Скрыть
это есть тень будущего, а тело – во Христе.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

это есть тень будущего, а тело - во Христе

Ведь это вместе с субботою следы суть будущих времен, - тело же, к коему относятся и на которое указывают, Христос есть, Коего мы проповедуем.

Толкование на послание к Колоссянам

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 16-17 итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе

Но есть другая некая жизнь, к которой призывает нас Слово. И хотя настоящие наши дни лукавы (Еф 5:16), однако же есть другие дни, благие, которые не пресекаются ночью. Ибо для них Сам Бог будет вечным светом, озаряя их сиянием Своей славы. Поэтому, когда слышишь о благих днях, не думай, чтобы в обетовании говорено было тебе о здешней жизни: потому что тленны те дни, которые производит чувственное солнце, а тленное не может быть приличным даром нетленному. Но если душа нетленна, то нетленны должны быть и душевные дарования. И проходит образ мира сего (1Кор 7:31). Если закон имеет в себе тень будущих благ (Евр 10:1), то представляй себе некие радостотворные и святые субботы из дней вечных, новомесячия, праздники, но представь их достойно духовного закона!

Гомилии на Псалмы

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 16-17 итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе

Что же, будем ли мы праздники почитать, проводя их во вкушении пищи и питье? Но никто да не осуждает нас за пищу: Закон духовен, а я плотян (Рим 7:14). Да никто не осуждает вас за пищу или питие, или за какой- нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе, которое явил нам как бы в последней трубе глас Отца с неба тогда, когда иудеи восклицали: это гром (Ин 12:29); тело Христово, которое, с другой стороны, при последней трубе явится нам: потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые о Христе воскреснут прежде (1Фес 4:16). Где труп, там соберутся и орлы (Лк 17:37); где тело Христово, там истина.

О кончине брата Сатира

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-18 это есть тень будущего, а тело - во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом

«Это есть тень будущего», нового, говорит, завета. «тело – во Христе». Некоторые ставят знаки таким образом: «Тело – во Христе», – истина же была во Христе; а другие так ставят: «тело – во Христе. Никто да не обольщает вас» (χαταβραβευέτω), т. е. лишит; слово: χαταβραβευδήναι употребляется в том случае, когда один одержит победу, а другой получит награду, – когда победитель бывает обманут. Ты стал выше дьявола и греха: зачем же опять подчиняешься греху? Потому-то и говорил: «Что он должен исполнить весь закон» (Гал. 5:3), и еще: «Неужели Христос есть служитель греха?» (Гал. 2:17). Это сказал в послании к галатам. Возбудив в них словом: «Да обольщает» чувство негодования, он затем начинает: «Самовольным», – говорит, – «смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». Как – «смиренномудрием»? Как – «надмеваясь»? Показывает, что все это происходит от тщеславия. Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы (к Богу) не через Христа, но через ангелов, потому что приведете через Христа больше, чем сколько нужно для нас. Поэтому (Павел) объясняет со всех сторон сказанное о Христе: мы примирены «Кровью креста Его» (Кол. 1: 20), «потому что пострадал за нас» (1Петр. 2:21), «которой возлюбил нас» (Еф. 2:4). При том, они погрешили еще в том самом, что (апостол) не сказал: приведением, но: «Служением, вторгаясь в то, чего не видел». Он (такой учитель) не знал ангелов, и однако же думал, что знает. Поэтому и говорит: «Безрассудно надмеваясь плотским своим умом». Он надмевается не действительным чем-нибудь, а своим мнением, и прикрывается одеждой смирения. (Павел) сказал как бы так: человеческое рассуждение есть дело плотского, а не духовного ума.

Толкование на послание к Колоссянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 16-17 итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе

Кто бы ни стремился… к отчуждению от этого приверженного плотскому иудаизма, должен не только отойти от соблюдения тех старых правил, которые с появлением Нового Завета - после того как пришло то, наступление чего было ими ознаменовано, - несомненно, перестали быть необходимыми, так что уже не осуждают за пищу, и питие, и за какой-нибудь праздник, и новомесячие, u субботу, что есть тень будущего. Но также и то, что предписывается в законе как содействующее воспитанию нравов верных… насколько бы он в этом ни преуспел, приписывать он должен не себе, но благодати Божией, которая дана через Господа нашего Иисуса Христа.

Послания

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

это есть тень будущего

Грядущими называет блага Нового Завета, ибо грядущими они были по отношению к Ветхому Завету, существовавшему дотоле, пока было его время.

а тело - во Христе. Никто да не обольщает вас

Одни ставят знак на слове во Христе, чтобы такой был смысл: ветхозаветное было тень, тело же, то есть истина, - Христова есть. Какая же нужда хвататься за тень, когда присуще тело? А другие соединяют эти слова с последующими, чтобы так можно было понимать: «тело же Христово», то есть вас, «никто да не обольщает» - (καταβραβεύετω, то есть лишает), ибо καταβραβεύειν значит, когда один одерживает победу, а другой получает награду. Вы победили диавола и стали выше: зачем же опять подчиняться греху чрез соблюдение закона, который не может оправдать? Иначе: властвующего над нами победил Христос, а не закон; у Него и должна быть награда, а равно и у вас, составляющих тело Христово. Каким же образом это даруемое вы уступаете закону? Совершенно ясно, что если мы живем еще по-иудейски, то закон господствует над нами и чрез него мы надеемся спастись. Если же закон - тень. Христовы же дела - тело, то прежде нам следовало свыкнуться с тенью. Посему справедливо Он воплотился в последние дни, чтобы нас привести к Отцу.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

яже суть стень грядущих, тело же Христово

Яже — прямо указывает лишь на прежде сказанное, на праздники и яства; но мысль Апостола общее. Он сказал так в том же значении, как мы говорим: это все, разумея не виды только указанные, но весь род, к которому они относятся, то есть весь закон, все постановления ветхозаветные. Стень — тень грядущих вещей или благ, вообще того, что имело быть и что ожидалось. Как видящий тень верно заключает, что есть тело, дающее сию тень, и по очертаниям тени делает заключения о виде самого тела, возгревая всем этим желание увидеть самое тело; так ветхозаветные постановления так были начертаны, что указывали на будущее, предызображали его, сколько можно, и возбуждали желание поскорее увидеть сбытие изображаемого ими. Питать это желание и чаяние и было главною целию всех постановлений. Следовательно, сами в себе они не имели ничего существенного, как не имеет его тень, и значение имели только временное. Но хотя они тень, все же не следует оставлять их, пока не пришло тело. Апостол и прилагает: пришло тело — Христос Господь. Тело, от которого падала тень и дала бытие постановлениям закона, есть Христос Господь. Все там на Него указывало. И следовательно, с пришествием Его должно престать. Он пришел — и тень престала. Кто видит тело, не станет смотреть на тень, и, если б стал это делать, оскорбил бы самое тело и показал явно свое неразумие. Так и здесь. Пришел Господь; на Него и смотрите, а тень да мимоидет, как преходящая. Приведем, что сказали о сем наши толковники. «Тению грядущих Апостол назвал закон, научая, что им прообразована благодать Нового Завета. Евангельское житие представляет собою тело; а закон — стень; тень же при появлении света предшествует телу. Закон — тень, благодать — тело, Владыка же Христос — свет» (блаженный Феодорит). «Ветхозаветное было тень; тело же, то есть истина,— Христова есть. Какая же нужда хвататься за тень, когда присуще тело?» (блаженный Феофилакт). «Все, данное чрез Моисея, было тению или образом грядущего, чтоб, когда явится истина, образ престал. Как в отсутствие императора образ его имеет вес, а в присутствии не имеет; так и это (данное чрез Моисея) прежде пришествия Господня должно было соблюдаемо быть, а в присутствии Его оно уже не имеет никакого значения. Ужели кто-либо, заменяющий собою господина в отсутствие его, может и в присутствии его действовать как господин? Если викарные префектов (губернаторов), когда они сами состоят налицо, бывают как частные лица; не тем ли паче раб (заменявший собою господина), в присутствии господина, должен являться и сам наряду с другими состоящими в повиновении ему?» (Амвросиаст).

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Это есть тень будущего, а тело – во Христе.


Спрашивается, мог ли апостол назвать здесь тенью будущего посты и праздники христианской Церкви, если под будущим он разумеет грядущего Христа, и если новозаветные священные времена установились и соблюдаются не до Христа, а после Христа? Сам Господь сказал: придут дни, егда отимется от них (от апостолов) женихе (Христос), и тогда постятся (Мф.9:15). Таким образом Господь предначертал установление новозаветных постов, но не как тени или прообраза будущих событий, а как последствия событий уже совершившихся. Так же предрек Он и ликование о Христовом воскресении (Ин.16:22). Церковь, распределив то и другое, пост и ликование, между различными священными временами, поступила по мысли и воле Своего Главы.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

это есть тень будущего, а тело - во Христе

Все эти ветхозаветные учреждения, и теперь еще, при Апостоле, продолжающие свое существование, суть не иное что как тень (skia), которую отбрасывает будущее (ta mellonta), т. е. для христиан уже не будущий, а настоящий век Мессии. Если Ап. и говорит о пришествии Мессии и Его Царстве как о будущем, то говорит так с точки зрения Ветхого Завета в котором Царство Мессии обозначалось всегда как будущее, грядущее. - Тело - во Христе. Тело, от которого в Ветхом Завете падала тень, которое давало смысл и всем ветхозаветным установлениям, есть Сам Христос. Но раз пришло уже само тело, то нет надобности в тени или отражении, которое ранее давало некоторое неясное представление об этом теле.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Кол. 2:8

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.15-16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе.

Обращаясь к суждению о соблюдении частных обрядовых ветхозаветных постановлений о посте и праздниках, Апостол говорит о сем очень кратко, а именно, что не должно осуждать за сие, причем выясняет, что все это имело значение предуготовительное ко Христу и было не более, как тень по отношению к телу. «Тению грядущих Апостол назвал закон, научая, что им прообразована благодать Нового Завета», говорит блаж. Феодорит.

«Евангельское житие представляет собою тело, а закон – тень; тень же при появлении света предшествует телу. Закон – тень, благодать – тело. Владыка же Христос – Свет». О ястии же и питии преосвящ. Феофан замечает: «в законе было определенно прописано, что употреблять в пищу и чего не употреблять. Запрещение основывалось на полезности и неполезности яств, по тамошнему климату, причем имелись в виду и нравственные уроки, вытекавшие наглядно из свойств запрещенных животных и птиц. Но как мудрствователи пошли в ложь, то очень вероятно, что они приплетали к этому какие-нибудь нелепые гадания по духу своего лжеучения.
В законе говорится только о яствах; относительно пития положено правило только о назореях. Потому можно наводить, что мудрецы те выступали в качестве постоянных назореев и правила назорейства делали обязательными для всех. Ессеи казались постоянно назорействующими. Может быть, из этой секты были и Колосские мудрецы, которые и все относящееся до праздников перестроили на свой лад, так что из прежнего взяли кое-что
» (отчасти).
«Не смотря однако же на то, что такое празднование, усеченное и измененное, не было уже вполне Иудейское, однако Апостол не хочет, чтобы Колоссяне касались его. Апостол не вообще отклоняет от праздников, а от празднования в известные дни в духе Иудейства или того лжеучения, которое ходило среди Колоссян. Христианство имеет свои праздники, но в своем духе».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

16. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:

17. это есть тень будущего, а тело – во Христе.

Колосские лжеучители были, вероятно, из евреев, и потому они внесли в свою философию и некоторые обряды иудейские насчет пищи и питания, праздников, новомесячий и субботы, весьма вероятно настаивая на обязательности исполнения их. Святой Павел говорит, что пусть никто не осуждает вас за несоблюдение обычаев иудейских, не обращайте внимания на такие осуждения. Все указанное мною, и вообще весь закон, все постановления ветхозаветные имели временное, прообразовательное значение. Это тень тела, которое есть Христос Господь. Пока Его не было и тень имела значение, указывая на Него, а когда Он пришел, тогда тень потеряла свое значение. В христианстве свои обряды и постановления, которые обязательно исполнять.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Священом Предании.

 

Сектанты говорят:  Слово Божие запрещает руководство преданием (Мф.15:1-9; Мк.7:5-13; Кол.2:8-22).

Ответ: В указанных местах говорится не ο Священом Предании, которое по существу своему не может противоречить Священному Писанию, так как один и тот же Бог есть Виновник того и другого источника вероучения, а ο «преданиях старцев», – «преданиях человеческих», – «заповедях и учениях человеческих», устранявших заповеди Божии (Мф.15:6), извращавших учение Церкви ο лице Иисуса Христа (Кол.2:8), Которого колосские лжеучителя признавали тварным существом, одним из ангелов. Старцы бывают различные (2Ин.1:13Ин.1:1; ср. Мф.15:2; Мк.7:3).

Церковь православная, согласно слову Божию, предостерегает верующих от этих последних преданий, но заповедует держаться только апостольских преданий (2Фес.2:15), записанных ли самыми апостолами («посланием нашим») или их учениками и преемниками («словом»).

Сектанты поступают наоборот: апостольские предания отвергают, а тщательно хранят «предания человеческие». Так напр., не предания ли человеческие: «Вероучение русск. еванг. христиан-баптистов», – «Проектное изложение Евангельской веры, или вероучение евангельских христиан», – «Гусли», – «Тимпаны», – «Кимвалы», – «Заря жизни», – «Новая арфа», постановления съездов сект. и др.? Не «предания ли человеческие» – чины преломления, крещения и пр., совершаемые сектантами?

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible