Скрыть
В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым

В Нем вы обрезаны не обрезанием Евреев, которое бывает посредством руки и состоит в совлечении плоти, когда то есть отнимается обрезанная часть плоти, – но в обрезании Христовом, которое есть крещение Христово, совлекающее с вас ветхое человечество ваше.

Толкование на послание к Колоссянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым

Смотри, как он приближается к делу. «Совлечением», – говорит, – не сказал: снятии. «Греховного тела», – говорит о прежней жизни. Это он постоянно и различно выражает, как и выше сказал: «Избавившего нас от власти тьмы» (Кол. 1:13), «И бывших некогда отчужденными примирил, чтобы представить нас святыми и непорочными» (ст. 21, 22). Теперь, говорит, обрезание не от ножа, но от самого Христа; не рука, как там (в ветхом завете), совершает это обрезание, но дух; обрезывается не часть, но весь человек. Тело и это, тело и то; но то обрезывается плотью, а это духовно, – не так, как иудеи (обрезывали), – потому что вы совлеклись не плоти, но грехов. Когда и где? В крещении. Что (Павел) называет обрезанием, то называет и гробом. Смотри, как он опять переходит к оправданию. «Греховного», – говорит, – «тела плоти», т. е., грехов, сделанных во плоти; говорит более, чем об обрезании, так как (иудеи) не отвергли того, что обрезано, но потеряли и повредили.

Толкование на послание к Колоссянам


Как их (иудеев) знамение обрезания отделяло от прочих народов, и показывало в них народ избранный Богом, таким же образом и у нас обрезание крещения составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных. «О немже бо, – говорит (апостол), – и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти». Как там обрезание совершается в отложение плоти, так здесь крещение – в отложение грехов.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 39

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 21-22, 2:11 и вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою… в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым

Апостол, в своем Послании к Колоссянам, желая показать, что тело Христово - плотяное, а не духовное, воздушное, легкое, выразительно сказал, говоря: и вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению и злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его. И опять в том же послании: в Нем же вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти. Если тело означает только плоть, и не есть понятие двусмысленное, и не может быть притягиваемо к различным смыслам, то он совершенно излишне говорит тело плоти, как будто плоть не разумеется в теле.

Против Иоанна Иерусалимского

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным

Дивное благодеяние, что вы во Христе получили обрезание. Ибо не человеческая рука совершила это обрезание плоти, но Дух Святой: обрезывается не часть, но весь человек.

совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым

Там чрез обрезание, чрез снятие покрова плоти, обнажалась часть тела; здесь же тело наше избавляется от греха, который мы совершаем плотью. И таковое обрезание совершает не закон, а Христос в крещении, совлекая с нас ветхую жизнь, - жизнь греховную и вообще плотскую.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

о Немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове

Сказал Апостол: и вы исполнились в Господе Иисусе всех духовных благ, кои благоволил Бог совместить в Нем для нас. Теперь определенно указывает, каких именно благ сделались они причастными. Самое нужное для нас благо есть избавление от грехов и обновление нашего растленного естества. Оно основа и всех других благ, всыновления, благодатного Боговселения, будущего прославления. Не будь его, ничего другого уже и получить нельзя, хотя бы Сам Бог восхотел подать что: ибо нечем было бы то принять и не к чему приложить. Об этом-то коренном и источном благе и говорит теперь Апостол: совлекшись, говорит, вы тела греховного, спогребшеся Господу крещением, тут же и совостали в Нем. Это то же, что умерли вы греху и ожили для новой жизни по Богу, обновились. Последнее благодеяние Божие выражает Апостол одним словом: совостасте (стих 12); но первое разнообразно выражает: спогребением (2, 12) Христу Господу, совлечением тела греховного, обрезанием нерукотворенным. Надо полагать, что все такие выражения нужны были в противовес мудрованиям философов-прельстителей, – все, а не одно только: обрезанием нерукотворенным. Видимо, что они удерживали обрезание; но не им одним прикрывали свою лесть, а и многим другим, против чего надо было поставить и совлечение тела греховного, и спогребение Господу. И об обрезании они трактовали не из уважения к закону (о законе во всем послании нет помина у святого Павла), а по каким-то философским воззрениям. Не дивно, что они приписывали ему какое-либо мистическое значение, помимо того, которое дается ему в законе, – равно как и поминаемым ниже – ястию и питию, праздникам, новомесячиям и субботам.

О Немже и обрезаны бысте обрезанием нерукотворенным. В Послании к Римлянам это нерукотворенное обрезание названо обрезанием сердца Духом (ср.: Рим. 2, 29). Те, говорит, предлагают обрезание; но вы уже прияли высшее и совершеннейшее обрезание. Ихнее обрезание есть обрезание плоти, а вами принятое есть обрезание сердца; то рукотворенное, а ваше нерукотворенное; то совершается ножом, а ваше Духом о Христе Иисусе. Блаженный Феодорит пишет: «Апостол указывает на различие обрезания и говорит: ваше обрезание не плотское, но духовное, не рукотворенное, но Божественное, не отъятие малой части тела, но освобождение от всего повреждения». Экумений прилагает: «не рука человека, а Дух Святый обрезал вас от грехов ваших», – что заимствовал он у святого Златоуста, который говорит: «теперь обрезание не от ножа, но от Самого Христа; не рука, как там, совершает это обрезание, но Дух; обрезывается не часть, но весь человек».

В чем же состоит сие нерукотворенное обрезание? В совлечении тела греховного плоти, του σωματος τον αμαρτιων της σαρκος, – тела грехов плоти, или – грехов, исходящих от живущего в нас греха, именуемого и плотию. Сброшение тела (корпуса, массы) таких грехов есть покаяние, дающее отпущение грехов или снятие вины за них. Но обрезание нерукотворенное или обрезание сердца означает более, нежели прощение самой похоти греховной. Почему и в совлечении тела грехов плоти, как выражении, объясняющем обрезание сердца, надобно видеть совлечение самой похоти греховной, или живущего в нас греха, который иногда называется просто – плотию. Иные читают лишь: в совлечении тела плоти, что ближе выражает нужный смысл: ибо такое выражение прямо указывает на совлечение плотяности, или плотского мудрования и похотения. Ниже (см.: 3, 9) то же самое Апостол назвал совлечением ветхаго человека с деяньми его, то есть не массы только грехов, но и самого производителя их.

Чтобы пояснить сколько-нибудь, в чем духовное обрезание, надо взять во внимание, как идут дела у падшего человека. В нем царствует грех, и царствует сластию греховною. На эту сласть так падок падший, – что, только помани ею, он тотчас бежит вслед. Грех сласть выставляет, а у падшего качествует похотение сей сласти. За это похотение, как за поводок, берет падшего грех, манящий сластию, и ведет его на дела свои. Очевидно, что пока не будет отъято похотение сласти греховной, грех не перестанет царствовать в падшем, и нет ему, бедному, возможности избавиться от тиранства греха иначе, как чрез пресечение в нем падкости на сласть греховную. Спасающая падшего благодать первым делом и имеет это пресечение и совершает это тем, что дает падшему ощутить всю горечь греха и вкусить неизъяснимой сласти жизни по Богу. Когда совершится сие в сердце падшего, после того грех сколько ни напоминает о своей сласти, в сердце возбуждается не похотение его, а память о горечи его и о сладости жизни по Богу, с соответственными тому чувствами. Вследствие сего произволение естественно отвергает грех и устремляется на противоположное ему. Так всякий раз. Тиранская власть греха очевидно пресечена, и пресечена потому, что отрезан тот поводок, за который он всегда тянул падшего на дела свои. Это настоящий смысл обрезания сердца Духом. Выражая это, Апостол в Послании к Римлянам говорит приявшим благодать: грех вами не обладает. Помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови (ср.: Рим. 6, 14, 11). Так о себе думайте, что вы мертвы для греха и живы для Бога. И это не обманчивое помышление, а существо дела спасения о Христе Иисусе. Почему Апостол и назвал такое обрезание обрезанием Христовым, как такое обрезание, которое совершается по домостроительству спасения, совершенного Христом Господом. Можно иначе сказать: вот христианское обрезание, — обрезание сердца Духом по вере в Господа Иисуса Христа, в коем человек сбрасывает с себя тиранство греха.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святом Крещении

 

Сектанты говорят: Баптист (Савельев), разбирая слова: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), утверждает,

а) что родиться не значит креститься,

Православный ответ: Рим.6:4; Кол.2:11-12; Тит.3:5. Крещение есть новое рождение, обновление, возрождение, воскрешение для жизни новой, благодатной.

Сектанты говорят: б) а значит очиститься чрез Слово Божие, как сказано «вы очищены чрез слово, которое Я проповедовал вам» (Ин.15:3).

Православный ответ: Очищаться можно много раз, а родиться только однажды. Значит, под крещением (духовным рождением) нельзя разуметь исключительно одно очищение, но и благодатное привитие к лозе – Христовой Церкви (Ин.15:1).

Сектанты говорят: в) под водой, как ясно видно из беседы с Самарянкой, Христос разумел учение, ибо сказал: «кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать во век» (Ин.4:14).

Православный ответ: Здесь не говорится о рождении от воды, а о питии живой воды, т.е. о питии благодати, как ясно из Ин.7:38-39, а в крещении вещественная вода необходима (Деян.8:36,38-39).

Оружие правды


Крещение детей

 

Сектанты говорят: что крестить можно только взрослых, имеющих веру, а не детей, которые ничего не понимают, потому что Спаситель сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:15-16). Значит, – говорят сектанты, – дети, как не могущие веровать, не могут креститься.

Православный ответ: Значит, по мнению сектантскому, дети и осуждены будут за неверие, как сказано: «кто не будет веровать, осужден будет». Нет! Безумны сектанты в своих речах. В приведенном месте (Мк.16:16) говорится только о взрослых, а не о детях.

Детей же должно крестить по вере их родителей и восприемников, как в Ветхом Завете обрезывали младенцев восьмидневных (Быт.17:12, ср. Кол.2:11-14).

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым

Нечего верующим искать и в плотском обрезании, которое хотели восстановить Колосские еретики среди христиан. Та цель, которую имело в виду плотское обрезание, именно умерщвление ветхого человека, уже достигнута Колоссянами чрез принятие крещения, которое Ап. называет обрезанием, совершаемым Самим Христом. – Тело плоти – греховная человеческая природа, тело, поскольку оно подчинялось влиянию плотского настроения. Прибавление «греховного» еще более усиливает смысл всего выражения «тело плоти».

Толковая Библия.

См. также Толкование на Кол. 2:8

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.11-13 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,

Разъясняя то, что Христиане получили чрез Иисуса Христа, Апостол прежде всего говорит о крещении, причем изъясняет, что обрезание было прообразом крещения в смысле отсечения греховности, которое еще более наглядно выражается в крещении, когда во образ умерщвления погружают в воду и во образ восстания поднимают из купели, так что верующий в силу Христову крещенный восстает из купели живой и очищенный от греха и потому способный к жизни вечной.
Обрезанные имели тень (прообраз) отъятия греховности, а необрезанные были в полной силе греха и неразрывно следующей за ним смерти (как последствия и наказания). Посему, все были мертвы. И всех, кто, веруя во Христа, крестился, оживил Христос, как Его оживил Отец, воскресивши Его из мертвых. Вместе с новою жизнию о Христе даруется и очищение всех грехов, как вместе с возведением из глубины водного погружения подается и спасение от смерти и очищение скверны тела. Таким образом, первые дары Христовы – избавление от греха и смерти вечной, с коими неразрывно соединены святость и вечная жизнь во Христе. Вот почему при крещении поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
Почти все важнейшие толковники, изъясняя глубокий смысл слов Апостола, определяющих значение и силу крещения, с особым вниманием останавливаются на сравнении крещения с обрезанием, из чего естественно выводится заключение о прельщении Колосских Христиан Иудействующими, хвалившими обрезание, праздники и свои посты (ст. 16–18).

Так, по Златоусту, Апостол говорит как бы так: «теперь обрезание не от ножа, но от Самого Христа. Не рука, как там, совершает это обрезание, но Дух; обрезывается не часть, но весь человек. Тело и это, тело и то; но то обрезывается плотию, а это – духовно, не так, как Иудеи, ибо вы совлеклись не плоти, но грехов».

«Обрезание телесное не приносит никакой пользы обрезанным, отъятие же греховности (чрез крещение) доставляет истинное спасение», говорит блаж. Феодорит.

«Надо полагать,
говорит преосвящ. Феофан, что все такие выражения (как спогребение, совозстание) нужны были в противовес мудрованиям философов-прельстителей, – все, а не одно только: обрезанием не рукотворенным».«Христианское обрезание, это – обрезание сердца Духом, по вере в Господа Иисуса Христа, в коем человек сбрасывает с себя тиранство греха». «Когда крестились, вы тогда же сбросили с себя тело греховное, тогда же обрезаны были. Кровь Господа, облившая вас чрез крещальную воду, смыла с вас всю нечистоту и открыла вход в естество ваше благодати Св. Духа, Который, пришедши, отрезал то, чем держал вас в своей власти грех, и тело греховное спало с вас. Спогребаются же в крещении Господу тем, что воспринимают искупительную силу Крови и смерти, Христовой и в то же время умирают греху». «Освобождение от греха есть одна сторона крещения, так сказать, предуготовительная. Положительную его сторону составляет совоскресение со Христом». «Совозстать со Христом, это – то же, что облечься в нового человека (Кол.3:10; Еф.4:24; Рим.6:4).

При этом необходимым условием со стороны человека служит вера в силу (могущество) Бога». «Вера во всемогущие Божие, проявившееся с необыкновенною силою в воскресении Иисуса Христа, посредствует собою в душе Христианина веру в его собственное воскресение, т. е. в возрождение к новой жизни» (И. Мухин. Сравн. Рим.10:9),

«жизни будущего века» (Феодорит).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

11. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;

Колосские лжеучители проповедовали необходимость обрезания для получения философской полноты, придавая обрезанию какое-то мистическое значение, помимо того, какое дается ему в законе. Святой Павел говорит, что христиане в полноте Иисуса Христа получают обрезание, но не руками совершаемое, не рукотворенное, а состоящее в совлечении тела греховного плоти. Это нерукотворенное обрезание святой Павел в другом послании называет обрезанием сердца по духу (Рим.2:29). Оно состоит в совлечении тела грехов плоти, или грехов исходящих (или выросших, как тело на живом человеке) от живущего в нас греха, называемого плотью. Грех манит к себе тем удовольствием, которое он обещает человеку, а в сердце человека лежит потребность этого удовольствия. Чтобы преградить доступ греха к сердцу человека, нужно последнее лишить удовольствия от греха, дав понять его горечь, и в то же время дать почувствовать истинную сладость от жизни по Богу. Это-то прекращение сласти от греха, или смерть греха (см. Рим.6:11-14), и есть совлечение тела грехов плоти, совершаемое Духом Святым по вере в Иисуса Христа, в купели крещения. Поэтому такое обрезание Апостол называет Христовым. Оно есть христианское крещение, в котором верующий умирает греху, с него спадает тело греховное, он чувствует к нему отвращение и сердцем как бы вкушает сладость от присутствия благодати Святого Духа, которая даруется крещаемому, и он восстает, оживает для новой жизни по Богу.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible