Скрыть
«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

Не прикасайся, говорится (в законе), не дотрогивайся (Лев. 5:2), то есть не прикасайся, сказано, к прокаженному, не дотрагивайся до страждущего истечением семени (Лев. 15:3 сл.), - не вкушай пищу язычников.

Толкование на послание к Колоссянам

Василий Великий, свт. (†379)

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

Воздержание от пищи, соблюдаемое напоказ и не простирающееся далее заповеди: не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся, - ненавидит душа Господня; но воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь, потому что оно через изнурение плоти устрояет освящение.

Толкование на книгу пророка Исаии

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 20-21 итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

Вообще мы часто ошибаемся в зрении и при иных обстоятельствах видим больше, чем есть на самом деле, и ошибаемся в слухе, и если не хотим ошибиться, то рассматриваем не то, что нам кажется, но то, что нам не кажется. Ведь когда наша душа не заблуждается? Когда достигает престола истины? Не тогда ли, когда отделяется от самого тела, и не обманывается им, и не осмеивается? Ведь она осмеивается видением очей, слухом ушей и поэтому бросает и оставляет их. Посему и апостол вопиет: не прикасайтесь (2Кор 6:17), не дотрагивайтесь, не вкушайте. Все это ведет к тлению, а в тлении - то, что служит для ублажения тела.

О благе смерти

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-22 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», что все истлевает от употребления, по заповедям и учению человеческому?

Итак, если вы со Христом умерли. Это он ставит в средине; а что сильнее, то – впереди и позади. «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира», – говорит, – «то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений»? Здесь нет последовательности. Следовало бы сказать: для чего подчиняетесь стихиям, как будто живые? Но, оставив это, что он говорит? ««Не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому?» (ст. 21, 22).

Вы, говорит, не принадлежите к миру: зачем же покоряетесь стихиям? Зачем (подчиняетесь) тому, что соблюдает мир? И смотри, как он осмеивает их: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», – как будто он удерживает их от чего-то важного. «Что все истлевает от употребления»; посрамил надменность многих, и прибавил: «По заповедям и учению человеческому». Что говоришь ты? Если говоришь о законе, то с некоторого времени и он – учение человеческое. Павел сказал это или потому, что (иудеи) извратили закон, или намекает на (учение) эллинов. Все, говорит, есть учение человеческое.

Толкование на послание к Колоссянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

Слова Писания: «не прикасайтесь», «не вкушайте», «не притрагивайтесь» - некоторые понимают как предписание апостола, запрещающего чего-то касаться, что-то вкушать, к чему-то притрагиваться. Но все как раз наоборот, если я, однако, не ошибаюсь относительно этих столь неясных слов. Павел, конечно же, в насмешку использовал эти слова в отношении [к определенным людям], не желая, чтобы ими вводились в заблуждение и соблазнялись те, кто различал пищу согласно служению ангелов и выносил решение о мире сем, говоря: /«не прикасайся», «не вкушай», «не притрагивайся»/, - хотя для чистых все чисто (Тит 1:15) и всякое творение Божие хорошо (1Тим 4:4) , как он сам ясно заверяет в другом месте.

Послания

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

Не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся - нет сомнения, что это сказано о суевериях, в которые, если кто впадет, тот прелюбодействует от Христа.

Собеседования

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

Приводит и другое наблюдение их относительно пищи, преимущественно иудейское, подобно тому, как относительно дней было приведено эллинское. Посрамляя надмение тамошних догматистов (лжеучителей), апостол говорит, что все это не важно, но оканчивается нетлением в употребляющих; истлевши во чреве, это извергается потом афедроном, так что для души в этом, как оно есть само по себе, нет ни пользы, ни вреда.

по заповедям и учению человеческому

Это не есть наставления божественные, а постановления человеческие. Итак, что же? Разве закон не суть учение Божие? - Он существовал, когда было время, а теперь не существует, потому что время его исполнилось. Или говорит так потому, что его искажали старейшины иудейские, устанавливая предания помимо закона, как об этом и Христос говорит в Евангелии. Или он намекает на учения эллинов.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи

Вот какую высокую премудрость они вам предают! И вы, как дети в школе, сложа смиренно руки, дозволяете им оглашать себя, δογματιζεσθε (2, 20), — такими ничтожностями, как будто несмыслящие, как о чем судить должно и как жить (см.: Экумений, блаженный Феофилакт). «И смотри, как осмеивает их Апостол: не коснися и прочее. Мудрователи те, толкуя это, делали вид, что так поступать есть нечто великое» (святой Златоуст).

Слова эти: не коснися и прочее — указывают будто на иудейские постановления о пище; но с собственно иудейскими порядками Апостол уже покончил (в стихах 16 — 17) Там и о пище и питии поминается. Здесь же разуметь надобно нечто другое, именно: какие-то суеверные мудрования относительно яств и еще чего-то вещественного, — мудрования, выходившие из неправильных воззрений вообще на мир и стихии его. Перед этим Апостол предостерегал от неправых воззрений тех мудрецов на мир духовный, а теперь предостерегает от таких же их воззрений на мир вещественный. Но самых воззрений не касается, а только вывода из них. Из них выходило, что к веществам нельзя относиться безразлично, но что они имеют значение в деле жизни духовной, одни помогают, другие мешают. Отсюда правило: того не касайся, другого не вкушай, иного не осязай. Это отрицательные предписания; но тут же, конечно, само собою подразумевалось: а того-то касайся, это вкушай и осязай. Такие суеверия отвлекали упование от Бога и внушали опираться им на вещественное — тленное и непрочное. Амвросиаст пишет: «Апостол запрещает всякого рода надежду на вещественное; ибо она суетна».

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам

Севериан Габальский, еп. (†431)

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

[Павел] излагает это как языческие учения. Ведь в своем заблуждении они повелевают ни касаться, ни вкушать никакой животной пищи: ведь якобы все это дано людям на тление, из-за того, что человек истребляет и потребляет живые существа, совершая злоупотребление и насилие над жизнью. Поэтому, согласно их заповедям и учениям, нельзя касаться того, что дано от Бога.

Фрагменты

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Ст. 20) Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: (Ст. 21)  «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» (Ст. 22)  (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?


Аще умросте со Христом от стихий мира, почто аки живуще в мире стязаетеся; не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи – по заповедем и учением человеческим (Кол.2:20-22). В связи с предшествующим (Кол.2:18-19) и последующим (Кол.2:23) эти слова апостола являются обличением для самовольного, не основанного на Слове Божием и на повелениях Церкви, «служения», в котором, с одной стороны отвергалось значение заслуг Христовых и отрицалось совершенное Христом приведение человечества к Богу (1Петр.3:18), а с другой – надежда полагалась на помощь ангелов и на изнурение тела, как начала злого, стоящего преградой между человеческим духом и небесными духами. Возвращая своих читателей на истинный путь веры, апостол как бы так говорит: у вас вся надежда должна быть на Христа, мирские вещи и плотские состояния спасти вас не могут и как средства спасения для вас не существуют («вы умерли для стихий мира»), а посему не полагайтесь на соблюдение правил воздержания (не прикасайся, не вкушай), как если бы оно само по себе могло спасать вас и соединять с небом. И мы, православные христиане, если содержим посты, не приписываем этому той спасающей силы, которая заключена единственно в заслугах Христовых, а употребляем пост, как средство сообразоваться Христу, сраспинаться Ему, изображать Его в своей жизни. Достоинство поста всецело зависит от того, с какими чувствованиями он соединяется и какие верования он собою выражает. Если он соединяется с лицемерием, или с гордостью, или с отрицанием необходимости Христовых заслуг (как здесь), то он прямо греховен и подлежит осуждению. Если же он выражает желание жить со Христом одинаковою жизнью, мертвость Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится (2Кор.4:10), то такой пост заслуживает высокой похвалы.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-22 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» что все истлевает от употребления, по заповедям и учению человеческому

Так как аскетические правила лжеучителей были все же понятнее и удобоприемлемее для Колоссян, чем их отвлеченные теософические рассуждения об ангелах, то с этой стороны, очевидно, надвигалась на Колосскую церковь наибольшая опасность, и потому Ап. еще раз обращается к этим «правилам». Для него представляется весьма странным то обстоятельство, что Колосские христиане, которые, как христиане мыслятся уже умершими со Христом и с этим вместе оставившими те первоначальные ступени ведения («стихии мира» ср. ст. 8-й), на каких они прежде стояли, что эти христиане снова, как бы живущие в мире - в том мире, который еще продолжает руководиться в своей жизни этими элементарными познаниями («стихиями мира») - снова позволяют ставить себя в зависимость от различных правил или постановлений, имеющих характер строгих и твердых предписаний (такой смысл имеет выражение «держитесь, постановлений» - по греч. δογιχατίζεσθε от δόγμα = предписание). Предписания эти относятся к различным сортам яств и питий, о которых лжеучители говорили: «не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся». Против такой боязни Ап. говорит, что все это, т. е. и пища и питье истлевает от употребления или при употреблении в пищу (αποχτήσει), переваривается и никакого вредного в нравственном отношении действия на человека производить не может. - По заповедям и учению человеческому, т. е. еретики руководятся, в этом случае отдельными правилами, которые сложились у Иудеев в качестве дополнений к закону Моисееву, и учением или разными философскими взглядами, которые лежали в основе этих правил.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Кол. 2:8

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 20-23. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.

Заключая свои вероучительные наставления, Апостол снова предостерегает Колоссян от ложного значения в деле приближения к Богу суемудренного воздержания, расстраивающего здоровье, лишающего возможности исполнять свои обязанности и доводящего до изнеможения, причем с особенною силою он отвращает их от раболепного преклонения пред веществами природы, как бы имеющими какое-то таинственное влияние на приближение к Богу или отдаление от Него.

Но мнению Иоанна Златоуста, Апостол далее осмеивает еретиков. «Смотри, говорит он, как осмеивает их Апостол: не коснися, ниже вкуси... Мудрствователи те, толкуя это, делали вид, что поступать так есть нечто великое». «Слово (имуща премудрости), а не силу, следовательно – не истину. Посему будет отвращаться того, кто имеет только слово премудрости. Ибо иной кажется и благочестивым, и скромным, и презирающим тело, а на самом деле он не таков». «Мысль здесь у Апостола та же, что и у Спасителя, когда Он учит, что не входящее во уста, а исходящее из сердца сквернит человека. И он внушает: не придавайте вы важности этим ничтожностям, не опирайтесь на них, а все внимание обращайте на строй сердца и его расположения. Уж и поэтому следует отвращаться от этих мудрователей, но больше еще потому, что их уроки – не от Бога, а человеческие измышления. Построили те мудрецы свою веру и для ней придумали особый чин богослужения. У наших хлыстов тоже бывает своя служба. Они и в церковь ходят, но своя служба им слаще, потому- что она самовольная. То же начинает заводиться и у спиритов. Только не к Богу относятся они, а к духам (правее – к бесам). Подобное могло быть и у тех мудрецов и учеников их». «Может быть, они и истязали себя как-нибудь. Само по себе непощадение тела в благоразумной мере и со святыми целями не укорно, а похвально. Иже Христовы суть, плоть распяша (Гал5:24).

Если Апостол с укором отзывается о нем здесь, то, конечно, потому, что оно, кроме уродливого вида, в каком являлись, по направлению и духу своему было дурно и было смешано с суевериями
». «Бог создав тело, не врага приставил к душе, а сотрудника, а они обходятся с ним, будто с врагом, истязуют, не питают» (преосвящ. Феофан).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

20. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:

21. «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

22. (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?

Телесное воздержание очень полезно в христианской жизни, но не само по себе, а как средство для свободы и возрастания духа. Колосские же лжеучители придавали ему самостоятельное значение, связывая с веществом, употребляемым в пищу или питье, какое-то мистическое значение для служения ангелам, и составили свои законы, что есть и что пить, и наоборот Святой Павел в предостережение говорит, что христиане умерли со Христом для вещественного мира, чтобы жить духовною жизнью для неба – для Бога, поэтому им и не следует держаться постановлений мирских, касающихся вещественного – того-то не только не вкушай, но и не прикасайся, не дотрагивайся до него, а то-то вкушай. Но все вещественное, ничтожно употребленная пища сгнивает и уничтожается, и как учит Спаситель, не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст (Мф.15:11). Не следует слушать лжеучителей, потому что они предлагают свои, человеческие заповеди и учение, а не Божьи.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Священом Предании.

 

Сектанты говорят:  Слово Божие запрещает руководство преданием (Мф.15:1-9; Мк.7:5-13; Кол.2:8-22).

Ответ: В указанных местах говорится не ο Священом Предании, которое по существу своему не может противоречить Священному Писанию, так как один и тот же Бог есть Виновник того и другого источника вероучения, а ο «преданиях старцев», – «преданиях человеческих», – «заповедях и учениях человеческих», устранявших заповеди Божии (Мф.15:6), извращавших учение Церкви ο лице Иисуса Христа (Кол.2:8), Которого колосские лжеучителя признавали тварным существом, одним из ангелов. Старцы бывают различные (2Ин.1:13Ин.1:1; ср. Мф.15:2; Мк.7:3).

Церковь православная, согласно слову Божию, предостерегает верующих от этих последних преданий, но заповедует держаться только апостольских преданий (2Фес.2:15), записанных ли самыми апостолами («посланием нашим») или их учениками и преемниками («словом»).

Сектанты поступают наоборот: апостольские предания отвергают, а тщательно хранят «предания человеческие». Так напр., не предания ли человеческие: «Вероучение русск. еванг. христиан-баптистов», – «Проектное изложение Евангельской веры, или вероучение евангельских христиан», – «Гусли», – «Тимпаны», – «Кимвалы», – «Заря жизни», – «Новая арфа», постановления съездов сект. и др.? Не «предания ли человеческие» – чины преломления, крещения и пр., совершаемые сектантами?

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible