Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к колоссянам 2:15
отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Исидор Пелусиот, прп. (†440)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Лев Великий, свт. (†461)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Севериан Габальский, еп. (†431)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Афанасий Великий, свт. (†373)
отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою
Если кто и во ад низойдет и снизошедшим туда героям будет дивиться, как богам, то пусть видит Его воскресение и победу над смертью и заключит, что и у них один Христос есть истинный Господь и Бог. Господь коснулся всех частей творения, освободил вселенную от всякой прелести и обличил, как говорит Павел, отняв силы у началъств и властей, властно подверг их позору на кресте, чтобы никто уже не мог обмануться, но повсюду находил истинное Божие Слово.
Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти
Ефрем Сирин, прп. (†373)
отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою
И отнял силу у начал и властей (т.е. идолов) и во очию всех с дерзновением подверг их позору, поелику научил, что они созданы, и показал на них знаки Своей победы, так как они оказались не в состоянии помочь почитателям своим, чтобы их не отвлекали от них и чтобы Он не лишал их того имени, коим украшались.
Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою
Итак, да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всем - на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и встаем. Он есть великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов. Потому что посредством креста Он подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Когда увидят они крест, то вспоминают Распятого.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 13-15 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою
«И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним». Вы были повинны смерти. Но если вы и умирали, то не напрасно, – смерть была полезна вам. Смотри, как он опять показывает, чего они были достойны, в словах, которые присовокупляет: «Простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (ст. 14 – 15). «Простив нам», – говорит, – «все грехи». Какие? Те, которые произвели смерть. И что же? Позволил им остаться? Нет; истребил их; не только даровал, но совсем истребил, чтобы они никогда не показывались. «Учением», – говорит. Какими учениями? Верой. Следовательно, (для спасения) достаточна вера, (Павел) присоединил не дела к делам, но дела к вере. Что же затем? К отпущению опять присоединяет истребление (грехов). «И Он», – говорит, – «взял его от среды»; но не сохранил его, а разорвал, «и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» Никогда он не говорил так сильно!
Видишь, как он заботился об уничтожения рукописания? Так как все мы были под грехом и наказанием, то Он, претерпев наказание, освободил нас и от греха, и от наказания. Наказание же Он претерпел на кресте. К нему-то и пригвоздил (рукописание), а потом, как имеющий власть, и совсем разорвал его. Какое рукописание? (Павел) говорит о том рукописании, которое (израильтяне) дали Моисею, говоря: «Все, что сказал Господь, сделаем [и будем послушны]» (Исх. 24:3). Если же не об этом, так о том, что мы обязаны повиноваться Богу. Если же и не об этом, то о том рукописании, которое держал дьявол, которое изрек Бог Адаму в словах: «Ибо в день, в который ты вкусишь от дерева, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Это рукописание было у дьявола. И Христос не отдал его нам; но сам разорвал его, как свойственно прощающему с радостью. «Отняв силы у начальств и властей». (Апостол) говорит это о силах дьявольских, или потому, что они были облечены человеческой природой, или потому, что (Христос) держал их как рукоятку меча, и, сделавшись человеком, обнажил их. Это и значит: «Подверг их позору». И хорошо это сказано, потому что дьявол никогда так не бесчинствовал. Он надеялся овладеть Им (Христом), а лишился и тех, кого имел; в то время, когда тело (Христа) пригвождалось, мертвые воскресали. Тогда дьявол потерпел поражение, получив смертельный удар от мертвого тела. Как борец, считающий своего противника пораженным, сам получает от него смертельную рану, так и Он показал, что умереть с спокойным духом значит посрамить дьявола. Если бы мог, дьявол сделал бы все, чтобы уверить людей в том, что (Христос) не умирал. Но, так как доказательством воскресения служило все последовавшее затем время, а для доказательства смерти не было другого времени кроме этого, то Он и умер открыто, в виду всех, но воскрес не открыто, зная, что последующее затем время засвидетельствует истину. Что в виду всего мира, на высоте, на древе был умерщвлен змий, – это достойно удивления. И чего не сделал дьявол, чтобы только (Христос) умер тайно? Послушай, что говорит Пилат: «Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины» (Иоан. 19:6); и потом иудеи говорили Ему: «если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф. 27:40). Но Он уже получил смертельный удар; но сошел (со креста), и потому предан был гробу. Он мог тотчас же воскреснуть; но (не сделал этого), чтобы уверены были в смерти Его. И в смерти людей обыкновенных малодушие предосудительно; здесь нет его. Даже и воины «не прибили Ему голеней», как другим, чтобы очевидно было, что Он умер. Известны и те, которые погребли тело Его; поэтому сами же иудеи, вместе с воинами, запечатывают камень. Здесь преимущественно старались о том, чтобы (смерть Его) не была сокрыта. Свидетели – из врагов, из иудеев. Послушай, что они говорят Пилату: «обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи воинам стеречь гроб» (Мф. 27:63). Это и сделано было; они еще запечатали гроб. Послушай, как они и после говорят это апостолам: «Хотите навести на нас кровь Того Человека» (Деян. 5:28). Он не попустил, чтобы образ креста Его был посрамлен. Да и ангелы ничего такого не перенесли бы. Он исполняет на кресте все, показывая, что смертью совершено великое дело. Это было похоже на единоборство: смерть поразила Христа; а Христос, пораженный ею, потом умертвил ее. Мертвым телом умерщвлен тот, кто казался бессмертным. Вселенная это видела. И, что удивительно, не поручил этого другому; дано новое рукописание, не такое, какое было прежде.
Августин Аврелий, блж. (†430)
отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою
И где дьявол мог что-либо сделать, там он со всех сторон потерпел поражение; и откуда получил внешнюю власть умертвить тело Господа, оттуда его внутренняя власть, которою он держал нас, повержена. Ведь свершилось то, что узы многих грехов для многих смертей разрешились через единственную смерть Того, Чьей смерти не предшествовал ни один грех. Эту незаслуженную смерть Господь претерпел ради нас, чтобы смерть, нами заслуженная, не принесла нам вреда. Ведь Он не был лишен жизни во плоти по праву какой - либо власти, но Сам совлекся плоти. Тот, Кто поистине мог бы не умирать, если бы захотел, без сомнения, умер потому, что захотел, и в силу этого твердо выставил на позор начальства и власти, восторжествовав над ними Собою.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою
На слова: совлек начала и власти, изведе в позор, изобличив их в себе. Борца сильнейшим и искуснейшим показывает то, что он, будучи преодолен нападениями противников и потом освободившись от них, низлагает их на землю. Посему же и Христос вступил в брань с демонами Крестом, чтобы посрамить их очевиднейшими знамениями победы. Вот смысл того, что желал ты знать: совлек начала и власти, изведе в позор дерзновением, изобличив их в себе. Ибо действительно демоны изобличены, побежденные Подвижником, у Которого пригвождены руки и ноги. Действительно опозорен диавол, побежденный и уступивший над собою верх единой Плоти, повешенной на Кресте.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою
Поскольку посредством телесных страстей имели над нами владычество демоны, а Христос, облекшись в тело, стал победителем греха, то сокрушил Он владычество сопротивных и показал всем людям очевидную их немощь, собственным телом Своим даровав всем победу над ними.
Лев Великий, свт. (†461)
отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою
Славнейший Победитель дьявола и могущественнейший Ниспровергатель враждебных духов в прекрасном образе Своего триумфа нес Свой трофей и внес на плечах Своих знамение непобедимого терпения для поклонения всеми царствами. И тогда самим образом Своего деяния Он утверждает всех Своих подражателей и говорит: Кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня (Мф 10:38).
Проповеди
Максим Исповедник, прп. (†662)
отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою
Вопрос: Что значит: Совлек начала и власти и далее? Каким же образом [Господь], рожденный без греха, был целиком облечен ими?
Ответ: Богоначальное Слово, во всем подобное нам, кроме греха, непреложно облекшееся в наше естество и ставшее совершенным Человеком, имело [в Себе] первого Адама, который проявлялся в Нем как по образу происхождения, так и по образу рождения. Поскольку первый человек, получив бытие от Бога и произойдя [от Него], по самому происхождению [своего] бытия был свободен от тления и греха, ибо они не были созданы вместе с ним, то когда он, преступив заповедь, согрешил, то вследствие этого и был осужден на рождение, возникшее через страсть и грех. А потому грех в [явившейся] из-за него страстности имел происхождение уже как бы по закону природы. В силу этой страстности никто не безгрешен, ибо [всякий] по природе подлежит закону рождения, введенного по причине греха после [первоначального] происхождения.
Итак, через преступление [Адама] вошел в естество человеческое грех, а через грех — страстность по рождению. А так как вместе с этой страстностью рождения процветало через грех и первое преступление, то для естества [человеческого], неразрывно связанного по своей воле лукавыми узами, не было надежды на спасение. Ибо чем более оно усердствовало в укреплении себя через рождение, тем более оно связывало себя законом греха, обладая действенным преступлением вследствие страстности. Ведь содержа в самой страстности, по причине естественно-принудительных обстоятельств, умножение греха, оно в силу [гнездящегося] в страстности родового греха подверглось воздействиям всех небесных сил, начал и властей, [проявлявшимся] через неестественные страсти и сокрытым в естественных страстях; посредством них действовала всякая лукавая сила, по страстности естества побуждая волю через естественные страсти [обратиться] к тлению неестественных страстей.
Стало быть, Единородный Сын Божий и Слово, став по человеколюбию [Своему] совершенным Человеком, чтобы избавить естество человеческое от этой лукавой безысходности, воспринял безгрешность по происхождению от первого устроения Адама и имел ее без нетления; а от рождения, введенного впоследствии грехом в естество, воспринял одну только страстность, без греха. А поскольку, как я сказал, лукавые силы оказывали, по причине греха, на страстность Адамову [различные] воздействия, невидимо сокрытые в принудительном законе естества, то они, разумеется, созерцая по причине плоти в Спасителе Боге естественную страстность Адама и полагая, будто и Господь, как простой человек, с принудительной необходимостью навлек на Себя закон естества, а не движется самоопределением воли, напали на Него, надеясь убедить и внедрить в Его воображение посредством страстей естественных страсти неестественные, а тем самым сделать что-либо угодное им. Он же при первом испытании [путем] искушений наслаждениями, позволив им поиграть своими кознями, совлек их с Себя и изверг из естества, [Сам] оставшись недоступным и недосягаемым для них, конечно, нам, а не Себе, приписывая победу и преподнося, как Благий, всё достигнутое Им тем, ради кого Он стал Человеком. Ибо Сам Он, будучи Богом, Владыкой и свободным по естеству от всякой страсти, не нуждался в искушении, но [допустил] его для того, чтобы, приманив [к Себе] нашими искушениями лукавую силу, поразить ее [одним] соприкосновением [с Собою], умерщвляя ту, которая рассчитывала погубить Его, как в начале [погубила] Адама.
Так совлек Он с Себя при первом искушении напавшие [на Него] начала и власти, далеко прогнав их от естества [человеческого], исцелив страстность [его] в отношении к наслаждению и изгладив в Себе рукописание (Кол. 2:14) Адамово, [состоящее] в добровольном согласии на страсти наслаждения; в силу этого рукописания человек, имея волю, склонную к наслаждению, даже молча возвещал делами лукавую деспотию над собой, из страха смерти не освобождая себя от ига наслаждения.
Итак, Господь, подвергнувшись первому искушению наслаждениями, истощил лукавые силы, начала и власти. Затем Он попускает им сделать второе нападение и причинить [Ему] другое испытание искушениями - через муку и страдания, - чтобы совершенно истощив в Себе пагубный яд их злобы, как то истощает огонь, полностью уничтожить [его] в естестве [человеческом] и совлечь с Себя во время крестной смерти начала и власти. Оставшись неодолимым для страданий и, более того, явившись страшным для смерти, [Господь] изгнал из естества [человеческого] страстность в отношении к боли, от которой малодушно убегала воля человека, в силу чего он постоянно и против желания был угнетаем страхом смерти, придерживаясь рабства наслаждения ради того, чтобы жить.
Стало быть, Господь совлек с Себя начала и власти при первом испытании искушениями в пустыне, исцелив страстность всего естества в отношении к наслаждению. Он вновь совлек их с Себя и во время смерти, подобным же образом изгнав из естества страстность в отношении к боли, по человеколюбию Своему делая Себя ответственным за наше исправление и, более того, даже вменяя нам, как Благий, славу совершённого [Им]. А поскольку, подобно нам приняв страстность естества, за исключением греха, при помощи которой всякая лукавая и пагубная сила имела обыкновение производить свои действия, Он совлек их с Себя но время смерти, восторжествовав над ними, когда они приступили к Нему для происков, и сделав их посмешищем на Кресте при исходе души, после того как они вообще ничего не нашли в его страстности чего-либо свойственного естеству хотя особенно ожидали найти [в Нем] что-нибудь человеческое в виду естественной страстности по плоти. Поэтому, разумеется, Он Своей силой и через [воспринятую] от нас святую Свою плоть, как Через некий «начаток» (Кол. 1:18), освободил и всё естество человеческое от примешавшегося к нему по страстности зла, подчинив самой этой страстности естества царствовавшее некогда в ней, то есть в страстности, над естеством лукавое владычество.
Можно было бы и иначе, в более таинственном и возвышенном смысле, рассмотреть это место. Но в виду того, что неизреченнейшие [тайны] божественных догматов, как вы знаете, не должно выставлять на показ, запечатлев их в письменном виде, удовольствуемся сказанным, приводящим в смущение неугомонную мысль. А если Богу будет угодно удостоить нас зрить [это духовными] очами, то мы совместно внимательно исследуем апостольскую мысль.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
отняв силы у начальств и властей
Апостол говорит это о силах диавольских или потому, что они были облечены человеческой природой, или потому, что Сам Сын Божий, сделавшись человеком, знал наготу их и открыл ее, то есть оказался непобедимым для начал и властей. Ибо, если Он и принял на Себя грешную природу, но без греха. Сказанное можешь понимать так: диавол властвовал над человеческой природой двумя способами: посредством страстей и болезней. Посему и Господь облекся в тело для того, чтобы бороться за нас против начал и властей диавола. Я не буду говорить о том, что Он еще в самом начале, при принятии святой Своей плоти, сокрушил их, будучи зачат без похоти и рожден без болезней. Но, однако, и после того, как родился и пришел в возраст, Он был искушаем прежде всего на горе приманками удовольствия, - искушаем непосредственно от врага приманкой чревоугодия, любостяжания, тщеславия, - и победил за нас. Потом скорбями искуситель склонял Его ненавидеть ближних, наущая против Него фарисеев, книжников и лиц, облагодетельствованных Им. Но был: не в силах исполнить это. Наконец, употребил самое сильное средство, пригвоздив Его ко кресту. Но Господь не только не ослабел от всего того, чего желал враг, но и молился даже за распинающих. Таким-то образом на кресте Он совершеннейшим образом отнял силы у начал и властей и, как приобщившийся нашей природы, даровал и нам, подчинившимся им, это отнятие силы у начал и властей.
властно подверг их позору
То есть сделал, что они посрамили себя. Ибо диавол никогда не посрамлял себя так. Он надеялся овладеть Христом, а лишился и тех, которых имел. Стоящее же в греческом тексте слово «явно» (εν παρρησία) употреблено вместо: всенародно, в виду всех. Если бы мог, диавол сделал бы все, чтобы уверить людей, что Он не умер. Ибо в этом заключается его великое поражение и - уничтожение - подвергнуть смерти Человека безгрешного. Вот почему он и произвел бесчисленные ереси, которые утверждали, что смерть была призрачная. Поэтому и Господь умер явно, а не воскрес явно. Потому что доказательством воскресения Его служило все последовавшее затем время, а для доказательства смерти, если бы не послужило самое время смерти, уже не было бы другого времени.
восторжествовав над ними Собою
То есть на кресте показал, что демоны побеждены. Триумфом называют то, когда кто-либо, возвращаясь с победы над неприятелем, совершает торжественное шествие, показывая всем связанных и пленников. Посему и Господь, поставив на кресте Свой трофей, как бы на всенародном зрелище эллинов, римлян и иудеев, восторжествовал над демонами. Если, таким образом, не ангелы умерли за нас, а Сам Христос, то как же вы говорите, что чрез них приведены к Богу.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
совлек начала и власти, изведе в позор дерзновением, изобличив их в Себе (победив их на нем)
Начал святой Павел с 10-го стиха изображать, какая полнота приемлется от Господа Спасителя верующими в Него. Показал сначала, что благодатию Его подсекается грех, живущий в нас (см. стихи 11 — 12); затем живописал, под образом разодрания рукописания, дарование прощения грехов (см. стихи 13—14). Все ли исчерпано? Нет еще. Есть еще коноводы греха — сатана с полчищами бесов. Если оставить их в силе; то конца греху не будет, и указанные дары из сокровищницы полноты Христовой – ни к чему. И их силу истребил Господь, отняв у них всякую власть над нами: совлек начала и власти. «Апостол говорит это о силах диавольских, потому что природа человеческая была будто одета ими» (святой Златоуст). Посредством греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока во грехе, бывает облеплена ими и является как бы одетою в них. Вот такую одежду, из бесов сшитую, и снял Господь с естества нашего. Как? Уже тем самым, что подсечен грех, живущий в нас, и дарована нам новая жизнь, отняты у бесов точки соприкосновения с нами или прилипания к нам и, напротив, влита сила, отражающая их. Пьявки облипают живое тело и сосут живую кровь из него; но если обдать тело соленою водою, то пьявки тотчас отпадут. Так и Господь осолил естество наше солию благодати Свягаго Духа, и бесы все должны были отскочить от него, поражаемые Божественною силою и светом веры с возлюблением святости. И здесь, можно полагать, Апостол говорит о том же. Блаженный Феодорит пишет: «поелику посредством телесных страстей имели над нами владычество демоны, а Христос, облекшись в тело, стал победителем греха; то сокрушил Он владычество сопротивных и показал всем людям очевидную их немощь, собственным телом Своим даровав всем нам победу над ними». У Экумения тоже читаем:, «враг много имел узд и уз, поводков и держал, посредством которых властвовал над нами. Началось это с преступления Адамова, а потом усилилось по причине собственных грехов наших. Единородный Сын Божий, соделавшись человеком, снял с естества нашего все эти узды и держала (разумеются страсти) и освободил нас от таковых уз. Туго-натуго связанные цепями грехов наших, мы работали врагу. Но Господь, оставив нам грехи наши, избавил и от сих уз, и от тиранства лукавого».
Последние слова Экумения наводят и на ту мысль, что метафора: совлек начала и власти — означает, что Господь лишил власти над нами нечистые силы, и именно тем, что, пригвоздив ко кресту рукописание грехов наших, разодрал его. Бесы предъявляли свои права на нас, держа в руках наше рукописание грехов, по их же внушению наделанных, и указывая на сие рукописание, где бы оно ни было. Оно означало, что мы сами добровольно признаем над собою власть бесов, потому что всякий грех есть плод послушания им и непослушания Богу. Враги и указывали на рукописание, говоря как бы: смотрите, они — наши, нашу волю творят. Когда же рукописание разодрано и уничтожено, то им не на чем более утверждать власть свою; разодранием рукописания она отнята у них.
Таким образом и отсечением живущего в нас греха с дарованием новой жизни и отпущением грехов или разодранием рукописания, о чем рассуждал Апостол выше, сброшены облегавшие нас темные силы и власть их над нами отнята. Но следующие за сим слова показывают, что они сами посрамлены и поражены крестом. Изведе их в позор дерзновением. — Изведе в позор, εδειγματισεν, — какое слово означает: выставить кого пред всеми на посрамление. Дерзновением, εν παρρησια,— смело, явно, право — властно. Значит, на кресте темные силы были выставлены на позор и посрамление. Они раздражили иудеев против Господа Спасителя и довели до того, что Он предан был позорной смерти. Чаяли, что, подвергши Его такому посрамлению, они оттолкнут от Него всех, дело спасения расстроится и власть их останется в силе по-прежнему. Оказалось же все напротив. На кресте не Господь посрамлен, а они, и не Его дело разорилось, а разрушено их царство.
Что Господь не посрамлен, а прославлен на кресте, это явно было для всех: солнце померкло, завеса церковная раздралась, земля потряслась, камни распались и многие телеса умерших святых востали. Имевшие очи не могли не увидеть из сего, что крест не позор, а престол славы. Но и у не имевших их они открылись, и совершившееся на Голгофе заставило их исповедать: воистину Божий Сын бе Сей (ср : Мф. 27, 54). Уж и это было посрамление: чаяли одного, а вышло совсем другое; крест не отторгает, а привлекает. Это видимо, но значительнее невидимое посрамление, именно то, что они сами устроили крест, а крест разрушил их царство: сами они крестом подкопали основы царства своего. Ибо крестом примирено небо с землею, низведен Дух благодати в освящение всех и в облачение всех властию наступать на всю силу вражию. Почему бесы не могут с тех пор воззревать на крест; от одного вида его бегут, как пред лицом ветра. Крестное знамение есть ограждение верующих и победное оружие на невидимых врагов.
Это же выражает Апостол и еще сильнее словами: составив торжество победы над ними в нем, то есть в кресте. По-славянски это читается так: изобличив их в Себе. Это неточный перевод слов подлинника: θριαμβευσας αυτους εν αυτω. Почему прибавлен подстрочный перевод: победив их на нем. Θριαμβευειν — значит составлять или принимать торжество победы. Отсюда мысль у Апостола будет такая: Спаситель на кресте праздновал торжество победы над духами злобы, или принимал торжественную славу такой победы.— Крест был торжественною колесницею, подобною той, на которой возили победителей, прославляя их за победу. Но он же был и силою победною, и знамением победы. Он был то, чем, как в раю предсказано, семя жены стерло главу змия-искусителя. И Господь, приближаясь к крестной смерти, говорил: ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12, 31), то есть свержен с престола и лишен власти. — Господь с креста сошел во ад и разрушил ад, изведши содержавшихся в нем; а сущим на земле в силу крестной смерти дал власть над духами злобы, не силу только отбиваться от них, но власть господствовать над ними и подчинять себе, как рабов. Святой Златоуст говорит: «диавол надеялся овладеть Христом, а лишился и тех, которых имел. В то время, когда тело Христово было пригвождено ко кресту, мертвые воскресали. Тогда диавол потерпел поражение, получив смертный удар от мертвого тела. Как борец, считающий своего противника пораженным, сам получает от него смертельную рану; так и Христос показал, что умереть с дерзновением, властно — значит посрамить диавола».
Этим оканчивается общее предостережение, которого мысль такая: что бы ни обещали вам соблазняющие вас мудрецы, не слушайте их. Вы уже все имеете — и прощение грехов, и новую жизнь, и власть над нечистою силою. Чего вам еще желать? Предостережения от определенных уклонений от истины (2, 16-23)
Их три: α) не соглашаться на некоторые иудейские обычаи (2, 16—17); β) не прельщаться смиренничаньем лжеучителей и службою Ангелам (2, 18—19); γ) не увлекаться каким-то учением человеческим о неразумном воздержании (2, 20-23).
Севериан Габальский, еп. (†431)
отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою
Через совлечение и отложение плоти Он низложил сопротивные силы… Ведь Господь наш до креста и самой смерти скрывал, что Он был Богом и Сыном Божиим, и хотя чудесами удивлял, но телом же скрывался. Поэтому и искушал Его сатана, желая узнать, не есть ли Он проповеданный пророками, чтобы, узнав, что это Он, воспрепятствовать домостроительству спасения. Но ничего не вызнал лукавый и не смог узнать, пока Христос оставался сокрытым. Когда же Он был пригвожден, и умер, и был погребен, и воскрес, и все исполнил из домостроительства спасения, то Он перестал скрываться и показал, что можно с непокрытой головой видеть Божество с телом.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Хочешь ли знать, что Крест Христов стал оружием, победившим диавола? Читай послание к Колоссянам, главу 2: Христос, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол.2:14-15).
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви
Должно почитаться орудие нашего спасения и оружие, которым был побежден наш противник, диявол. Ибо смотри, как меч или копье Давида, которым он поразил Голиафа, был почитаем, что хранился в храме, на святом месте, как некая святыня (1Цар.21:9). Но Крест Господень есть орудие нашего спасения и оружие, победившее не Голиафа, который был врагом одному Израилю, но диявола, противника всему миру, по слову Павла к Колоссянам: истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол.2:14-15). Об этом читаем и в молитве Василия Великого: «Боже и Господи сил…», ниже: «Господа нашего Иисуса Христа ниспославший на спасение рода нашего, и честным Его Крестом рукописание грехов наших растерзавший, и победивший тем начала и власти тьмы…» Поэтому Крест Господень должен почитаться как орудие нашего спасения и оружие, победившее врага, больше, чем тот меч или копье Давида, ибо тот осквернился кровью Голиафа, Крест же освятился Кровью Христовой и прикосновением к Его пречистой и Божественной Плоти.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
«Отняв силы у начальников и властей – восторжествовав над ними Собою». На основании этих слов штундисты отвергают гражданское начальство и государственную власть; но апостол говорит здесь не о них, а о том князе мира, который осужден и изгнан чрез страдания и прославление Христа (Ин.12:31, Ин.16:31), о сатане, которого Сам Господь созерцал, яко молнию с небесе спадша (Лук.10:18).
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою
На кресте Своем Христос вместе с тем отнял силы у злых духов, которые так вредили язычникам (ср. Еф 2:2), или собственно, снял с них военные доспехи (άπεκδυσάμενος). Здесь Он властно - точнее: открыто, всенародно (Феофилакт) - показал их побежденными. - Восторжествовав над ними Собою - точнее: «проведя их вслед за собою в Своем триумфальном шествии». - Собою - точнее: «в нем», т. е. в кресте - ст. 14, или «за Своим крестом» (который по представлению Апостола, Он держит в руках, как триумфатор обыкновенно держал в руках свое знамя или копье).
Толковая Библия.
См. также Толкование на Кол. 2:8
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Представляя Бога под образом милостивого заимодавца, простившего нам долги (грехи), Апостол говорит о рукописании, которым подтверждались человеческие грехи, что оно изглаждено, изъято и пригвождено ко кресту.
По изъяснению Экумения, «всем этим св. Павел выразил несомненность прощения и безвозвратность (взыскания)». В древности писали нередко на дощечках восковых, в которых особенно легко можно было изглаждать написанное, как и с пергамента, чрез раствор чернил каким-либо веществом. Ито касается пригвождения рукописания ко кресту, то этот образ заимствован из древнего обычая пригвождать законы, потерявшие силу. Имея это в виду, должно сказать, что здесь, с одной стороны, Апостол указывает на то, что уничтожены все грехи людские, на которые простерлась сила крестных страданий Иисуса Христа, а с другой стороны – уничтожилась и сила множества предписаний Ветхого Завета, по которым люди подлежали проклятию и смерти за их неисполнение. А так как было великое множество предметов и существ – свидетелей установления закона, то Господь изъял его «из среды», а началовождей греха, для предотвращения которого дал закон, Он победил, отдавши Себя на страдания крестные и сошедши во ад, чтобы там восторжествовать над главными силами его, населявшими его.
«Так как все мы, говорит св. Иоанн Златоуст, были под грехом и наказанием, то Он (Христос) претерпел наказание, свободив нас и от греха и от наказания. Наказание же Он претерпел на кресте. Туда взял Он и рукописание и пригвоздил его с Собою, а потом, как имеющий власть, и совсем разодрал его».
«Метафора: совлек начала и власти – означает, что Господь лишил власти над нами нечистые силы и именно тем, что пригвоздил рукописание грехов наших ко кресту. Браги указывали на рукописание как бы говоря: смотри, они наши, нашу волю творят. Когда же рукописание разодрано и уничтожено, то им не на чем более утверждать свою власть. Они раздражили Иудеев против Господа. Чаяли, что, подвергши Его посрамлению (крестному), они оттолкнут от Него всех. Оказалось же напротив. На кресте не Господь посрамлен, а они, и не Его дело разорилось, а разрушено его царство» (преосвящ. Феофан).
«Господь, поставив Свой триумф на кресте, как бы на всенародном зрелище Еллинов, Римлян и Иудеев, восторжествовал над демонами» (Феодорит).
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Посредством греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока в грехе, бывает облеплена ими и является, как бы одетою в них. Вот такую одежду, из бесов сшитую, и отнял (в слав. совлек) Господь от нашей природы. Как? Уже тем самым, что подсечен грех, живущий в нас, и дарована нам новая жизнь, отняты у бесов точки соприкосновения с нами или прилипания к нам, и напротив, влита сила, поражающая их именно благодатью Святого Духа, которая прогоняет бесов от души верующей и живущей по вере. Мало того, бесы не только отогнаны от души верующей, но и поражены силою Креста Господня. Господь Иисус Христос властно подверг их позору Своею крестною смертью. Бесы вооружили против Христа иудеев, которые предали Его крестной смерти. Они надеялись, что подвергая Его такому посрамлению, расстроят таким образом все дело спасения, и опять будут миродержателями тьмы века сего. Оказалось же все наоборот. На кресте не Господь посрамлен, а они. И не Его дело разорилось, а разрушено их царство. Это и выражает Апостол словами: восторжествовал над ними Собою. То есть Спаситель праздновал торжество победы над духами злобы на кресте, что Он и предсказал перед страданиями ученикам Своим. Ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин.12:31), свержен с престола и лишен власти. И действительно, Господь сошел со креста в ад и разрушил его, освободив пленников его. Итак, вот какую полноту действительных благ дарует Господь верующим в Него.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 13-15 И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
Обращаясь теперь, в частности, к христианам из язычников, апостол говорит, что они получили от Бога во Христе такое благодеяние, выше которого не могло найтись для них. Именно они, проводившие прежде жизнь во грехах и руководившиеся в жизни побуждениями своей плоти, которая не имела даже и внешнего обрезания (в необрезании плоти вашея), получили во Христе нравственное обновление.
Что касается и самих иудеев, к которым принадлежали лжеучители, то и им тоже через Христа отпущены Богом грехи (ἡμῖν, без сомнения, противоположно ὑμᾶς и означает христиан из иудеев), а, вместе с этим, они освободились от обязательства исполнять ветхозаветный закон, которое наложено было на них в силу заключенного с Богом завета. Христос изгладил или уничтожил ту собственноручную расписку (χειρόγραφον), которою народ Израильский при Синае обязался сохранять постановления закона (τοῖς δόγμασιν – дател. отношения) и которая загораживала Израилю путь ко спасению, ибо условия ее Израиль был не в силах исполнить. В таком, именно, виде, как кусок пергамента, на котором ничего не осталось от написанного на нем прежде, Бог и пригвоздил эту расписку ко кресту, чтобы все видели, что она лишена теперь всякой силы и значения, что люди уже не должны быть обязываемы к соблюдению предписаний Моисеева закона. Одновременно с этим, Бог сокрушил и все, угрожавшие людям (язычникам), демонские силы, обезоружил их (ἀπεκδυσάμενος) и вывел их, как побежденных, на показ без всякой осторожности (ἐν παρρησίᾳ), поведя их в триумфальном шествии за крестом (ἐν αὐτω относится не ко Христу, потому что во всем периоде идет речь о действиях Бога, а к слову τῷ σταυρῷ).
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Опровержение сектантских возражений о Священом Предании
Сектанты говорят: Слово Божие запрещает руководство преданием (Мф.15:1-9; Мк.7:5-13; Кол.2:8-22).
Ответ: В указанных местах говорится не ο Священом Предании, которое по существу своему не может противоречить Священному Писанию, так как один и тот же Бог есть Виновник того и другого источника вероучения, а ο «преданиях старцев», – «преданиях человеческих», – «заповедях и учениях человеческих», устранявших заповеди Божии (Мф.15:6), извращавших учение Церкви ο лице Иисуса Христа (Кол.2:8), Которого колосские лжеучителя признавали тварным существом, одним из ангелов. Старцы бывают различные (2Ин.1:1; 3Ин.1:1; ср. Мф.15:2; Мк.7:3).
Церковь православная, согласно слову Божию, предостерегает верующих от этих последних преданий, но заповедует держаться только апостольских преданий (2Фес.2:15), записанных ли самыми апостолами («посланием нашим») или их учениками и преемниками («словом»).
Сектанты поступают наоборот: апостольские предания отвергают, а тщательно хранят «предания человеческие». Так напр., не предания ли человеческие: «Вероучение русск. еванг. христиан-баптистов», – «Проектное изложение Евангельской веры, или вероучение евангельских христиан», – «Гусли», – «Тимпаны», – «Кимвалы», – «Заря жизни», – «Новая арфа», постановления съездов сект. и др.? Не «предания ли человеческие» – чины преломления, крещения и пр., совершаемые сектантами?
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Где в Писании сказано, чтобы креститься рукой?
Ответ: Сравни 1Тим.2:8; Исх.17:11-12; Иез.9:4. Кроме того, все, что выражаем мы крестным знамением, записано в Священном Писании: три перста сложенные означают Триединого Бога (Мф.28:19), изображаемый крест – веру в Господа Иисуса Христа, искупившего нас Своею крестною смертью (1Тим.2:6; Кол.1:14,20; Еф.1:7; 1Кор.2:2) и разрушившего всю силу вражью (Кол.2:15; Евр.2:14).