оскорбляемым от них Владыку своего. И сию то вражду Господь пресек. Как? Переселив на небо человека, Бог низвел Ангелов к людям, а людей возвел на небо».

В указании на Кровь Христову новейший толковник наш видит опровержение учения Колосских еретиков о посредничестве в спасении Ангелов, которые не могли совершить сего дела, как духи, между тем как Христос, будучи Богом, восприял человеческое, плотское тело и в нем вкусил смерть (см. у Н. Мухина, стран. 144 и 147).

Что касается до веры и надежды [упования в церк.-сл.], как первых условий получения оправдания со всеми дарами его, то о сем преосвящ. Феофан говорит так: «Вера и упование то же есть для преспеяния, что воздух, влажность и тепло для развивающегося семени. То и другое рождают из себя множество благоявлений, которые своим влиянием сильны держать ревнование в постоянном напряжении, и пока вера и упование сами пребывают в силе, дотоле ревнование о святости, или деятельная любовь, ослабеть не может».

Но вера предполагает учение лиц учащих. Посему Апостол внушает верить учению Евангелия и потом говорит об истинных веропроповедниках. В противовес лжеучителям, Апостол указывает на вселенский характер христианской проповеди и преподанное Колоссянам учение чрез Епафраса подтверждает своим свидетельством, причем говорит о своем призвании на дело служения домостроительству спасения всех вообще и Колоссян в частности, относя отчасти к ним и свои страдания, как подъятые для участия в страданиях Христовых, в Его новом Теле, которое есть Церковь. По изъяснению св. Иоанна Златоуста, «св. Павел опять приводит во свидетели самих Колоссян, а потом и всю вселенную. Так он сделал и в начале, желая свидетельством многих утвердить и Колоссян». По словам преосвящ. Феофана, Апостол говорит как бы так: «благовествование это не вы одни слышали, но слышала и приняла вся тварь поднебесная, разумея, конечно, под сею тварью тварь разумную, т. е. людей. Прочитав это, всякий не мог не сделать такого наведения: если, как я слышал и уверовал, и всюду так проповедано и уверовано, и это – по Божию повелению и распоряжению, то никакого не будет смысла, если я позволю себе сколько-нибудь уклониться от внушений веры или сдвинуться с основания, на коем стою».

Что касается до страданий о Христе, о которых Апостол выражается в 24-м стихе очень сжато и глубоко, то удобнейшим признается такое понимание: «Скорби Христовы признаются скорбями, которые Христос терпел, только не Сам в Себе, а в лице верующих, в настоящем месте – в лице св. Павла... Приложение дела искупления к людям требует страдания, которое Христос и терпит в теле Церкви по таинственному, но тем не менее живому союзу с нею, как глава» (преосвящ. Феофан).

Объединяя мысль о страдании с мыслию о посланничестве Павла на проповедь язычникам, во время которой он и переносил различные скорби, терпя их ради пользы Церкви, блаж. Феофилакт говорит: «после того, как Апостол сказал: я был служителем благовествования, от которого умоляю вас не отступать, – теперь показывает, что оно настолько истинно, что он даже страдает за него и не только страдает, а и радуется в этих страданиях». Страдания эти подъяты Апостолом ради блага Церкви из язычников, к которым он относит и Колоссян (сравн. Еф.3:1). По мнению преосв. Феофана, «Апостол намеренно упомянул об особенном распоряжении Божием относительно его: я – ваш Апостол, по Божию смотрению; зачем же вы подпускаете к себе других? Такое напоминание оживляло убеждение в истине его проповеди».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

21. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,

22. ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
 

Чем колоссяне были до обращения ко Христу? Они чуждались истинного Бога, и даже враждебно относились к воле Божьей, живя лукаво, беззаконно. Несмотря однако на такую их враждебную Богу жизнь, Господь Иисус Христос примирил их с Богом в теле плоти Своей, смертью Своею. Страданиями Своими и смертью искупил их от грехов, омыл их водою крещения, а благодатью Святого Духа дал силы творить волю Божью. Сделал это Он для того, чтобы представить их пред Собою, пред очами Всевидящего Бога, святыми – обогащенными всякого рода добрыми делами, непорочными, не имеющими в себе пороков, неповинными, не имеющими на себе никакой вины. Такова цель искупления, к которой должны стремиться колосские, и вообще все, христиане.

Но как прежде они добровольно жили в отчуждении от Бога, так теперь они добровольно же должны жить примиренными с Ним.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible