Скрыть
истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту

И истребил посредством живых заповедей Своих обвинение за грех, написанное в ветхом законе: ибо все язычники мечом и смертною казнью принуждались к исполнению закона, - и висевшее на нас проклятие закона, посредством тела Своего, взял от среды, то есть от всех людей, пригвоздив его к дереву креста тем, что Сам был за нас проклятием. И не только проклятие уничтожил, но и лишил идолов имени божества, коим украшались они.

Толкование на послание к Колоссянам


В рождении Сына написал Царь долговое обязательство людям, чтобы его должниками стали. Из-за этого явился нам Царь, Который грехи наши выкупил и именем Своим написал иное долговое поручительство, то, что Он - наш должник.

Гимны на Рождество

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту

Христос был продан по восприятию на Себя нашего состояния, а не вины греха, и ценою не удерживается, ибо греха не сотворил (1Пет 2:22). Итак, Он покрыл выкупом наш, а не Свой долг, уничтожил долговую расписку, выгнал ростовщика, освободил должника - один уплатил то, что должны были все. Нам нельзя было выйти из рабства. Тогда Он принял его за нас, чтобы изгнать мирское рабство, восстановить райскую свободу, даровать новую благодать честью сопричастия Ему. Вот каково таинство!

Об Иосифе

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту

Смотрите, как бы мы снова не стали подчиненными тому договору. Христос пришел однажды; Он нашел рукописание нашего отца, то самое, которое написал Адам. Он в начале подписал долговое обязательство, а мы увеличили долг нашими грехами. Отсюда произошли проклятие, и грех, и смерть, и осуждение от закона - и все это уничтожил Христос и даровал прощение. И Павел вопиет, говоря: бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды, пригвоздив ко кресту. Он не сказал «изгладив», не сказал «стерев», но - пригвоздив ко кресту, чтобы и следа не осталось от него. Поэтому «не изгладил», но - разодрал.

Огласительные слова к просвещаемым.

См. также Толкование на Кол. 2:13

Августин Аврелий, блж. (†430)

истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту

Там [у алтаря Твоего] подается святая жертва, которой уничтожено рукописание, бывшее против нас, и одержана победа над врагом. Он считает проступки наши, ищет, в чем бы обвинить, и ничего не находит в Том, в Ком мы победили.

Исповедь


Мы с полным основанием празднуем Пасху тогда, когда была пролита кровь Господа, которою мы очищаемся от всякого греха (1Ин 2:22). Обретем же спокойствие: дьявол был начеку, чтобы закабалить нас, но от этого избавила нас кровь Христова.

Трактат на 1-е послание Иоанна


Все это домостроительство нашего спасения, согласно которому стал человеком ради обретения человека Бог, Который человека сотворил. Все это: то, что во оставление наших грехов Христос пролил кровь по-настоящему, а не притворно, и настоящею же Своею кровью истребил рукописание грехов наших, - все это подлежащие осуждению еретики пытаются упразднить. Во все это, как манихеи, они не верят. Согласно им, Господь явился взорам людей как Дух, а не во плоти.

Проповеди

Феодорит Кирский, блж. (†457)

истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту

Под рукописанием иные разумели закон… Думаю, что рукописанием называется и наше тело, потому что при его посредстве отваживаемся мы на всякий беззаконный поступок, глазами смотря бесстыдно, языком говоря ненадлежащее, слухом приемля в себя вредное учение, руками отваживаясь на воровство, любостяжание и кровопролитие.

Толкования на послание к Колоссянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас

Поскольку сказал, что Он даровал нам, то, чтобы ты не подумал, что Он все же оставил их быть где-либо и видимыми, говорит: нет, не так; Он совсем изгладил их, вычистил. Под рукописанием мы будем разуметь или договор, который как бы собственноручно заключил народ с Моисеем, сказав: все, что сказал Бог, будем исполнять и станем повиноваться (ср. Исх. 19:8), − или условие, которое поставил Бог Адаму, сказав: в тот день, в который вкусишь, умрешь (Быт. 2:17). Оно-то в руках диавола было как бы рукописанием, оно-то противостояло нам, не дозволяя подняться, ибо за ним было право. Это уничтожил Христос учением, то есть верой, ибо не делами, а учением веры разрушил то.

и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту

Не вычистил это только, но и взял от среды, то есть сделал, чтобы его не видно было; и ни нам его не отдал, ни Сам у Себя не сохранил, но, пригвоздив ко кресту, разорвал, как свойственно прощающему с радостью. Ибо все мы были повинны греху и наказанию, но Он, Сам безгрешный, наказанный за нас, на кресте разрушил грех и наказание: посему на нем и разорвал рукописание.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

истребив еже на нас рукописание ученми, еже бе сопротивно нам, и то взят от среды, пригвоздив е на кресте

Помянув об отпущении грехов, продолжает объяснять, как оно даровано. Как выше (см. стихи 11 — 12) объяснял он отъятие силы живущего в нас греха, называя его то обрезанием нерукотворенным, то совлечением тела греховного, то спогребением и совостанием Христу в крещении; так здесь объясняет он разнообразно устроение отпущения грехов крестною смертию Христа Спасителя, называя это изглаждением рукописания, взятием его от среды и пригвождением ко кресту или разодранием. То и другое делает он для того, чтоб, с разных сторон представляя один и тот же предмет, яснее его изобразить и глубже напечатлеть во внимании. Отсюда уразумеваем притом, что устроение отпущения грехов есть особое дело в домостроительстве спасения, равносильное устроению обрезания сердца и благодатного оживления.

истребив еже на нас рукописание

Истребив, εξαλειψας, — изгладив, как изглаждают следы чего-либо на песке, воске и подобном, как изглаждают буквы, написанные каким-либо способом на чем-либо. Есть рукописание на нас. Его изгладил Бог крестною смертию Христовою. Какое это рукописание? Рукописание, собственно, есть собственноручная долговая расписка. Какие у нас долги? Грехи, как и в молитве Господней читаем: остави нам долги наша (Мф. 6, 12). Итак, крестною смертию Христовою Бог изгладил грехи наши, изгладил первородный грех, изгладил и все грехи каждого человека от начала мира и до конца его. Такова сила смерти Господней. Всякий имеет свое рукописание грехов, и оно на нем лежит и само требует удовлетворения, как содомский вопль отмщения грехов. Правда Божия терпела, терпит и будет терпеть каждому, удовлетворяясь искупительною и ходатайственною смертию Христовою. Но чрез это рукописание каждого не теряет своей силы. Если оно не будет изглажено и разодрано, то в свое время потребуется за него взыск и уплата. Как же достигается изглаждение и разодрание рукописания сего? Каются с верою в крестную смерть Господа, и, когда за тем погружаются в купель, вода крещальная или паче благодатная сила крещения изглаждает грехи, и рукописание представляет одну чистую хартию, на которой ничего не остается написанным. Вот это и говорит Апостол: Бог даровал нам грехи, изгладив рукописание грехов наших. Святой Златоуст говорит: «и что же? Позволил им остаться? Нет; истребил их; не только даровал, но совсем истребил, чтоб они никогда не показывались». То же и блаженный Феофилакт пишет: «поелику сказал, что Бог даровал нам прегрешения (2, 13); то, чтобы ты не подумал, что Он все же оставил их быть где-либо, и видимыми быть, говорит: нет, не то; Он совсем изгладил их, вычистил». Этого сподобляются все крещаемые; и если б по крещении никто не грешил, то ни на ком бы из них рукописания такого и не было. Но как грешат, то хартия опять исписывается грехами и снова изглажена быть может только слезами покаяния. Сила же, изглаждающая все, одна — крестная смерть Господа. В смерти Господа изглажены рукописания всех людей, которые Апостол объединяет и представляет как единое рукописание всего человечества. В силе так и есть; но в действительности рукописание каждого изглаждается во святом крещении или покаянии по вере в Господа, за нас умершего крестною смертию.

Почему Апостол и приложил: ученми, δογμασιν. Наши толковники все разумеют под сим словом веру. Святой Златоуст говорит: «ученми, говорит. Какими ученми? Верою. Следовательно, достаточно уверовать. Павел не делами дела, но верою дела изглаждает». Блаженный Феодорит пишет: «Бог Слово (вместо ветхозаветных способов очищения грехов) дал нам евангельские догматы, за сохранение их обетовав нам спасение». Экумений: «δογμασιν, — то есть верою или догматами нашего благочестия (веры христианской). И именно изглаждается рукописание в крещении». То же и у Феофилакта. — И очевидно, что ученми стоит у Апостола как указание на способ или образ изглаждения рукописания. Потому всякое толкование, по которому ученми соединялось бы с рукописанием, надобно считать неуместным здесь.

еже бе сопротивно нам

Рукописание было против нас, осуждало нас, требовало удовлетворения. Где же оно было? Где-то посреде. Где же посреде? Посреде всего сущего. Все творения — и земные, и небесные, и вещественные, и духовные — видели это бывшее против нас рукописание, соглашались, что праведно взыскать с нас долги по сему рукописанию, и, следовательно, тоже были против нас. И правда Божия требовала того же — еще паче. Между тем мы ничего не могли представить в уплату, — и належала нам крайняя беда. Что же сделал положивший спасти нас многоблагоутробный Бог? То взят от среды — принял наше рукописание с глаз долой, так что никто уже более его не видел. Взят, ηρκεν,— от: αιρω. Значение этого слова точно выражает наша обычная фраза: возьми или прими это отсюда, с глаз долой. Так и рукописание наше принято было от среды и никому уже не бросалось в глаза. «Взят от среды, значит,— сделал, чтоб его не видно было» (блаженный Феофилакт). Куда же девал его милостиво спасающий нас Бог? «От среды взял, но, может быть, где-либо в другом месте спрятал. Потому страх берет, как бы не стал когда-либо взыскивать с нас по сему рукописанию. Теперь простил, а как раскается, что простил, и начнет взыскивать: рукописание цело. Апостол и устраняет этот страх, сказав: пригвоздив е ко кресту. Взяв от среды, Бог не отложил его куда-либо в сторону на сохранение, а разодрал его: пригвождением ко кресту означается разодрание» (из Экумения перифраз). «Взяв от среды, ни нам его не отдал, ни Сам у Себя не сохранил, но, пригвоздив ко кресту, разодрал» (блаженный Феофилакт). Это — метафорическое выражение. Значит же оно вот что: «так как все мы были под грехом и наказанием; то Он, претерпев наказание, свободил нас и от греха, и от наказания. Наказание же претерпел Он на кресте. Туда взял Он и рукописание и пригвоздил его с Собою, а потом, как имеющий власть, и совсем разорвал его» (святой Златоуст). «Этим святой Павел выразил несомненность прощения и безвозвратность (взыскания)» (Экумений). Все, укрывающиеся верою под сень креста, безопасны от взыскания за грехи по правде Божией. Кровь Христова очищает их от всякого греха. Помазуются же они сею очистительною кровию в крещении и покаянии.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Крещение детей

 

Сектанты говорят: что крестить можно только взрослых, имеющих веру, а не детей, которые ничего не понимают, потому что Спаситель сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:15-16). Значит, – говорят сектанты, – дети, как не могущие веровать, не могут креститься.

Православный ответ: Значит, по мнению сектантскому, дети и осуждены будут за неверие, как сказано: «кто не будет веровать, осужден будет». Нет! Безумны сектанты в своих речах. В приведенном месте (Мк.16:16) говорится только о взрослых, а не о детях.

Детей же должно крестить по вере их родителей и восприемников, как в Ветхом Завете обрезывали младенцев восьмидневных (Быт.17:12, ср. Кол.2:11-14).

Оружие правды


О святом Кресте Христовом
 

Сектанты говорят: Крест Христов осквернен грехами человеческими, потому что Спаситель пригвоздил грехи ко Кресту (Кол.2:14).

Православный ответ: Тогда и жертвенник, на котором приносились жертвы за грехи, должен быть нечист и презираем, но он – «святыня великая» (Исх.30:22-29). Тогда и Кровь Христа, омывшая грехи наши (Ин.1:7; Откр.1:5), – по сектантски, – нечиста, осквернена. Но, по Писанию, «сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто ... не почитает за святыню Кровь Завета, которой освящен»(Евр.10:29). Тогда должно почитать оскверненным и Христа, Божия Агнца, Который взял на Себя грехи всего мира (Ин.1:29). Но так могут говорить только безумные сектанты, а для нас крест есть оружие победы Христа над диаволом, жертвенник нашего освящения и «святыня великая».

Оружие правды


О святом Кресте Христовом
 

Сектанты говорят: Крест – позорная вещь, потому что сказано: «проклят всякий, висящий на древе».

Православный ответ: Значит, по-сектантски, проклят Христос, так что Он есть висящий на Кресте. Действительно Христа проклинали за то, что Он был на Кресте и издевались над Ним, но Христос чрез Крест восторжествовал над диаволом, и освободил всех от плена его (Кол.2:14), посему Крест именуется благословенным древом, чрез которое бывает правда (Прем.14:7).

Оружие правды

Севериан Габальский, еп. (†431)

истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту

Когда был дан закон, проклинающий преступников, то весь народ израильский, стоя, восклицал, и соглашался со сказанным, и принимал его. И это соглашение стало как бы рукописанием. И вот именно это рукописание, это соглашение с законом и изгладил Своими учениями Христос. Ведь Он учил против соблюдения закона… Главным образом, своими учениями Он упразднил наказания грешников за грех, даровав оставление грехов и покаяние во спасение.

Фрагменты

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту.


«Рукописание, которое было против нас – Он взял – и пригвоздил ко кресту» (Кол.2:14). На этих словах штундисты думают основаться, когда поносят ев. крест: они говорят, что Христос пригвоздил ко кресту рукописание, враждебное нам, содержащее грехи наши, и чрез это крест сделался достойным нашего отвращения, а не почитания. На грехи наши Господь вознес на древо и пригвоздил к нему не иначе, как на Теле Своем (по словам ап. Петра, 1Пет.2:24); грехи Он взял на Себя (Ин.1:29), а потом Себя вознес на крест. Если бы грехи что-либо при этом оскверняли, то они должны были бы осквернять Тело Христово, что думать нелепо; крест же мог Только получить (и получил) освящение от распятого на нем Христа.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту

Что касается Иудеев, то им (к ним Ап. присоединяет и себя самого - о нас) также Бог простил грехи, истребив - έξαλείψας - точнее: изгладив, вытерши при этом рукописание или долговое обязательство, какое дали Евреи при Синае, обязавшись исполнять волю Божию. Рукописание это было составлено в форме определенных точных постановлений (τοις δόγμασιν - по-русски не точно: истребив учением ср. Еф. 2:15). - Против нас. Мы не имели силы исполнить условия этой расписки, и она висела пред нами, загораживая нам путь к Богу. - Взял от среды, - т. е. уничтожил (ср. 2Сол. 2:7). - Пригвоздил ко кресту, т. е. Своими крестными страданиями Христос уничтожил силу этого обязательства, и самая наша расписка, уже совершенно потерявшая все свои письмена, была повешена Им на Свой крест, в знак того, что она уже недействительна.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Кол. 2:8

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.14-15 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.

Представляя Бога под образом милостивого заимодавца, простившего нам долги (грехи), Апостол говорит о рукописании, которым подтверждались человеческие грехи, что оно изглаждено, изъято и пригвождено ко кресту.

По изъяснению Экумения, «всем этим св. Павел выразил несомненность прощения и безвозвратность (взыскания)». В древности писали нередко на дощечках восковых, в которых особенно легко можно было изглаждать написанное, как и с пергамента, чрез раствор чернил каким-либо веществом. Ито касается пригвождения рукописания ко кресту, то этот образ заимствован из древнего обычая пригвождать законы, потерявшие силу. Имея это в виду, должно сказать, что здесь, с одной стороны, Апостол указывает на то, что уничтожены все грехи людские, на которые простерлась сила крестных страданий Иисуса Христа, а с другой стороны – уничтожилась и сила множества предписаний Ветхого Завета, по которым люди подлежали проклятию и смерти за их неисполнение. А так как было великое множество предметов и существ – свидетелей установления закона, то Господь изъял его «из среды», а началовождей греха, для предотвращения которого дал закон, Он победил, отдавши Себя на страдания крестные и сошедши во ад, чтобы там восторжествовать над главными силами его, населявшими его.

«Так как все мы, говорит св. Иоанн Златоуст, были под грехом и наказанием, то Он (Христос) претерпел наказание, свободив нас и от греха и от наказания. Наказание же Он претерпел на кресте. Туда взял Он и рукописание и пригвоздил его с Собою, а потом, как имеющий власть, и совсем разодрал его».

«Метафора: совлек начала и власти – означает, что Господь лишил власти над нами нечистые силы и именно тем, что пригвоздил рукописание грехов наших ко кресту. Браги указывали на рукописание как бы говоря: смотри, они наши, нашу волю творят. Когда же рукописание разодрано и уничтожено, то им не на чем более утверждать свою власть. Они раздражили Иудеев против Господа. Чаяли, что, подвергши Его посрамлению (крестному), они оттолкнут от Него всех. Оказалось же напротив. На кресте не Господь посрамлен, а они, и не Его дело разорилось, а разрушено его царство» (преосвящ. Феофан).

«Господь, поставив Свой триумф на кресте, как бы на всенародном зрелище Еллинов, Римлян и Иудеев, восторжествовал над демонами» (Феодорит).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

14. истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;

Святой Павел образно представляет, что Бог имел от всего рода человеческого собственноручную долговую запись, где прописаны были все грехи их пред Богом, и обязательство уплатить за них правде Божьей. Долги все увеличивались, а уплатить их было нечем. В Предвечном Совете Божьем и определено было передать это рукописание Сыну Божию, Который крестною смертью Своею уплатил все долги людей правде Божьей. Итак, люди стали должниками Иисуса Христа, каждый как бы дал долговую расписку Ему за уплаченные им наши долги. Как уплатить? Учением – верою или догматами веры христианской (Златоуст). Кто верует в Господа Иисуса Христа как Спасителя, того долговая рукопись его грехов берется от среды, у всех на виду бывшая, совершенно изглаживается Им (в святом крещении) и уничтожается, пригвождается ко кресту, и крестившийся является оправданным, чистым от грехов. Но грех, хотя прощенный, опять завладеет душой, если останутся в силе миродержатели тьмы века сего – демоны. Иисус Христос, говорит святой Павел, и от них освободил верующих.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Священом Предании.

 

Сектанты говорят:  Слово Божие запрещает руководство преданием (Мф.15:1-9; Мк.7:5-13; Кол.2:8-22).

Ответ: В указанных местах говорится не ο Священом Предании, которое по существу своему не может противоречить Священному Писанию, так как один и тот же Бог есть Виновник того и другого источника вероучения, а ο «преданиях старцев», – «преданиях человеческих», – «заповедях и учениях человеческих», устранявших заповеди Божии (Мф.15:6), извращавших учение Церкви ο лице Иисуса Христа (Кол.2:8), Которого колосские лжеучителя признавали тварным существом, одним из ангелов. Старцы бывают различные (2Ин.1:13Ин.1:1; ср. Мф.15:2; Мк.7:3).

Церковь православная, согласно слову Божию, предостерегает верующих от этих последних преданий, но заповедует держаться только апостольских преданий (2Фес.2:15), записанных ли самыми апостолами («посланием нашим») или их учениками и преемниками («словом»).

Сектанты поступают наоборот: апостольские предания отвергают, а тщательно хранят «предания человеческие». Так напр., не предания ли человеческие: «Вероучение русск. еванг. христиан-баптистов», – «Проектное изложение Евангельской веры, или вероучение евангельских христиан», – «Гусли», – «Тимпаны», – «Кимвалы», – «Заря жизни», – «Новая арфа», постановления съездов сект. и др.? Не «предания ли человеческие» – чины преломления, крещения и пр., совершаемые сектантами?

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible