Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к колоссянам 1:24
Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Севериан Габальский, еп. (†431)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь
[Павел говорит:] и я нисколько не огорчаюсь теми страданиями, кои претерпел я и терплю. Ныне даже радуюсь в страданиях за вас, поелику стараюсь восполнить в плоти моей, то есть чтобы за жизнь мира носить мне в себе самом все скорби Христовы. Ведь если отлученным от Христа (Рим 9:3) желал бы сделаться он за жизнь распинателей, то внешнюю жизнь тела своего тем паче предал бы он за язычников, именно за Тело Его, которое есть Церковь, то есть - за Тело Христово желаю страданиями тела моего восполнить недостаток Церкви Его.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 24-25 ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие
Какая здесь связь? Как будто незаметна, но в самом деле большая. И – «служителем», – говорит, вместо того, чтобы сказать: я ничто не ввожу сам от себя, и возвещаю учение другого; я так верю, что и страдаю из-за Него же, и не только страдаю, а и радуюсь в страданиях, взирая на то, чего ожидаем в будущем; и страдаю не за себя, а за вас. «И восполняю», – говорит, – «недостаток в плоти моей скорбей Христовых». Мне кажется, он сказал великое; но это не по дерзости, – нет! – а по сильной любви ко Христу. Он не хочет, чтобы эти скорби присваивались ему, а Христу; и сказал таким образом потому, что желал привлечь их (слушателей) ко Христу. «И все что я страдаю», – говорит, – «ради Него страдаю». Поэтому не мне воздавайте благодарность, а Ему: Он терпит это. Это подобно тому, как если бы кто, будучи к кому-нибудь послан, попросил другого, сказав: прошу тебя, поди вместо меня к такому-то, и последний после того сказал бы: я делаю это вот для кого. Так он не стыдится и эти страдания приписывать Ему, потому что (Христос) не только умер за нас, но и после смерти готов страдать ради нас. (Апостол) желал и постарался доказать, что (Христос) и теперь собственным Своим телом подвергает Себя опасности ради Церкви. К этому направлена его речь, т. е., что вы не нами бываете приводимы, а Им, хотя делаем это мы, – мы приняли на себя не свое дело, а Его. Это все равно, как если бы какой-нибудь отряд находился в битве под защитой военачальника; а потом, в отсутствии последнего, второстепенный военачальник стал бы принимать на себя направленные против него удары до окончания сражения. А что (апостол) действительно за Него (Христа) это делал, об этом послушай, как он сам говорит: «За Тело Его», желая этим сказать, что я не вам угождаю, а Христу, потому что терплю за Него то, что должно было терпеть Ему. Посмотри, как много он высказывает, обнаруживая сильную любовь. Как во втором послании к Коринфянам он писал: «Давшего нам служение примирения» (2Кор. 5:18), и еще: «От имени Христова просим: примиритесь с Богом» (ст. 20), – так и здесь, чтобы более привлечь их, говорит то же: «Ради Него страдаю», т. е., хотя Тот, кто должен вам, и удалился, но я отдаю Его долг. Вот и «недостаток» он говорит с целью показать, что, по его мнению, Христос еще не все претерпел. За вас, говорит, Он и по смерти страдает, если требует нужда. То же он представляет иначе и в послании к Римлянам, говоря: «Который и молится за нас» (8:32), показывая, что Он не удовольствовался только смертью, а и после того делает за нас бесконечно многое. Таким образом он говорит это не для собственного превозношения, но желая показать, что Христос и доселе заботится о них, а для удостоверения в своих словах прибавляет: «За Тело Его». Что это действительно так, что здесь нет никакой несообразности, видно из того самого, что это делается «За Тело Его». Видишь, какая связь между нами и Им? Итак, зачем же вы вводите тут еще посредство ангелов? «Которого я», – говорит, – «сделался служителем». Зачем еще вводите тут других – ангелов? «Я» есмь «служителем». Затем показывает, что сам он ничего не сделал, хотя и служитель. «Которой сделался я», – говорит, – «служителем по домостроительству Божью, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божье» (ст. 25). «По домостроительству». Этим он или то сказал: так Он желал, чтобы, по отшествии Его, мы сделались преемниками служения в деле домостроительства, чтобы вы не остались покинутыми, – сам же Он страдал, сам и посланником был, – или выразил такую мысль: мне, жесточайшему из всех гонителю, для того и попустил (Бог) преследовать (Христа), чтобы сделаться достойным вероятия при проповедании, – или он упомянул о домостроительстве в том смысле, что требовал не дел, или подвигов, или заслуг, а веры и крещения. Ведь иначе вы не приняли бы Его учения. «Для вас», – говорит, – «чтобы исполнить слово Божье». Слово: «исполнить» он употребляет по отношении к язычникам, показывая, что они доселе еще колеблются: то, что язычники могли воспринять столь высокие догматы, было делом не Павла, а домостроительства Божья: я, говорит сам не имел бы силы. Указавши же на более важное, т. е., что страдания его – Христовы (страдания). он представляет затем более понятное, т. е., что и «исполнить слово Божье для вас» – также дело Божье. Здесь он, хотя неясно, показывает, что и в том обнаружилось домостроительство, что вы теперь признаны способными слушать слово (Божье), и это не от небрежения, а с той целью, чтобы вы сделались способными и к принятию его. Бог не вдруг все делает, но, по великому человеколюбию Своему, приспособляется к нам; и вот причина, по которой Христос пришел ныне, а не в древнее время. Так и в Евангелии (Бог) показывает, что Он для того посылал прежде рабов, чтобы (иудеи) не подвиглись на убийство Сына. Если они не устыдились Сына, когда Он пришел после рабов, то тем более, если бы пришел прежде. Если уж они не послушались меньших приказаний, то как слушались бы больших? Итак, что же говорит он? Разве иудеи и язычники до сих пор не находятся еще в худшем состоянии чем были прежде? Это наконец верх беспечности! После такого долгого времени, после стольких наставлений все еще оставаться несовершенными – это крайнее нерадение!
Августин Аврелий, блж. (†430)
ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь
Апостол говорит: Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых. Он говорит: не «скорбей моих», а скорбей Христовых, - поскольку он член Тела Христова, и в гонениях своих, которые надлежало претерпеть Христу в Теле Своем во всей его полноте, он в меру своих сил восполнял Его скорби.
Трактат на Евангелие от Иоанна
И когда, уже как проповедник Христов, Павел претерпевает от других то, что творил сам, будучи Его гонителем, чтобы, как он говорит, я восполнил недостаток в плоти моей скорбей Христовых, - он показывает, что претерпеваемое относится к скорбям Христовым. Это невозможно постичь по отношению к Главе, не испытывающей на небесах уже ничего подобного, но возможно по отношению к Телу, то есть Церкви - тому Телу, которое вместе со своей Главой есть единый Христос.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь
Сказал апостол, что восполняет недостаток скорбей Христовых как довершающий то, что оставалось еще сделать, и ради этого претерпевающий страдания. Оставалось же - проповедовать язычникам и указать им великодаровитого Подателя спасения.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
ныне радуюсь в страданиях моих за вас
Хотя, казалось бы, это непоследовательно, но на самом деле очень последовательно. После того как он сказал: я был служителем благовествования, от которого умоляю вас не отступать, теперь показывает, что оно настолько истинно, что я даже страдаю за него, - и не только страдаю, но и радуюсь в этих страданиях. Страдания же эти за вас, чтобы принести вам пользу.
и восполняю (και άνταναπληρώ) недостаток в плоти моей скорбей Христовых
Казалось бы, тщеславно и безумно это слово, но нет, напротив, оно полно великой любви ко Христу. Ибо он желает убедить их, что Христос и теперь еще за них страждет, и что не чрез нас, апостолов, вы приходите к Богу, но чрез Христа, хотя и через наше посредство (καν ημείς εν τω μέσω ώμεν). Итак, что же вы делаете, отступая от Того, Который и после Своей смерти подвергается за вас опасностям? Смысл его слов таков: если еще должен был Христос страдать за вас, но удалился и не отдал сего долга, то я исполняю Его долг подобно тому, как в отсутствие полководца помощник его, оберегая войско и занимая место полководца, получал бы вместо него раны. Потому ведь и сказал - недостаток (υστέρημα), чтобы показать, что, по его мнению, Он не все еще претерпел. Он настолько любит нас, что и после Своей смерти, как будто недостаточны прежние страдания, страдает в моем теле; ибо Он не удовольствовался Своею смертью, но и еще совершает бесчисленные благодеяния. Итак, Павел не превознося себя говорит это, но из желания показать, что Христос еще и ныне печется о них.
за Тело Его, которое есть Церковь
Сказав, что хотя и я страдаю, но на самом деле это - страдания Христовы, он придает достоверность этим словам, говоря, что и эти страдания происходят ради тела Его. Итак, не почитайте хвастовством эти слова, но верьте, что Тот, Который не презрел соединить с Собой Церковь, и теперь еще ради нее страждет в моей плоти. Если же Церковь есть тело Христово и составляет одно с Ним, как Главой, как же вы поставляете между собой ангелов и разрываете тем единство?
Феофан Затворник, свт. (†1894)
ныне радуюся во страданиих моих о вас, яко исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей за тело Его, еже есть Церковь
Ныне — может быть признано следственною частицею: почему. Сказал: я служитель благовестия, чрез которое вы сподобились таких благ. Теперь говорит: почему радуюсь, несмотря на страдания, или при всех страданиях, радуюсь успехам благовестия, и радуюсь из-за вас, что сподобились вы евангельских обетований. Или ныне — частица времени; ныне, в моем положении, в страданиях моих. В таком случае связь с предыдущим не видна. Речь начинается новая; и если угодно кому поставить ее в связь с предыдущим, то ее надо провести мысленно, — додумать. Святой Златоуст так это делает: «какая здесь связь? Как будто незаметна, но в самом деле большая. Я, говорит, служитель, вместо того, чтобы сказать: я ничего не ввожу сам от себя, а возвещаю учение другого. В истине же возвещаемого я так уверен, что и страдаю за него, и не только страдаю, но и радуюсь в страданиях». Так и Экумений с Феофилактом.
Радуюсь не страданиям, а: во страданиих. Радости другой источник. Радуюсь, видя, что дело, к коему я приставлен, идет успешно; радуюсь, что вы причастны Евангелия и благ его; радуюсь и по причине несомненности упования в будущем. Вот как наши толковники излагают сие. Радуюсь в страданиях: «радуюсь, взирая на то, чего ожидаем мы в будущем» (святой Златоуст); радуюсь, «зная, что сим приобретается жизнь» (блаженный Феодорит); «дает знать Апостол, что радуется в страданиях, какие претерпевает; потому что в вере верующих видит успех свой. К тому же и не напрасно такое страдание, когда чрез него стяжевается Тот, ради Кого претерпевается, и стяжевается в живот» (Амвросиаст).
во страданиих о вас
Страданиями Апостол называет узы, которые терпел, и терпел за то, что язычникам преподавал Евангелие в чистом его виде, не примешивая ничего из подзаконного и не поблажая ему. Почему, говоря: во страданиих о вас, — он, конечно, разумел: о вас, яко верующих из язычников. Если допустить, что Апостол разумел страдание прямо за них, то надо принять, что он видел их и они суть его лично ученики. Так блаженный Феодорит: «какое было бы основание не видавшему их и не преподавшему духовного им учения прямо сказать, что подвергается он за них различным опасностям?» Экумений и за ним Феофилакт под: о вас — разумеют: ради вас, ради вашей пользы: «стражду ради вас, чтоб чрез то пользовать вас, принесть нам пользу». Страдание за благовестие свидетельствует, что проповедующий так уверен в истине благовестия, как в том, что существует; почему не колеблется и жизнию своею жертвовать за него. А это как сильно влияет на твердость веры верующих?!
Но думается, что лучше слово: о вас — соединять с: радуюся: радуюся о вас, что веруете, стоите в вере и причастны благ веры. Хотя греческое выражение не в пользу такого понимания; но течение речи чрез это приобретает большую ясность и стройность. Я Апостол ваш; почему радуюсь успехам вашим и этою радостию восполняю лишение, которое испытываю в скорбях за Христа Господа.
яко исполняю лишение скорбей Христовых
Это место трудновато и толкуется разно, смотря по тому, какие кто мысли соединяет со словами: скорби Христовы, лишение, исполняю. Течение речи, думается, оправдывает более всего такую мысль: радуюсь о вас в страданиях и тем пополняю то, чего лишают меня скорби Христа ради. Она проста, вводит в течение речи естественность и легкость для представления содержания ее и с намерением Апостола сообразнее. Чем больше можно засвидетельствовать любовь, как сказав: радость о вас пополняет все лишения, каким подвергаюсь?
В подлиннике стоит не: яко исполняю, а: и исполняю. Так читают и все наши толковники. Это и — обязывает в следующем за ним положении видеть мысль однозначительную с предыдущею, такую, которая служила бы ей или в пояснение, или в приложение. Исполняю, ανταναπληρω. Исполняю, αναπληρω, — когда недостает чего к полноте целого; а, ανταναπληρω — значит, что от целого что-либо оторвано и на место того добывается нечто новое, чем и пополняется образовавшийся ущерб. Ущербы свои, или то, что у него отрывалось, Апостол выражает словом: υστερηματα — лишения, совмещая под сим все, чего лишали его скорби Христовы. Лишение скорбей Христовых означает не недостаток скорбей, а лишения от скорбей Христовых, скорбями сими причиняемые. Скорби Христовы — не скорби, кои Сам Христос Господь терпит, а скорби, кои претерпеваются за Христа, — то же, что страдания Христовы в следующем месте: якоже избыточествуют страдания Христовы в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (ср.: 2Кор. 1. 5). Скорби или страдания Христовы лишали Апостола многого: общения с братиями, удобств проповеди, свободы, чувства безопасности жизни, покойного сна, пищи и пития и другого многого. Они причиняли ему большой ущерб, производили большое опустошение, большую образовывали пустоту. Но, говорит Апостол, сколько бы ни была велика пустота, как ни многочисленны были ущербы и лишения, все их я пополняю радостию о вашей вере и твердости в ней. Все сказанное вместе дает: радуюсь о вас, о вере вашей и твердости в ней, — в страданиях моих, и этою радостию пополняю все лишения, какие причиняются мне сими страданиями, или скорбями за Христа Господа. Какая сильная выражается радость! И какая крепкая свидетельствуется любовь к колоссянам! Это и желал показать Апостол, чтоб потом иметь основание сказать: колик подвиг имам о вас (2, 1).
Слова: во плоти моей — указывают на страдания, лишения и скорби внешние, в теле и в внешнем положении причиняемые. А слова: за тело Его — надо признать поясняющими, — скорби Христовы. Радостию о вас пополняю внешние лишения от скорбей за Христа Господа и за тело Его, которое есть Церковь, чтоб она стояла, расширялась и наслаждалась благосостоянием.
Но, признавая такое толкование за лучшее, не чуждаемся и другого, наиболее приемлемого, по которому скорби Христовы признаются скорбями, которые Христос терпит, только не Сам в Себе, а в лице верующих, в настоящем месте — в лице святого Павла, — во плоти моей; лишение скорбей Христовых понимается как недостаток сих скорбей, как бы Христос Господь не все еще претерпел, что нужно, и продолжает дотерпливать то, не в том смысле, чтоб страдания и крестная смерть Господа не содержали достаточно искупительной цены, а в том, что приложение дела искупления к людям требует страдания, которое Христос и терпит в теле Церкви по таинственному, но тем не менее живому союзу с нею, как Глава. Смысл слов Апостола посему таков: чего недостает в скорбях Христовых, то я восполняю страданиями во плоти моей за Церковь — тело Его. Вот слова о сем святого Златоуста: «и исполняю, говорит, лишение скорбей Христовых во плоти моей. Кажется, он сказал нечто великое; но это не следствие забвения своей меры, но плод великой любви, какую питает он ко Христу. Он не хочет признать страданий своими, а признает их Христовыми и говорит как бы: что я стражду, то за Него или ради Него стражду; поэтому не мне воздавайте благодарность, а Ему: ибо это Он сие страждет (во мне). Очевидно, что так выразился Апостол, желая присвоить (привлечь и привязать) колоссян ко Христу. Как если бы кто, будучи к кому-либо послан, попросил другого: прошу тебя, сходи за меня к такому-то; и этот потом говорил бы: я это делаю за такого-то (так и здесь). Почему Апостол не стыдится говорить, что и эти страдания (кои, то есть, терпит Апостол) Его суть: ибо Он не только умер за нас, но и после смерти готов страдать ради нас. Апостол с настойчивостию старается показать, что Христос собственным Своим телом бедствует за Церковь, и на то наводит колоссян (чтоб они стали держать в мысли): не мы вас приводим к Нему, а Он Сам вас приводит к Себе, хотя (по видимости) мы это делаем: ибо мы не свое дело взяли на себя, а Его. И это все равно, как если бы какой воевода, имея под командою своею особое войско, ввел его в бой и потом вынужден был оставить свой пост; тогда раны, какие следовало бы ему принимать, принимал бы подвоевода до самого конца сражения. А что у Апостола действительно та мысль, что он за Христа это делает (то есть страждет), слушай: за тело Его, говорит, желая этим сказать: не вам дарю я это (скорби), а Христу: ибо что следовало Ему страдать, то я стражду за Него. Смотри, как сильно он выражается и какую сильную показывает любовь! Как во Втором Послании к Коринфянам говорил он: в нас положи служение примирения (ср.: 2Кор. 5, 18); и опять: по Христе посольствуем, яко Богу молящу нами (ср.: 2Кор. 5, 20): так и здесь говорит он то же самое: за Него я взялся страдать, чтобы тем более привлечь их ко Христу. То есть: если Он, отошедши (чрез вознесение), и остался чем-либо должен, я за Него отдаю (плательщик). Для того сказал Он и: пополняю лишение, чтобы показать, что, по его мнению, Христос еще не все претерпел. За вас, говорит, и по смерти Он страдает, если осталось в этом что-либо недостающее. В Послании к Римлянам делает он это другим образом, говоря: Иже и ходатайствует о нас (Рим. 8, 34) (сказав наперед, что Он умер, но воскрес и седит одесную Отца), показав тем, что Он не удовольствовался смертию только, но и после того делает бесконечно многое. Итак, он говорит так, не вознося себя, но желая показать, что Христос и доселе печется о них». — Вот слова Амвросиаста: «Апостол говорит, что страдания, причиняемые верующим, Самому Христу наносимы бывают; потому что их преследуют за Его учение, — и говорит так для того, чтобы, с одной стороны, утяжелить вину жестокости неверных, с другой — представить верующим избыточество любви Божией к ним в том, что Сын Божий даже доселе терпит за них напраслины».
Блаженный Фотий у Экумения толкует несколько иным образом, что есть восполнение скорбей Христовых. По нему, восполняются скорби Христовы не Христовыми скорбями, а нашими. Христос пострадал за нас; мы должны отплатить Ему за сие нашими страданиями за Него. Но вполне это сделать нет возможности: ибо Христово страдание имеет бесконечную цену, а наше — что?! При всем том, однако ж, чем больше страдаем, тем ближе подходим к мере страданий Христовых, и всякое новое страдание наше все восполняет и восполняется, чего еще недостает в наших страданиях до меры страданий Христовых. И вот эта-то мысль и есть у святого Павла в настоящем месте. Вот слова его: «Христос, заушения, поругания и бичевания понесший и распеншийся за нас, не только все уплатил за нас, но уплатил в бесконечной мере, паче слова и разума. Чрез это и мы сделались должниками Ему, то есть должны, вместо оных бесконечных и мироспасительных страданий, и сами терпеть и переносить всякие страдания и скорби за Христа и тело Его, чтобы отплатить то, что пострадал Христос за нас. Но вполне отплатить за это, так чтобы и наши страдания были одинаковы и равны Христовым и никакого в них против тех не было недостатка, невозможно. Сколько бы и что бы мы ни пострадали, все еще много будет оставаться недостающего против страданий Христовых. Ибо как можно отплатить то, что владыка пострадал за раба, тем, что раб страждет за владыку? Очевидно, сколь это неодинаково и неравно. Или как можно отплатить безгрешное страдание за грешников и оскорбителей своих тем, что страждут грешники за благодетеля своего безгрешного? Почему сколько бы кто ни страдал, желая заплатить за страдания Христовы, всегда будет только восполнять лишение скорбей Христовых (то есть недостающее в его страданиях против страданий Христовых)».
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: 1Пет.2:24: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы избавившись от грехов жили для правды: ранами его вы исцелились». Мы и спасены этим.
Православный ответ: Нет не спасены, потому что не живете для правды, но «как овцы блуждающие, не имея пастыря» (1Пет.2:25), оторвались от стада Христова – Церкви Божьей, оторвались от Тела Его, которое есть Церковь, отломились от лозы благодатной, Церкви Божией (Ин.10; Ин.15; Кол.1:24; Еф.5:23).
Амвросиаст (†IVв.)
ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь
Павел говорит, что радуется в скорбях, ибо видит свое преуспевание в вере верующих. Ведь не напрасна скорбь, когда она призывает к жизни того, ради кого страдают. Он говорит, что приносит эти страдания Христу, учению Которого они следуют.
Севериан Габальский, еп. (†431)
ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь
Павел добавляет: исполняю недостающее в скорбях моих, радуюсь, страдая за вас. Почему же за вас? Потому что он страдал из-за проповеди им. И если Христос есть глава тела Церкви, то скорби, причиняемые Церкви теми, кто восстает на слово истины, суть скорби Христовы и в высшей степени справедливо так называются.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь
Чтобы внушить Колоссянам еще большее уважение к принятой ими вере, Ап. говорит, что он сделался даже добровольным страдальцем за всех язычников. Он вполне убежден, что приносимое им Евангелие для них необходимо как единственная, несомненно спасительная, истина. - Восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых. Христос совершил дело нашего искупления однажды навсегда. Но Он испил еще не всю чашу оскорблений (θλίψεις) от людей, так как не приходил в соприкосновение с язычниками. Сам не проповедывал Евангелие язычникам. Теперь таким проповедником, продолжающим дело распространения Евангелия между язычниками, является Ап. Павел, и его страдания, какие он терпит от язычников, являются продолжением тех оскорблений, какие претерпевал Христос в течении Своей земной жизни от Иудеев. - За Тело Его, т. е. чтобы Христос получил таким образом полное тело или полную Церковь. В основе мысли Павла лежит здесь представление о том, что каждому христианину предлежит претерпеть известную сумму страданий, как последователю Христову (Деян 14:22). Больше всего таких страданий, и страданий именно на благо Церкви, доставалось Ап. Павлу. Много страданий он претерпел, но он чувствует, что ему нужно испить эту чашу страданий до самого дна (восполняю - άνταναπληρώ).
Толковая Библия.
См. также Толкование на Кол. 1:3
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Возвращаясь к мысли об искуплении нас грешных Иисусом Христом чрез Кровь Его (прерванной прославлением величия Его, унижаемого еретиками), Апостол прежде всего останавливается на примирении нас с Богом чрез удовлетворение правде Его – пролитием за грехи всех драгоценнейшей Крови Христовой, потом внушает иметь, как плод искупления, уверенность в спасении, непорочность и святость, для чего необходима непоколебимая вера в это искупление и твердая надежда на те блага, которые поданы оным, по Евангельскому учению.
«Великое дело примирить, - говорит св. Иоанн Златоуст, - а что чрез Сына – еще больше; здесь пять вещей, достойных удивления: примирил с Богом Сам Собою, смертию, крестом. Как премудро совместил все сие св. Павел в немногих словах! Он хотел особенно показать, что Сын Божий совершил дело примирения не изречением слова, но чрез предание Себя Самого» (не призрачно, но в теле плоти). «Но что значит: умиротворив небесная? Что касается до земного, то это понятно, потому что здесь все наполнено враждою, каждый из нас был в несогласии с собою и с другими многими. Но как Он умиротворил небесная? Ужели и там был раздор и несогласие? Нет! Но земля отторглась от неба, и Ангелы вооружились против людей, видя оскорбляемым от них Владыку своего. И сию то вражду Господь пресек. Как? Переселив на небо человека, Бог низвел Ангелов к людям, а людей возвел на небо».
В указании на Кровь Христову новейший толковник наш видит опровержение учения Колосских еретиков о посредничестве в спасении Ангелов, которые не могли совершить сего дела, как духи, между тем как Христос, будучи Богом, восприял человеческое, плотское тело и в нем вкусил смерть (см. у Н. Мухина, стран. 144 и 147).
Что касается до веры и надежды [упования в церк.-сл.], как первых условий получения оправдания со всеми дарами его, то о сем преосвящ. Феофан говорит так: «Вера и упование то же есть для преспеяния, что воздух, влажность и тепло для развивающегося семени. То и другое рождают из себя множество благоявлений, которые своим влиянием сильны держать ревнование в постоянном напряжении, и пока вера и упование сами пребывают в силе, дотоле ревнование о святости, или деятельная любовь, ослабеть не может».
Но вера предполагает учение лиц учащих. Посему Апостол внушает верить учению Евангелия и потом говорит об истинных веропроповедниках. В противовес лжеучителям, Апостол указывает на вселенский характер христианской проповеди и преподанное Колоссянам учение чрез Епафраса подтверждает своим свидетельством, причем говорит о своем призвании на дело служения домостроительству спасения всех вообще и Колоссян в частности, относя отчасти к ним и свои страдания, как подъятые для участия в страданиях Христовых, в Его новом Теле, которое есть Церковь. По изъяснению св. Иоанна Златоуста, «св. Павел опять приводит во свидетели самих Колоссян, а потом и всю вселенную. Так он сделал и в начале, желая свидетельством многих утвердить и Колоссян». По словам преосвящ. Феофана, Апостол говорит как бы так: «благовествование это не вы одни слышали, но слышала и приняла вся тварь поднебесная, разумея, конечно, под сею тварью тварь разумную, т. е. людей. Прочитав это, всякий не мог не сделать такого наведения: если, как я слышал и уверовал, и всюду так проповедано и уверовано, и это – по Божию повелению и распоряжению, то никакого не будет смысла, если я позволю себе сколько-нибудь уклониться от внушений веры или сдвинуться с основания, на коем стою».
Что касается до страданий о Христе, о которых Апостол выражается в 24-м стихе очень сжато и глубоко, то удобнейшим признается такое понимание: «Скорби Христовы признаются скорбями, которые Христос терпел, только не Сам в Себе, а в лице верующих, в настоящем месте – в лице св. Павла... Приложение дела искупления к людям требует страдания, которое Христос и терпит в теле Церкви по таинственному, но тем не менее живому союзу с нею, как глава» (преосвящ. Феофан).
Объединяя мысль о страдании с мыслию о посланничестве Павла на проповедь язычникам, во время которой он и переносил различные скорби, терпя их ради пользы Церкви, блаж. Феофилакт говорит: «после того, как Апостол сказал: я был служителем благовествования, от которого умоляю вас не отступать, – теперь показывает, что оно настолько истинно, что он даже страдает за него и не только страдает, а и радуется в этих страданиях». Страдания эти подъяты Апостолом ради блага Церкви из язычников, к которым он относит и Колоссян (сравн. Еф.3:1). По мнению преосв. Феофана, «Апостол намеренно упомянул об особенном распоряжении Божием относительно его: я – ваш Апостол, по Божию смотрению; зачем же вы подпускаете к себе других? Такое напоминание оживляло убеждение в истине его проповеди».
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
В предыдущем стихе святой Павел сказал, что он избран быть служителем благовестия, через которое колоссяне и удостоились таких благ. Теперь, говорит, поэтому ныне и радуюсь, несмотря на страдания, радуюсь успехам благовестия и радуюсь из-за вас, что вы сподобились Евангельских обетований о вере вашей и твердости в ней, и этою радостью пополняю все лишения, какие причиняются мне моими страданиями, в теле моем – телесными, или скорбями за Христа Господа и за тело Его, которое есть Церковь, чтобы она стояла, расширялась и наслаждалась благосостоянием, потому что он – служитель этой Церкви Христовой.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь.
Ны́не ра́дуюся во страда́ниих мои́х о вас, я́ко исполня́ю лише́ние скорбе́й Христо́вых во пло́ти мое́й за Те́ло Его́, е́же есть Це́рковь.
Чтобы внушить Колоссянам еще большее уважение к принятой ими вере, апостол говорит далее, что он сделался даже добровольным страдальцем за всех язычников, в полном убеждении, что его евангелие для них необходимо, что оно есть несомненная истина. Колоссяне не должны уклоняться от преподанного им учения потому, что Сам Христос восхотел, чтобы они вступили в его Церковь и, если Сам Он страдал душевно под гнетом разных оскорблений только в Иудее и за иудеев, как служитель обрезания (Рим. 15:8), то, во всяком случае, Он имел в виду и обращение язычников (Ин. 10:16). И Павел, таким образом, как апостол язычников, допивает ту чашу унижений и скорбей, которая была приготовляема Христу и языческим миром, но осталась Им не осушенной. Христос пострадал от иудеев, Павел страдает от язычников и для язычников, для того, чтобы обратить их на истинный путь (следовательно, здесь речь идет не об искупительных страданиях Господа, которые и по учению апостола Павла, были вполне достаточны для примирения всего человечества, см. Кол. 1:20), чтобы Христос получил полное тело, т. е. Церковь. Такой смысл следует придавать словам апостола: исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей.